Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Медоносная пчела».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Митрофанова Светлана Григорьевна

Педагогический замысел: дать представление о жизни и пользе пчелы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_o_pchele._dlya_metod_kaineta.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по теме «Медоносная пчела».

Участники: дошкольники 5-6лет.

Количество детей: 12.

Длительность 25 минут.

Педагогический замысел: дать представление о жизни и пользе пчелы.

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

             Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.

             Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Речевое развитие.

Задачи:

             Ввести в активный словарь детей слова: трудолюбивая пчела, улей, соты, нектар, опыление, пасека, пчеловод.  

             Продолжать развивать общую и мелкую моторику рук, способствовать выполнению движений согласовывая со словами.

Познавательное развитие.

Задачи:

            Сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком)

            Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе свободного общения. Развивать обоняние.  

             Узнать чем полезны для человека пчелы.

  Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

              Обогащать духовный мир детей, умение видеть красоту в ближайшем окружении.                  

Предварительная работа.

Материал:

Картинки и фотографии с изображением пчел, сот, пасеки, цветущий луг

Подбор художественной литературы:( Марина Бородина «Разговор с пчелой», загадки)

Натуральный мёд разных сборов в вазочке и ложечки по количеству детей.

Аудиозапись П.И. Чайковский «Вальс цветов».

Цветок вырезанный из картона.

Чертёж сот (подготовить макароны разной длины).

С детьми проведены: Наблюдение за пчелой на участке детского сада.

Просмотр мультфильмов: «Медовый переполох» «Пчела Майя»

Прослушивание аудиозаписей: Н.А. Римский- Корсаков «Полет шмеля», П.И. Чайковский «Вальс цветов».

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята отгадайте загадки:

  • В цветок опустит хоботок-

Сосёт душистый, сладкий сок.

А после в улей принесёт

Прозрачный, ароматный мёд.

Хоть и не зла, но как игла

Кольнёт обидчика…(Пчела)  

  • Сок цветов душистых пьёт,

Дарит нам и воск, и мёд,

Людям всем она мила

А зовут её…Пчела)  

                    Правильно ребята — это пчела, о ней мы сегодня и будем говорить. Пчела — это насекомое. У пчелы яркая окраска. Овальное туловище жёлтого цвета с чёрными полосками. У нее есть голова, грудь, брюшко, усики, крылья и три пары ног. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видит пчела синий, фиолетовый, белый и желтый цвета. В полете пчела жужжит. Домик, в котором живёт пчела называется улей. Улей построил для пчелиной семьи человек. Место, где много ульев называется пасека. Живет пчела в улье вместе с большой дружной пчелиной семьей. В ней есть королева (матка) и очень много рабочих пчёл и трутней. У каждой пчелы есть работа. Рабочие пчёлы чистят улей, кормят личинок, греют, проветривают домик, охраняют от врагов, собирают сладкий нектар и цветочную пыльцу. Пчёл очень много, но в их семье всегда порядок. Как же они понимают друг друга не умея разговаривать? Как вы думаете? А разговаривают они с помощью танца и запахов. Пчела находит в поле нектар, пыльцу, вернувшись домой, своим танцем «рассказывает» другим пчёлам сколько там корма много или мало, далеко надо лететь или близко. Пчелы, танцуя, делают круги маленькие, если корма мало, и большие, если много. А по запаху, определяют, какой цветок нужно искать. Пчелка собирает нектар с цветов и это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Пчелы очень трудолюбивы.

Динамическая пауза.  Давайте превратимся в маленьких пчёлок и будем летать от цветка к цветку под чудесную музыку, а когда она закончиться все присядут на цветок. (звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов»).

Физкульминутка «Трудолюбивая пчела»

Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)

И работать ей не лень. (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку, (Ритмичные взмахи руками.)

Клеит на брюшко пыльцу. (Круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосет, (Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)

За день много соберет. («Раскрыть» перед собой все пальцы.)

Унесет нектар тот в улей (Изображают полет.)

И назад вернется пулей. (Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)

В сотах утрамбует мед, (Топанье ногами.)

Скоро ведь зима придет. (Поеживание.)

Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой.)

Надо летом им стараться. (Имитация накладывания меда в соты.)

-Ребята подойдите поближе к столу. Присядьте. Понюхайте, чем пахнет? Правильно, пахнет медом. Снимите салфетку и давайте рассмотрим мёд. Какой он по цвету? Кто из вас пробовал мёд? Возьмите ложечку, попробуйте мед на вкус и посмотрите какой он? (тягучий, липкий, прозрачный, густой).

- Вкус и цвет мёда зависит от того, с каких цветов пчёлы собирают нектар и пыльцу. Мёд не только вкусный, но и полезный. В нём есть витамины. Им люди лечатся от простуды, В аптеках продаются лекарства сделанные из меда.

-Пчелы собирают мёд с цветов. Куда они откладывают этот мед? А откладывают они мёд в соты (Показ фотографий с пустыми сотами). Пчелиные соты — восковые постройки пчёл, предназначенные для хранения запасов меда. Воск пчелы вырабатывают при помощи восковых желез, которые находятся у пчел в голове. Соты похожи на мелкие сосуды. Когда соты наполняются мёдом, пчёлы закрывают их воском. Представьте, что вы пчелы и строите соты, чтобы складывать вкусный мёд, собранный с цветов. (Дети выкладывают из макарон по чертежу соты.)

- А еще у пчел есть жало, через которое она выпускает яд.  А вас пчела когда-нибудь жалила? Послушайте два стихотворения:

1. Села в полдень искристый пчёлка в клевер душистый.

Снял шалун колпачок и накрыл им цветок.

«Ж-ж!» - пчёлка мальчонку укусила в ручонку.

«Не ломай мой цветок, дай собрать мне медок,

Им ведь всех и тебя угощать буду я!»

2. «Разговор с пчелой».

Меня ужалила пчела.
Я закричал “Как ты могла? ”
Пчела в ответ “А ты как мог!”
Сорвать любимый мой цветок.
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен
Я берегла его на уж-жин!

 

-Как вы думаете почему пчела ужалила детей? Да пчела может ужалить, она так защищается. Если вас ужалила пчела надо сказать об этом взрослому. Он вынет жало. Место укуса может распухнуть, но через несколько дней это пройдёт. Если человека укусит много пчёл сразу, это может быть опасно для жизни. Поэтому рядом с пчёлами надо быть осторожным:

- Не брать пчелу в руки.

- Не подходить близко к пчелиным ульям.

- Не махать руками.

- Осматривать одежду после прогулки по саду.

Но даже пчелиный яд является лекарством. Из него делают мази, крема и натирают больные ноги.

Пальчиковая гимнастика:

             «Цветочек».

Цветочек на клумбе растет и цветет.

На солнышке греясь гостей к себе ждет,

К нему прибежал покачаться жучок

Качает, качает его ветерок.

Попить сладкий сок прилетел мотылек

Качает, качает его ветерок.

За медом к цветку прилетела пчела,

Чуть-чуть покачалась и мед собрала.

Но вот улетели пчела, мотылек,

Жучек убежал и остался цветок.

На солнышке греясь он будет стоять

Но солнце взойдет, наш цветок будет спать.

Закрепление пройденного материала.

-Друзья про кого мы узнали много интересного? Вспомните всё, что узнали сегодня о пчелах. Что бы вам было легче вспомнить, я выложила на доске картинки подсказки.

(На фланелеграфе выложить картинки с изображением всех понятий с которыми дети познакомились)

Давайте поиграем с вами в игру и уточним наши знания. Я буду задавать вам вопрос, а вы, если я права будете отвечать «так», если я не права «не так»

Дидактическая игра «Так или не так»

Пчелы живут одной большой семьей.

Одна пчела может жалить много раз.

Пчелы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой.

Пчелы живут в квартире.

Люди делают для пчел специальные домики – ульи.

Зимой пчелы летают, но цветов не находят.

У пчел четыре лапки.

Жало у пчелы во рту.

Пчелы складывают нектар в стеклянные банки.

Мед не только вкусный, но и полезный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Страна Азербайджан» Интеграция образовательных областей Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализации, Познания

Страна   Азербайджан.Для детей дошкольного возраста.Цели и задачиСформировать у детей дошкольного возраста представление стране – Азербайджан.Познакомить детей с достопримечательностям...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Специально организованная сюжетно-игровая деятельность на основе образовательной области «Физическая культура» - «Веселое путешествие»»

Основная идея моей работы: взаимодействие с детьми направлено на развитие коммуникативных умений (навыков невербального общения) в процессе активной двигательной деятельности, для формирования осознан...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Две осени» (образовательная область «Музыка»)

На примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"

В основе непосредственно образовательной деятельности  на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...