Природа наш дом
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Кружок «Природа – наш дом» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Актуальность данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.
Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_.docx | 55.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Кружок «Природа – наш дом» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к родному краю.
Убеждена, что именно поэтому начинать экологическое просвещение надо с дошкольного возраста. В дошкольном возрасте формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому так важно создать условия для развития у детей понимания того, что всё в природе взаимосвязано, что Земля - наш общий дом, а человек - часть живого мира природы. Только при систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов и их жизненных проявлений, в процессе игровой и практической деятельности ребёнка, в форме наглядных образов, открывается не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Это способствует формированию чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода развития ребёнка, но и в будущей его взрослой жизни.
Прав был Л.М.Леонов, утверждая, что «Воспитание любви к природе надо начинать с очень малых лет, как воспитание патриотизма, потому, что большие дела начинаются с маленьких». И чем раньше мы будем вести экологическое просвещение и воспитание, тем более явными можно ожидать результаты.
Актуальность данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.
Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми заготавливаем корм, делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова;
развешиваем скворечники на территории детского сада и парка, ведём наблюдения за сезонным поведением пернатых.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада.
Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, научности и доступности, с учётом местных эколого-географических, национальнокультурных условий и сезонных изменениях в природе.
Цель программы:
- способствовать формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и воспитание у них ответственного милосердного отношения к природе.
Задачи программы:
- дать первоначальные экологические знания дошкольникам, предусмотренные программой;
- развивать:
- способность анализировать ситуацию и организовывать собственное поведение в ней;
- познавательную активность детей;
- психические процессы (мышление, память, речь, наблюдательность и т.д.);
- чувственную сферу ребёнка (доброта, способность сопереживания окружающему
миру);
- воспитывать:
- ответственное отношение к окружающей природе, людям, самому себе;
- формировать:
- навыки поведения в природной и социальной среде;
- здорового образа жизни и заботы о собственном здоровье.
Данная программа адресована детям 5-6 лет. Она реализуется на базе МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района.
Программа рассчитана 2 года обучения.
Общая продолжительность обучения составляет …128 часов в год.
Режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Занятия организуются в соответствии с нормами САНПИНа, численность группы составляет 15 детей
Формы занятий: групповые с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения ребенок будет иметь представление:
- необходимости света, влаги, тепла и почвенного питания для различных растений;
- о существовании живой и неживой природы, их взаимосвязи;
- о том, что человек часть природы;
- о некоторых свойствах воды, воздуха, почвы;
- о среде обитания животных и растений;
- о способах приспосабливаться к неблагополучным природным условиям;
- о покровительственной и отпугивающей окраске животных;
- о том, что в природе нет «нужного» и «ненужного»
Приобретет умения:
- по соблюдению личной гигиены;
- по заботе о собственном здоровье;
- по определению погоды по некоторым народным приметам;
- по сбору корма для подкормки птиц зимой.
К концу второго года обучения ребенок будет иметь представление:
- о различных способах размножения растений;
- о животных нашего края и о существовании Красной Книги;
- о существовании микробов;
- как надо экологически правильно вести себя в природе;
- о необходимости бережного отношения к предметам созданным трудом человека;
- об экологических проблемах своего поселка.
Приобретет умения:
- анализировать объект или явление;
- сравнивать и обогащать по выявленным признакам;
- провести простейшие опыты с водой воздухом и деревом;
- правильно пользоваться инвентарем при проведении акций «Очистим природу от мусора!», «Нет осенним кострам».
Формы подведения итогов реализации программы проходит с помощью систематического наблюдения за детьми; проверка знаний осуществляется в игровой форме, а так же с помощью диагностик экологического образования рекомендуемых учёными и практиками: С. Н. Николаевой, Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой, О. А. Воронкевич, Н. А. Рыжовой, Л. Г. Киреевой, С.В. Бережновой, О. Ф. Горбатенко и собственным опытом работы ; коллективного обсуждения с детьми результатов проводимых акций; ведение групповых дневников «добрых дел»; участии в тематических выставках и конкурсах и т.д.
Учебно – тематический
план и содержание программы
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теория | Практика |
1 год обучения | ||||
1 | Многообразие растений и их связь со средой обитания | 28 | 22 | 6 |
2 | Многообразие животных и их связь со средой обитания | 47 | 31 | 16 |
3 | Я - человек | 16 | 14 | 2 |
4 | Вода | 4 | 2 | 2 |
5 | Сезоны | 13 | 11 | 2 |
6 | Земля наш дом | 4 | 4 | |
7 | Посильная природоохранная деятельность | 16 | 2 | 14 |
Итого: | 128 | 86 | 42 | |
2 год обучения | ||||
1 | Многообразие растений и их связь со средой обитания | 34 | 28 | 6 |
2 | Многообразие животных и их связь со средой обитания | 24 | 18 | 6 |
3 | Я - человек | 18 | 18 | |
4 | Вода | 8 | 2 | 6 |
5 | Воздух | 8 | 2 | 6 |
6 | Сезоны | 4 | 4 | |
7 | Почва | 6 | 2 | 4 |
8 | Земля наш дом | 8 | 8 | |
9 | Посильная природоохранная деятельность | 18 | 4 | 14 |
Итого: | 128 | 82 | 46 |
Содержание программы
- Многообразие растений и их связь со средой обитания
В этом блоке дошкольники изучают, что растения-живые существа, для их жизни необходимы: питательная почва, вода, свет, теплый воздух.
Растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы и плоды (семена).
Корень удерживает растение от падения, всасывает из почвы воду (воздушные корни), питательные вещества, дышит воздухом. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам.
Листьями растение дышит и испаряет воду, улавливает солнечный свет и в них, как в лаборатории строятся нужные растению для роста вещества и необходимый для нашего дыхания кислород.
Органы растения нельзя повреждать и ухаживать за ним надо осторожно, создавая все необходимые условия. Иначе растение плохо растет и даже погибает.
Но разные растения нуждаются в разных условиях жизни. Влаголюбивые растения с тонкими листьями надо часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья и толстые стебли, где накапливают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения с яркой листвой требуют больше света. Теневыносливые (с темной окраской листьев) требуют меньше света.
Комнатные растения украшают помещение, очищают воздух и на улице, расти не могут, так как не выносят холода.
Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и декоративными травянистыми растениями сада, огорода, знают их названия и характерные признаки.
Растения приспособились к смене времен года. Рост и развитие растений.
Люди в трудные моменты помогают растениям, улучшают условия их жизни: окапывают деревья и кустарники, поливают газоны в засуху, удобряют почву, утепляют растения на зиму.
Растения можно вырастить из семян (их у растений бывает очень много). Растениям помогают распространяться люди, животные, вода и ветер. Растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, уса, делением куста.
Многие растения человек выращивает за какие-то определенные, нужные ему качества. Растения бывают лекарственные и ядовитые, карликовые и гигантские, живущие помногу тысяч лет.
Легенды о растениях.
Есть вечнозеленые растения и растения - первоцветы.
Лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. В лесу несколько этажей растений. На этих этажах и в почве обитают животные. Все обитатели леса зависят друг от друга.
Тайга - это лес, в котором преобладают хвойные деревья, там темно, много ягод, мхов и лишайников. В тайге живут разные животные.
Пруд, озеро, река, как экосистема.
Луг как экосистема - сообщество травянистых растений, различных насекомых и птиц.
- Многообразие животных и их связь со средой обитания.
В этом блоке дошкольники узнают, что животные - живые существа, нуждающиеся в определенных условиях жизни.
Все животные разные и нуждаются поэтому в разных условиях
Домашние животные полностью зависят от человека. Он создает им необходимые условия: строит помещение, кормит, заготавливает корма впрок, ухаживает, использует в хозяйстве, они не боятся человека, привязаны к нему. Домашние животные на службе у человека.
Дикие животные боятся человека, живут в природе, сами устраивают себе жилище и сами добывают себе корм.
Млекопитающие животные. Животные леса: еж, заяц, лисица, волк, медведь, кабан, лось, белка.
Птицы - наземно-воздушные животные.
Домашняя птица. Перелетные птицы. Зимующие птицы. Хищные птицы. Водоплавающие птицы. Значение птиц в природе.
Рыбы, улитки, раки - водные животные, они приспособлены постоянно жить в воде. Аквариум и его обитатели. Рыбы зимой. Лягушки - земноводные животные, их размножение, развитие, приспособление к неблагоприятным условиям.
Насекомые. Их разнообразие. Насекомые - вредители сада и огорода, бытовые насекомые. Значение насекомых в природе.
Грызуны - наземные животные, приспособлены жить в норе, грызть твердую пищу, предметы. Мыши - кому они нужны?
Животные экосистемы леса.
Животные луга.
Животные пустыни.
Животные Арктики.
Окраска животных. Зачем жирафу пятна? Почему белые медведи не живут в лесу?
Пищевая сеть.
Пищевая пирамида. Охрана животных. Животные Красной книги. Содержание животных в зоопарках.
Маленькие зверушки - Микробы. Приборы, позволяющие их обнаружить.
3. Я - человек.
Цель этого блока - обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, свои возможности и способности, заботиться о собственном здоровье.
В этом блоке дошкольники узнают о строении своего организма. Что, как и у всех людей у него есть: руки, ноги, голова, глаза, уши, нос, рот, язык. Это его помощники, так как помогают ему все узнать о мире, в котором он живет. Нужно любить и оберегать своих помощников от грязи, болезней и ушибов, чтобы они всегда хорошо работали.
Еще у него есть сердце, желудок, легкие, мозг. Это внутренние органы. Их не видно, но их можно почувствовать. Мозг управляет всеми органами. Эти же органы есть и у животных. Но человек умнее всех животных, он научился помогать своему организму.
Все, что я чувствую, я могу рассказать словами, своим голосом. Это умеет делать только человек. Я умею думать и умею рассказывать о том, что думаю. Я могу теплой одеждой спасти свой организм от холода, и не буду болеть.
Поступки - это то, что я делаю по отношению к другим людям. Если я делаю хорошие добрые поступки по отношению к другим людям, то они радуются и любят такого человека. Плохих поступков я стыжусь и стараюсь исправится.
Взрослые люди работают. Много дел им нужно делать, поэтому и есть разные профессии. Если человек что-то делает очень хорошо, то говорят что у него «золотые руки».
Люди не только работают, но и отдыхают, иначе человек очень устает и не сможет работать, может даже заболеть.
Человек создал много предметов, которые облегчают и улучшают его жизнь (у разных профессий свои предметы - помощники).
Игрушки взрослые сделали специально для детей, чтобы им не было скучно. Делать их трудно! Поэтому их надо беречь, а не ломать!
Все предметы и техника сделаны из разных материалов, которые он взял в природе.
Человек научил воду вырабатывать электрический ток, давать энергию - свет, тепло.
Человек - часть природы, он от нее зависит. Он должен научиться правильно, общаться с природой: изучить правила поведения в ней и меры ее охраны.
Человек знает свое имя, фамилию, членов своей семи, похож на своих родственников, гордится, если его родственники были хорошими людьми и тоже старается вырасти хорошим человеком.
Неживая природа - среда обитания растений, животных, человека.
4. Вода
В этом блоке программы дошкольники знакомятся: с водой в природе, различными водоемами, свойствами и составом воды в природе, водными растениями и животными, значением воды в жизни живых организмов и человека, необходимостью экономить воду, причинами и последствиями загрязнения рек, морей, путями их охраны, учатся видеть красоту инея, снега, дождя, радуги, облаков, росы, рек и ручьев. Формируется эмоциональное отношение к животному и растительному миру водоемов, к проблеме загрязнения Мирового Океана. Богатства Мирового Океана и его изучение человеком. Круговорот воды в природе. Осуществляется практическая деятельность детей и наблюдения.
5. Воздух
В этом разделе программы дошкольники знакомятся с таким компонентом природы, как воздух, узнают, что все мы живем на дне воздушного океана. Узнают каков он - этот воздух, какую роль он играет в жизни людей и растений, других живых существ; какие животные научились использовать атмосферу для жизни, как приспособились к обитанию в таких условиях; почему сегодня мы говорим о загрязнении воздуха, как оно воздействует на наше здоровье и могут ли люди как-то избежать вредных выбросов В атмосферу? Какие правила безопасности в связи с этим необходимо знать и соблюдать? Зависит ли от каждого из нас качество воздуха?
На занятиях дошкольники вовлекаются в исследовательскую работу - проведение простейших опытов и наблюдений.
6. Почва
В разделе программы «Почва» дошкольники знакомятся с понятием «почва», из чего она состоит, ее разнообразием и значением для жизни растений, животных, человека.
Узнают как растения и животные участвуют в формировании почвы, улучшают ее плодородие, как происходит загрязнение почвы, как загрязнение почвы влияет на жизнь растений, животных и здоровье человека и как люди решают проблему загрязнения и сохранения почвы, что почва кладовая различных полезных ископаемых.
На практических занятиях ребята знакомятся с землей, песком, глиной и их свойствами, знакомятся с образованием перегноя.
7. Сезоны
В этом разделе программы дошкольники знакомятся с комплексом характерных явлений неживой и живой природы и их сезонными изменениями: длина светового дня, температурный режим, характер осадков, изменения в жизни растений, животных, влияние сезонов на характер деятельности человека в природе, на его отдых и состояние здоровья.
Познавательный интерес ребят развивается в ходе экскурсий, наблюдений и отражается в календаре фенологических изменений природы, в эстетических переживаниях детей и в их работе с природными материалами.
8. Земля - наш общий дом
В этом блоке программы дошкольники узнают, что Вселенная - это множество звезд, которые видны ночью на безоблачном небе, Солнце - это наша огненная звезда, вокруг которой вращаются планеты: Марс, Венера, Земля и другие.
Земля - это планета, на которой мы живем. Знакомимся с глобусом - моделью нашей планеты. Узнаем почему кончается день и наступает ночь, идет смена времен года.
Большая часть Земли покрыта соленой водой - океанами и морями. Среди океанов есть суша - материки и их всего шесть.
На земле есть два полюса - Северный и Южный, на них очень холодно, они покрыты вечными льдами и снегами, но есть и тропики, где никогда не бывает зимы!
На материках есть равнины, горы, холмы, реки, леса, поля и пустыни. На каждом материке есть разные страны (государства), в которых живут разные народы с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, носят разную одежду.
Наше государство называется Россия, в ней много городов и деревень, а самый главный город - столица Москва.
У планеты Земля есть спутник - Луна. Это тоже планета, но значительно меньше Земли и вращается вокруг нее. Но на Луне нет воды и атмосферы, поэтому там не живут животные, растения, люди. Луну мы видим ночью на небе потому, что она отражает солнечный свет. Она видится нам в течение месяца разной формы: в виде узкого месяца, который превращается в круглую Луну, затем убывает, снова становится месяцем и исчезает совсем.
Люди всегда наблюдали за звездным небом и дали название различным созвездиям, а в старину ориентировались по звездам. Для подсчета лет люди придумали календарь и название месяцев. Человек изучает звездное небо, создает летательные аппараты, космические корабли и космические станции. Первый человек - космонавт - Юрий Гагарин, и первая женщина - Валентина Терешкова - наша соотечественники.
Мировой Океан и Атмосфера - общие для всей Земли, поэтому их необходимо охранять от вредных выбросов и ядерных взрывов.
9. Посильная природоохранная деятельность
Этот блок программы предусматривает участие дошкольников вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях: сбор корма и подкормка зимующих птиц, изготовление кормушек и скворечников, сохранение редких видов растений во время летнего отдыха и экскурсий, пропаганда бережного отношения к природе, акции: «Очистите природу от мусора», «Помогите птицам», «Нет - весенним кострам», «Осень без дыма», «Елочки живи», «Береги свои игрушки», «Сохраним капельку», «Месячник «Зеленого друга»: посадка клумб и саженцев на территории детского сада и уходу за ними в течение лета».
Дошкольники на практике закрепляют знания, что человек - живое существо. Ему необходима чистая вода, свежий воздух, здоровая пища, доброжелательное отношение, порядок и красота в окружающей обстановке.
В таких условиях человек хорошо себя чувствует, не болеет. Поэтому человеку необходимо охранять природу, подкармливать птиц, не засорять окружающую среду, не устраивать пожары, бережно относится к животным и природе.
Важное место в программе занимает проблема нравственного развития личности ребенка, воспитании его чувств и эмоциональной чуткости, формирование ценностных ориентиров, ведущих к проявлению заботы и беспокойству" о состоянии природы, связанному, осознанному, бережному отношению к ней. Это необходимо потому, что уже в столь раннем возрасте у детей обнаруживаются искаженные антропоцентрические представления об окружающем мире. Это обуславливается экологической неподготовленностью родителей, которые не понимают или не предают серьезного значения экологическим проблемам сегодняшнего дня и предоставляют решение вопроса экологического воспитания дошкольному учреждению.
Тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Всего | Теория | Практика |
1 | Введение в предмет | 2 | ||
2 | Времена года | 2 | ||
3 | Экскурсия в парк (наблюдаем осенние предметы) | 2 | ||
4 | Не топчи травку | 2 | ||
5 | Изготовление дидактической игры «Луг и клумба» | 2 | ||
6 | Осенние листочки | 2 | ||
7 | Акция «Очистим природу от мусора!» | 2 | ||
8 | Акция «Нет осенним кострам!» | 2 | ||
9 | Ручейки и озера | 2 | ||
10 | Вода. Кому она нужна | 2 | ||
11 | Акция «Сохраним капельку» | 2 | ||
12 | Работа над экологическим проектом «Береги птиц». Перелетные и зимующие птицы | 2 | ||
13 | Наблюдаем отлет птиц (экскурсия в природу) | 2 | ||
14 | Птичья стая и семья | 2 | ||
15 | Изготовление кормушек для зимующих птиц | 2 | ||
16 | Не сорока - не ворона | 2 | ||
17 | Бабочки, стрекозы, пчелы, кузнечики | 2 | ||
18 | Муравьи и муравейники | 2 | ||
19 | Наблюдаем природу (поздняя осень) | 2 | ||
20 | Наблюдаем кормящихся птиц | 2 | ||
21 | Яблоки для ежат | 2 | ||
22 | Заяц в беде | 2 | ||
23 | Помоги белочке | 2 | ||
24 | Сравни волка и собаку | 2 | ||
25 | Медведь | 2 | ||
26 | Почему белые медведи не живут в лесу | 2 | ||
27 | Наблюдаем природу | 2 | ||
28 | Работа над проектом «Елочка живи». Скоро праздник Новый год | 2 | ||
29 | Откуда приходит елочка в дом | 2 | ||
30 | Чем можно заменить елочку | 2 | ||
31 | В зимнем лесу | 2 | ||
32 | Работаем над проектом «Береги птиц» (наблюдение за птицами у кормушек) | 2 | ||
33 | Дикие и домашние животные | 2 | ||
34 | Собаки на службе у человека | 2 | ||
35 | Рисуем природу в зимний день | 2 | ||
36 | Лягушка | 2 | ||
37 | Щука | 2 | ||
38 | Ухаживаем за аквариумом | 2 | ||
39 | Зимние заботы рыбаков | 2 | ||
40 | Внимание грипп | 2 | ||
41 | На что нужны мыши | 2 | ||
42 | Береги свои игрушки | 2 | ||
43 | Скорая помощь для игрушек | 2 | ||
44 | Лиса - краса | 2 | ||
45 | Как солнышко лису кормит | 2 | ||
46 | Лоси | 2 | ||
47 | Грибы | 2 | ||
48 | Вредители сада и огорода | 2 | ||
49 | Помощники земледельца | 2 | ||
50 | Любите землю - матушку | 2 | ||
51 | Народные изречения и приметы о природе | 2 | ||
52 | Игра «По тропе Берендея» | 2 | ||
53 | Мазай и зайцы | 2 | ||
54 | 7 апреля печем жаворонков | 2 | ||
55 | 12 апреля - День космонавтики | 2 | ||
56 | Первоцветы. Участие в акции | 2 | ||
57 | Одуванчики | 2 | ||
58 | Наблюдаем прилет птиц | 2 | ||
59 | 22 апреля - акция «Очистим природу от мусора» | 2 | ||
60 | За что любят человека. «Чудесная звездочка» | 2 | ||
61 | Правила как вести себя в природе | 4 | ||
62 | На пруду (экскурсия) | 2 | ||
63 | Прогулка по лесу (экскурсия) | 2 | ||
Всего | 128 | 86 | 42 |
2 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Всего | Теория | Практика |
1 | Все в природу взаимосвязано | 2 | ||
2 | Живая, не живая природа, предметы | 2 | ||
3 | Экскурсия «Охота натуралиста» | 2 | ||
4 | Куда деваются листья (опыт 1) | 2 | ||
5 | Откуда берется мусор в природе | 2 | ||
6 | Акция «Очистим природу от мусора» | 2 | ||
7 | Кто как разносит семена | 2 | ||
8 | Наблюдаем за воздухом на прогулке | 2 | ||
9 | Акция «Кострам осенним - нет!» | 2 | ||
10 | Продолжаем работу над проектом «Берегите птиц» | 2 | ||
11 | Опыты: как увидеть и услышать воздух | 2 | ||
12 | Летающие животные | 2 | ||
13 | Изготовление кормушек | 2 | ||
14 | Сбор семян и корма для зимующих птиц | 2 | ||
15 | Носы, уши, зубы | 2 | ||
16 | Клювы, ноги, перья (хищные птицы) | 2 | ||
17 | Мой организм | 2 | ||
18 | Как мы познаем мир | 2 | ||
19 | Маленькие чудовища - «насекомые» | 2 | ||
20 | Как зимуют насекомые | 2 | ||
21 | Наблюдения: откуда берется пыль | 2 | ||
22 | Экскурсия. Дымящие трубы загрязняют воздух и почву | 2 | ||
23 | Зимняя одежда (опыты со снегом) | 2 | ||
24 | Как сохранить тепло в жилище | 2 | ||
25 | 12 месяцев | 2 | ||
26 | День зимнего солнцестояния | 2 | ||
27 | Почему наступает утро | 2 | ||
28 | Сказка о времени | 2 | ||
29 | Ледяные игрушки (опыты с водой) | 2 | ||
30 | Акция «Елочка живи» | 2 | ||
31 | Подкормка и наблюдение за птицами | 2 | ||
32 | Все из земли (о полезных ископаемых) | 2 | ||
33 | Опыты с песком и глиной | 2 | ||
34 | Жизнь почвы | 2 | ||
35 | Как человек победит ночь | 2 | ||
36 | Таинственные превращения земноводных | 2 | ||
37 | Сказка о том, как кузнечик бабочку не узнал | 2 | ||
38 | Для чего жирафу пятна | 2 | ||
39 | Прячься, а то съедят (покровительственная окраска) | 2 | ||
40 | Доброе сердце дороже красоты | 2 | ||
41 | Чудесная звездочка (за что любят человека) | 2 | ||
42 | Голубая планета Земля | 2 | ||
43 | Богатства мирового океана | 2 | ||
44 | Ручейки, озера, родники | 2 | ||
45 | Надо, надо умываться (гигиена тела – залог здоровья) | 2 | ||
46 | Сколько нужно нам воды? | 2 | ||
47 | Сказка о дождике | 2 | ||
48 | В маленьком семени прячется растение | 2 | ||
49 | Опыт с распустившимися ветками | 2 | ||
50 | Что дают нам растения | 2 | ||
51 | Что за чудо цветок | 2 | ||
52 | День весеннего равноденствия | 2 | ||
53 | Наблюдаем прилет птиц | 2 | ||
54 | 7 апреля - печем жаворонков | 2 | ||
55 | Акция «Не жги сухую траву» | 2 | ||
56 | Легенда о растениях | 2 | ||
57 | Наблюдения: куда деваются листья (часть 2) | 2 | ||
58 | Акция «Очистим природу от мусора» | 2 | ||
59 | Как деревья растут в высоту | 2 | ||
60 | Как деревья растут в толщину | 2 | ||
61 | Этажи леса (о растениях) | 2 | ||
62 | Распознавание объектов | 2 | ||
63 | Путешествие в страну Луголандию (экскурсия на луг) | 2 | ||
64 | Здравствуй, лето (правила поведения в природе) | 2 | ||
Всего | 128 | 82 | 46 |
Методическое обеспечение программы кружка
1. Формы проведения занятий
Формы проведения | Виды занятий |
Контрольно- диагностическая | - беседа - художественное слово |
Познавательно - досуговая деятельность | - экскурсии - дидактические игры - развлечения |
Нетрадиционные формы | - фитотерапия - аромотерапия |
Субъективная и научно - исследовательская деятельность | - опыты |
2. Методы и приемы обучения.
Методы | Приемы |
1. Наглядный | - наглядно - зрительные - наглядно - слуховые - предметная наглядность |
2. Информационно - рецептивный | - совместная деятельность педагога и ребенка |
3. Практический, исследовательский | - опыты - труд в природе |
4. Словесный | - беседа - рассказ - художественное слово |
3. Материал
Вид | Тематика |
1. Картины | - Времена года - Сезонные изменения в природе - Живая природа - Труд людей в природе |
2. Плакаты | - лекарственные травы - ягоды - овощи и фрукты - грибы съедобные и несъедобные |
3. Дидактический материал к играм | - овощи и муляжи овощей - ягоды - комнатные растения - семена - зерна кофе |
4. Дидактический материал для проведения опытов | - микроскоп - лупа - вода - цветные карандаши - бумага - вата - колбы - краситель - стакан |
5. Лекарственные растения | - душица - мята - лимонник - шиповник |
6. Технические средства | - аудиокассета "Времена года" |
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста., М. АСТ, 1998.
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек», Ярославль, 2003
- Бианки В. В. «Лесная газета». «Детгиз», 1959.
- Беккер И. Л. «Времена года» Книга юного филолога. М. 2001.
- Горбатенко О.Ф. «Дошкольник. Система экологического воспитания в ДОУ». Волгоград, 2007г.
- Грехова Л. И. «В союзе с природой» (эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми) «Москва - Ставрополь», 2000.
- Градобоева Т. «Экологическое воспитание детей» ж. «Дошкольное воспитание», №7, 1988
- Дмитриев Ю. Н. «Календарь зеленых чисел» М. «Молодая гвардия», 1972.
- Ю.Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром животных» М. «Просвещение», 1998.
- Королева А. Е. «Иди за мной» (экологическая тропа для дошкольников и младших школьников) М.,1998.
- Кокуева Л. В. «Я и моя Родина» (программа по воспитанию и образованию для дошкольных учреждений) Ярославль «НЬЮАНС», 1998.
- Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы» - Азбука экологии. СПб, 1996.
- Корсунская В. М. «Приключения плодов и семян» М. «Детиз», 1953.
- Козлова С. А. «Мой мир» (приобщение ребенка к социальному миру). М. «Линка - Пресс», 2000.
- Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения, Ярославль, «Академия развития», 1998.
- Канаева Л. И. «Коррекционно - развивающие занятия с дошкольниками». М. «Линка - Пресс», 2000.
- Киреева Л. Г., Бережнова С. В. «Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий». Волглград 2008г.
- Морковская Е. М. «Уголок природы в детском саду» М. 1989.
- «Мир природы и ребенок». Учебное пособие под редакцией Моневцевой Л. Н., Самороковой П. Г. изд. 2 С - Пб, 1998.
- Молдодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми». Минск.1996.
- Николаева, Эмилия «Уроки Феи Виолы», М. «Пирамида», 2000.
- Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М. «Новая школа», 1995.
- Николаева С. Н. «Юный эколог» программа и условия ее реализации в детском саду. М. «Мозаика - Синтез»,2000.
- Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе» Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях. М., 1993.
- Николаева С. Н. «Место игры в экологическом воспитании школьников». М., 1996.
- Потапова Л. М. «Детям о природе» экология в играх для детей 5-10 лет. Ярославль «Академия развития», 1998.
- Рябова М. Г., Пуриурова Л. В., Бычкова К. А., Данченко Л. С, Нагорнова Л. В. «Зеленый мир». Методическое пособие в помощь школьным экологическим объединениям. Волгоград, 1994.
- Рыжова Н. А. «Воздух - невидимка» программа экологического образования дошкольников. М. «Линка - Пресс», 1998.
- Рыжова Н. А. «Почва» программа экологического образования дошкольников. М. «Линка - Пресс», 1998.
- Рыжова Н. А, «Волшебница - вода» программа экологического образования дошкольников. М. «Линка - Пресс», 1997.
- Федотова А. М. «Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста. Воспитание общественной нравственности личности ребенка дошкольного возраста». Пермь, 1990.
- Шаболина 3. С. «Игровая экология» 2 части. Ярославль, 1999.
- «Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях (сост. Федотова А. М.). Пермь, 1990.
- «Я познаю мир. Экология. Детская энциклопедия». М., «ACT», 19
.
Муниципальное казенное учреждение
Дополнительного образования детей
«Лямбирский районный Дом детского творчества»
«Утверждаю»
Директор
МКУ ДОД «Лямбирский РДДТ»
_____________ Г.Ш. Алукаева
«____»_______________ 2015г.
Дополнительная общеразвивающая программа кружка
« Природа – наш дом»
Направленность программы - экологическая
Возраст обучающихся 5-7 лет
Общее количество часов в неделю 4 часа
Педагог дополнительного образования:
Анисьина Т.С.
2015-2016 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...
У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...
Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...
Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...
Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...