Проект "Экология души"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologiya_dushi.doc | 88.5 КБ |
презентация проекта "Экология души" (1) | 2.77 МБ |
презентация проекта "Экология души" (2) | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект : «Экология души»
Камаева Наталья Николаевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с «Теремок» комбинированного вида
Г.Ардатов, Республика Мордовия
Тип проекта: групповой, долгосрочный, творческо-исследовательский.
Интеграция образовательных областей: познаний (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд, социализация, здоровье, безопасность.
Участники проекта: все педагоги, дети старшей группы, родители, музыкальный руководитель
Длительность проекта: долгосрочный
Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Основные задачи проекта:
- Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах
- Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям
- Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)
- Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.
Актуальность проблемы:
«Животное,родившись от льва и львицы делается львом без всяких
стараний и усилий со стороны родителей, без всякого влияния
счастливого стечения обстоятельств. Но ЧЕЛОВЕК, родившись
не только львом или тигром, но даже человеком в полном значении
этого слова, может сделаться и волком, и ослом и чем угодно»
В.Белинский
Поэтому именно от нас, взрослых, зависит какими вырастут наши дети! Мы, родители, воспитатели должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.
Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост, с точки зрения экологов, идёт дикими, необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы Страна в погоне за экономических процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать , что человек не властелин природы, а её часть и выходец, Человек – единственный зоологический вид, наделённый разумом и нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру.
Проблемные вопросы. Уничтожая собственную среду обитания, люди задумываются над простыми вопросами «Что съесть?», «Чем обогреться?», и над сложными «Как сохранить природу? Как взамен «природопотребителя обрести истинную культуру мышления и сознания по отношению к природе?
Гипотеза. Выход один – взрослые должны «прозреть», а детей надо воспитывать в духе экологической культуры и грамотности. Опыт показывает , людей с уже сложившимися взглядами трудно убедить и перевоспитать, сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно только с раннего детства,
Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие , эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды , развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. И вся нравственная направленность ребёнка ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения, умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе.
Весь коллектив нашего ДОУ стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Основные задачи проекта:
- Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах
- Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям
- Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)
- Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.
Формы и методы проекта:
- Интеграция образовательных областей: познание (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд.
- наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы
-экскурсии и целевые прогулки на территории д/с (по экотропе) и в природе ( в парк, поле, луг)
-работа с календарями природы
- сбор коллекций семян, камней, листьев
- опыты, поисковая деятельность
- создание проблемных ситуаций
- экологические досуги, праздники, фольклорные вечера
- беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы
- дидактические игры
- игры с моделями
- подвижные игры
- диагностика экологической воспитанности детей
- консультативная работа с родителями
Ожидаемые результаты:
- повышение экологической грамотности , развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.
- приходит понимание в необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.
Совершенствование психических процессов:
- Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения;
- Стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
- Развитие логического мышления и памяти;
- Речевое развитие.
Линии развития личности:
Физическое развитие :
- формирование здорового образа жизни.
Социальное развитие:
- формирование способов общения.
Познавательное развитие:
-обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- формирование системы экологических знаний и представлений.
Эстетическое развитие:
- развитие эстетических чувств (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть красоту природы, восхищаться ею, желание её сохранить)
Нравственное воспитание:
- воспитание гуманного отношения к природе.
Трудовое воспитание:
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,
по охране и защите природы.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- Осознание поставленной цели.
- Овладение различными способами решения поставленных задач;
- Способность предвидеть результат, основываясь на своём прошлом опыте;
- Поиск различных средств для достижения цели.
Задачи для педагога:
- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Задачи для родителей:
- освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании;
- создавать в семье благоприятные условия для развития личности, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;
- объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
1 ЭТАП . ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ :
- определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.
- вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада
- выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада;
- сбор необходимой информации , литературы, материала, средств, необходимых для реализации проекта;
- определение содержания деятельности всех участников проекта.
2 ЭТАП .ОСНОВНОЙ :
- работа с детьми по перспективному плану;
- оформление выставок на разную тематику;
- оформление и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада
ПОДПРОЕКТЫ:
- «Детский сад моей мечты» Цель: создание нового культурного образа дошкольного учреждения через улучшение дизайна территории детского сада. Создание развивающей среды из бросового материала
( автопокрышек, пластиковых бутылок, брёвен и др)
Практические результаты:
- современный дизайн и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада с наибольшей пользой для детей;
- удовлетворение от того, что всем посетителям приятно прогуливаться с детьми по участку нашего детского сада, полюбоваться и подышать ароматами цветов, высаженных воспитателями на клумбах , отдохнуть на лавочке, оформленной в виде льва, а детям по кататься на импровизированной машине.
2. «Экологическая тропа». Обозначение и экскурсии по экологической тропе детского сада, Цель: формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, исследования и природоохранная деятельность по изучению растений и животных во взаимосвязи с его экосистемой, развивать коммуникативные качества детей.
3.Выставка поделок из природного материала «Осень», с участием родителей
4. Осеннее развлечение с участием детей «Покровские посиделки» Цель: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе изучения народного фольклора., воспитание творчески развитой личности.
Летний экологический праздник ко Дню охраны окружающей среды: «Земля – наш общий дом» Цель: развивать у детей познавательный интерес к миру природы, воспитывать в детях желание помогать животным, попавшим в беду. Доставлять радость от участия в празднике. Развивать логическое мышление, память, речь.
- Новогодняя акция с участием родителей «Умный взгляд на мусор» Цель: расширение знаний детей о зависимости мира природы и деятельности человека, формирование представлений о целесообразности вторичного использования бытовых отходов в изготовлении новогодних украшений.
В ходе акции были проведены:
1.Просмотр мультфильма «Загадочная планета»
2. Беседы на тему: «Откуда берется мусор», «Что делать с мусором?», где дети сортировали мусор из мусорной корзины и раскладывали его по разным ячейкам;
4.Изготовление из бросового материала коробок для хранения игрушек; новогодних украшений для ёлки.
- Мастерская природы . Цель: создание сувениров-подарков для мам и бабушек на 8 Марта, с использованием природного материала.
- Огород на подоконнике. Цель: заинтересовать детей перспективой выращивания «зелёных витаминов», дать представление об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов, формировать навыки труда в природе.; развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о комнатных растениях, об условиях их жизнедеятельности, об особенностях ухода за ними и учить детей видеть их красоту и создавать её своими руками.
- Цветочная мозаика. Цель: закреплять знания детей о цветочных растениях, правилах посадки и ухода за ними , формировать трудовые навыки ,учить пользоваться садово-огородным инвентарём, обучать правилам дизайна цветников,, развивать творчество и фантазию детей.
3 ЭТАП . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Анализ деятельности и обобщение результатов работы
- Презентация проекта (фото, видеозаписи развлечений, выставки рисунков и поделок детей)
- Удовлетворенность всех участников проекта
Работа с родителями
- - Беседы, консультации, собрания
- - Анкетирование «Экологическое образование в семье»
- - Выставка на тему « Пасхальное яичко»
- -Развлечение «Пасха»
- - Выставка на тему «Осень»
- -Развлечение «Покровские посиделки»
- - Новогодняя акция «Умный взгляд на мусор»
- - Летний экологический праздник «Земля – наш общий дом»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
A ктуальность: Чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями. Опыт показывает, что людей с уже сложившимися взглядами трудно переубедить и перевоспитать. Сформировать человека с новым экологическим типом мышления можно только с раннего детства. Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие , эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Необходимо максимально использовать данный период времени, ориентированное на приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение их экологической грамотности. Потому что, будущее нашей Земли зависит от наших поступков.
Цель : формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой Основные задачи проекта: -сформировать представление j растениях, животных, человеке как живых существах -показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой -сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе) -убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе Линии развития личности: - физическое развитие ( формирование здорового образа жизни) - познавательное развитие (формирование системы экологических знаний и представлений) -развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её) - нравственное развитие (воспитание гуманного отношения к природе) - трудовое воспитание (участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ : - Интеграция образовательных областей : познание (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд, музыка. - наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы -экскурсии и целевые прогулки по территории д/с (по экотропе) и в природе ( в парк, поле, луг) -работа с календарями природы - сбор коллекций семян, камней, листьев - опыты, поисковая деятельность - создание проблемных ситуаций - экологические досуги, праздники, фольклорные вечера - беседы, рассказы, чтение литературы на экологические темы - дидактические игры - игры с моделями - подвижные игры - диагностика экологической воспитанности детей - консультативная работа с родителями
Ожидаемые результаты: повышение экологической грамотности , развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально- ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей. приходит понимание необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.
Материально-техническое обеспечение ДОУ: Методическое обеспечение
Работа по проекту: 1.Подготовительный этап: - определение темы, целей и задач, содержание проекта - сбор необходимой информации и литературы, материала, средств для реализации проекта - выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада - вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада определение содержания деятельности всех участников проекта 2.Основной этап: работа с детьми по перспективному плану проекта -оформление выставок на разную тематику -создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада
Подпроект : «Детский сад моей мечты» Цель: создание нового культурного образа дошкольного учреждения через улучшение дизайна территории детского сада, создание развивающей среды из бросового материала (автопокрышек,пластиковых бутылок,брёвен)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОДПРОЕКТ: «Мастерская природы» Цель : создание сувениров-подарков для пап, мам и бабушек, используя природный материал . Художественное творчество выставка рисунков и поделок детей
ПОДПРОЕКТ: «Огород на подоконнике» . Цель: заинтересовать детей перспективой выращивания «зелёных витаминов», дать представление об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов, формировать навыки труда в природе .
ПОДПРОЕКТ: «Цветочная мозаика» Цель : закрепить знания детей о цветочных растениях, правилах посадки и ухода за ними, обучать правилам дизайна цветников, развивать творчество, фантазию детей
ПОДПРОЕКТ: Календарные праздники «Покровские посиделки», «Пасха»
Летний экологический праздник ко Дню охраны окружающей среды : «Земля – наш общий дом»
ПОДПРОЕКТ с участием родителей: «Выставка поделок из природного материала»
Новогодняя акция с участием родителей: «Умный взгляд на мусор» Цель: расширить знания детей о зависимости мира природы и человека, формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых отходов в изготовлении новогодних украшений.
3 этап. Заключительный Анализ деятельности и обобщение результатов работы Презентация проекта (фото, видеозаписи развлечений, выставки рисунков и поделок детей) Удовлетворенность всех участников проекта
Работа с родителями - Беседы, консультации, собрания - Анкетирование «Экологическое образование в семье» - Выставка на тему « Пасхальное яичко» - Выставка на тему «Осень» - Новогодняя акция «Умный взгляд на мусор» - Развлечение « Пасха» - Развлечение «Покровские посиделки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение с участием родителей «Коли семья вместе так и душа на месте».
Культурно-досуговая деятельность. Развлечение с участием родителей. Можно приурочить к празднику мамы или 8 марта. в досуге есть элементы устного народного творчества, игры, ин...
Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"
Беседа – концерт для педагогов "В песне душа народа"...
Посеять в детских душах доброту...
Как помочь нашим детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе в этом жестоком мире? Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых дел? ...
БЕСЕДА: «Как у нас на Руси веселились от души»
Беседа про народные игры и игрушки...
Семинар-практикум "Общение педагогов с родителями: "Когда душа с душою гоорит..."
Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями...
Когда душа вместе, то и душа на месте.
Праздник, посвящённый Лню Города....
Конспект тренинга для педагогов "Душа с душою говорит".
Тренинг для начинающих специалистов по развитию эмоционального интеллекта....