Образовательная область «Социализация».перспективный план
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
Образовательная область «Социализация».перспективный план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa_sotsializatsiya.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Социализация».
Сюжетно-ролевая игра.
Старшая группа.
Названия игр | Объём игровых навыков и умений | Методические приёмы |
Сентябрь | ||
«Детский сад» | Воспитатель принимает детей, проводит утреннюю гимнастику, завтракает, играет с детьми. | Комментированное наблюдение за играми детей. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как мы занимаемся и играем в детском саду». |
«Транспорт» | В гараже стоит много машин разного назначения. Водители берут права, получают задание у диспетчера, заправляют машины бензином, выполняют задания: возят пассажиров на автобусе, доставляют врачей к больным, водят экскурсионные автобусы. | Целевая прогулка по улице. Рассматривание иллюстраций (разные виды городского транспорта, достопримечательности города). Беседы: «Что интересного есть в нашем городе», «О чём можно рассказать туристам» |
«Путешествие по городу» | Туристы из другого города приехали на экскурсию. Экскурсовод показывает им достопримечательности города, рассказывает о них. | |
«Магазин» | В продовольственном магазине много отделов, работают продавцы, есть кафе. Покупатели рассматривают и выбирают продукты для приготовления определённых блюд. | Рассматривание иллюстраций. Беседы «Что продаётся в продовольственном магазине», «Что из чего можно приготовить». |
Октябрь | ||
«Транспорт» | По улицам ездят машины разного назначения, пешеходы идут по тротуару. Водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения. Водители уступают дорогу транспорту особого назначения. | Целевая прогулка к пешеходному переходу. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Мы - пешеходы», «Как вести себя на улице», «Правила дорожного движения обязательны для всех». |
«Детский сад» | Воспитатель проводит утреннюю гимнастику, дети приходят на музыкальное занятие - поют, танцуют, играют. | Комментированное наблюдение. Слушание песен инструментальной музыки. |
«Магазин игрушек» | Покупатели выбирают игрушки, советуются с продавцом, платят деньги в кассу. Продавец вежливо разговаривает с покупателями, предлагает им разные игрушки, благодарит за покупку. | Беседа: «Вежливые покупатели». Дидактические игры: «Опиши игрушку», «Что изменилось», «Найди по описанию». |
«Почта» | Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, посылки. Почтальон доставляет почту по адресам. | Экскурсия на почту. Рассматривание иллюстраций, образцов почтовых отправлений. Дидактические игры «Письмо другу», «Я живу по адресу…», «Почтальон принёс посылку». |
Ноябрь | ||
«Поликлиника» | Терапевт лечит людей: прослушивает, измеряет давление, осматривает горло, выписывает рецепт. Медсестра делает уколы, перевязки. | Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как работает врач». |
«Строительство» | Строители возводят большой гараж, где будет стоять много машин. | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Где ночуют машины». |
«Транспорт» | Грузовые и легковые машины едут по улице, пешеходы идут по тротуару, переходят через дорогу. Водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения. | Целевая прогулка к светофору. Дидактические игры: «Осторожно пешеход!», «Красный, жёлтый, зелёный» |
«Магазин» | Открылся новый супермаркет с разными отделами: посуда, мебель, канцтовары и т.д. Покупатели выбирают товары, просят продавцов рассказать о них (цвет, материал, назначение) | Целевая прогулка к магазину. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Что для чего», «Чего не стало», «Угадай по описанию», «Опиши, а мы угадаем» |
Декабрь | ||
«Ветеринарная лечебница» | Люди приводят и приносят больных животных в лечебницу. Ветеринар лечит животных: осматривает, ставит грелку, назначает лекарства, делает уколы. | Беседа «Мои любимые домашние животные». Чтение: К.Чуковский «Айболит» |
«Семья» | Новогодний праздник: покупка и украшение ёлки, подготовка подарков членам семьи, приход Деда Мороза с подарками. | Подготовка к новогоднему празднику. Беседа: «как мы будем готовиться к встрече Нового года». Продуктивная деятельность: подбор выкроек и рисунков для изготовления ёлочных игрушек. |
«Мастерская Деда Мороза» | Дед Мороз прислал письмо с просьбой открыть мастерскую по изготовлению ёлочных игрушек. Приёмщица принимает заказы от посетителей и даёт задания на изготовление игрушек. Мастера делают игрушки из разных материалов. | |
«Библиотека» | Читатели приходят в библиотеку. Они рассматривают стенды, выбирают книги. Библиотекарь выдаёт нужные книги, записывает их в формуляры читателей. | Экскурсии в библиотеку. Беседа: «Как работает библиотекарь». Продуктивная деятельность: изготовление книжек-малышек. |
Январь | ||
«Детский сад» | Новогодний праздник в детском саду: дети делают игрушки, наряжают ёлку, приходят Дед Мороз и Снегурочка, дети читают стихи о зиме и Новом годе, играют в весёлые игры, получают подарки. | Беседы: «Как мы отмечали праздник ёлки в детском саду», «Что мне больше всего понравилось на Новогоднем утреннике». Повторение новогодних стихов, песен, танцев. |
«Парикмахерская» | В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Работают мужской и женский залы. Мастера стригут клиентов, моют им головы, причёсывают их. Они вежливы и внимательны. | Экскурсия в парикмахерскую. Рассматривание иллюстраций. Беседа: «Мы играем в парикмахеров». |
«Магазин одежды» | Открылся новый магазин. Продавцы предлагают разные виды одежды, рассказывают о ней; покупатели меряют её в примерочной, оплачивают покупку. | Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Одежда или обувь», «Что носят девочки, мальчики». Продуктивная деятельность «Одежда для кукол». |
«Путешествие по России» | Семья отправляется в путешествие по стране, знакомится с природой и животным миром Юга и Севера, фотографирует достопримечательности. | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Моё путешествие». Продуктивная деятельность «Фото-альбом». |
Февраль | ||
«Военные учения» | В учениях принимают участие разные рода войск: моряки, пехотинцы, танкисты, лётчики. Они выполняют разные задания по приказам командиров. После учений организуют концерт: поют песни, танцуют. | Утренник, посвящённый Дню защитника Отечества. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Бравые солдаты». Повторение стихов, песен о Российской армии. |
«Скорая помощь» | Врач приезжает по вызову, оказывает первую помощь: осматривает, измеряет температуру, делает уколы, выписывает рецепт. | Рассматривание иллюстраций. Целевая прогулка по улице. Беседа «03-«это скорая помощь» |
«Строительство, театр» | Строители возводят театр. Кассир продаёт билеты. Зрители покупают их и проходят в зрительный зал. Их пропускает билетёр. Он предлагает им программки. Артисты репетируют спектакль и показывают его зрителям. | Рассматривание иллюстраций. Беседы о театре. Чтение сказок. Игровые упражнения: работа над выразительностью речи. Продуктивная деятельность: билеты, программки, афиши. |
«Пожарные на учениях» | Пожарные упражняются в тушении пожара: быстро садятся в пожарную машину, на месте пожара разматывают пожарный рукав, спасают людей из горящего дома, помогают, выносить животных. Пожарные используют лестницу, носилки. | Рассматривание иллюстраций. Просмотр телепередач. Беседа «Как работают пожарные». Чтение С.Маршака «Кошкин дом», «Пожар». Продуктивная деятельность: плакаты о пожарной безопасности. |
Март | ||
«Семья» | Праздник 8Марта. Подготовка подарков, уборка квартиры, приготовление пирогов, поздравление женщин, концерт для них. | Подготовка и проведение праздничных утренников, посвящённых 8Марта. Беседа «Как мы поздравляли мам и бабушек». |
«Строительство» | Строители строят мост через реку; по дороге через мост едут разные машины (пожарные, грузовые, легковые, продуктовые, автобусы). Шофёры соблюдают правила дорожного движения. | Рассматривание иллюстраций разных конструкций мостов. Беседа «Кто строит дома». |
«Хохломские мастера» | Мастера хохломской росписи украшают разные предметы: посуду, мебель, ткани. | Рассматривание предметов, украшенных хохломской росписью. Продуктивная деятельность: заготовки для росписи мебели, посуды, тканей (конструирование из бумаги). |
«Аптека» | Люди приходят за лекарством, рассматривают витрину, выбирают лекарство, спрашивают его у провизора или показывают рецепт. Провизор ищет нужное лекарство, получает деньги и выдаёт лекарство посетителям. В аптеке продаются мази, микстура, таблетки, средства по уходу за больными. | Экскурсия или целевая прогулка. Беседа «Что мы видели в аптеке». Продуктивная деятельность: изготовление «лекарств» для игры. |
Апрель | ||
«Космическое путешествие» | Космонавты собираются в полёт: тренируются, изучают карту звёздного неба. В полёте наблюдают за звёздами и планетами, ведут бортовой журнал, проводят сеансы связи, возвращаются на Землю. | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: С.Баруздин «Первый человек в космосе». Продуктивная деятельность: «Бортовой журнал», «Карты звёздного неба». |
«Семёновские мастера» | Мастера расписывают матрёшек разного размера. Игрушки отправляют в детский сад. | Рассматривание предметов и иллюстраций. |
«Поликлиника» | Врач проверяет зрение с помощью таблиц, медсестра выписывает рецепт на очки, люди покупают очки в аптеке | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как я была на приёме у окулиста». Чтение: А.Барто «Очки». Продуктивная деятельность «Таблицы для проверки зрения». |
«Детский сад, кукольный театр» | В детский сад приехали артисты, показывают кукольный спектакль. | Рассказ воспитателя. Работа над показом сказки. Продуктивная деятельность «Афиша» кукольного спектакля. |
Май | ||
«Подводная лодка» | Моряки отправляются в плавание, наблюдают за морскими обитателями из иллюминаторов, опускаются в скафандрах на дно моря. На судне есть командир, матрос, кок, врач, механики. | Рассматривание иллюстраций подводных обитателей. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность: атрибуты для игры «Рыбы, растения и другие морские обитатели». |
«Путешествие по реке» | Путешественники плывут по реке, делают остановки, знакомятся с достопримечательностями, посещают цирк, идут в магазины, парикмахерскую, аптеку. | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя «Как путешествуют по рекам». |
«Строительство, цирк» | Строители возводят цирк. Артисты готовятся к выступлению, упражняются. На арене выступают гимнасты, фокусники, дрессировщики с разными животными. | Беседа «Как вы были в цирке». Продуктивная деятельность: билеты в цирк. |
Июнь-Август | ||
«Библиотека» | Читатели посещают библиотеку, читают книги в читальном зале, берут их домой. Библиотекарь отмечает книги в формуляре. | Беседа «Что мы знаем о библиотеке». Продуктивная деятельность «Книжки-малышки». |
«Экскурсия в музей» | Посетители приезжают в музей, экскурсовод показывает им картины, рассказывает о художниках. | Рассматривание репродукций картин. Беседа по содержанию репродукций. Продуктивная деятельность: постройка здания музея. |
«Зоопарк» | Дети с родителями приходят в зоопарк, рассматривают разных животных, катаются на карусели. | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Какие звери живут в зоопарке». |
«Транспорт» | Водители возят пассажиров в библиотеку, театр, зоопарк, музей, соблюдают правила дорожного движения. Пассажиры вежливы друг с другом, уступают места старшим, громко не разговаривают. | Целевая прогулка на улице. Беседы о правилах дорожного движения. Продуктивная деятельность «Дорожные знаки». |
«Поликлиника» | В поликлинике больных принимают педиатр, окулист, медсёстры. При поликлинике работает травмпункт. Больных с разными ушибами, порезами привозит машина «скорой помощи». Врачи оказывают помощь, назначают лечение. | Беседа о врачах, работающих в поликлинике. Рассказ воспитателя. |
Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств.
Темы | Содержание | Методические приёмы |
Сентябрь | ||
«Культура поведения» | Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.). | Беседы: «Будь вежлив», «Вспомним правила вежливости». Чтение: С.Маршак «Двенадцать месяцев», В.Осеева «Волшебное слово». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Ты пришёл утром в детский сад», «Разные формы приветствия и прощания». |
«Положительные моральные качества» | Закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, умение вместе играть, делиться игрушками. | Беседа «Как надо играть с товарищами». Чтение: Н.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой», Г.Циферов «Когда не хватает игрушек». |
«Этические представления» | Формировать представление о доброте как положительном качестве человека. | Беседы: «Что такое доброта», «Что значит быть добрым». Чтение: рус.нар.сказка «Хаврошечка», А.Барто «Вовка - добрая душа». |
Октябрь | ||
«Культура поведения» | Закреплять знания о сотрудниках детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними. | Беседа «Кто работает в детском саду». Словесные поручения сотрудникам детского сада. Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Вы пришли в детский сад», «С кем вы прощаетесь, уходя домой?» |
«Положительные моральные качества» | Продолжать формировать уважение к окружающим, умение считаться с их желаниями и просьбами. | Беседа «Относитесь к людям так, как бы хотели, чтобы относились к тебе». |
«Этические представления» | Познакомить с понятием «отзывчивость», формировать привычку откликаться на просьбы родных, друзей и знакомых. | Беседы «Что значит быть отзывчивым», «Как относиться к просьбам незнакомых людей». |
Ноябрь | ||
«Культура поведения» | Закреплять навыки поведения в разных помещениях детского сада (в спальне, физкультурном зале) и в разные отрезки времени (во время еды, занятия и т.д.). | Беседа «Как вести себя в детском саду, чтобы всем было приятно и хорошо». |
«Положительные моральные качества» | Продолжать учить заботиться о малышах, защищать слабых, выражать сочувствие, формировать отзывчивость. | Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай». Чтение: А.Барто «Вовка - добрая душа». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». |
«Этические представления» | Формировать понимание необходимости выполнять свои обещания. | Беседы: «Обещал – значит, выполни», «Дал слово - держи». |
Декабрь | ||
«Культура поведения» | Закреплять словесные формы выражения благодарности. | Беседа «Как и за что мы благодарим окружающих». Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения. |
«Положительные моральные качества» | Продолжать формировать чувства заботы и любви к близким людям, стремление помогать им, радовать их, не огорчать. | Беседы: «Как мама заботиться обо всех», «Как мы заботимся о своих близких». Чтение: В Осеева «Просто старушка», «Сыновья». |
«Этические представления» | Формировать представление о чутком, заботливом отношении к окружающим. | Беседа «Как мы заботимся об окружающих». Чтение: В.Осеева «Просто старушка», «Сыновья». |
Январь | ||
«Культура поведения» | Продолжать закреплять правила и навыки поведения в общественных местах. | Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте». Чтение: С.Михалков «Одна рифма». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, поликлинику)», «Ты вошёл в автобус». |
«Положительные моральные качества» | Воспитывать скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью принимать помощь и знаки внимания. | Беседы: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным». Чтение: рус.нар.сказка «Заяц - хваста», С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Просмотр мультфильма «Какой чудесный день». |
«Этические представления» | Формировать представление о скромности как положительной черте характера. | |
Февраль | ||
«Культура поведения» | Познакомить с правилами телефонного этикета. | Беседа «Как разговаривать по телефону». Чтение: К.Чуковский «Телефон». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как позвонить другу», «Тревожные звонки – 01, 02, 03» |
«Положительные моральные качества» | Закреплять умение правильно оценивать свои поступки. | Беседы: «Посмотрим на себя со стороны», «Послушаем, что скажут о тебе другие». |
«Этические представления» | Объяснить понятие «смелость», учить различать лихачество и смелость. | Беседа «Когда и в чём нужна смелость». Чтение: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Л.Толстой «Котёнок». |
Март | ||
«Культура поведения» | Познакомить с правилами культуры поведения мужчин по отношению к женщинам: вставать при появлении их в помещении, уступать место, оказывать помощь и т.д. | Беседы: «Почему нужно помогать девочкам защищать их», «сила – не право». Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Кто уступит», «Если девочке трудно, кто поможет». Развлечение «Рыцарский турнир». |
«Положительные моральные качества» | Продолжать воспитывать внимательное, заботливое отношение к девочкам. | |
«Этические представления» | Формировать представление о том, что мальчики – это будущие мужчины, защитники слабых. | |
Апрель | ||
«Культура поведения» | Познакомить с правилами гостевого этикета: «Я принимаю гостей». | Беседа «Если к вам пришли в гости». Чтение: китайская сказка «Каждый своё получил», А.Милн «Вини - Пух и все-все-все». Сюжетно – ролевая игра «Семья». |
«Положительные моральные качества» | Учить замечать настроение окружающих, проявлять внимание и заботу. | Беседа «Будем внимательными к настроению других». Психогимнастика: «Угадай, какое у меня настроение», «Такие разные лица». |
«Этические представления» | Объяснить понятие «честность». | Беседа «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Чтение: Н.Носов «Леденец», В.Осеева «Что легче». |
Май | ||
«Культура поведения» | Познакомить с правилами гостевого этикета: «Ты пришёл в гости». | Беседы: «Как вести себя в гостях», «Как дарить подарки», «Карлсон в гостях у Малыша». Чтение А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше». Сюжетно – ролевая игра «Семья». |
«Положительные моральные качества» | Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, стремление защищать её. | Наблюдение в природе. Рассматривание иллюстраций, картин. Беседы: «Красная книга природы». Чтение: С.Михалков «Дельный совет», Л.Толстой «Котёнок». |
«Этические представления» | Формировать представление о трудолюбии как положительной черте характера. | Беседа «Труд человека кормит, а лень портит». Чтение: В.Одоевский «Мороз Иванович», Е.Пермяк «Как Маша стала большой». |
Июнь-Август | ||
«Культура поведения» | Совершенствовать навыки культуры поведения и речевого общения. | Беседа «Не одежда красит человека, а поведение». Повторение знакомых произведений художественной литературы. |
«Положительные моральные качества» | Способствовать проявлению положительных моральных качеств в отношениях со сверстниками и взрослыми. | Организация разнообразной и интересной деятельности дошкольников. |
«Этические представления» | Обобщить представления о положительных качествах человека, закреплять соответствующие понятия, ввести понятие «интеллигентный человек» | Беседа «Что значит быть хорошим человеком» |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Направления | Содержание | Методические приёмы |
Сентябрь | ||
Гендерная принадлежность | Закрепление умения ориентироваться в помещениях детского сада, знания адреса детского сада. | Экскурсия по детскому саду. Беседы: «Наш детский сад», «Любимые занятия в детском саду», «В детском саду много девочек и мальчиков». Чтение: Г.Ладонщиков «Про себя и про ребят», С.Махотин «Старшая группа». Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника» Продуктивная деятельность «Игры девочек и мальчиков» |
Семейная принадлежность | Я и моя семья – закрепление знаний об имени, отчестве родителей, их работе; домашних обязанностях, помощи взрослым. | Рассматривание семейных фотографий. Беседы: «Моя семья», «Как я помогаю дома». Чтение: А.Барто «Перед сном», С.Махотин «Воскресенье». Сюжетно-ролевые игра «Семья». Продуктивная деятельность: «Портреты моих родных». |
Гражданская принадлежность | Улица, на которой я живу, домашний адрес. Здания разного назначения: жилые дома, школа, библиотека, парикмахерская, поликлиника, больница, аптека, банк, магазин. | Рассматривание иллюстраций зданий разного назначения. Чтение: пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания. Дидактические игры: «Я живу на улице…», «Мой адрес…» Сюжетно-ролевые игра «Путешествие по городу Саранску» Продуктивная деятельность: «Наша улица», «Построим разные дома». |
1 сентября – День знаний. Школьники начинают учиться. День города, история возникновения города Саранска. | Целевая прогулка к зданию школы. Рассматривание иллюстраций. Чтение: З.Александрова «В школу», А.Барто «Я выросла», «Первоклассница», Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», С.Маршак «Первый день календаря». Дидактические игры: «Школьные принадлежности», «Собери портфель». Сюжетно-ролевая игра «Магазин канцтоваров». Продуктивная деятельность: «Дети идут в школу», «Построим школу, детский сад» | |
Октябрь | ||
Гендерная принадлежность | Одежда девочек и мальчиков. | Рассматривание предметов одежды. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что любят надевать девочки (мальчики)». Дидактические игры: «Одень Машу(Сашу) на прогулку по сезону», «Отбери, что носят только девочки(мальчики)». Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Показ моделей одежды». Продуктивная деятельность: «Узор для платья», атрибуты для игры «Ателье». |
Семейная принадлежность | Моя большая семья. | Рассматривание семейных фотографий. Беседы: «Мои дедушка и бабушка», «Мои родственники». Чтение: Я.Аким «Кто кому кто?», Ю.Коваль «Дед, баба и Алёша». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность «Портреты». |
Гражданская принадлежность | Разные виды городских зданий, их назначение, сооружения культуры и досуга в городе и районах. | Экскурсии и целевые прогулки по улице. Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий, фотовыставка «Как мы отдыхаем». Беседа «что есть в нашем городе для детей». Чтение: С.Баруздин «Кто построил этот дом». Дидактические игры: «Для чего предназначено это здание», «Угадай здание по описанию». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по району». Продуктивная деятельность: «Моё любимое место отдыха», «Построим город». |
Жизнь людей в деревне: особенности, отличие от городской жизни, занятия людей. | Рассматривание иллюстраций, фотографий. Беседы о летнем отдыхе в деревне. Чтение: Л.Воронкова «Солнечный денёк», Б.Житков «Белый домик». Дидактические игры: «Где кто живёт и что делает», «Кто где живёт» (домашние животные). Продуктивная деятельность: «Деревенский дом», «Как мы отдыхали летом». | |
Ноябрь | ||
Гендерная принадлежность | Поведение девочек и мальчиков. | Беседы: «Какими должны быть мальчики», «Что украшает девочку». Обыгрывание и обсуждение ситуаций. Чтение: А.Барто «Вовка - добрая душа», «Любочка». Сюжетно-ролевые игры. Продуктивная деятельность «Портрет девочки (мальчика), который мне нравится» |
Семейная принадлежность | Моя родословная – родственные связи. | Рассматривание семейных фотографий. Домашнее задание: составление генеалогического древа. Беседа «Моя родословная». Чтение: Я.Аким «Кто кому кто?», М.Яснов «Вот как ясемью нарисовал». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: подарки родным. |
Гражданская принадлежность | Город Саранск, его достопримечательности: собор Ф.М. Ушакова, парк им.Пушкина, национальный драматический театр, кукольный театр, музей им.С.Д.Эрзя и др. | Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Мы живём в Мордовии», «Что есть в Саранске для детей». Дидактические игры: «Путешествие по Мордовии», лото «Саранск». Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы». |
Праздник День народного единства. | Целевая прогулка по украшенной к празднику улице. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. | |
Декабрь | ||
Гендерная принадлежность | Любимые игры мальчиков и девочек. | Рассматривание иллюстраций, фотографий. Беседы: «Почему девочки не играют в разбойников», «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек». Дидактические игры: «Я знаю пять игр девочек (мальчиков)», «Я назову пять игрушек девочек(мальчиков)». Продуктивная деятельность «Моя любимая игрушка». |
Семейная принадлежность | Семейные традиции – проведение праздников, отдыха, занятия любимым делом. | Рассказ воспитателя «Что такое традиция». Беседа «Традиции вашей семьи». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник», «Моё любимое занятие дома». |
Гражданская принадлежность | Памятники героям, прославившим наш родной город и страну. | Экскурсия по центру Саранска (по иллюстрациям или слайдам). Просмотр видеофильмов, слайдов. Слушание гимна Мордовии. Рассматривание иллюстраций памятников героям ВОВ. Беседы: «Что я видел в Саранске», «О чём бы я рассказал другу». Продуктивная деятельность: «Книга о Саранске – рисунки другу», оформление фотостенда о прогулках с родителями по Саранску. |
Новый год в России и в других странах. | Рассказ воспитателя о встрече Нового года. Разучивание стихотворений и инсценировок к празднику. Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года в разных странах. Продуктивная деятельность: «Новогодние пожелания», «Дед Мороз и Снегурочка», игрушки-самоделки на ёлку. | |
Январь | ||
Гендерная принадлежность | Какими хотят стать девочки и мальчики. | Рассматривание фотографий родителей (в детстве и в настоящее время). Беседа «Кем я буду и каким я буду». Чтение: русские нар.сказки «Василиса Прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко». |
Семейная принадлежность | Наш детский сад – большая семья. | Рассматривание фотографий из архива детского сада (здание, участок, выпускники, праздники и т.д.) Рассказ воспитателя. Беседы: «Большая семья», «Что мы внесём в историю детского сада». Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года». Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада. |
Гражданская принадлежность | Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей. | Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса. Беседа «Мы живём в России». Чтение: З.Александрова «Родина», С.Баруздин «Страна, где мы живём», Н.Виноградова «Моя страна Россия». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России». Продуктивная деятельность «Моя Родина». |
Рождественские праздники, народные традиции и культура России. | Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси. Рассматривание иллюстраций. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад – новогодний праздник». Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка». | |
Февраль | ||
Гендерная принадлежность | Кто служит в Армии. | Беседа «Будем в армии служить». Продуктивная деятельность: подарки мальчикам. |
Семейная принадлежность | Заботливое и внимательное отношение к малышам. | Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры. Беседа «Забота о младших - почётная обязанность старших». Чтение: М.Бородицкая «Ждём брата», «Привезли», «Наблюдение». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад». Продуктивная деятельность «Подарки малышам». |
Гражданская принадлежность | Государственные символы России: флаг, герб, гимн. | Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Российский флаг». |
День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность; защита Родины от нападения врагов, особенности службы в мирное время. | Целевые прогулки к памятникам героям войны. Рассказ воспитателя. Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм». Чтение: Я.Аким «Земля», А.Гайдар «Поход». Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Моряки», «Военные учения». Продуктивная деятельность: подарки папам и дедушкам ко Дню защитника Отечества. | |
Март | ||
Гендерная принадлежность | Праздник девочек. | Беседа «Мы любим наших девочек». Продуктивная деятельность: подарки девочкам. |
Семейная принадлежность | Мама – главный человек в нашей семье. | Рассматривание иллюстраций о труде мам дома и на работе, открыток к женскому дню 8 Марта. Беседы: «Как мы помогаем бабушке и маме», «Моя мама», «Моя бабушка». Чтение: Е.Благинина «Посидим в тишине», С.Михалков «А что у вас?», ненецкая сказка «Кукушка». Сюжетно - ролевые игра «Семья-8 Марта» Продуктивная деятельность: открытки и подарки мамам и бабушкам «Вот какая красивая моя мама». |
Гражданская принадлежность | Международный женский день. | |
Знаменитые россияне, прославившие Родину: Ю.Долгорукий, А.Пушкин, Л.Толстой, П.Чайковский, И.Левитан и др. | Рассматривание портретов, картин. Слушание музыкальных произведений. Рассказ воспитателя. Беседа «Они прославили Россию». Чтение литературных произведений, слушание музыки. Продуктивная деятельность по мотивам литературных и музыкальных произведений. | |
Апрель | ||
Гендерная принадлежность | Я и моё имя – история происхождения некоторых имён, отчеств и фамилий. | Рассказ воспитателя. Чтение: М.Яснов «Вот как я семью нарисовал». Дидактические игры: «Я знаю пять имён девочек (мальчиков)», «Назови имя по - другому» (ласкательные имена). Продуктивная деятельность: «Мы похожи – я и папа», «Я на маму так похожа…». |
Семейная принадлежность | ||
Гражданская принадлежность | Земля – наш общий дом: элементарное представление о строении Солнечной системы. День космонавтики: первый полёт человека в космос. | Наблюдение за солнцем, луной, звёздами. Рассматривание глобуса. Рассказ воспитателя. Беседы: «Первый человек в космосе», «Наши космонавты». Чтение: В.Баруздин «Первый человек в космосе», А.Леонов «Шаги над планетой». Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие». Продуктивная деятельность: «Космос», «Лунный пейзаж». |
Май. | ||
Гендерная принадлежность | Культура речевого общения в детском саду и дома, речевой этикет. | Беседы: «Судари и сударыни», «Как мы разговариваем со взрослыми и друг с другом». Дидактические упражнения: «Как обратиться с просьбой к товарищу, незнакомому человеку», «Как попросить извинения». Сюжетно-ролевые игры. |
Семейная принадлежность | ||
Гражданская принадлежность | День Победы, героические защитники страны в годы ВОВ. | Встреча с ветеранами войны. Рассматривание иллюстраций. Чтение: С.Алексеев «Первый ночной таран», Т.Белозеров «Майский праздник – День Победы». Сюжетно-ролевая игра «Военные на учении». Продуктивная деятельность: подарки ветеранам, «Наша армия сильна, охраняет мир она». |
Чем славится родной город, район (заводы, промыслы, научные и культурные центры). | Рассматривание иллюстраций, фотографий. Рассказ воспитателя. Продуктивная деятельность «Чем мы гордимся в Саранске». | |
Июнь - Август | ||
Гендерная принадлежность | Закрепление знаний о себе, своей семье, родословной, детском саде. | Беседы: «Моя семья», «Хорошо у нас в саду». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», Продуктивная деятельность: «Наш участок летом», «Мои друзья», «Папа на работе». |
Семейная принадлежность | ||
Гражданская принадлежность | Народное творчество, народная культура (фольклор, прикладное искусство), Россия в творчестве писателей, поэтов, художников и музыкантов. | Рассматривание предметов народного прикладного искусства России (русского, башкирского и др.). Рассматривание репродукций пейзажей русских художников. Рассказ воспитателя о людях творческого труда - писателях, художниках, композиторах. Чтение народных сказок, потешек, поговорок. Слушание музыкальных произведений. Дидактическая игра «Назови художника». Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Экскурсия в Третьяковскую галерею». Продуктивная деятельность по мотивам произведений художественной литературы, «Широка страна родная». |
Литература
1. Алямовская В.Г., Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Культура поведения за столом. М.: Ижица,2004.
2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, М, «Просвещение», 1989.
3. Голицина Н.С.Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез,2000.
4. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребёнка. М.: Школьная пресса,2004
5. Дурова Н.В. Очень важный разговор. Беседы-занятия с дошкольниками об этике поведения, М, Мозаика-Синтез, 2000.
6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М.: Сфера, 2005
7. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. М.: Флинта, 2001
8. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М.:Владос, 2002
9. Никифорова Н.Б. Вот какой наш детский сад. М.: Скрипторий 2003,2009
10. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками младшими школьниками. М.: Владос, 2002
11. Щипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками ( 3-6 лет) – СПб; Детство – Пресс, 2003
12. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре, М: ТЦ «Сфера», 2004
13. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному, Самара, Учебная литература, 2005.
14. Демидова Д.Н. Будьте вежливы всегда, Воронеж, 2009.
15. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие, М, «Сфера», 2004.
16. Осипова Л.Е, Зеленова Н.Г., Мы живем в России. Старшая группа. М, Скрипторий, 2003, 2010.
17. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М, «Сфера», 2008.
18. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа, М, «Элизе Трейдинг», 2002.
19. Алешина Н.в. Патриотическое воспитание дошкольников, М, ЦГЛ, 2004.
20. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М, ГНОМ, и Д, 2002.
21. Мячина А.К, Маленьким детям - большие права, СПб, «Детство-Пресс», 2007.
22. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении, М, ТЦ «Сфера», 2008.
23. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка, М, ТЦ «Сфера», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Красная книга Саратовской области"; Конспект НОД по образовательной области "Социализация", Перспективный план по ОБЖ в средней группе
Экологический проект " Красная книга Саратовской области"Конспект НОД по образовательной области "Социализация" Перспективный план по ОБЖ в средней группе.Перспективный план по ОЗОЖ в...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» (ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 2-7 ЛЕТ) практическое пособие для педагогов
Содержание перспективного плана отражает основные аспекты данного направления. Форма перспективного плана отражает особенности организации образовательного процесса с учетом комплексно – тематической ...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности старшей группы по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей
план-конспект "Мой любимый город"....
Образовательная область "Музыка" календарные планы для детей младшего дошкольного возраста. ФГОС
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам календарный план для детей 1 младшего дошкольного возраста согласно ФГОС....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» План Реализации основной образовательной программы в подготовительной к школе группе (6-7 лет).
Познавательное развитие ФГОСРазвитие любознательности и познавательной мотивации: ...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по образовательной области «речевое развитие» с интеграцией образовательных областей Тема: «Квест-игр
Методический комментарий к плану-конспекту непрерывной образовательной деятельностис дошкольниками подготовительной к школе компенсирующей группы для детей с ОНРпо образовательной области ...
Образовательная область – «Познание» Перспективный план по развитию конструктивной деятельности детей подготовительной группы на 2022 - 2023 год. (в совместной деятельности в режимных моментах)
Образовательная область – «Познание»Перспективный план по развитию конструктивной деятельности детей подготовительной группы на 2022 - 2023 год.(в совместной деятел...