Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Народные промыслы России».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кашичкина Елена Ивановна

НОД интегрированного характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kashichkina_e.i.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад № 4

Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Народные промыслы России».

Подготовила

Воспитатель 1 кв.кат.

Кашичкина Е.И.

Г. Арзамас, 2015

Задачи:

- Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве;

- Закрепить умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивной творческой деятельности;

- Продолжать развивать творческие способности детей, их фантазию, воображение, художественный вкус;

- Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре русского народа;

- Воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе;

- Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному.

Материалы: силуэты дымковских игрушек, матрешек, силуэты посуды, хохломских ложек, ваз, досок, подносов; гуашь, кисти №2, 3, 4, ватные палочки.

Оборудование: народные игрушки и предметы народного творчества, ноутбук (для слайдов), разрезные картинки (хохломские ложки, тагильский поднос, дымковские игрушки, ваза Гжель), валенки,войлок.

Методики и технологии: вводная беседа, худ.слово, русская народная игра «Ручеек», детское творчество, игра-пазлы «народные промыслы».

Ход НОД:

Педагог: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Педагог: На чем можно путешествовать?

Дети: На машине, поезде, самолете.

Педагог: Да, путешествовать можно по – разному. И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. А помогут нам наше воображение, смекалка и знания. Покажите мне свои ладошки, а теперь потрите их, что вы чувствуете?

Дети: тепло.

Педагог: Правильно, это тепло добрых рук, добрых сердец. А я сейчас расскажу вам историю о том, почему ладошки несут тепло. Давным давно жили на земле Лад и Лада. Вместе они несли в мир тепло и доброту. Делали они только хорошие и добрые дела и называли друг друга «Ладушки».  Ребята, как называли друг друга Лад и Лада?

Дети: Ладушки.

Педагог: Давайте вы тоже протяните друг другу свои ладошки и передадите тепло и доброту своему другу, поднимите руки к солнышку, закройте глазки, мы отправляемся в необычное путешествие.

(Звучит русская народная музыка « Полянка, русский народный наигрыш».Педагог одевает платок и превращается в Хозяюшку русской избы).

Хозяюшка: Мне очень приятно, что вы зашли ко мне. Я – Хозяюшка русской избы. А вы кто такие, из какого ко мне города пожаловали?

Дети: Мы живем в городе Арзамасе.

Хозяюшка: А в какой стране вы живете?

Дети: В России.

Хозяюшка: Вы наверное в детский сад ходите? Как называется ваш детский сад?

Дети: Мы ходим в детский сад №4 «Паровозик».

Хозяюшка: Вы наверное все из одной группы?

Дети: Да, наша группа №5 «Цветик-семицветик».

Хозяюшка: Молодцы, все –то вы знаете. А я приглашаю вас к себе в гости в избу – музей. Проходите гости дорогие.

              (Хозяйка берет в руки хлеб-соль).

Ребята, посмотрите, с чем я вас встречаю?

Дети: С хлебом и солью.

Хозяюшка: А почему?

Дети: Это русский обычай. Хлеб символизирует жизнь, а соль – богатство

Хозяюшка: Правильно и поэтому русский человек, встречал гостя на пороге, желает ему добра и здоровья. Люди русские не только добрые, но и трудолюбивые и сегодня мы с вами поговорим, а о чем вы сейчас сами угодаете. Ребята, вы любите играть? А пазлы и картинки разрезные составлять? Тогда помогите мне и картинки разрезные соберите. (На ковре разложены разрезные картинки – хохломские ложки, тагильские подносы, вазы Гжель, дымковские игрушки.)

Хозяюшка: Молодцы, ребята, быстро справились с заданием. А что у вас получилось? (Ответы детей.) Как все это можно назвать?

Дети: Все это народные промыслы.

Хозяюшка: Как здесь интересно, как много старинных вещей, которые изготовили русских умелых мастеров. А сейчас отгадайте мои загадки. Вот вам первая загадка:

Сама не ем, а людей кормлю.

Дети: Это ложка.

Хозяюшка: Правильно. Давным–давно это было. Люди готовили пищу на костре и ели ее руками, но как же трудно было есть жидкий суп руками! И, подумав, человек нашел выход – он сделал ложку. В начале она была сделана из камня, но она была тяжелая и неудобная. Тогда человек сделал ложку из дерева. Почему, как вы думаете она понравилась людям?

Дети: Потому, что она была легкая, удобная и ей нельзя было обжечься.

Хозяюшка: Правильно, но посмотрите, какая она была некрасивая. И тогда русские мастера раскрасили ложку разными узорами, тут-то ложка и стала превращаться в настоящую красавицу. Нравятся вам такие ложки? Их сделали хохломские мастера. Красивые, удобные деревянные ложки и рот такой ложкой не обжигаешь.

Хозяюшка: Отгадайте вторую загадку, о каком предмете идет речь? 

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел-

Семью накормил? Что это?.

Дети: Глиняный горшок.

Хозяюшка: Да, правильно, этот горшок сделал гончар. Он слепил его из глины, а потом обжог в печи. Почему именно из глины делали посуду?

Дети: Глина не пропускает влагу.

Хозяюшка: И расписать горщок можно любой росписью: гжелью, дымкой, хохломой и по своему желанию. Третья загадка:

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже любят ножки,

В них мы бегаем зимой, утром – в садик,

Днем – домой.

Что же это такое, не ботинки, ни сапожки?

Дети: Это валенки.

Хозяюшка: Валенки — тёплые во́йлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Валенки — это традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу. Снашиваются быстрее всего снизу, для борьбы с чем часто подшиваются кожей или иным прочным материалом; с этой же целью и против намокания носятся с гало́шами
Традиционно валенки бывают чёрного, серого, и белого цвета. Есть свидетельства о том, что валенки начали изготовляться в Нижегоро́дской губернии в конце 18 века.В нашем городе тоже есть войлочная фабрика, где делают валенки и другую продукцию из войлока. Давайте посмотрим продукцию нашей фабрики. В таких валенках не замерзнут ни дети, ни взрослые даже в самые сильные морозы.

Ребята, много вы сегодня узнали интересного в моем маленьком музее народных ремесел?

Дети: Очень много нового и интересного.

(прощаются с Хозяюшкой, берутся за руки закрывают глаза.Переносятся на ярмарку, включается слайд «Ярмарка»).

Педагог: Ребята, а сейчас куда мы с вами попали?

Дети: На ярмарку.

Педагог: Да в древние времена ремесленники свои товары сами продавали на ярмарке. Видите здесь и ложкари, и гончары, и другие ремесленники.

На ярмарке не только торговали товарами, но и песни пели, и играли. Я предлагаю вам тоже поиграть в русскую народную игру «Ручеек».

   (Дети встают в пары, а ручеек бежит и выбирает себе пару.)

Педагог: Я тоже предлагаю вам сегодня побыть ремесленниками и принять участие в торговле на ярмарке. Для этого вам нужно подумать и решить, кем вы хотите быть, какой промысел вам больше нравиться? Какие мотивы ему соответствуют? Подходите выбирайте силуэты изделий, которые будете расписывать. ( дети садятся за столы).

                         Сядем рядком, посидим ладком.

                         Спинки ровные, прямые,

                         Мы – ребята удалые.

И я с вами поработаю. Включу музыку народную, она в работе помогает и настроение поднимает.

( После изготовления работ дети обсуждают сделанное, каждый рассказывает о своем промысле, хвалит его.Можно предложить детям сюжетно ролевую игру « Мы на ярмарке»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ на тему: «Вкусная и здоровая пища».

Многие дети даже не знают о том, что не всё, что они едят действительно полезно...Данным занятием мы не только поможем им это понять, но и наглядно продеменстрируем в каких пр...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Березы тоже плачут»

На данном занятии  дети смогут научиться узнавать деревья по породам, описывать их, давать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе березового сока....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Волга-труженица»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе  на тему: «Волга-труженица»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе №8 Тема: «Игра в Форд Боярд»

Обобщить  и закрепить  знания детей о характерных признаках времен  года; о  сезонных  изменениях в природе; умение устанавливать причинно - следственные связи;  формиров...