Проект "Любите природу"
проект (средняя группа) по теме

Ярес Елена Викторовна

       Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна.
       Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyubite_prirodu_yares_e.v.docx539.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска ДС №88 «Одуванчик»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\photo_14667_{A5AD7955-BBCB-49DF-A933-5CAF8067DA7A}.gif

Проект

«Любите природу»

для детей средней группы

(возраст с 4 – 5 лет)

Автор: Ярес Елена Викторовна, воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС №88 «Одуванчик»  

г. Нижневартовск

Проект «Любите природу»

для детей средней группы (возраст с 4 – 5 лет)

Автор: Ярес Елена Викторовна, воспитатель МАДОУ

г. Нижневартовска ДС №88 «Одуванчик»

                                      Объяснительная записка.


       Актуальность: проект «Любители природы» определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников. 
       Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна.
       Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.
       Наблюдения за детьми во время самостоятельных игр на свежем воздухе показывают, что дети порой жестоко, негуманно относятся к природе. И очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту природы, воспитать красоту природы, воспитать доброту, человечность. Поэтому главная цель проекта - развивать познавательный интерес к живой природе, воспитывать любовь к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширить знания о природе. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными произведениями. Очень важно развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
       Вид проекта: среднесрочный; познавательно- исследовательский.
       Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
       Цель проекта: развивать познавательный интерес к живой природе, воспитывать любовь к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширить знания о природе.
       Задачи проекта. 
1. Способствовать формированию представлений детей о растительном мире – деревьях и кустарниках.
2. Формировать эмоционально – радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе.
3. Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
4. Развивать наблюдательность. 
5. Развивать творчество, воображение, мышление, внимание
6. Воспитывать чувство прекрасного, обогащать знания и впечатления о растительном мире. 
7. Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к растительному миру.
8. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.
       Предмет исследования.
       Процесс включения семьи и детей при ознакомлении детей с деревьями и кустарниками, как средство воспитания любви к природе.
       Предполагаемый результат.
       1. Сформирование знаний о деревьях и кустарниках в летний период.
       2. Различение деревьев по листьям, плодам и коре.
       3. Сбор гербария.
       4.Изготовление экологической газеты «Берегите природу». 
       Предварительная работа.
       1. Чтение художественной литературы: А. Фет «Печальная береза», Л. Толстой «Как ходят деревья», «Черемуха», «Старый тополь», «Яблони», И. Бунин «Березовый лист» и др.
       2. Беседа с детьми о деревьях, растущих в нашей местности.
       3. Наблюдения за деревьями и кустарниками на прогулке.
       4. Рассматривание картинок, иллюстраций о деревьях и кустарниках
       Опытно – исследовательская работа.
       1. Рассматривание коры деревьев через лупу.
       2. Распознание кустарников и деревьев по характерным признакам.
       3. Рассматривание жилкования листьев с зарисовкой через лупу.
       Художественно – творческая деятельность.
       1. Лепка «Чудо-дерево» (с помощью веточек).
       2. Объемная аппликация «Лес», «Рябина» (изготовление с помощью нетрадиционной техники из скомканной бумаги).
       3. Рисование «Летнее дерево» (с помощью нетрадиционной техники – тычкование).
       4. «Во поле береза стояла» (лепка с помощью веточек).
       Физкультурно – оздоровительная работа:
- упражнения «Веточка», «Деревце»;
- бег между деревьями;
- упражнение на перешагивание и равновесие «Через бревно»;
- дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы березовой рощи»;
- подвижная игра «Найди свой дерево».
       Работа с родителями.
       Оформление экологической газеты «Берегите природу».
       Результаты проектной деятельности.
       Дидактические игры, фотографии досугов, изготовление макета «Лес», изготовление экологических газет.

                        Этапы реализации проекта.

1 этап. Организационный.
- Подбор и изучение литературы.
- Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.
- Группировка материала, составление плана.
2 этап. Практический.
1. «Ознакомление детей с растительным миром».
Наблюдения, беседы. Цель: формировать представления о деревьях и кустарниках. 
Дети рассматривают листья деревьев; рассматривают листочки, сравнивают деревья и кустарники.
2. «Деревья и кустарники». (Комплексное занятие ФЭМП + лепка.) Цель: учить различать деревья и кустарники; воспитывать интерес к миру растений.
3. «Путешествие в лес». Цель: учить различать деревья и кустарники; учить работать по схемам; воспитывать интерес к окружающему миру.
4. Сбор листьев для гербария. Цель: запомнить название дерева, как оно выглядит; развивать внимание и наблюдательность; учить быть аккуратным; расширять знания об окружающим мире.
5. «Веселые старты». Физкультурное развлечение. 
Цель: эмоционально – положительно откликнуться на подвижные игры, проявить желание в участие в играх, получить заряд бодрости.
6. «Трудная жизнь деревьев – горожан». Эколого-оздоровительный поход. 
Цель: познакомить с деревьями, растущими в черте города; объяснить зависимость их состояния от внешних условий.
7. «В гости к деревьям». Экологическое развлечение + эксперимент. 
Цель: рассматривание коры деревьев, листочки.
8. «Во поле береза стояла». Комплексное занятие музыка + лепка. 
Цель: создать радостное настроение у детей, вызвать желание танцевать под знакомые песни, лепить березовую рощу. 
9. «Правила друзей леса». Беседа с показом на картинках.
10. «Берегите лес». Экологическая игра. 
Цель: закрепить знания о нормах поведения в природе; Воспитывать природоохранное поведение; развивать творческие способности.
11. «Открывай и изучай природу родного края». Игра-путешествие. 
Цель: формировать экологические знания о лесе; закреплять знания о животном и растительном мире родного края.
12. «Здравствуй, дедушка тополь!», «Травка, кустик, деревце». Экскурсия по экологической тропинке – вокруг детского сада – обратить внимание на летние деревья, находить знакомые деревья.
13. «Посадим лес». Комплексное занятие + аппликация. 
Цель: закрепить знания о строении дерева и кустарника, о их отличительных признаках; воспитывать любовь к окружающей природе и желание заботиться о ней.
14. «Лес», «Рябина». Художественное творчество – объемная аппликация с использованием нетрадиционной техники.
15. «Летнее дерево». Художественное творчество – рисование с помощью нетрадиционной техники – тычкования.
16. «Берегите природу». Экологическая газета.
3 этап. Заключительный.
- Распространение опыта в детском саду.
- Презентация проекта.
Приложение.
- Конспекты досугов.
- Фотографии мероприятий, работ детей;
- рисунки детей (выборочно);
- художественное слово к мероприятиям.
4 этап. Подведение итогов. 
       Таким образом, комплексная реализация мероприятий по экологическому образованию через организацию проектной деятельности способствовала:

1) росту профессионализма воспитателя, реальным достижениям в работе с детьми, знанием и практическим владением методами экологического образования и воспитания;
2) осознание детьми бережного отношения к природе, важности ее охраны и формированию практических умений создавать и поддерживать хорошие условия вместе с взрослыми.

                         Список литературы.

       Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГТ. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.
       Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. № 5.
       Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.
       Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
       Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.

Приложение

к проекту «Любите природу».

  1. Конспект развлечения по экологии в старшей группе

«В волшебном лесу».

Цель: воспитание экологической культуры личности.

Задачи:

– расширять знания и представления у детей о лесе, о значении деревьев в жизни человека; об охране природы;

- закреплять правила поведения в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;

– обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;

- активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– воспитывать бережное отношение к лесу, желание самостоятельно посадить дерево, ухаживать за ним;

- способствовать эмоционально-положительному настрою детей.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций на тему «Деревья», «Полевые цветы»; заучивание стихов, наблюдение живой и неживой природы на прогулках; разучивание детских игр, песен, танцев.

Материалы и оборудование: макеты дуба и елки, искусственная сосна, цветы, кукла «Лесовичок», аудиозапись звуков леса; плоды дуба и сосны; торфяные горшочки с землей, торфяной горшочек с землей и уже проросшим из желудя дубком, искусственные цветы.

Ход мероприятия.

Дети входят в зал. По залу расставлены деревья. Звучит запись лесных звуков.

Воспитатель: – Ребята, что это за звуки?

Дети: – Шумят деревья. Поют птицы.

Воспитатель: – Да. Мы с вами оказались в волшебном лесу.

Ребенок: 

- Здравствуй, лес, волшебный лес!

Разных полон ты чудес.

Все открой! Не утаи!

Ты же видишь, мы свои…

Дети становятся в круг.

Хоровод «Березка», автор музыки и слов А. Рустамова.

Дети садятся на стульчики напротив ширмы.

Воспитатель: – Ребята, в лесу много разных деревьев. Скажите, почему мы должны беречь и охранять деревья? Почему деревья так важны для человека?

Дети: – Деревья делают воздух чище, из древесины делают мебель, игрушки, строят дома.

Воспитатель: – Ребята, в лесу еще растут цветы. Можно ли рвать цветы в лесу?

Дети: - Нет, нельзя! Они здесь дома, им здесь хорошо, к ним прилетают бабочки, пчёлы. После цветения появляются семена, они попадают в землю и на этом месте вырастают новые растения.

Воспитатель: - А если вы сорвёте цветок, то семян от него уже не будет и таких цветов будет всё меньше и меньше.

Ребенок 1:

 – Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь! ».

Ребенок 2: 

– Стоят в саду кудряшки – белые ромашки.

Но мы их обрывать не будем –

Пускай цветут на радость людям.

Ребенок 3: 

- Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеет вся планета

И не будет красоты.

Воспитатель: - Поэтому рвать цветы нельзя, ими можно любоваться. А теперь становитесь на танец.

«Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского).

Дети садятся на стульчики.

За ширмой кто-то охает, ахает, приглушенно кричит: «Э-ге-ге! Кто-нибудь, отзовитесь! ». Появляется Лесовичок (кукла).

Лесовичок: – Как я рад, что встретил вас. Здравствуйте, ребята!

Дети: – Здравствуй!

Воспитатель: – А ты кто?

Лесовичок: – Я – Лесовичок. У меня в дальнем лесу случился пожар. Сгорело много деревьев. Вот пришел к вам в волшебный лес попросить плоды разных деревьев, чтобы вырастить новый лес.

Воспитатель: – Поможем, ребята, Лесовичку.

Дети: – Поможем!

Воспитатель: – Плоды каких деревьев тебе нужны?

Лесовичок: – Ах, как же так. Помнил, помнил и забыл. Только загадки про них и помню.

Воспитатель: – Делать нечего, загадывай свои загадки. А мы с ребятами попробуем их отгадать. Отгадаем, ребята?

Дети: – Отгадаем!

Лесовичок: 

– Вот первая загадка.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка).

Воспитатель: – Какие плоды у елки?

Дети: – Шишки.

Лесовичок: – Одну загадку отгадали. Слушайте другую.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб).

Воспитатель: – Какие плоды у дуба?

Дети:– Желуди.

Воспитатель: – Есть у нас для тебя, Лесовичок, и шишки, и желуди.

Воспитатель достает корзину с шишками и желудями.

Воспитатель: – Ох, какая неприятность. Все плоды перемешались.

Лесовичок: – Ай-ай-ай! Что же делать?

Воспитатель: - Нужно их разобрать. Желуди – под дуб, а шишки – под елку.

Эстафета «От какого дерева плод».

Дети делятся на две команды. Перед ними корзина, в которой перемешано поровну желудей и шишек. Члены первой команды по очереди выбирают в корзине желудь и бегом несут его под дуб. Члены второй команды выбирают в корзине шишку и бегом несут ее под елку. Чья команда быстрее справится с заданием, та и победила.

Воспитатель: – Молодцы, справились с заданием. А теперь, ребята, предлагаю посадить несколько желудей в землю.

Дети подходят к столу, на котором стоят торфяные горшочки с землей. Берут совочки, делают углубление в земле и сажают желуди, поливают водой из леечек.

Воспитатель: - А сейчас я накрою один горшочек волшебным колпаком. Нужно сказать волшебные слова: крибля-крабля-бум!

Воспитатель незаметно под колпаком меняет торфяной горшочек на точно такой же, только с уже проросши дубком. Поднимает волшебный колпак.

Воспитатель: - Смотрите! В нашем волшебном лесу произошло чудо: так быстро из желудя вырос дубок!

Из желудя вырос дубок. Дети это отмечают.

Лесовичок: - А ваш лес и, правда, волшебный. Вон как быстро вырос дубок.

Воспитатель: – Мы с ребятами посадим его на участке, и он вырастет в большое, сильное дерево.

Упражнение.

Мы ведь желудь посадили? - (Да). (Присели).

Мы его водой полили? - (Да).

Вот и вырос невысок - (Поднять руки на уровне пояса).

Наш молоденький дубок.

Дни за днями пролетят

Листья дружно зашумят. – (Поднять руки вверх, покачать влево-вправо).

Вырастет и наш дубок.

Станет он силен, высок! – (Поднять руки вверх, приподняться на носочках).

Лесовичок: – Пора мне, ребята, в обратный путь.

Воспитатель: - Вот тебе, Лесовичок, от нас с ребятами корзинка с желудями и корзинка с шишками. Чтобы и у тебя в лесу выросли молодые дубы и ели.

Лесовичок: – Спасибо! До свидания, ребята!

Лесовичок уходит.

Воспитатель обращает внимание детей на мешок, стоящий около ширмы. Открывает его, достает записку. Читает.

Воспитатель: - «Всем ребятам от меня гостинец. Лесовичок».

Воспитатель достает из мешка корзину с яблоками.

Воспитатель: – Давайте и мы, ребята, попрощаемся с волшебным лесом.

Ребенок: 

- Добрый наш волшебный лес!

На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой с лесом дорожить!

Все вместе:

- Будем с лесом мы дружить, охранять его, дружить!

Дети исполняют «Лесную песенку» (сл. Т. Кагановой, муз. В. Витлина).

Дети прощаются с волшебным лесом и уходят из зала.

  1. Фотографии.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ea3e462b30ce009a7e346c9459392cb9.jpg.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\i.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\5max.jpg

  1. Рисунки детей.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\i (1).jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\d08896fee4f8c77dc99580445bc49708.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\687474703a2f2f776f6d616e6164766963652e72752f73697465732f64656661756c742f66696c65732f706f64656c6b695f6e615f74656d755f707269726f6461352e6a7067.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\144158808.jpg

4. Художественное слово.

Афанасий Фет.

"Печальная береза..."

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

Лев Толстой.

Как ходят деревья.

Раз мы вычищали на полубугре подле пруда заросшую дорожку, много нарубили шиповника, лозины, тополя, потом пришла черемуха. Росла она на самой дороге и была такая старая и толстая, что ей не могло быть меньше 10 лет. А пять лет тому назад, я знал, что сад был чищен. Я никак не мог понять, как могла тут вырасти такая старая черемуха. Мы срубили ее и прошли дальше. Дальше, в другой чаще, росла другая такая же черемуха, даже еще потолще. Я осмотрел ее корень и нашел, что она росла под старой липой. Липа своими сучьями заглушила ее, и черемуха протянулась аршин на пять прямым стеблем по земле; а когда выбралась на свет, подняла голову и стала цвести. Я срубил ее в корне и подивился тому, как она была свежа и как гнил был корень. Когда я срубил ее, мы с мужиками стали ее оттаскивать; но сколько мы ни тащили, не могли ее сдвинуть: она как будто прилипла. Я сказал: «Посмотри, не зацепили ли где?» Работник подлез под нее и закричал: «Да у ней другой корень, вот на дороге!» Я подошел; к нему и увидал, что это была правда.

Черемуха, чтобы ее не глушила липа, перешла из-под липы на дорожку, за три аршина от прежнего корня. Тот корень, что я срубил, был гнилой и сухой, а новый был свежий. Она почуяла, видно, что ей не жить под липой, вытянулась, вцепилась сучком за землю, сделала из сучка корень, а тот корень бросила. Тогда только я понял, как выросла та первая черемуха на дороге. Она то же, верно, сделала, — но успела уже совсем отбросить старый корень, так что я не нашел его.

Лев Толстой.

Черемуха.

Одна черемуха выросла на дорожке из орешника и заглушала лещиновые кусты. Долго думал я — рубить или не рубить ее: мне жаль было. Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вершка три в отрубе и сажени 4 в вышину, вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах. Я бы и не срубил ее, да один из работников (я ему прежде сказал вырубить всю черемуху) без меня начал рубить ее. Когда я пришел, уже он врубился в нее вершка на полтора, и сок так и хлюпал под топором, когда он попадал в прежнюю тяпку. «Нечего делать, видно, судьба»,— подумал я, взял сам топор и начал рубить вместе с мужиком.

Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор, и потом напрямик подсечь подкошенное, и дальше и дальше врубаться в дерево.

Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бы скорее свалить ее. Когда я запыхался, я положил топор, уперся с мужиком в дерево и попытался свалить его. Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые, душистые лепестки цветов.

В то же время, точно вскрикнуло что-то,— хрустнуло в средине дерева; мы налегли, и как будто заплакало,— затрещало в средине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились.

«Эх! штука-то важная! — сказал мужик. — Живо жалко!» А мне так было жалко, что я поскорее отошел к другим рабочим.

И. Бунин.

Листопад.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...