Конспект ООД в подготовительной группе на тему: "Пернатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Программное содержание: уточнить и закрепить знания детей о птица,х их разнообразии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
во 2 – ой подготовительной группе
на тему:
«Пернатые друзья»
Воспитатель: Нигмятуллина Г. А.
Программное содержание: уточнить и закрепить знания детей о птицах, их разнообразии, делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания (насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие птицы). Выделить характерные особенности внешнего вида птиц, строение клюва, лап. Продолжать закреплять знания детей о правильном поведении в лесу, о бережном отношении к птицам, желании помогать им и охранять.
Материал: слайды с изображением птиц разных видов, кленовые листочки с загадками; дидактические игры «Чей это клюв?», «Чьи это ноги?». Музыкальные записи из серии «Голоса птиц», альбомные листы и карандаши.
- Ребята, сегодня мы пойдём с вами в лес. В нём живёт очень много разных и красивых птиц.
(Под музыку «Голоса птиц» дети отправляются в лес)
- Посмотрите, как красиво кругом, сколько птиц вокруг. Располагайтесь поудобнее на этой полянке, а я вам расскажу много интересного. (В одной части группы лес, повсюду растут грибы, на земле лежат шишки. На деревьях, под ёлками, на земле сидят птицы)
- Птиц на земле очень много. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не могут летать. Одни живут в лесу, другие – только в степи, третьи и там и тут. Но есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные, которые поедают других птиц и зверей, а есть «вегетарианцы», которые едят только ягоды и семена.
Одни птицы получили свои имена за голос, другие – за цвет, третьи – за поведение.
- А посмотрите, кто к нам ползёт? (Ёжик)
А на колючках у него листочки. Что это за листочки, с какого дерева? (с клёна). Он здесь не растёт. Значит они волшебные, посмотрите на них. Да тут загадки, попробуем их отгадать.
- Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает. (Воробей – слайд №1)
- Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (Снегири – слайд №2)
- Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт ку – ку – ку – ку? (Кукушка – слайд №3)
- На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучих крыла
У хозяина…. (Орла – слайд №4)
- Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит
Всё стучит , стучит, стучит (Дятел – слайд №5)
Молодцы, ребята! Все загадки ёжика отгадали. В какое время года птиц больше? Какие бывают птицы? Почему одних называют перелётные, а других – зимующие? А каких зимующих птиц вы знаете? А почему всё- таки многие птицы улетают? Может они боятся морозов? Давайте, порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми… (им зимой не прокормиться). Насекомоядных птиц легко отличить по клюву: он прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Это такие птицы: скворец (слайд №6), ласточка (слайд №7), кукушка (слайд № 3), дятел (слайд №5).
- А в нашем волшебном лесу есть насекомоядные птицы? (есть: дятел и кукушка)
- давайте, с вами рассмотрим дятла (слайд №5). Какой он? Зачем он по стволам деревьев своим носом стучит? А теперь послушайте, что я вам про дятла расскажу.
«Кто это намусорил под деревом, разбросал пустые шишки от сосны? Дятел в своей кузнице работал. Шапочка у него красная, перья на туловище чёрные, белые и красные. Стук, стук, стук! Что это? Дятел работает. Древесину долбит, деревья лечит: вредных насекомых и их личинок из коры и даже из глубины дерева достаёт. У него очень длинный язык (10 – 15 см). Кроме того он липкий, с твёрдыми зазубриками. Им дятел и достаёт насекомых: они все приклеиваются к языку или накалываются на зазубрики. Вот такой интересный доктор в красной шапочке живёт в лесу».
- Ребята, а что интересного вы знаете про кукушку? ( Слайд №3 ;она сама не высиживает свои яйца, своих птенцов; а подбрасывает их другим птицам)
- Хоть кукушка так поступает нехорошо, но это птица почти единственная, уничтожает лохматых (волосатых) гусениц, которых другие птицы не едят.
- А теперь поговорим о других птицах. Одни птицы питаются насекомыми, а что ещё едят птицы? Правильно, ягоды, зёрна. И таких птиц, называют зерноядные. Клюв у них совсем другой, чем у насекомоядных: он короче, толще, сильнее для того, чтобы было им удобнее раскалывать семена. Ой, посмотрите – ка, сколько под ёлкой пустых шишек. Кто же их накидал? Какая птица интересная. Что у неё особенное? А вот послушайте, как эту птицу назвали и за что?
- Клёст (слайд №8) – большеголовая птица, буровато – красная, словно переспелая ягода. Одиночества они не любят, держатся стайками. Их можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Да, ведь семена шишек – их основная пища. Но как достать семечко из закрытой шишки? А для этого у него клюв толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Крестообразный клюв – клёстный. За это назвали его клестом. И что ещё интересно: клёст вьёт гнездо и высиживает птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только!
- А это кто такой с круглыми глазами? (слайд №9) Посмотрите, какой у птицы клюв? (изогнутый, острый) А лапы? (большие, мощные с острыми когтями). Сова – птица интересная, голова большая. У других птиц глаза по бокам головы, а у совы – впереди. Ими она моргает, но не водит. Чтобы всё увидеть, сова поворачивает голову даже за спину. Клюв у неё крючком, ноги покрыты перьями, а когти острые, изогнутые. Что ещё нужно хорошему охотнику? Днём она дома спит, а ночью выходит полетать, да на грызунов и насекомых поохотиться. У совы оперение особое, поэтому летает тихо, почти бесшумно.»
- А вот этих птиц вы можете увидеть у своих домов, во дворах каждый день. Как эти птицы называются?
Посмотрите на воробьёв (слайд №10), опишите, чем они питаются? А это, что за птицы (слайд №11) ходят важно, задрав голову? Да, это вороны. Ворона – птица крупная, крупнее голубя, тело у неё пепельно – серое, а клюв, ноги, голова, крылья и хвост чёрные. У вороны зоркие глаза, она хорошо чувствует запахи и издалека слышит, как подкрадываются хищные звери. Птица очень осторожна и внимательна. Очень любит блестящие предметы, да пищу про запас прячет».
- А это кто ещё прыгает (слайд №12)? Почему её называют сорока – белобока?
- Ребята, смотрите какой красивый конверт под пенёчком лежит. Давайте посмотрим, что в нём? О…как здесь много клювов, да все разные. Это игра такая «Чей это клюв?» (см. приложение №1)
Поиграем.
-А теперь вас я поведу по тропинке дальше, идите осторожно, здесь начинается болото. Посмотрите, какие растения тут. А птиц вы видите? Как они называются? Ребята, а птиц живущих на воде, одним словом как можно назвать? (водоплавающие)
Они улетают на юг самые последние, почему?
- Ребята, а что это из – под камешка виднеется? Это ещё один конверт. Здесь ещё одна игра. Она называется «Чьи это ноги?» (см. приложение №2)
- Молодцы, ребята! Я вами довольна! И ещё мне очень хочется узнать, как мы можем помочь птицам. Расскажите.
(Вместе с детьми сформулировать правила отношения к птицам)
Правила:
- Нельзя разорять гнёзда;
- Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама – птица позаботиться о них.
- Нельзя убивать птиц: они не только способны доставит нам радость, но и необходимы природе.
- Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена – делать кормушки, не забывать класть туда корм.
-Ребята, скоро в нашей группе будет выставка рисунков. Я хочу, чтобы вы участвовали в ней, пусть каждый нарисует птицу, которая ему больше всего понравилась и обязательно напишет на своей работе своё имя.
(Под музыку «Голоса птиц» дети выполняют работу.)
- Спасибо, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе «Уля и ее друзья».
На занятии дети учатся совершенствовать технику раскатывания небольшого комка пластилина продольными движениями ладоней для получения удлиненного цилиндра и конуса; показать возможность изменения полу...
Конспект занятия тема: «Пернатые наши друзья» (подготовительный к школе возраст)
Программное содержание:- Уточнить представление детей об изменении образа жизни птиц осенью;- Установить связи между состоянием погоды, изменением состояния растений и образом жизни известных детям пт...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы по теме "Пернатые обитатели зимнего леса"
На занятии дети знакомятся с редкими птицами северных лесов, учатся умению делать самостоятельные выступления на заданную тему....
Конспект занятия в старшей группе на тему: " Пернатые друзья"
Конспект занятия в старшей группе по позновательному развитию в доступной форме для проведения. В конспекте содержится материал о перелётных и зимующих птицах....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему "Пернатые - наши друзья"
Обобщить знания детей о зимующих и перелётных птицах....
Конспект НОД по окружающем миру на тему: Пернатые друзья с помощью Системного оператора.
Задачи: - Формировать представление детей о зимующих и перелетных птицах; - закрепить знания детей о строение птиц, их особенностях. - воспитывать бережное отношение детей к пернатым...
Конспект ООД в подготовительной группе "Нам книги-лучшие друзья"
Цель: ознакомление с историей развития книги и письменности....