Образовательная область «Социализация».перспективный план
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тростина Ирина Геннадьевна

Образовательная область «Социализация».перспективный план

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshaya_gruppa_sotsializatsiya.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Социализация».

Сюжетно-ролевая игра.

Старшая группа.

Названия

игр

Объём игровых навыков

и умений

Методические приёмы

Сентябрь

«Детский сад»

Воспитатель принимает детей, проводит утреннюю гимнастику, завтракает, играет с детьми.

Комментированное наблюдение за играми детей.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как мы занимаемся и играем в детском саду».

«Транспорт»

В гараже стоит много машин разного назначения. Водители берут права, получают задание у диспетчера, заправляют машины бензином, выполняют задания: возят пассажиров на автобусе, доставляют врачей к больным, водят экскурсионные автобусы.

Целевая прогулка по улице.

Рассматривание иллюстраций (разные виды городского транспорта, достопримечательности города).

Беседы: «Что интересного есть в нашем городе», «О чём можно рассказать туристам»

«Путешествие по городу»

Туристы из другого города приехали на экскурсию. Экскурсовод показывает им достопримечательности города, рассказывает о них.

«Магазин»

В продовольственном магазине много отделов, работают продавцы, есть кафе. Покупатели рассматривают и выбирают продукты для приготовления определённых блюд.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы «Что продаётся в продовольственном магазине», «Что из чего можно приготовить».

Октябрь

«Транспорт»

По улицам ездят машины разного назначения, пешеходы идут по тротуару. Водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения. Водители уступают дорогу транспорту особого назначения.

Целевая прогулка к пешеходному переходу.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Мы - пешеходы», «Как вести себя на улице», «Правила дорожного движения обязательны для всех».

«Детский сад»

Воспитатель проводит утреннюю гимнастику, дети приходят на музыкальное занятие - поют, танцуют, играют.

Комментированное наблюдение.

Слушание песен инструментальной музыки.

«Магазин игрушек»

Покупатели выбирают игрушки, советуются с продавцом, платят деньги в кассу. Продавец вежливо разговаривает с покупателями, предлагает им разные игрушки, благодарит за покупку.

Беседа: «Вежливые покупатели».

Дидактические игры: «Опиши игрушку», «Что изменилось», «Найди по описанию».

«Почта»

Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы, посылки. Почтальон доставляет почту по адресам.

Экскурсия на почту.

Рассматривание иллюстраций, образцов почтовых отправлений.

Дидактические игры «Письмо другу», «Я живу по адресу…», «Почтальон принёс посылку».

Ноябрь

«Поликлиника»

Терапевт лечит людей: прослушивает, измеряет давление, осматривает горло, выписывает рецепт. Медсестра делает уколы, перевязки.

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как работает врач».

«Строительство»

Строители возводят большой гараж, где будет стоять много машин.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Где ночуют машины».

«Транспорт»

Грузовые и легковые машины едут по улице, пешеходы идут по тротуару, переходят через дорогу. Водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения.

Целевая прогулка к светофору.

Дидактические игры: «Осторожно пешеход!», «Красный, жёлтый, зелёный»

«Магазин»

Открылся новый супермаркет с разными отделами: посуда, мебель, канцтовары и т.д. Покупатели выбирают товары, просят продавцов рассказать о них (цвет, материал, назначение)

Целевая прогулка к магазину.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Что для чего», «Чего не стало», «Угадай по описанию»,

«Опиши, а мы угадаем»

Декабрь

«Ветеринарная лечебница»

Люди приводят и приносят больных животных в лечебницу.

Ветеринар лечит животных: осматривает, ставит грелку, назначает лекарства, делает уколы.

Беседа «Мои любимые домашние животные».

Чтение: К.Чуковский «Айболит»

«Семья»

Новогодний праздник: покупка и украшение ёлки, подготовка подарков членам семьи, приход Деда Мороза с подарками.

Подготовка к новогоднему празднику.

Беседа: «как мы будем готовиться к встрече Нового года».

Продуктивная деятельность: подбор выкроек и рисунков для изготовления ёлочных игрушек.

«Мастерская Деда Мороза»

Дед Мороз прислал письмо с просьбой открыть мастерскую по изготовлению ёлочных игрушек.

Приёмщица принимает заказы от посетителей и даёт задания на изготовление игрушек. Мастера делают игрушки из разных материалов.

«Библиотека»

Читатели приходят в библиотеку. Они рассматривают стенды, выбирают книги.

Библиотекарь выдаёт нужные книги, записывает их в формуляры читателей.

Экскурсии в библиотеку.

Беседа: «Как работает библиотекарь».

Продуктивная деятельность: изготовление книжек-малышек.

Январь

«Детский сад»

Новогодний праздник в детском саду: дети делают игрушки, наряжают ёлку, приходят Дед Мороз и Снегурочка, дети читают стихи о зиме и Новом годе, играют в весёлые игры, получают подарки.

Беседы: «Как мы отмечали праздник ёлки в детском саду», «Что мне больше всего понравилось на Новогоднем утреннике».

Повторение новогодних стихов, песен, танцев.

«Парикмахерская»

В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Работают мужской и женский залы. Мастера стригут клиентов, моют им головы, причёсывают их. Они вежливы и внимательны.

Экскурсия в парикмахерскую.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа: «Мы играем в парикмахеров».

«Магазин одежды»

Открылся новый магазин. Продавцы предлагают разные виды одежды, рассказывают о ней; покупатели меряют её в примерочной, оплачивают покупку.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Одежда или обувь», «Что носят девочки, мальчики».

Продуктивная деятельность «Одежда для кукол».

«Путешествие по России»

Семья отправляется в путешествие по стране, знакомится с природой и животным миром Юга и Севера, фотографирует достопримечательности.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Моё путешествие».

Продуктивная деятельность «Фото-альбом».

Февраль

«Военные учения»

В учениях принимают участие разные  рода войск: моряки, пехотинцы, танкисты, лётчики. Они выполняют разные задания по приказам командиров. После учений организуют концерт: поют песни, танцуют.

Утренник, посвящённый Дню защитника  Отечества.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Бравые солдаты».

Повторение стихов, песен о Российской армии.

«Скорая помощь»

Врач приезжает по вызову, оказывает первую помощь: осматривает, измеряет температуру, делает уколы, выписывает рецепт.

Рассматривание иллюстраций.

Целевая прогулка по улице.

Беседа «03-«это скорая помощь»

«Строительство, театр»

Строители возводят театр. Кассир продаёт билеты. Зрители покупают их и проходят в зрительный зал. Их пропускает билетёр. Он предлагает им программки. Артисты репетируют спектакль и показывают его зрителям.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы о театре.

Чтение сказок.

Игровые упражнения: работа над выразительностью речи.

Продуктивная деятельность: билеты, программки, афиши.

«Пожарные на учениях»

Пожарные упражняются в тушении пожара: быстро садятся в пожарную машину, на месте пожара разматывают пожарный рукав, спасают людей из горящего дома, помогают, выносить животных. Пожарные используют лестницу, носилки.

Рассматривание иллюстраций.

Просмотр телепередач.

Беседа «Как работают пожарные».

Чтение С.Маршака «Кошкин дом», «Пожар».

Продуктивная деятельность: плакаты о пожарной безопасности.

Март

«Семья»

Праздник 8Марта. Подготовка подарков, уборка квартиры, приготовление пирогов, поздравление женщин, концерт для них.

Подготовка и проведение праздничных утренников, посвящённых 8Марта.

Беседа «Как мы поздравляли мам и бабушек».

«Строительство»

Строители строят мост через реку; по дороге через мост едут разные машины (пожарные, грузовые, легковые, продуктовые, автобусы). Шофёры соблюдают правила дорожного движения.

Рассматривание иллюстраций разных конструкций мостов.

Беседа «Кто строит дома».

«Хохломские мастера»

Мастера хохломской росписи украшают разные предметы: посуду, мебель, ткани.

Рассматривание предметов, украшенных хохломской росписью.

Продуктивная деятельность: заготовки для росписи мебели, посуды, тканей (конструирование из бумаги).

«Аптека»

Люди приходят за лекарством, рассматривают витрину, выбирают лекарство, спрашивают его у провизора или показывают рецепт. Провизор ищет нужное лекарство, получает деньги и выдаёт лекарство посетителям. В аптеке продаются мази, микстура, таблетки, средства по уходу за больными.

Экскурсия или целевая прогулка.

Беседа «Что мы видели в аптеке».

Продуктивная деятельность: изготовление «лекарств» для игры.

Апрель

«Космическое путешествие»

Космонавты собираются в полёт: тренируются, изучают карту звёздного неба. В полёте наблюдают за звёздами и планетами, ведут бортовой журнал, проводят сеансы связи, возвращаются на Землю.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Чтение: С.Баруздин «Первый человек в космосе».

Продуктивная деятельность: «Бортовой журнал», «Карты звёздного неба».

«Семёновские мастера»

Мастера расписывают матрёшек разного размера. Игрушки отправляют в детский сад.

Рассматривание предметов и  иллюстраций.

«Поликлиника»

Врач проверяет зрение с помощью таблиц, медсестра выписывает рецепт на очки, люди покупают очки в аптеке

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Как я была на приёме у окулиста».

Чтение: А.Барто «Очки».

Продуктивная деятельность «Таблицы для проверки зрения».

«Детский сад, кукольный театр»

В детский сад приехали артисты, показывают кукольный спектакль.

Рассказ воспитателя.

Работа над показом сказки.

Продуктивная деятельность «Афиша» кукольного спектакля.

Май

«Подводная лодка»

Моряки отправляются в плавание, наблюдают за морскими обитателями из иллюминаторов, опускаются в скафандрах на дно моря. На судне есть командир, матрос, кок, врач, механики.

Рассматривание иллюстраций подводных обитателей.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность: атрибуты для игры «Рыбы, растения и другие морские обитатели».

«Путешествие по реке»

Путешественники плывут по реке, делают остановки, знакомятся с достопримечательностями, посещают цирк, идут в магазины, парикмахерскую, аптеку.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Как путешествуют по рекам».

«Строительство, цирк»

Строители возводят цирк. Артисты готовятся к выступлению, упражняются. На арене выступают гимнасты, фокусники, дрессировщики с разными животными.

Беседа «Как вы были в цирке».

Продуктивная деятельность: билеты в цирк.

Июнь-Август

«Библиотека»

Читатели посещают библиотеку, читают книги в читальном зале, берут их домой. Библиотекарь отмечает книги в формуляре.

Беседа «Что мы знаем о библиотеке».

Продуктивная деятельность «Книжки-малышки».

«Экскурсия в музей»

Посетители приезжают в музей, экскурсовод показывает им картины, рассказывает о художниках.

Рассматривание репродукций картин.

Беседа по содержанию репродукций.

Продуктивная деятельность: постройка здания музея.

«Зоопарк»

Дети с родителями приходят в зоопарк, рассматривают разных животных, катаются на карусели.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Какие звери живут в зоопарке».

«Транспорт»

Водители возят пассажиров в библиотеку, театр, зоопарк, музей, соблюдают правила дорожного движения. Пассажиры вежливы друг с другом, уступают места старшим, громко не разговаривают.

Целевая прогулка на улице.

Беседы о правилах дорожного движения.

Продуктивная деятельность «Дорожные знаки».

«Поликлиника»

В поликлинике больных принимают педиатр, окулист, медсёстры. При  поликлинике работает травмпункт. Больных с разными ушибами, порезами привозит машина «скорой помощи». Врачи оказывают помощь, назначают лечение.

Беседа о врачах, работающих в поликлинике.

Рассказ воспитателя.

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств.

Темы

Содержание

Методические

приёмы

Сентябрь

«Культура поведения»

Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.).

Беседы: «Будь вежлив», «Вспомним правила вежливости».

Чтение: С.Маршак «Двенадцать месяцев», В.Осеева «Волшебное слово».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Ты пришёл утром в детский сад», «Разные формы приветствия и прощания».

«Положительные моральные качества»

Закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, умение вместе играть, делиться игрушками.

Беседа «Как надо играть с товарищами».

Чтение: Н.Кузнецова «Мы поссорились с подружкой», Г.Циферов «Когда не хватает игрушек».

«Этические представления»

Формировать представление о доброте как положительном качестве человека.

Беседы: «Что такое доброта», «Что значит быть добрым».

Чтение: рус.нар.сказка «Хаврошечка», А.Барто «Вовка - добрая душа».

Октябрь

«Культура поведения»

Закреплять знания о сотрудниках детского сада, умение называть их по имени и отчеству, привычку здороваться и прощаться с ними.

Беседа «Кто работает в детском саду».

Словесные поручения сотрудникам детского сада.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Вы пришли в детский сад», «С кем вы прощаетесь, уходя домой?»

«Положительные моральные качества»

Продолжать формировать уважение к окружающим, умение считаться с их желаниями и просьбами.

Беседа «Относитесь к людям так, как бы хотели, чтобы относились к тебе».

«Этические представления»

Познакомить с понятием «отзывчивость», формировать привычку откликаться на просьбы родных, друзей и знакомых.

Беседы «Что значит быть отзывчивым», «Как относиться к просьбам незнакомых людей».

Ноябрь

«Культура поведения»

Закреплять навыки поведения в разных помещениях детского сада (в спальне, физкультурном зале) и в разные отрезки времени (во время еды, занятия и т.д.).

Беседа «Как вести себя в детском саду, чтобы всем было приятно и хорошо».

«Положительные моральные качества»

Продолжать учить заботиться о малышах, защищать слабых, выражать сочувствие, формировать отзывчивость.

Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».

Чтение: А.Барто «Вовка - добрая душа».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие».

«Этические представления»

Формировать понимание необходимости выполнять свои обещания.

Беседы: «Обещал – значит, выполни», «Дал слово - держи».

Декабрь

«Культура поведения»

Закреплять словесные формы выражения благодарности.

Беседа «Как и за что мы благодарим окружающих».

Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

«Положительные моральные качества»

Продолжать формировать чувства заботы и любви к близким людям, стремление помогать им, радовать их, не огорчать.

Беседы: «Как мама заботиться обо всех», «Как мы заботимся о своих близких».

Чтение: В Осеева «Просто старушка», «Сыновья».

«Этические представления»

Формировать представление о чутком, заботливом отношении к окружающим.

Беседа «Как мы заботимся об окружающих».

Чтение: В.Осеева «Просто старушка», «Сыновья».

Январь

«Культура поведения»

Продолжать закреплять правила и навыки поведения в общественных местах.

Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».

Чтение: С.Михалков «Одна рифма».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Мы пришли в магазин (аптеку, поликлинику)», «Ты вошёл в автобус».

«Положительные моральные качества»

Воспитывать скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью принимать помощь и знаки внимания.

Беседы: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным».

Чтение: рус.нар.сказка «Заяц - хваста», С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

«Этические представления»

Формировать представление о скромности как положительной черте характера.

Февраль

«Культура поведения»

Познакомить с правилами телефонного этикета.

Беседа «Как разговаривать по телефону».

Чтение: К.Чуковский «Телефон».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как позвонить другу», «Тревожные звонки – 01, 02, 03»

«Положительные моральные качества»

Закреплять умение правильно оценивать свои поступки.

Беседы: «Посмотрим на себя со стороны», «Послушаем, что скажут о тебе другие».

«Этические представления»

Объяснить понятие «смелость», учить различать лихачество и смелость.

Беседа «Когда и в чём нужна смелость».

Чтение: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Л.Толстой «Котёнок».

Март

«Культура поведения»

Познакомить с правилами культуры поведения мужчин по отношению к женщинам: вставать при появлении их в помещении, уступать место, оказывать помощь и т.д.

Беседы: «Почему нужно помогать девочкам защищать их», «сила – не право».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Кто уступит», «Если девочке трудно, кто поможет».

Развлечение «Рыцарский турнир».

«Положительные моральные качества»

Продолжать воспитывать внимательное, заботливое отношение к девочкам.

«Этические представления»

Формировать представление о том, что мальчики – это будущие мужчины, защитники слабых.

Апрель

«Культура поведения»

Познакомить с правилами гостевого этикета: «Я принимаю гостей».

Беседа «Если к вам пришли в гости».

Чтение: китайская сказка «Каждый своё получил», А.Милн «Вини - Пух и все-все-все».

Сюжетно – ролевая игра «Семья».

«Положительные моральные качества»

Учить замечать настроение окружающих, проявлять внимание и заботу.

Беседа «Будем внимательными к настроению других».

Психогимнастика: «Угадай, какое у меня настроение», «Такие разные лица».

«Этические представления»

Объяснить понятие «честность».

Беседа «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Чтение: Н.Носов «Леденец», В.Осеева «Что легче».

Май

«Культура поведения»

Познакомить с правилами гостевого этикета: «Ты пришёл в гости».

Беседы: «Как вести себя в гостях», «Как дарить подарки», «Карлсон в гостях у Малыша».

Чтение А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше».

Сюжетно – ролевая игра «Семья».

«Положительные моральные качества»

Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, стремление защищать её.

Наблюдение в природе.

Рассматривание иллюстраций, картин.

Беседы: «Красная книга природы».

Чтение: С.Михалков «Дельный совет», Л.Толстой «Котёнок».

«Этические представления»

Формировать представление о трудолюбии как положительной черте характера.

Беседа «Труд человека кормит, а лень портит».

Чтение: В.Одоевский «Мороз Иванович», Е.Пермяк «Как Маша стала большой».

Июнь-Август

«Культура поведения»

Совершенствовать навыки культуры поведения и речевого общения.

Беседа «Не одежда красит человека, а поведение».

Повторение знакомых произведений художественной литературы.

«Положительные моральные качества»

Способствовать проявлению положительных моральных качеств в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Организация разнообразной и интересной деятельности дошкольников.

«Этические представления»

Обобщить представления о положительных качествах человека, закреплять соответствующие понятия, ввести понятие «интеллигентный человек»

Беседа «Что значит быть хорошим человеком»

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Направления

Содержание

Методические приёмы

Сентябрь

Гендерная принадлежность

Закрепление умения ориентироваться в помещениях детского сада, знания адреса детского сада.

Экскурсия по детскому саду.

Беседы: «Наш детский сад», «Любимые занятия в детском саду», «В детском саду много девочек и мальчиков».

Чтение: Г.Ладонщиков «Про себя и про ребят», С.Махотин «Старшая группа».

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Поликлиника»

Продуктивная деятельность «Игры девочек и мальчиков»

Семейная принадлежность

Я и моя семья – закрепление знаний об имени, отчестве родителей, их работе; домашних обязанностях, помощи взрослым.

Рассматривание семейных фотографий.

Беседы: «Моя семья», «Как я помогаю дома».

Чтение: А.Барто «Перед сном», С.Махотин «Воскресенье».

Сюжетно-ролевые игра «Семья».

Продуктивная деятельность: «Портреты моих родных».

Гражданская принадлежность

Улица, на которой я живу, домашний адрес. Здания разного назначения: жилые дома, школа, библиотека, парикмахерская, поликлиника, больница, аптека, банк, магазин.

Рассматривание иллюстраций зданий разного назначения.

Чтение: пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания.

Дидактические игры: «Я живу на улице…», «Мой адрес…»

Сюжетно-ролевые игра «Путешествие по городу Саранску»

Продуктивная деятельность: «Наша улица», «Построим разные дома».

1 сентября – День знаний. Школьники начинают учиться. День города, история возникновения города Саранска.

Целевая прогулка к зданию школы.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: З.Александрова «В школу», А.Барто «Я выросла», «Первоклассница», Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей», С.Маршак «Первый день календаря».

Дидактические игры: «Школьные принадлежности», «Собери портфель».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин канцтоваров».

Продуктивная деятельность: «Дети идут в школу», «Построим школу, детский сад»

Октябрь

Гендерная принадлежность

Одежда девочек и мальчиков.

Рассматривание предметов одежды.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Что любят надевать девочки (мальчики)».

Дидактические игры: «Одень Машу(Сашу) на прогулку по сезону», «Отбери, что носят только девочки(мальчики)».

Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Показ моделей одежды».

Продуктивная деятельность: «Узор для платья», атрибуты для игры «Ателье».

Семейная принадлежность

Моя большая семья.

Рассматривание семейных фотографий.

Беседы: «Мои дедушка и бабушка», «Мои родственники».

Чтение: Я.Аким «Кто кому кто?», Ю.Коваль «Дед, баба и Алёша».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продуктивная деятельность «Портреты».

Гражданская принадлежность

Разные виды городских зданий, их назначение, сооружения культуры и досуга в городе и районах.

Экскурсии и целевые прогулки по улице.

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий, фотовыставка «Как мы отдыхаем».

Беседа «что есть в нашем городе для детей».

Чтение: С.Баруздин «Кто построил этот дом».

Дидактические игры: «Для чего предназначено это здание», «Угадай здание по описанию».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по району».

Продуктивная деятельность: «Моё любимое место отдыха», «Построим город».

Жизнь людей в деревне: особенности, отличие от городской жизни, занятия людей.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Беседы о летнем отдыхе в деревне.

Чтение: Л.Воронкова «Солнечный денёк», Б.Житков «Белый домик».

Дидактические игры: «Где кто живёт и что делает», «Кто где живёт» (домашние животные).

Продуктивная деятельность: «Деревенский дом», «Как мы отдыхали летом».

Ноябрь

Гендерная принадлежность

Поведение девочек и мальчиков.

Беседы: «Какими должны быть мальчики», «Что украшает девочку».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Чтение: А.Барто «Вовка - добрая душа», «Любочка».

Сюжетно-ролевые игры.

Продуктивная деятельность «Портрет девочки (мальчика), который мне нравится»

Семейная принадлежность

Моя родословная – родственные связи.

Рассматривание семейных фотографий.

Домашнее задание: составление генеалогического древа.

Беседа «Моя родословная».

Чтение: Я.Аким «Кто кому кто?», М.Яснов «Вот как ясемью нарисовал».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продуктивная деятельность: подарки родным.

Гражданская принадлежность

Город Саранск, его достопримечательности: собор Ф.М. Ушакова, парк им.Пушкина, национальный драматический театр, кукольный театр, музей им.С.Д.Эрзя и др.

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Мы живём в Мордовии», «Что есть в Саранске для детей».

Дидактические игры: «Путешествие по Мордовии», лото «Саранск».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

Праздник День народного единства.

Целевая прогулка по украшенной к празднику улице.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Декабрь

Гендерная принадлежность

Любимые игры мальчиков и девочек.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Беседы: «Почему девочки не играют в разбойников», «Могут ли мальчики принимать участие в играх девочек».

Дидактические игры: «Я знаю пять игр девочек (мальчиков)», «Я назову пять игрушек девочек(мальчиков)».

Продуктивная деятельность «Моя любимая игрушка».

Семейная принадлежность

Семейные традиции – проведение праздников, отдыха, занятия любимым делом.

Рассказ воспитателя «Что такое традиция».

Беседа «Традиции вашей семьи».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник», «Моё любимое занятие дома».

Гражданская принадлежность

Памятники героям, прославившим наш родной город и страну.

Экскурсия по центру Саранска (по иллюстрациям или слайдам).

Просмотр видеофильмов, слайдов.

Слушание гимна Мордовии.

Рассматривание иллюстраций памятников героям ВОВ.

Беседы: «Что я видел в Саранске», «О чём бы я рассказал другу».

Продуктивная деятельность: «Книга о Саранске – рисунки другу», оформление фотостенда о прогулках с родителями по Саранску.

Новый год в России и в других странах.

Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

Разучивание стихотворений и инсценировок к празднику.

Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года в разных странах.

Продуктивная деятельность: «Новогодние пожелания», «Дед Мороз и Снегурочка», игрушки-самоделки на ёлку.

Январь

Гендерная принадлежность

Какими хотят стать девочки и мальчики.

Рассматривание фотографий родителей (в детстве и в настоящее время).

Беседа «Кем я буду и каким я буду».

Чтение: русские нар.сказки «Василиса Прекрасная», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».

Семейная принадлежность

Наш детский сад – большая семья.

Рассматривание фотографий из архива детского сада (здание, участок, выпускники, праздники и т.д.)

Рассказ воспитателя.

Беседы: «Большая семья», «Что мы внесём в историю детского сада».

Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года».

Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

Гражданская принадлежность

Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей.

Рассматривание иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.

Беседа «Мы живём в России».

Чтение: З.Александрова «Родина», С.Баруздин «Страна, где мы живём», Н.Виноградова «Моя страна Россия».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России».

Продуктивная деятельность «Моя Родина».

Рождественские праздники, народные традиции и культура России.

Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.

Рассматривание иллюстраций.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад – новогодний  праздник».

Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка».

Февраль

Гендерная принадлежность

Кто служит в Армии.

Беседа «Будем в армии служить».

Продуктивная деятельность: подарки мальчикам.

Семейная принадлежность

Заботливое и внимательное отношение к малышам.

Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

Беседа «Забота о младших - почётная обязанность старших».

Чтение: М.Бородицкая «Ждём брата», «Привезли», «Наблюдение».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад».

Продуктивная деятельность «Подарки малышам».

Гражданская принадлежность

Государственные символы России: флаг, герб, гимн.

Рассматривание российской символики.

Слушание гимна РФ.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность «Российский флаг».

День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность; защита Родины от нападения врагов, особенности службы в мирное время.

Целевые прогулки к памятникам героям войны.

Рассказ воспитателя.

Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм».

Чтение: Я.Аким «Земля», А.Гайдар «Поход».

Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Моряки», «Военные учения».

Продуктивная деятельность: подарки папам и дедушкам ко Дню защитника Отечества.

Март

Гендерная принадлежность

Праздник девочек.

Беседа «Мы любим наших девочек».

Продуктивная деятельность: подарки девочкам.

Семейная принадлежность

Мама – главный человек в нашей семье.

Рассматривание иллюстраций о труде мам дома и на работе, открыток к женскому дню 8 Марта.

Беседы: «Как мы помогаем бабушке и маме», «Моя мама», «Моя бабушка».

Чтение: Е.Благинина «Посидим в тишине», С.Михалков «А что у вас?», ненецкая сказка «Кукушка».

Сюжетно - ролевые игра «Семья-8 Марта»

Продуктивная деятельность: открытки и подарки мамам и бабушкам «Вот какая красивая моя мама».

Гражданская принадлежность

Международный женский день.

Знаменитые россияне, прославившие Родину: Ю.Долгорукий, А.Пушкин, Л.Толстой, П.Чайковский, И.Левитан и др.

Рассматривание портретов, картин.

Слушание музыкальных произведений.

Рассказ воспитателя.

Беседа «Они прославили Россию».

Чтение литературных произведений, слушание музыки.

Продуктивная деятельность по мотивам литературных и музыкальных произведений.

Апрель

Гендерная принадлежность

Я и моё имя – история происхождения некоторых имён, отчеств и фамилий.

Рассказ воспитателя.

Чтение: М.Яснов «Вот как я семью нарисовал».

Дидактические игры: «Я знаю пять имён девочек (мальчиков)», «Назови имя по - другому» (ласкательные имена).

Продуктивная деятельность: «Мы похожи – я и папа», «Я на маму так похожа…».

Семейная принадлежность

Гражданская принадлежность

Земля – наш общий дом: элементарное представление о строении Солнечной системы.

День космонавтики: первый полёт человека в космос.

Наблюдение за солнцем, луной, звёздами.

Рассматривание глобуса.

Рассказ воспитателя.

Беседы: «Первый человек в космосе», «Наши космонавты».

Чтение: В.Баруздин «Первый человек в космосе», А.Леонов «Шаги над планетой».

Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие».

Продуктивная деятельность: «Космос», «Лунный пейзаж».

Май.

Гендерная принадлежность

Культура речевого общения в детском саду и дома, речевой этикет.

Беседы: «Судари и сударыни», «Как мы разговариваем со взрослыми и друг с другом».

Дидактические упражнения: «Как обратиться с просьбой к товарищу, незнакомому человеку», «Как попросить извинения».

Сюжетно-ролевые игры.

Семейная принадлежность

Гражданская принадлежность

День Победы, героические защитники страны в годы ВОВ.

Встреча с ветеранами войны.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: С.Алексеев «Первый ночной таран», Т.Белозеров «Майский праздник – День Победы».

Сюжетно-ролевая игра «Военные на учении».

Продуктивная деятельность: подарки ветеранам, «Наша армия сильна, охраняет мир она».

Чем славится родной город, район (заводы, промыслы, научные и культурные центры).

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность «Чем мы гордимся в Саранске».

Июнь - Август

Гендерная принадлежность

Закрепление знаний о себе, своей семье, родословной, детском саде.

Беседы: «Моя семья», «Хорошо у нас в саду».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад»,

Продуктивная деятельность: «Наш участок летом»,

«Мои друзья», «Папа на работе».

Семейная принадлежность

Гражданская принадлежность

Народное творчество, народная культура (фольклор, прикладное искусство), Россия в творчестве писателей, поэтов, художников и музыкантов.

Рассматривание предметов народного прикладного искусства

России (русского, башкирского и др.).

Рассматривание репродукций пейзажей русских художников.

Рассказ воспитателя о людях творческого труда - писателях, художниках, композиторах.

Чтение народных сказок, потешек, поговорок.

Слушание музыкальных произведений.

Дидактическая игра «Назови художника».

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Экскурсия в Третьяковскую галерею».

Продуктивная деятельность по мотивам произведений художественной литературы, «Широка страна родная».

Литература

         1. Алямовская В.Г., Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Культура поведения за столом. М.: Ижица,2004.

         2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, М, «Просвещение», 1989.

         3. Голицина Н.С.Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез,2000.

         4. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребёнка. М.: Школьная пресса,2004

         5. Дурова Н.В. Очень важный разговор. Беседы-занятия с дошкольниками об этике поведения, М, Мозаика-Синтез, 2000.

         6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. М.: Сфера, 2005

         7. Курочкина И.Н. Как научить ребёнка поступать нравственно. М.: Флинта, 2001

         8. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М.:Владос, 2002

         9. Никифорова Н.Б. Вот какой наш детский сад. М.: Скрипторий 2003,2009

         10. Николаева С.О. Занятия по культуре  поведения с дошкольниками младшими школьниками. М.: Владос, 2002

         11. Щипицына Л.М. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками ( 3-6 лет) – СПб; Детство – Пресс, 2003

         12. Мулько И.Ф.  Развитие представлений о человеке в истории и культуре, М: ТЦ «Сфера», 2004

         13. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному, Самара, Учебная литература, 2005.

         14. Демидова Д.Н. Будьте вежливы всегда, Воронеж, 2009.

         15. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие, М, «Сфера», 2004.

         16. Осипова Л.Е, Зеленова Н.Г., Мы живем в России. Старшая группа. М, Скрипторий, 2003, 2010.

          17. Шелухина И.П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М, «Сфера», 2008.

          18. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа, М, «Элизе Трейдинг», 2002.

          19. Алешина Н.в. Патриотическое воспитание дошкольников, М, ЦГЛ, 2004.

          20. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. М, ГНОМ, и Д, 2002.

          21. Мячина А.К, Маленьким детям - большие права, СПб, «Детство-Пресс», 2007.

          22. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении, М, ТЦ «Сфера», 2008.

            23. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка, М, ТЦ «Сфера», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Красная книга Саратовской области"; Конспект НОД по образовательной области "Социализация", Перспективный план по ОБЖ в средней группе

Экологический проект " Красная книга Саратовской области"Конспект НОД по образовательной области "Социализация" Перспективный план по ОБЖ  в средней группе.Перспективный план по ОЗОЖ  в...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» (ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 2-7 ЛЕТ) практическое пособие для педагогов

Содержание перспективного плана отражает основные аспекты данного направления. Форма перспективного плана отражает особенности организации образовательного процесса с учетом комплексно – тематической ...

Образовательная область "Музыка" календарные планы для детей младшего дошкольного возраста. ФГОС

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам календарный план для детей 1 младшего дошкольного возраста согласно ФГОС....

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по образовательной области «речевое развитие» с интеграцией образовательных областей Тема: «Квест-игр

Методический комментарий к плану-конспекту непрерывной образовательной деятельностис дошкольниками   подготовительной к школе компенсирующей группы для детей с ОНРпо образовательной области ...

Образовательная область – «Познание» Перспективный план по развитию конструктивной деятельности детей подготовительной группы на 2022 - 2023 год. (в совместной деятельности в режимных моментах)

Образовательная область – «Познание»Перспективный план  по развитию конструктивной деятельности детей подготовительной группы   на 2022 - 2023 год.(в совместной деятел...