Природа наш дом
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Анисьина Татьяна Серафимовна

Кружок «Природа – наш дом» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.  Актуальность данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.

Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_.docx55.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Кружок «Природа – наш дом» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к родному краю.

Убеждена, что именно поэтому начинать экологическое просвещение надо с дошкольного возраста. В дошкольном возрасте формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому так важно создать условия для развития у детей понимания того, что всё в природе взаимосвязано, что Земля - наш общий дом, а человек - часть живого мира природы. Только при систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов и их жизненных проявлений, в процессе игровой и практической деятельности ребёнка, в форме наглядных образов, открывается не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Это способствует формированию чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода развития ребёнка, но и в будущей его взрослой жизни.

Прав был Л.М.Леонов, утверждая, что «Воспитание любви к природе надо начинать с очень малых лет, как воспитание патриотизма, потому, что большие дела начинаются с маленьких». И чем раньше мы будем вести экологическое просвещение и воспитание, тем более явными можно ожидать результаты.

Актуальность данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников.

Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми заготавливаем корм, делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова;

развешиваем скворечники на территории детского сада и парка, ведём наблюдения за сезонным поведением пернатых.

Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада.

Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, научности и доступности, с учётом местных эколого-географических, национальнокультурных условий и сезонных изменениях в природе.

Цель программы:

  • способствовать формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и воспитание у них ответственного милосердного отношения к природе.

Задачи программы:

  • дать первоначальные экологические знания дошкольникам, предусмотренные программой;
  • развивать:
  • способность анализировать ситуацию и организовывать собственное поведение в ней;
  • познавательную активность детей;
  • психические процессы (мышление, память, речь, наблюдательность и т.д.);
  • чувственную сферу ребёнка (доброта, способность сопереживания окружающему

миру);

  • воспитывать:
  • ответственное отношение к окружающей природе, людям, самому себе;
  • формировать:
  • навыки поведения в природной и социальной среде;
  • здорового образа жизни и заботы о собственном здоровье.

Данная программа адресована детям 5-6 лет. Она реализуется на базе МБДОУ  «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района.

Программа рассчитана 2 года обучения.

Общая продолжительность обучения составляет …128 часов  в год.

Режим занятий

Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Занятия организуются в соответствии с нормами САНПИНа,  численность группы составляет 15 детей

Формы занятий: групповые с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения ребенок будет иметь представление:

  • необходимости света, влаги, тепла и почвенного питания для различных растений;
  • о существовании живой и неживой природы, их взаимосвязи;
  • о том, что человек часть природы;
  • о некоторых свойствах воды, воздуха, почвы;
  • о среде обитания животных и растений;
  • о способах приспосабливаться к неблагополучным природным условиям;
  • о покровительственной и отпугивающей окраске животных;
  • о том, что в природе нет «нужного» и «ненужного»

Приобретет умения:

  • по соблюдению личной гигиены;
  • по заботе о собственном здоровье;
  • по определению погоды по некоторым народным приметам;
  • по сбору корма для подкормки птиц зимой.

К концу второго  года обучения ребенок будет иметь представление:

  • о различных способах размножения растений;
  • о животных нашего края и о существовании Красной Книги;
  • о существовании микробов;
  • как надо экологически правильно вести себя в природе;
  • о необходимости бережного отношения к предметам созданным трудом человека;
  • об экологических проблемах своего поселка.

Приобретет умения:

  • анализировать объект или явление;
  • сравнивать и обогащать по выявленным признакам;
  • провести простейшие опыты с водой воздухом и деревом;
  • правильно пользоваться инвентарем при проведении акций «Очистим природу от мусора!», «Нет осенним кострам».

Формы подведения итогов реализации программы  проходит с помощью систематического наблюдения за детьми; проверка знаний осуществляется в игровой форме, а так же с помощью диагностик экологического образования рекомендуемых учёными и практиками: С. Н. Николаевой, Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой, О. А. Воронкевич, Н. А. Рыжовой, Л. Г. Киреевой, С.В. Бережновой, О. Ф. Горбатенко и собственным опытом работы ; коллективного обсуждения с детьми результатов проводимых акций; ведение групповых дневников «добрых дел»; участии в тематических выставках и конкурсах и т.д.

Учебно – тематический

план и содержание программы

п/п

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

1 год обучения

1

Многообразие растений и их связь со средой обитания

28

22

6

2

Многообразие животных и их связь со средой обитания

47

31

16

3

Я - человек

16

14

2

4

Вода

4

2

2

5

Сезоны

13

11

2

6

Земля наш дом

4

4

7

Посильная природоохранная деятельность

16

2

14

Итого:

128

86

42

2 год обучения

1

Многообразие растений и их связь со средой обитания

34

28

6

2

Многообразие животных и их связь со средой обитания

24

18

6

3

Я - человек

18

18

4

Вода

8

2

6

5

Воздух

8

2

6

6

Сезоны

4

4

7

Почва

6

2

4

8

Земля наш дом

8

8

9

Посильная природоохранная деятельность

18

4

14

Итого:

128

82

46

                                Содержание программы

  1. Многообразие растений и их связь со средой обитания

В этом блоке дошкольники изучают, что растения-живые существа, для их жизни необходимы: питательная почва, вода, свет, теплый воздух.

Растения имеют определенное строение: у них есть корень, стебель, листья, иногда цветы и плоды (семена).

Корень удерживает растение от падения, всасывает из почвы воду (воздушные корни), питательные вещества, дышит воздухом. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам.

Листьями растение дышит и испаряет воду, улавливает солнечный свет и в них, как в лаборатории строятся нужные растению для роста вещества и необходимый для нашего дыхания кислород.

Органы растения нельзя повреждать и ухаживать за ним надо осторожно, создавая все необходимые условия. Иначе растение плохо растет и даже погибает.

Но разные растения нуждаются в разных условиях жизни. Влаголюбивые растения с тонкими листьями надо часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья и толстые стебли, где накапливают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения с яркой листвой требуют больше света. Теневыносливые (с темной окраской листьев) требуют меньше света.

Комнатные растения украшают помещение, очищают воздух и на улице, расти не могут, так как не выносят холода.

Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, культурными и декоративными травянистыми растениями сада, огорода, знают их названия и характерные признаки.

Растения приспособились к смене времен года. Рост и развитие растений.

Люди в трудные моменты помогают растениям, улучшают условия их жизни: окапывают деревья и кустарники, поливают газоны в засуху, удобряют почву, утепляют растения на зиму.

Растения можно вырастить из семян (их у растений бывает очень много). Растениям помогают распространяться люди, животные, вода и ветер. Растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, уса, делением куста.

Многие растения человек выращивает за какие-то определенные, нужные ему качества. Растения бывают лекарственные и ядовитые, карликовые и гигантские, живущие помногу тысяч лет.

Легенды о растениях.

Есть вечнозеленые растения и растения - первоцветы.

Лес - это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. В лесу несколько этажей растений. На этих этажах и в почве обитают животные. Все обитатели леса зависят друг от друга.

Тайга - это лес, в котором преобладают хвойные деревья, там темно, много ягод, мхов и лишайников. В тайге живут разные животные.

Пруд, озеро, река, как экосистема.

Луг как экосистема - сообщество травянистых растений, различных насекомых и птиц.

  1. Многообразие животных и их связь со средой обитания.

В этом блоке дошкольники узнают, что животные - живые существа, нуждающиеся в определенных условиях жизни.

Все животные разные и нуждаются поэтому в разных условиях

Домашние животные полностью зависят от человека. Он создает им необходимые условия: строит помещение, кормит, заготавливает корма впрок, ухаживает, использует в хозяйстве, они не боятся человека, привязаны к нему. Домашние животные на службе у человека.

Дикие животные боятся человека, живут в природе, сами устраивают себе жилище и сами добывают себе корм.

Млекопитающие животные. Животные леса: еж, заяц, лисица, волк, медведь, кабан, лось, белка.

Птицы - наземно-воздушные животные.

Домашняя птица. Перелетные птицы. Зимующие птицы. Хищные птицы. Водоплавающие птицы. Значение птиц в природе.

Рыбы, улитки, раки - водные животные, они приспособлены постоянно жить в воде. Аквариум и его обитатели. Рыбы зимой. Лягушки - земноводные животные, их размножение, развитие, приспособление к неблагоприятным условиям.

Насекомые. Их разнообразие. Насекомые - вредители сада и огорода, бытовые насекомые. Значение насекомых в природе.

Грызуны - наземные животные, приспособлены жить в норе, грызть твердую пищу, предметы. Мыши - кому они нужны?

Животные экосистемы леса.

Животные луга.

Животные пустыни.

Животные Арктики.

Окраска животных. Зачем жирафу пятна? Почему белые медведи не живут в лесу?

Пищевая сеть.

Пищевая пирамида. Охрана животных. Животные Красной книги. Содержание животных в зоопарках.

Маленькие зверушки - Микробы. Приборы, позволяющие их обнаружить.

3.        Я - человек.

Цель этого блока - обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, свои возможности и способности, заботиться о собственном здоровье.

В этом блоке дошкольники узнают о строении своего организма. Что, как и у всех людей у него есть: руки, ноги, голова, глаза, уши, нос, рот, язык. Это его помощники, так как помогают ему все узнать о мире, в котором он живет. Нужно любить и оберегать своих помощников от грязи, болезней и ушибов, чтобы они всегда хорошо работали.

Еще у него есть сердце, желудок, легкие, мозг. Это внутренние органы. Их не видно, но их можно почувствовать. Мозг управляет всеми органами. Эти же органы есть и у животных. Но человек умнее всех животных, он научился помогать своему организму.

Все, что я чувствую, я могу рассказать словами, своим голосом. Это умеет делать только человек. Я умею думать и умею рассказывать о том, что думаю. Я могу теплой одеждой спасти свой организм от холода, и не буду болеть.

Поступки - это то, что я делаю по отношению к другим людям. Если я делаю хорошие добрые поступки по отношению к другим людям, то они радуются и любят такого человека. Плохих поступков я стыжусь и стараюсь исправится.

Взрослые люди работают. Много дел им нужно делать, поэтому и есть разные профессии. Если человек что-то делает очень хорошо, то говорят что у него «золотые руки».

Люди не только работают, но и отдыхают, иначе человек очень устает и не сможет работать, может даже заболеть.

Человек создал много предметов, которые облегчают и улучшают его жизнь (у разных профессий свои предметы - помощники).

Игрушки взрослые сделали специально для детей, чтобы им не было скучно. Делать их трудно! Поэтому их надо беречь, а не ломать!

Все предметы и техника сделаны из разных материалов, которые он взял в природе.

Человек научил воду вырабатывать электрический ток, давать энергию - свет, тепло.

Человек - часть природы, он от нее зависит. Он должен научиться правильно, общаться с природой: изучить правила поведения в ней и меры ее охраны.

Человек знает свое имя, фамилию, членов своей семи, похож на своих родственников, гордится, если его родственники были хорошими людьми и тоже старается вырасти хорошим человеком.

Неживая природа - среда обитания растений, животных, человека.

4.        Вода

В этом блоке программы дошкольники знакомятся: с водой в природе, различными водоемами, свойствами и составом воды в природе, водными растениями и животными, значением воды в жизни живых организмов и человека, необходимостью экономить воду, причинами и последствиями загрязнения рек, морей, путями их охраны, учатся видеть красоту инея, снега, дождя, радуги, облаков, росы, рек и ручьев. Формируется эмоциональное отношение к животному и растительному миру водоемов, к проблеме загрязнения Мирового Океана. Богатства Мирового Океана и его изучение человеком. Круговорот воды в природе. Осуществляется практическая деятельность детей и наблюдения.

5.        Воздух

В этом разделе программы дошкольники знакомятся с таким компонентом природы, как воздух, узнают, что все мы живем на дне воздушного океана. Узнают каков он - этот воздух, какую роль он играет в жизни людей и растений, других живых существ; какие животные научились использовать атмосферу для жизни, как приспособились к обитанию в таких условиях; почему сегодня мы говорим о загрязнении воздуха, как оно воздействует на наше здоровье и могут ли люди как-то избежать вредных выбросов В атмосферу? Какие правила безопасности в связи с этим необходимо знать и соблюдать? Зависит ли от каждого из нас качество воздуха?

На занятиях дошкольники вовлекаются в исследовательскую работу - проведение простейших опытов и наблюдений.

6.        Почва

В разделе программы «Почва» дошкольники знакомятся с понятием «почва», из чего она состоит, ее разнообразием и значением для жизни растений, животных, человека.

Узнают как растения и животные участвуют в формировании почвы, улучшают ее плодородие, как происходит загрязнение почвы, как загрязнение почвы влияет на жизнь растений, животных и здоровье человека и как люди решают проблему загрязнения и сохранения почвы, что почва кладовая различных полезных ископаемых.

На практических занятиях ребята знакомятся с землей, песком, глиной и их свойствами, знакомятся с образованием перегноя.

7.        Сезоны

В этом разделе программы дошкольники знакомятся с комплексом характерных явлений неживой и живой природы и их сезонными изменениями: длина светового дня, температурный режим, характер осадков, изменения в жизни растений, животных, влияние сезонов на характер деятельности человека в природе, на его отдых и состояние здоровья.

Познавательный интерес ребят развивается в ходе экскурсий, наблюдений и отражается в календаре фенологических изменений природы, в эстетических переживаниях детей и в их работе с природными материалами.

8.        Земля - наш общий дом

В этом блоке программы дошкольники узнают, что Вселенная - это множество звезд, которые видны ночью на безоблачном небе, Солнце - это наша огненная звезда, вокруг которой вращаются планеты: Марс, Венера, Земля и другие.

Земля - это планета, на которой мы живем. Знакомимся с глобусом - моделью нашей планеты. Узнаем почему кончается день и наступает ночь, идет смена времен года.

Большая часть Земли покрыта соленой водой - океанами и морями. Среди океанов есть суша - материки и их всего шесть.

На земле есть два полюса - Северный и Южный, на них очень холодно, они покрыты вечными льдами и снегами, но есть и тропики, где никогда не бывает зимы!

На материках есть равнины, горы, холмы, реки, леса, поля и пустыни. На каждом материке есть разные страны (государства), в которых живут разные народы с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, носят разную одежду.

Наше государство называется Россия, в ней много городов и деревень, а самый главный город - столица Москва.

У планеты Земля есть спутник - Луна. Это тоже планета, но значительно меньше Земли и вращается вокруг нее. Но на Луне нет воды и атмосферы, поэтому там не живут животные, растения, люди. Луну мы видим ночью на небе потому, что она отражает солнечный свет. Она видится нам в течение месяца разной формы: в виде узкого месяца, который превращается в круглую Луну, затем убывает, снова становится месяцем и исчезает совсем.

Люди всегда наблюдали за звездным небом и дали название различным созвездиям, а в старину ориентировались по звездам. Для подсчета лет люди придумали календарь и название месяцев. Человек изучает звездное небо, создает летательные аппараты, космические корабли и космические станции. Первый человек - космонавт - Юрий Гагарин, и первая женщина - Валентина Терешкова - наша соотечественники.

Мировой Океан и Атмосфера - общие для всей Земли, поэтому их необходимо охранять от вредных выбросов и ядерных взрывов.

9.        Посильная природоохранная деятельность

Этот блок программы предусматривает участие дошкольников вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях: сбор корма и подкормка зимующих птиц, изготовление кормушек и скворечников, сохранение редких видов растений во время летнего отдыха и экскурсий, пропаганда бережного отношения к природе, акции: «Очистите природу от мусора», «Помогите птицам», «Нет - весенним кострам», «Осень без дыма», «Елочки живи», «Береги свои игрушки», «Сохраним капельку», «Месячник «Зеленого друга»: посадка клумб и саженцев на территории детского сада и уходу за ними в течение лета».

Дошкольники на практике закрепляют знания, что человек - живое существо. Ему необходима чистая вода, свежий воздух, здоровая пища, доброжелательное отношение, порядок и красота в окружающей обстановке.

В таких условиях человек хорошо себя чувствует, не болеет. Поэтому человеку необходимо охранять природу, подкармливать птиц, не засорять окружающую среду, не устраивать пожары, бережно относится к животным и природе.

Важное место в программе занимает проблема нравственного развития личности ребенка, воспитании его чувств и эмоциональной чуткости, формирование ценностных ориентиров, ведущих к проявлению заботы и беспокойству" о состоянии природы, связанному, осознанному, бережному отношению к ней. Это необходимо потому, что уже в столь раннем возрасте у детей обнаруживаются искаженные антропоцентрические представления об окружающем мире. Это обуславливается экологической неподготовленностью родителей, которые не понимают или не предают серьезного значения экологическим проблемам сегодняшнего дня и предоставляют решение вопроса экологического воспитания дошкольному учреждению.

Тематическое планирование

1 год обучения

п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

1

Введение в предмет

2

2

Времена года

2

3

Экскурсия в парк (наблюдаем осенние предметы)

2

4

Не топчи травку

2

5

Изготовление дидактической игры «Луг и клумба»

2

6

Осенние листочки

2

7

Акция «Очистим природу от мусора!»

2

8

Акция «Нет осенним кострам!»

2

9

Ручейки и озера

2

10

Вода. Кому она нужна

2

11

Акция «Сохраним капельку»

2

12

Работа над экологическим проектом «Береги птиц». Перелетные и зимующие птицы

2

13

Наблюдаем отлет птиц (экскурсия в природу)

2

14

Птичья стая и семья

2

15

Изготовление кормушек для зимующих птиц

2

16

Не сорока - не ворона

2

17

Бабочки, стрекозы, пчелы, кузнечики

2

18

Муравьи и муравейники

2

19

Наблюдаем природу (поздняя осень)

2

20

Наблюдаем кормящихся птиц

2

21

Яблоки для ежат

2

22

Заяц в беде

2

23

Помоги белочке

2

24

Сравни волка и собаку

2

25

Медведь

2

26

Почему белые медведи не живут в лесу

2

27

Наблюдаем природу

2

28

Работа над проектом «Елочка живи». Скоро праздник Новый год

2

29

Откуда приходит елочка в дом

2

30

Чем можно заменить елочку

2

31

В зимнем лесу

2

32

Работаем над проектом «Береги птиц» (наблюдение за птицами у кормушек)

2

33

Дикие и домашние животные

2

34

Собаки на службе у человека

2

35

Рисуем природу в зимний день

2

36

Лягушка

2

37

Щука

2

38

Ухаживаем за аквариумом

2

39

Зимние заботы рыбаков

2

40

Внимание грипп

2

41

На что нужны мыши

2

42

Береги свои игрушки

2

43

Скорая помощь для игрушек

2

44

Лиса - краса

2

45

Как солнышко лису кормит

2

46

Лоси

2

47

Грибы

2

48

Вредители сада и огорода

2

49

Помощники земледельца

2

50

Любите землю - матушку

2

51

Народные изречения и приметы о природе

2

52

Игра «По тропе Берендея»

2

53

Мазай и зайцы

2

54

7 апреля печем жаворонков

2

55

12 апреля - День космонавтики

2

56

Первоцветы. Участие в акции

2

57

Одуванчики

2

58

Наблюдаем прилет птиц

2

59

22 апреля - акция «Очистим природу от мусора»

2

60

За что любят человека. «Чудесная звездочка»

2

61

Правила как вести себя в природе

4

62

На пруду (экскурсия)

2

63

Прогулка по лесу (экскурсия)

2

Всего

128

86

42

2 год обучения

п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

1

Все в природу взаимосвязано

2

2

Живая, не живая природа, предметы

2

3

Экскурсия «Охота натуралиста»

2

4

Куда деваются листья (опыт 1)

2

5

Откуда берется мусор в природе

2

6

Акция «Очистим природу от мусора»

2

7

Кто как разносит семена

2

8

Наблюдаем за воздухом на прогулке

2

9

Акция «Кострам осенним - нет!»

2

10

Продолжаем работу над проектом «Берегите птиц»

2

11

Опыты: как увидеть и услышать воздух

2

12

Летающие животные

2

13

Изготовление кормушек

2

14

Сбор семян и корма для зимующих птиц

2

15

Носы, уши, зубы

2

16

Клювы, ноги, перья (хищные птицы)

2

17

Мой организм

2

18

Как мы познаем мир

2

19

Маленькие чудовища - «насекомые»

2

20

Как зимуют насекомые

2

21

Наблюдения: откуда берется пыль

2

22

Экскурсия. Дымящие трубы загрязняют воздух и почву

2

23

Зимняя одежда (опыты со снегом)

2

24

Как сохранить тепло в жилище

2

25

12 месяцев

2

26

День зимнего солнцестояния

2

27

Почему наступает утро

2

28

Сказка о времени

2

29

Ледяные игрушки (опыты с водой)

2

30

Акция «Елочка живи»

2

31

Подкормка и наблюдение за птицами

2

32

Все из земли (о полезных ископаемых)

2

33

Опыты с песком и глиной

2

34

Жизнь почвы

2

35

Как человек победит ночь

2

36

Таинственные превращения земноводных

2

37

Сказка о том, как кузнечик бабочку не узнал

2

38

Для чего жирафу пятна

2

39

Прячься, а то съедят (покровительственная окраска)

2

40

Доброе сердце дороже красоты

2

41

Чудесная звездочка (за что любят человека)

2

42

Голубая планета Земля

2

43

Богатства мирового океана

2

44

Ручейки, озера, родники

2

45

Надо, надо умываться (гигиена тела – залог здоровья)

2

46

Сколько нужно нам воды?

2

47

Сказка о дождике

2

48

В маленьком семени прячется растение

2

49

Опыт с распустившимися ветками

2

50

Что дают нам растения

2

51

Что за чудо цветок

2

52

День весеннего равноденствия

2

53

Наблюдаем прилет птиц

2

54

7 апреля - печем жаворонков

2

55

Акция «Не жги сухую траву»

2

56

Легенда о растениях

2

57

Наблюдения: куда деваются листья (часть 2)

2

58

Акция «Очистим природу от мусора»

2

59

Как деревья растут в высоту

2

60

Как деревья растут в толщину

2

61

Этажи леса (о растениях)

2

62

Распознавание объектов

2

63

Путешествие в страну Луголандию (экскурсия на луг)

2

64

Здравствуй, лето (правила поведения в природе)

2

Всего

128

82

46

Методическое обеспечение программы кружка

1. Формы проведения занятий

Формы проведения

Виды занятий

Контрольно-

диагностическая

  - беседа

  - художественное слово

Познавательно - досуговая

деятельность

  - экскурсии

  - дидактические игры

  - развлечения

Нетрадиционные формы

  - фитотерапия

  - аромотерапия

Субъективная и научно - исследовательская деятельность

  - опыты

 

2. Методы и приемы обучения.

 

                     Методы

Приемы

1. Наглядный

  - наглядно - зрительные

  - наглядно - слуховые

  - предметная наглядность

2. Информационно - рецептивный

  - совместная деятельность педагога     и ребенка

3. Практический, исследовательский

  - опыты

  - труд в природе

4. Словесный

  - беседа

  - рассказ

  - художественное слово

 

3. Материал

                           Вид

Тематика

1. Картины

  - Времена года

  - Сезонные изменения в природе

  - Живая природа

  - Труд людей в природе

2. Плакаты

  - лекарственные травы

  - ягоды

  - овощи и фрукты

  - грибы съедобные и несъедобные

3. Дидактический материал к играм

  - овощи и муляжи овощей

  - ягоды

  - комнатные растения

  - семена

  - зерна кофе

4. Дидактический материал для проведения опытов

  - микроскоп

  - лупа

  - вода

  - цветные карандаши

  - бумага

  - вата

  - колбы

  - краситель

  - стакан

5. Лекарственные растения

  - душица

  - мята

  - лимонник

  - шиповник

6. Технические средства

  - аудиокассета "Времена года"

 

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность» учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста., М. АСТ, 1998.
  2. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. «Человек», Ярославль, 2003
  3. Бианки В. В. «Лесная газета». «Детгиз», 1959.
  4. Беккер И. Л. «Времена года» Книга юного филолога. М. 2001.
  5. Горбатенко О.Ф. «Дошкольник. Система экологического воспитания в ДОУ». Волгоград, 2007г.
  6. Грехова Л. И. «В союзе с природой» (эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми) «Москва - Ставрополь», 2000.
  7. Градобоева Т. «Экологическое воспитание детей» ж. «Дошкольное воспитание», №7, 1988
  8. Дмитриев Ю. Н. «Календарь зеленых чисел» М. «Молодая гвардия», 1972.
  9. Ю.Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром животных» М. «Просвещение», 1998.
  10. Королева А. Е. «Иди за мной» (экологическая тропа для дошкольников и младших школьников) М.,1998.
  11. Кокуева Л. В. «Я и моя Родина» (программа по воспитанию и образованию для дошкольных учреждений) Ярославль «НЬЮАНС», 1998.
  12. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы» - Азбука экологии. СПб, 1996.
  13. Корсунская В. М. «Приключения плодов и семян» М. «Детиз», 1953.
  14. Козлова С. А. «Мой мир» (приобщение ребенка к социальному миру). М. «Линка - Пресс», 2000.
  15. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения, Ярославль, «Академия развития», 1998.
  16. Канаева Л. И. «Коррекционно - развивающие занятия с дошкольниками». М. «Линка - Пресс», 2000.
  17. Киреева Л. Г., Бережнова С. В. «Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий». Волглград 2008г.
  18. Морковская Е. М. «Уголок природы в детском саду» М. 1989.
  19. «Мир природы и ребенок». Учебное пособие под редакцией Моневцевой Л. Н., Самороковой П. Г. изд. 2 С - Пб, 1998.
  20. Молдодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми». Минск.1996.
  21. Николаева, Эмилия «Уроки Феи Виолы», М. «Пирамида», 2000.
  22. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М. «Новая школа», 1995.
  23. Николаева С. Н. «Юный эколог» программа и условия ее реализации в детском саду. М. «Мозаика - Синтез»,2000.
  24. Николаева С. Н. «Как приобщить ребенка к природе» Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях. М., 1993.
  25. Николаева С. Н. «Место игры в экологическом воспитании школьников». М., 1996.
  26. Потапова Л. М. «Детям о природе» экология в играх для детей 5-10 лет. Ярославль «Академия развития», 1998.
  27.  Рябова М. Г., Пуриурова Л. В., Бычкова К. А., Данченко Л. С, Нагорнова Л. В. «Зеленый мир». Методическое пособие в помощь        школьным экологическим объединениям. Волгоград, 1994.
  28. Рыжова Н. А. «Воздух - невидимка» программа экологического образования дошкольников. М. «Линка - Пресс», 1998.
  29. Рыжова Н. А. «Почва» программа экологического образования дошкольников. М. «Линка - Пресс», 1998.
  30. Рыжова Н. А, «Волшебница - вода» программа экологического образования дошкольников. М. «Линка - Пресс», 1997.
  31. Федотова А. М. «Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста. Воспитание общественной нравственности личности ребенка дошкольного возраста». Пермь, 1990.
  32. Шаболина 3. С. «Игровая экология» 2 части. Ярославль, 1999.
  33.  «Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях (сост. Федотова А. М.). Пермь, 1990.
  34. «Я познаю мир. Экология. Детская энциклопедия». М., «ACT», 19




.


Муниципальное казенное учреждение

Дополнительного образования детей

«Лямбирский районный Дом детского творчества»

 

 «Утверждаю»

Директор

МКУ ДОД «Лямбирский РДДТ»

_____________ Г.Ш. Алукаева

«____»_______________ 2015г.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка

« Природа – наш дом»

                   

Направленность программы  - экологическая

Возраст обучающихся  5-7 лет

Общее количество часов в неделю 4 часа

Педагог дополнительного образования:

Анисьина Т.С.

2015-2016 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...