Методические рекомендации.
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кирилюк Елена Валентиновна

Примерные конспекты занятий (экскурсий) в экологический мини- музей (для  детей 6-7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_v_starshey_gruppe.doc0 байтов
Microsoft Office document icon zanyatiya_dlya_podgotovitelnoy_gruppy.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Примерный комплекс занятий (экскурсий)

для детей  подготовительной группы

Примерный комплекс занятий

по формированию экологической культуры у дошкольников

подготовительной  группы

Октябрь

2неделя

Тема: «Наш - мини музей»

Цель: обобщить знания детей о назначении мини - музея.

 Повторить правила поведения в музее.

 Повышать интерес к познанию родного края.

Воспитывать любовь к родной природе.

Словарная работа:

Экспонат,

выставка,

мастерская Марьи искусницы

Выставочный зал

Зона отдыха

Предварительная работа

Подбор аудио записи «Голоса леса».

Чтение интересных историй о природе.

Материалы и оборудование

Распределение материалов мини – музея по определенным темам- блокам

Красная книга

Охрана природы

Выставка детских рисунков

Поделки детей

Театральная зона

Игровая зона

мастерская

Ход занятия

Повторение

-Какие музеи вы знаете? Что в них есть?

Как надо вести себя в музее?

Что есть в нашем мини- музее?

Экскурсия по выставочному залу

-Вспомните, что такое Красная книга?

-Каких животных надо особо оберегать?

Рассматривание выставки рисунков и поделок.

Есть ли здесь ваши работы?

Вспомните, что это за цветок?

Это цветик- семицветик, каждый лепесток напоминает нам что, находясь в лесу надо быть

1 лепесток-  внимательными

2- послушными

3- заботливыми,

4-находчивыми,

5- смелыми,

6- умными,

7-полезными.

                                                 Включается аудиозапись «Голоса леса»

Дети отправляются в мастерскую Марьи искусницы

Изобразите наш мини- музей в своих рисунках

Оставьте свои впечатления на бумаге.

Дети рисуют на тему «Наш мини- музей»

Октябрь

4 неделя

Тема: «Как человек охраняет природу»

Цель: дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить для этого создают заповедники- территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена: познакомить с Красной книгой – Югры, рассказать о том,   что есть охраняемые растения и животные, которых осталось мало и которые могут исчезнуть совсем: показать и назвать местные растения, которые находятся под охраной.

Словарная работа

Заповедник,

природный парк,

лесник,

экологи,

юннаты,

зеленый патруль

Предварительная работа

Чтение рассказов о Юннатах, зеленом патруле, о профессии лесник.

Стихи об охране природы.

Материалы:

Слайды

Изо принадлежности

Ход занятия

В жизни люди ведут себя по-разному и  всем бывает приятно от добрых поступков, хороших дел.

Вспомните, какие хорошие поступки вы совершали, (по очереди выслушивает каждого, всякий раз уточняя, кому было хорошо от того или другого поступка).

А как человек природе может сделать приятное? Совершить хороший для нее поступок?

ИТОГ:

Посадить деревца, сделать парк, сделать кормушки для птиц, обкапывать деревца по весне, белить ствол дерева, чтобы вредные насекомые не смогли кору повредить и др.

А кто следит за порядком на улице? в лесу? парке?

Кто такой лесник?

Слайды

Беседа по ходу  показа слайдов.

«Хорошо-плохо!»

Работа в мастерской Марьи - искусницы

Рисование плакатов об охране природы

Ноябрь

2неделя

Тема: «Как вести себя в природе»

Цель: закрепить  у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.

Рассмотреть плакаты, буклеты и памятки по охране природы на музейных экспонатах

Ноябрь

    4неделя

Тема: «Экологические знаки»

Цель: ознакомление детей с правилами экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой и формирование соответствующих правилам зрительных образов -экознаков, расширение позитивного опыта взаимодействия с природой и социумом, формирование мотивационной сферы экологической деятельности.

декабрь 2неделя

Тема: «Цепи питания»

Цель: формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса — растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес — это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

январь 4неделя

Тема: «Природоведческая викторина»

Цель: сформировать представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы, научить правилам поведения в природе, понимать связи, существующие в природе (через составление пищевых цепочек), перечислят охраняемые растения и животных, вписанных в Красную книгу, отгадывать загадки, быстро находить правильный ответ, задавать вопросы друг другу.

Февраль

 2 неделя

Тема: В гостях у «Марьи -искусницы»

Цель: принять участие в изготовлении экспонатов для мини- музея (творческой мастерской).

Познакомить          с          новыми экологическими играми Повышать         интерес   детей   к игровому                       материалу,

продуктивной деятельности.

Формировать         экологическую

культуру       через       прикладное

искусство.

Воспитывать   гордость   за   свой

труд.

4 неделя

Тема: «Животные на гербах городов округа»

Цель:      обобщить     знания     о символике     города,     расширить знания      детей      о      значении символов-    дать    понятие        о геральдике.  Рассказать значение каждого герба городов округа. Учить   детей   понимать   символ герба,

Развивать      память      внимание, сообразительность. Воспитывать чувство гордости за родной край.

 Март

2 неделя

Тема: «Весенний вернисаж» (Плакат, рисунок, коллаж)

Цель: обобщить знания детей о работе нашего мини-музея, побуждать детей к желанию выразить свои чувства через изготовление мини-газеты о музее. Развивать память детей, эстетический вкус. Воспитывать уважение к искусству вообще, учить детей передавать свои эмоции через рисунки. Формировать творческую активность.

4 неделя

Тема: «Станем юными защитниками природы»

Цель: учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение                    сочувствовать, сопереживать;     познакомить     с жанром плаката, учить создавать плакаты     на    тему    бережного отношения к ели.

Апрель

 2 неделя

Тема: «День Земли»

Цель: расширить знания детей о праздниках, показать особенность данного   праздника   -22   апреля

-день Земли.

Обобщить     знания     детей     об охранных                мероприятиях, воспитывать гордость за родную природу.

Побуждать детей сделать подарок Земле.

4 неделя

Тема: «В гости к «Марье

искуснице»

(изготовление поделок по

желанию детей)

Цель: принять участие в изготовлении

экспонатов для мини- музея

(творческой мастерской).

Познакомить с новыми

экологическими играми

Повышать  интерес детей к игровому

материалу, продуктивной

деятельности.

Формировать экологическую культуру

через прикладное искусство.

Воспитывать гордость за свой труд.

      май

2 неделя

Итоговое - конкурс «Мой родной край»

Цель: обобщить знания о нашем крае развивать творческую активность детей,

Учить детей использовать полученные знания пи ответах викторины. Оформить фотовыставку в мини-музее «Будь природе другом!».

 4 неделя

 Экологический праздник

             (развлечение)

Цель: создать благоприятный настрой, эмоциональное настроение у детей.

Ноябрь

2неделя

Тема: «Как вести себя в природе»

Цель: закрепить  у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.

Рассмотреть плакаты, буклеты и памятки по охране природы на музейных экспонатах

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПРИРОДЕ – 2 ЧАСТЬ

Советы педагогу. Это занятие нужно провести перед экскурсией или перед походом в природу. Ребята заранее осваивают правила поведения. Их ответы по оценке предложенных ситуаций должны быть примерно такими.

1. Те, кто собираются в поход с ночлегом, должны иметь с собой надувной матрац, спальный мешок и всё необходимое, чтобы

не причинять урон лесу.

2. Костры без крайней необходимости не разводят, но если,без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить её назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костёр всегда тщательно тушат.

3. К чему приводит неправильное поведение у птичьих гнёзд хорошо сказано в эссе Н. Сладкова «Мы только посмотрим!».

— Мы только посмотрим, как птичка вьёт гнездо! Посмотрели, птичка перепугалась, бросила начатое гнездо.

— Мы только взглянем, как это птичка на гнезде сидит! Взглянули, напугали, птичка насиживать перестала.

— Мы только поглядим, какого цвета в гнезде яйца! Поглядели, птичка крик подняла. Услыхала ворона и, когда

все ушли, яйца проглотила.

— Мы только сосчитаем, сколько в гнезде птенчиков! Стали считать, тыкая пальцем, птенчики испугались и выбросились из гнезда раньше срока.

— Мы только подержим лесного цыплёночка и отпустим!’ Подержали, погладили, а тетёрка других цыплят уже далеко

увела. Потерялся тетеревёнок!

Столько в округе птичьих гнёзд было — ни одного не осталось! Столько насмотрелись, что и смотреть больше не на что…

4, 5. Диких животных, их детёнышей и птенцов нельзя уносить из природной среды. Жилища людей для них чужды. К тому же, птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные оказываются не приспособленными к свободной жизни.

6. Всё меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их — значит уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из «темницы», в которой оказалась, и очень скоро её великолепные крылышки обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало своей красотой. Ловить красивых насекомых нельзя. Из крупных бабочек можно неограниченно ловить только капустную белянку и других белянок.

7. Щенка нужно было найти обязательно, иначе он может стать бродячей собакой. В лесу такие животные уничтожают всё подряд, очень обедняя природу. Весной и в начале лета, когда у многих зверей появляются малыши, а птицы высиживают яйца или кормят птенцов, собак в лес и в парки не берут вообще, так как они там могут разорять гнёзда, пугать птиц и зверюшек.

8. На лоне природы слушают тишину и звуки природы.

9. Рвать цветы в природе не следует, тем более если они очень красивые и придают местности особую живописность. Кувшинки стали очень редки, поэтому рвать их недопустимо даже ради очень светлых намерений. Эти цветы внесены в Красную книгу Беларуси. Вне воды они теряют свою привлекательность, их венчик быстро поникнет.

Однако есть лесные травы, образующие сплошные цветущие ковры. Например, на Гомельщине во влажных лесах — это ветреница дубравная. Её можно взять для изящного букета из нескольких цветков. Если дети сорвут в лесу небольшой букетик таких цветов для близких, чтобы подарить им запах леса и своё внимание, принести домой радость и доброе настроение, не останавливайте их. Природой предусмотрен и светлый душевный порыв. Но сбор небольших букетов допустим только тогда, когда цветы действительно многочисленны и могут размножаться и семенами, и корневыми почками. Собирать такие цветы нужно, возвращаясь с прогулки, а не в её начале.

Ветреница дубравная, или белая перелеска, — ядовитое растение. Предупредите детей, чтобы они не брали её стебли в рот.

Когда на экскурсии встречается цветущая черёмуха, нужно объяснить детям, что нельзя уродовать дерево, ломая все ветки без разбору и унося из леса огромные охапки. Нужно помнить, что на месте цветков появятся лекарственные ягоды. Однако аккуратно срезать несколько веток можно. Взгляните на дерево как добрый хозяин и срежьте лишь те веточки, которые не ухудшат его общий вид, а, напротив, сделают его стройнее. Букет срезают, возвращаясь домой, не заранее.

10. Природные сообщества — леса, луга, берега водоёмов — не место для захоронения мусора. Все отходы после отдыха нужно увозить с собой в город, особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали. Копать ямы для мусора — значит усиливать на природу своё воздействие.

11. Бросать что-либо в водоёмы недопустимо. Пруды, реки, озёра — это место обитания многих животных и растений. Нельзя превращать их в кладбища всякого хлама только потому, что под водой нам не видно всё это безобразие. Водоёмы — это жизненное пространство рыб, бесчисленного количества различных беспозвоночных и микроорганизмов, а также многих птиц и зверей. От чистоты водоёмов зависят возможности полноценного отдыха и рыбного промысла. Как часто по вине бестолковых людей другие вынуждены обращаться к врачу с ранами на ногах.

12. Сжигать полиэтиленовую плёнку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании, даже следовые количества которых могут влиять на наследственные структуры человека и животных. Кроме того, в золе остаётся смола, которая не разлагается естественным путём. Всё это нужно было взять в город, чтобы выбросить в общий мусоросборник, содержимое которого уничтожается централизованно.

В экономически развитых странах использованные синтетические упаковки собирают в специальные коллекторы для повторной переработки, которые строят рядом с крупными торговыми точками. Уровень экологической культуры населения таков, что люди пользуются услугами этих коллекторов независимо от благосостояния семьи.

13. Пищу никогда не сжигают и не делают её непригодной для еды. Если рядом есть водоём, подкормите рыбу тем, что осталось. Хотя летом корма для всех достаточно, однако то, что вы оставили, кто-либо из животных съест.

14. Тот, кто вырезает надписи на деревьях или уродует ими скалистые обнажения, глыбы и могучие валуны, расписывается в своём бескультурье. Однако причинять дереву новую травму не следовало бы, хотя желание Юры стереть этот позор вполне понятно.

Ребят только тогда можно считать готовыми к походу, когда каждый из них умеет правильно оценить любую ситуацию и знает элементарные правила поведения. Особенно тщательно готовят тех ребят, которым свойственно совершать. непродуманные поступки.

Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.

1.  На природе запоминать увиденное

2.  Ходить по тропинкам

3.  Не ломать ветки деревьев.

4.  Не топтать цветы, травы.

5.  Не кричать, не включать громко музыку.

6.  Не лезть в птичьи гнезда.

7.  Не ловить насекомых.

8.  Не разрушать грибницы.

9.  Не ловить мальков и лягушек.

10. Не рвать паутинки.

11. Не оставлять не затушенных костров.

12. Не разорять муравейники.

Конспект занятия

Тема: "Красная книга"

Программное содержание:

Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Словарь: Красная Книга, заповедник.

Упражнять в умении классифицировать животный мир.

Оборудование:

Картинки, изображающее редких и исчезнувших животных и растения, Красная Книга области, карта области.

Ход занятия:

Ребята, на нашем полуострове очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут в Крыму? Какие животные обитают на нашем полуострове? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море? (Ответы детей).

Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Посмотрите на эти картинки. (Показ). Вот это – тюлень-монах, а это – обыкновенный длиннокрыл. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Вот так выглядит Красная Книга Крыма. (Показ). А есть и Красная Книга Украины. И другие Красные Книги.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей).

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.

Взгляните на эти картинки. (Показ). На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в Крыму осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках? (Ответы детей).

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? (Ответы детей).

Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду.

Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие красивые стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Ознакомление с природой на занятиях

В подготовительной к школе группе в центре внимания воспитателя стоят работа по обобщению и систематизации знаний детей о природе, формирование первоначальных понятий, позволяющих детям шире ориентироваться в окружающем. Усвоение знаний такого характера обусловлено дальнейшим развитием у старших дошкольников целой системы познавательных умений, таких, как умения анализировать объект или явление, сравнивать, обобщать по выделенным признакам, умение устанавливать связи между фактами.

Решение этих сложных задач требует системы специально организованных занятий.

Наряду с занятиями, на которых осуществляется формирование конкретных представлений о животных, растениях, явлениях неживой природы, широко используются занятия, обобщающие знания детей. Они проводятся методом беседы, сравнительных и обобщающих наблюдений и имеют целью формирование понятий, систематизацию накопленных представлений.

Для того чтобы обобщения на занятиях не заучивались детьми формально, воспитателю предварительно необходимо организовать целую систему работы, обеспечивающую непосредственное восприятие конкретных явлений, уточнение полученных впечатлений, накопление чувственного, сенсорного опыта, ярких образов.

Рекомендуется проводить занятия типа экскурсий в природу методом наблюдения. На них воспитатель целенаправленно формирует способы непосредственного познания объектов природы — разнообразные обследовательские и поисковые действия, дифференцированное восприятие, использование сенсорных эталонов.

Однако, планируя наблюдения, экскурсии, воспитатель не должен рассматривать объекты так же, как в средней и старшей группах. Необходимо учить детей по-новому смотреть на знакомое: например, рассматривая на занятии кошку или собаку, можно искать ответ на вопрос, домашнее это животное или дикое.

Основные знания, умения и навыки у старших дошкольников формируются на природоведческих занятиях. Они широко используются при организации разнообразных занятий по другим разделам работы — по изобразительной деятельности, развитию речи (составление описательных рассказов и т. д.). Это создает условия для закрепления знаний, анализа природного объекта или явления с разных точек зрения. Занятия, на которых дети изображают природу, формируют эстетическое ее восприятие; занятия по развитию словаря и связной речи способствуют выделению признаков, свойств природных объектов, связей и отношений между ними, повышают степень осознанности усваиваемого материала.

При решении более сложной познавательной задачи, требующей развертывания некоторой системы доказательств какого-либо положения, занятия, соединяясь с другими формами работы, составляют элементарную поисковую деятельность. Например, для того, чтобы определить, является ли растение живым организмом, необходимо провести занятие по формированию понятия «живое» и выявить основные признаки, отличающие живое от неживого. Рассматривание на занятии растения поможет определить наличие основных органов, их целостность, состояние растения, условия, в которых оно находится. Затем может быть организована система опытов по определению признаков живого у данного растения (выявляется способность двигаться, питаться, чувствовать изменения условий внешней среды и т. д.). В заключение может быть проведена обобщающая беседа, в которой устанавливается принадлежность этого растения к живому (или неживому). Организация элементарной поисковой деятельности стимулирует интерес детей к природе, активизирует их.

К б—7 годам у дошкольников складывается некоторый опыт познавательной деятельности, создаиются условия для формирования познавательных интересов. Это достигается постепенным усложнением познавательных задач, использованием разнообразных активных методов и приемов на "занятиях. Особое внимание следует уделять правильной постановке познавательной задачи в любом типе занятий по ознакомлению с природой. При этом следует учитывать, что активно решать задачу старший дошкольник будет лишь при условии, если знания, получаемые на занятии, необходимы ему для выполнения каких-либо практических (уход, выполнение заданий по изодеятельности и т. д.) или учебных действий (научить этому кого-либо или рассказать кому-либо из старших).

Задача может быть поставлена в игровой форме. При этом воспитатель может использовать на занятии игровой персонаж (Незнайка, Емеля и т. д.), ошибки которого необходимо исправить детям. Например, Незнайка решил всех домашних животных поселить в лесу; на занятии дети доказывают, почему этого нельзя делать и т. д. Таким образом воспитатель вызывает интерес к занятию, радость от знания.

Другим важным требованием к занятиям является организация активной деятельности детей с познаваемым материалом. Учитывая, что у воспитанников подготовительной к школе группы сформированы многие учебные навыки, появляется возможность широко использовать на занятиях раздаточный материал: иллюстрации, модели для коллективной и индивидуальной работы, обследовательские и практические действия. Элементы самостоятельности, творческого мышления на занятиях активно развиваются, если воспитатель использует противоречивые или проблемные ситуации. Например, чтобы сформировать понятие «растения», можно поставить вопрос: семя — это растение или нет? При уточнении понятия «домашние животные» спросить, относятся ли к ним муха, мышь.

В подготовительной к школе группе вопросы воспитателя являются стержнем, определяющим и логику занятия, и характер познавательной деятельности дошкольников. Основное место среди них должны занимать те, которые требуют от детей размышления, установления причинно-следственных связей, умения использовать на занятиях представления, полученные в повседневной жизни. Однако вопросы и задания такого типа должны следовать после тех, которые направлены на выявление конкретных признаков предметов и явлений. Это повысит степень осознанности усваиваемого материала, создаст необходимую базу для самостоятельных умозаключений.

Важно, чтобы дети не только усваивали знания о природе, но и учились задавать вопросы, самостоятельно искать ответ, используя для этого умения обследовать предмет или сравнивать его с другим, сопоставляя с условиями, в которых объект живет, и т. д. В связи с этим уместны вопросы воспитателя типа: как ты узнал? Как это доказать? Как можно проверить?

Значительное место в работе с детьми занимают такие методы, как моделирование, опыты, опирающиеся на активность и растущую самостоятельность познания дошкольника.

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе осенью

 

Беседа о лете

Цель. Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

Как узнать насекомое среди других животных

Цель. Сформировать у детей элементарное понятие о том, что насекомые — это маленькие животные, имеющие три части тела (голова, Грудь, брюшко), шесть

ног, у многих есть крылья. Насекомые живут везде: в воздухе, на земле и в земле, на воде и в воде. Расширить представления о способах передвижения этих животных — Ползают, прыгают, плавают, летают; пище — питаются разными частями растений и их соками, некоторые едят других маленьких насекомых; вырастают из яичек, которые откладывают взрослые насекомые. Продолжать учить детей моделировать существенные признаки объектов, пользоваться моделью при определении принадлежности новых к выделенной группе. Продолжать учить слушать и слышать ответ сверстника, доказательно его анализировать.

Беседа «Какие бывают насекомые»

Цель. Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местам обитания (наземные, водные), способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и особенностями защиты от врагов, между способом передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Знакомство со свойствами воздуха

Цель. Дать детям знания о том, что воздух — условие жизни растений и животных; живые существа не могут жить без воздуха. Сформировать конкретные представления о некоторых свойствах воздуха: есть везде (в воде, в земле, в комнате, на улице; воздух вокруг нас), невидим, прозрачен, может двигаться (ветер), перемещать другие предметы (листья — листопад, снег — пурга, вьюга). Растения, животные дышат воздухом, у животных есть для этого специальные органы — легкие, жабры; растения дышат всеми частями — листьями, стеблем, корнями. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.

Беседа «У воды, на воде, в воде»

Цель. Углубить и обобщить представления детей о водоеме как среде обитания животных и растений. Учить устанавливать конкретные взаимосвязи между живущими у воды и в воде животными и растениями, видеть приспособления их к жизни в этих условиях.

Экскурсия  в парк «Как растения готовятся к зиме»

Цель. Формировать у детей конкретные представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Зарядка аквариума

Цель. Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные — катушка, физа, прудовик). Уточнить представления о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме. Учить создавать водную среду для аквариумных рыбок. Воспитывать наблюдательность.

Беседа об осени

Цель. Обобщать и систематизировать знания детей об осени. (Постепенно дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, приостанавливается рост растений, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях и на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, перелетные птицы. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи.) Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе зимой

Беседа «Зимовье диких и домашних животных»

Цель. Уточнить  и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных зимой. (О домашних животных заботятся люди. Они готовят на зиму корм, утепляют жилище коров, лошадей, кормят их, лечат, выхаживают детенышей. Дикие животные удовлетворяют свои потребности сами: добывают пищу, устраивают жилище, спасаются от врагов.) Учить детей устанавливать связи между приспособлением животных, особенностями среды и места обитания, способами удовлетворения потребностей и повадками. Воспитывать интерес к жизни животных.

Беседа «Гололед»

Ц е ль. Сформировать у детей элементарное представление о гололеде как явлении природы: большие участки земли, дороги, тротуары покрываются льдом, становятся опасными для передвижения (лед гладкий, скользкий, прозрачный — может быть незаметным на асфальте). Дать знания о том, что гололед появляется, если после оттепели начинаются заморозки. Учить устанавливать связь между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды. Уточнить представления о труде людей по борьбе с гололедом. Воспитывать умение вести себя при гололеде, стремление помочь людям, попавшим в беду, уважение к труду дворника.

Беседа «Как растения приспособились зимовать»

Цель. Закрепить представление об основных потребностях растений в тепле, свете, влаге, питании, о состоянии условий среды поздней осенью и зимой (света недостаточно, холодно, вода и земля замерзли). Научить сравнивать состояние растений летом и поздней осенью, выявлять причины различий. Конкретизировать и углубить представление о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования (растения не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые), о том, как можно помочь им зимовать (не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли). Воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним.

На таком занятии может быть использована модель, характеризующая состояние основных факторов среды в разные сезоны: летом и зимой.

Беседа «Как узнать зверей среди других животных»

Цель. Сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие 4 ноги, тело которых покрыто кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком — млекопитающие). Учить анализировать объекты, выделять существенные признаки, фиксировать и- обобщать их по элементам модели. Воспитывать умение использовать накопленные ранее на занятиях и в повседневной жизни представления о зверях для доказательства своего мнения.

Беседа «Как животные приспособились к зиме»

Цель. Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования (звери запасают еду, накапливают жир, утепляют жилища, меняют шерстный покров, впадают в спячку, меняют корм, в холод активно двигаются, чтобы согреться; птицы — одни улетают в теплые края, другие приближаются к жилью человека, переходят на другой корм; рыбы опускаются на дно, ведут малоподвижный образ жизни, дремлют; насекомые прячутся в кору деревьев, щели, старые листья). Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым условиям. Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания. Воспитывать стремление помочь птицам, зверям зимой.

Обобщающая беседа «Как узнать зиму»

Цель. Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно; земля покрыта снегом, при ветре бывает вьюга, пурга; вода рек, озер замерзла, они покрылись льдом). Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, о возможностях удовлетворения ими основных потребностей; обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой (лесные звери зимуют по-разному — одни спят, другие активные, о домашних животных заботятся люди; насекомые спрятались, их не видно, птицы улетают или приближаются к жилью человека; рыбы дремлют, зарывшись в ил на дне). Сформировать элементарное понимание зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (мало света, тепла, вода и земля замерзли; растения находятся в состоянии покоя; животные не могут найти себе достаточно еды, им холодно — они изменили образ жизни и поведение). Воспитывать интерес к зимним явлениям природы.

Перечень занятий, рекомендуемых для проведения  подготовительной к школе группе весной

Черенкование комнатных растений

Цель. Сформировать у детей представление, что некоторые растения можно размножать черенками (герань, традесканция, фуксия, бегония вечноцветущая). Научить отличать черенок — часть стебля, у которой есть несколько листочков. Уточнить представления об условиях, необходимых для роста растений. Научить видеть сигнальный признак прижившегося черенка (появление нового листа); учить правильно сажать черенок (так, чтобы соединение нижнего листа к черенку было прижато землей), правильно ухаживать за ним, создавать необходимые условия; воспитывать желание вырастить растение.

Наблюдение «Кошка с котятами»

Цель. Выявить признаки кошки с котятами как домашних животных, как зверей (кошка и котята — звери, потому что их тело покрыто шерстью, у них по четыре ноги, есть рот с острыми зубами, чтобы грызть пищу, кошка родила котят живыми и кормит их своим молоком; кошка и котята — домашние животные, потому что живут с человеком, человек о них заботится — кормит, отпускает гулять, ласкает, лечит, приучает правильно вести себя в доме; кошки приносят пользу ловят мышей, доставляют людям радость). Воспитывать у детей удовольствие от общения с кошкой и котятами.

Беседа «Уход за комнатными растениями»

Цель. Уточнить и конкретизировать представления, детей о жизни растений весной (быстрее растут, появляются новые побеги, листья, цветы). Учить устанавливать причинные связи, анализируя особенности условий весной (тепло, много света, влаги, оттаяла почва). Развивать умение соотносить потребности растений и условия среды, делать выводы об изменении способов ухода за комнатными растениями (увеличение полива, пересадка, деление куста у некоторых разросшихся растений). Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Пересадка комнатных растений

Цель. Уточнить представления детей о потребности растений в месте для обитания (корни разрастаются, растению не хватает места питания, его необходимо пересадить в большой горшок). Учить детей пересаживать растение (вынуть ком земли вместе с корнями из маленького горшка, поместить в большой и добавить плодородной земли вокруг). Воспитывать умение работать аккуратно, сохраняя целостность корней и других частей растения.

Беседа «Растение — живое существо» 

Цель. Обобщить представление о растениях, сформировать элементарное понятие «растение» (живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держать и питать, стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам, листья, чтобы улавливать свет, дышать; растения живут на земле, в воде, они не передвигаются в поисках пищи. Растения бывают разные: деревья, кусты, травы). Учить детей моделированию признаков понятия «растение».

Беседа «Путешествие за капелькой воды»

Цель. Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года. Учить устанавливать зависимость состояния воды от температуры воздуха, различать и называть явления природы, связанные с различным состоянием воды: моросящий дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед на водоемах, половодье, сосульки, ручейки, лужи; зимой вода холодная, летом — теплая. Уточнить значение воды для жизни растений и животных.

Беседа «Все нужны друг другу в лесу»

Цель. Обобщить представления детей о лесе как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кусты, трава, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Конкретизировать представления о типичных для леса жителях. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного произрастания растений и проживания животных. Сформировать обобщенное представление о том, что лес — дом для животных и растений. В нем все нужны друг другу. Учить детей правильно вести себя в лесу.

        

                                                         

С ПРАЗДНИКОМ, ЗЕМЛЯ!

Сценарий для детей от шести лет

Под запись звуков природы «Голоса птиц» в зал входят дети, одетые в костюмы мотыльков и птиц.

1-й ребенок:

Есть просто храм,

Есть «храм науки»,

А есть еще природы храм —

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

2-й ребенок:

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

3-й ребенок:

Ты, человек, сильнее с каждым днем,

Но, в Космос отправляя корабли,

Не забывай: ты — только часть Земли,

Она — твой настоящий отчий дом.

4-й ребенок:

Ты дышишь чистым воздухом лесов

И воду пьешь из полноводных рек,

Ты сыт ее хлебами, человек,

Откликнись на ее печальный зов.

5-й ребенок:

Есть одна планета-сад

В этом Космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликают перелетных.

6-й ребенок:

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Все дети вместе:

Береги свою планету,

Ведь другой планеты нету!

Ребята исполняют песню «Ветерок с березой шепчутся» (муз. Е. Архиповой, сл. П.Синявского). Затем участники садятся на ковер. Девочки, изображающие цветы, исполняют танец цветов под произведение М.Пляцковского «Утро». Во второй части танца к цветам «подлетают» мотыльки — мальчики (движения символизируют связь растений и насекомых). После танца «мотыльки» рассказывают о себе.

1-й ребенок:

Я живу и в лесах, и в садах, и в лугах.

2-й ребенок:

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

3-й ребенок:

Мне еда и питье — ароматы цветов.

4-й ребенок:

Но живу я недолго — не более дня.

5-й ребенок:

Будь же добрым со мной и не трогай меня.

Мальчики исполняют песню «Мотылек» (муз. Е. Архиповой, сл. В.Татаринова).

Затем о себе рассказывают девочки-цветы.

1-й ребенок:

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это,

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

2-й ребенок:

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли,

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

3-й ребенок:

В нас молчало разумное «стой!»,

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

4-й ребенок:

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели.

5-й ребенок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Дети парами двигаются вокруг земного шара, затем садятся на стульчики. Звучит мелодия П.Мориа. Появляются фламинго и исполняют танец вокруг Земли.

После танца дети-«птицы» читают стихи.

1-й ребенок:

Не разоряйте птичьего гнезда —

2-й ребенок:

Так счастлива в своем жилище птица,

3-й ребенок:

Она в гнезде спокойна, и тогда,

4-й ребенок:

Когда над рощей будет виться,

5-й ребенок:

Не разоряйте птичьего гнезда!

«Птицы» садятся на землю. Появляются дети в костюмах диких зверей. Под музыку Сен-Санса «Карнавал животных» они в танце имитируют повадки и движения разных зверей, птиц, насекомых.

Дети, изображающие животных, рассказывают о себе.

1-й ребенок:

Не верю, что звери не говорят,

2-й ребенок:

Что думать не могут певчие птицы,

3-й ребенок:

Что только повадки у хитрой лисицы

4-й ребенок:

И пчелы не знают, о чем говорят.

Звучит тревожная «космическая» музыка. Под эти звуки в зале появляются «хулиганы», вооруженные топорами, палками, сачками, рогатками. Разнообразными резкими движениями они изображают, что крушат все на своем пути (рубят деревья, ловят бабочек, из рогатки стреляют в птиц, прогоняют зверей, рвут и топчут цветы, имитируют поджог макета планеты). Свет в зале гаснет, включается цветомузыка. Под произведение А.Хачатуряна «Танец с саблями» дети с красными и оранжевыми лентами исполняют танец огня вокруг земного шара. Внезапно музыка обрывается на высокой ноте, все участники замирают.

Звучит голос Земли (магнитофонная запись):

Остановитесь, люди!

Не губите меня!

Я — Земля!

Мне нужны ваша любовь, ваша дружба!

Бросьте в борозду зерно — и я верну сто зерен.

Воткните прутик — и я выращу для вас сад!

Я открою для вас свои кладовые.

Вы — мои дети, поэтому прошу: любите и уважайте меня!

Дети негромко исполняют песню «Раненая птица» (сл. Н.Заболоцкого).

Голос Земли звучит снова:

Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга, которая не просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это — КРАСНАЯ КНИГА. На ее страницах записаны имена исчезающих животных и растений. Красный цвет — сигнал запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Подумай, почему каждый день на планете становится все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора, а посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на помощь. В этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.

Включается свет. Играет флейта (М.Глинка «Жаворонок»). Со страниц Красной книги (из-за дверцы макета) «сходят» два белых журавля (мальчик и девочка) и танцуют, затем читают стихи.

Девочка-журавль:

Я — белый ангел в небесах,

Я — ручеек в глухих горах,

Я — лучик солнца в облаках

И белый свет в моих мечтах.

Мальчик-журавль:

Младой журавль всегда в пути,

Чтоб мир от гибели спасти.

Таких немного журавлей,

Ты сохрани его, пригрей,

И он тебя благословит,

Нас и природу исцелит.

Далее из Красной книги под музыкальное сопровождение выходит «могучий дуб»:

Доброе дерево, старые ветви,

В листьях запутались шумные ветры.

Сколько птенцов под густою листвою

Ты укрывало от стужи и зноя!

Лето промчится, и перед зимой

Дерево птицам поможет листвой.

Будет потом ему сниться и сниться,

Как по весне возвращаются птицы.

Их не пугают опасные кручи,

Белые молнии, черные тучи.

Птицы на родину мчатся уверенно,

Знают, что помнит их доброе дерево.

Флейта играет «Колыбельную» Ю.Шапорина, и из Красной книги появляется девочка в костюме ландыша:

Я — ландыш лесной

И расту на поляне.

Не сразу заметишь

Мой белый убор,

Зато одарю тебя

Сладким дыханьем

Цветов ароматных

Вечерней порой.

Прошу, не срывай меня

Ради забавы

И в город на рынок

Меня не неси,

А лучше приди к нам

В лесную прохладу

И возле сестричек моих посиди.

Следующими из Красной книги под музыкальное сопровождение выбегают мама-тигрица и тигренок. Они играют друг с другом. Затем «тигрица» говорит:

Быть может, что когда-нибудь мальчишка,

Наткнувшись на картинку в старой книжке,

У мамы спросит: «Что это за зверь,

Такие ведь не водятся теперь?»

И, отложив на миг в сторонку игры,

Послушает рассказ о грозных тиграх.

Скажите мне, и взрослые, и дети!

Чем помешали людям звери эти?

Включается запись песни в исполнении С.Ротару «Дадим шар земной детям». Все ребята, включая «хулиганов», приводят Землю в порядок, восстанавливают все, что было разрушено. Затем берут искусственные цветы из вазы и начинают украшать нашу планету. Вокруг цветущей планеты дети водят хоровод и поют последний куплет песни «Ветерок с березкой шепчется».

Пусть цветы возьмутся за руки

И сойдутся в хоровод,

Пусть планета цвета радуги

Никогда не отцветет.

В заключение ребята-зрители раскладывают свои поздравительные открытки Земле возле макета планеты, показывают их друг другу, рассматривают вместе с родителями.

Наталья РЫЖОВА,

научный руководитель ДОУ № 1622,

доктор педагогических наук

(авторы-составители: Ирина ЛИСИЦЫНА, Татьяна ХАРСЕЕВА, Валентина ЯГОДИНА, Елена ТКАЧЕВА)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...