«Юные исследователи»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Известно, что экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

 

Актуальность

Среди возможных средств развития исследовательской активности

дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu.odt17.19 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект на тему:

«Юные исследователи»

 

составила: Макс Е. С.

Введение

 

   Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период  дошкольного  детства,  основу  которого  составляет  познавательное ориентирование,  что  потребность  ребенка  в  новых  впечатлениях  лежит  в  основе возникновения  и  развития  исследовательской  деятельности,  направленной  на познание  окружающего  мира.  Чем  разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая деятельность,  тем  больше  новой  информации  получает  ребенок,  тем  быстрее  и полноценнее он развивается.

   Известно, что экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать  в  своем  сознании  картину  мира,  основанную  на  собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

 

 Актуальность

        Среди  возможных  средств  развития  исследовательской  активности

дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок  слышит,  видит,  делает  сам  своими  руками,  то  все  усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в  практику  работы  детских  дошкольных  учреждений.  Исследовательская деятельность  вызывает  огромный  интерес  у  детей,  воспитателю  же  необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

    Исследования предоставляют ребенку возможность   найти   ответы на вопросы «как?»  и  «почему?».  Творчество  в  экспериментировании  обуславливает  создание новых  проявлений  способностей  ребенка.  Экспериментальная  работа  вызывает  у ребенка  интерес  к  исследованию  природы,  развивает  мыслительные  операции (анализ,  синтез,  классификацию,  обобщение),  стимулирует  познавательную активность  и  любознательность,  активизирует  восприятие  учебного материала  по ознакомлению  с  природными  явлениями,  с  основами  математических  знаний  и этическими правилами в жизни общества.

 Цели:

1. Создание  условий  для  формирования  основного  целостного  мировидения

ребенка  старшего  дошкольного  возраста  средствами  физического

эксперимента.

2. Развитие  любознательности,  умения  сравнивать,  анализировать,  обобщать,

развитие  познавательного  интереса  детей  в  процессе  эксперимента,

установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

3. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

 Задачи:

1.  Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2.  Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, магнит, песок, глина вода, и т.д.).

3.  Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4.  Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5.  Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6.  Привлечение родителей к совместной деятельности.  

 Участники проекта:  

Дети подготовительной группы ,педагог, родители воспитанников.

 Тип проекта: познавательно-исследовательский

 Методы деятельности:  

- практические (опыты, эксперименты);

- наглядные (модели, схемы и т.д.);

- словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово) Структура проведения экспериментирования:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проведение наблюдения;

- обсуждение увиденных результатов;

- формулировка выводов.

 

Ожидаемые результаты:

У дошкольников развиваются умения:

- активно познавать окружающий мир;

- действовать согласно алгоритма познания;

- применять разные способы детского экспериментирования;

- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;

- доказательно объяснять полученный результат;

- формируются предпосылки учебной деятельности

У  родителей  повышается  компетентность  в  вопросах  детского экспериментирования.

 Критерии оценки предполагаемых результатов:

- мониторинг;

- открытые занятия;

- выставка работ

 Реализация проекта

 

Перспективный план опытно-экспериментальной работы  в подготовительной  группе

 

Месяц

Тема

Цель

Интеграция с

образовательными

областями

октябрь

Узнаем, какая вода  

     

 

Вода принимает форму

Поиграем с солнышком  

   

Игры  с  веерами  

Выявить  свойства  воды  (прозрачная,  без  запаха,  текучая,  в  ней растворяются вещества).  

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Определить,  какие  предметы нагреваются  лучше  (светлые  или  темные), где это происходит быстрее   (на солнышке или в тени)

Познакомить  детей  с  одним  из султанчиками  свойств  воздуха  –  движение, движение воздуха – это ветер

Познание, социализация коммуникация

ноябрь

Свойства песка  

Волшебные дощечки

Глина,  ее  качества

Где вода?

Познакомить  со  свойствами  песка  (состоит  из  песчинок,  рыхлый,  мелкий,  легко  сыплется,  пропускает  

воду,  на  песке  остаются  следы, слипается, мокрый, темнее сухого)  

Определить  с  помощью  пальцев    форму, структуру поверхности.  

  Научить  узнавать  предметы,  

свойства  сделанные  из  глины,  определить  качество  глины  (мягкость,  

пластичность,  степень  прочности)  и  свойства (мнется, бьется, размокает)

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Познание,

коммуникация,

социализация, труд

Познание,

коммуникация, художественное творчество, труд

декабрь

Снег, какой он?  

Почему идет снег?  

Замерзшая вода.

Тающий лед.

Познакомить  со  свойствами  снега  во    время  снегопада  (белый,  пушистый,  холодный,  липкий,  тает  в  тепле),  в    морозную  погоду  (холодный, блестящий,  сверкающий,  рассыпчатый, плохо лепится).

 Дать  представление  о  том,  что  вода испаряется  в зимний период, а снег –

это пар, который замерзает в облаках, упражнять  детей  в  установлении различий между инеем и снегом

Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

   

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, здоровье.

январь

Плавает – тонет  

Поплывет – не поплывет.

Делаем мыльные пузыри.

Подушка из пены

Учить  детей  определять  легкие  и   тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут.)  

Развивать представление детей о весе предметов.

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).

Познание, коммуникация,

Социализация.

февраль

Бумага и ее качества  

     

 

Бумага и ее свойства  

Ткань,  ее  качества  и  свойства

Магнит и его свойства  

Учить  детей  определять   разновидности  бумаги  (тетрадный  лист,  ватман,  картон,  гофрированная   бумага)  

Научить  определять  качества  бумаги (цвет,  гладкость,  толщину,

впитывающую  способность)  и свойства  (мнется,  рвется,  режется, горит)

Учить  узнавать  вещи  из  ткани,  определять  ее  качества  (толщину,  

  степень  прочности,  мягкость)  и  свойства  (мнется,  режется,  рвется,

  намокает, горит)

Познакомить  детей  с  магнитом,  его

свойствами,  уточнить  представление

о  предметах,  взаимодействующих  с

магнитом,  об  их  существенных

признаках

Познание, коммуникация, художественное творчество, труд

безопасность.

март

Свет повсюду

Свет и тень

Что отражается в зеркале?

Солнечные зайчики

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусст¬венные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Понять причину возникновения солнечных зайчи¬ков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зер¬калом).

Познание, коммуникация,

апрель

О «дрожалке» и «пищалке»

Как сделать звук громче?

Почему поет пластинка?

Звенящая вода

Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука — дрожание предметов.

Обобщить представления детей о физическом явлении — звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов.

Развить у детей умение сравнивать различные звуки, определять их источник; развить познавательную активность и самостоятельность детей при изготовлении соломинки-флейты.

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Познание, коммуникация,

социализация, труд,

май

Солнечная лаборатория.

Где влажные салфетки высохнут быстрее?

Забавные фокусы

 

Секретные записки

 

Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце. Продолжать развивать любознательность, логическое мышление, умение делать выводы на основе наблюдений.

Формировать умение самостоятельно, на основе целеполагания подтвержденного фактами, делать выводы. Развивать логическое мышление, познавательный интерес.

Развить у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов.  

Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка; развить у детей самостоятельность.

Познание,

 коммуникация,  труд, безопасность,

 художественное

творчество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.

Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...