Проект "Развитие растения из семени"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Фокина Ольга Михайловна

Вид проекта : творческо - исследовательский.

Подолжительность -долгосрочный ( в течение 12 недель)

Цель проекта: формировать бережное отношение к окружающему миру природы, показать развитие растений на различных этапах. Формировать основу научного мышления ребенка в области природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_proekt_razvitie_rasteniya_iz_semeni.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

 Паспорт  проекта «Развитие растения из семени».
1.Вид проекта: Творческо-исследовательский
2.Продолжительность: долгосрочный (в течение 12 недель).
3.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.                                                              4.Образовательные области: познание,коммуникация,чтение художественной литратуры, социализация, безопасность.                                                                                                                                           5.Актуальность:                                                                                                                                         СанПин недостаточно уделяет внимания труду дошкольников в природе. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребёнка.                                                                                                                   В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду,к себе и окружающим людям.                                                                                                                                                С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.                                                        Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

6.Цели проекта: Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, показать развитие растений на различных этапах.Формировать основу научного мышления ребенка в области природы.


7.Задачи проекта:    

 Познание: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи через следующие объекты познания: природы и трудовой деятельности, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям, закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.                                                                                                                                                                                   Социализация:  Формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты; выкладывать сериационные ряды предметов по разным признакам, определение условий необходимых для прорастания семян; формирование представления о  стадиях развития растения из семени;закрепление полученных знаний об условиях развития растений.                                                                                                 Безопасность: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

Коммуникация:  развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе

трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

8.Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение литературы, видеофильм.                                                                                                                                                9.Обеспечение:  письмо от Незнайки, коллекция семян, лупы,модели,  видеофильм,заранее нарезанные овощи,ложки,посуда.                                                                                                      10.Предполагаемый результат: : увидеть конечный результат, полученный путем эксперимента, достижение положительных эмоций.
11.Продукт проектной деятельности: конкурс рисунков «Первые всходы» 12Презентация : выставка огорода на окне,выставка детских рисунков.

Описание проекта  

Проект рассчитан на 12 недель. 

1 ЭТАП – подготовительный ( 2 недели ).

В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений ( датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.  

2 ЭТАП – исследовательский ( 8 недель ).

В центре развития дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. 

3 ЭТАП - заключительный ( 2 недели )

Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. В центре творчества оформили выставку рисунков «От семени к ростку». Провели праздник для детей и родителей группы «Овощи с нашей грядки», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали. Завершился праздник веселым чаепитиепитием.

План реализации проекта.  

Работа в центре познавательно- исследовательской деятельности.

Незнайки, лупы.Воспитательтель знакомит детей с письмом Незнайки, которое пришло на электронный адрес детского сада.Ребята,вы с родителями бываете на огородах, кто знает как из семечки вырастить растение? Предложить детям рассмотреть семена подсолнечника, фасоли, гороха, помидор, огурцов.. Какие семена на ощупь? Постараться раскрыть семена руками, какое из семян удастся раскрыть? (Дети говорят, что они твердые, покрыты прочной кожурой). У всех ли семян кожура одного цвета? Объяснить детям, почему кожура семян такая толстая, там прячется будущее растение только оно такое крошечное, что его трудно рассмотреть. А кожица сохраняет его, не дает высохнуть. Вспомните, как мы наблюдали за проросшими семенами, что сначала появилось, что происходило потом. Идет обсуждение результатов по проращиванию семян. Дети делают вывод: что для растений нужно тепло вода, свет и любовь. Обратить внимание детей что семена, которые мы с вами собирали все разные; попадаются очень крупные и очень мелкие, с толстой оболочкой и нежной кожицей, они разные по форме. Можно предложить детям классифицировать семена на основе сравнений и выделенных признаков. Для каждой группы семян может быть применен свой признак объединения. Например, могут быть созданы коллекции гадких (шершавых), крупных (мелких), светлых (темных), съедобных (несъедобных) семян и т.д.

Центр развивающих игр.                                                                                                                   Цель:учить детей группировать семена по величине, цвету,

 Игра “ Разложим по величине”.  «Разложим по цвету»                                                                                          Игра «Съедобное – несъедобное»

,блокнотики,карандаши,банки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Провести эксперимент.   Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

                                                                                                                                   Разделить семена пополам, одни семена замочить в баночке, постоянно подливая воду, другие же оставить сухими. Поместить их на окно или в Центр природы, где много света. Через несколько дней семена в первой банке начнут прорастать, а без воды нет. Дети делаю вывод, что им нужна вода, свет. Затем проводится следующий эксперимент, набухшие семена, делят одни ставят опять же на подоконник где тепло, а вторые убирают в холодное место. Через несколько дней дети видят, что семена которые находились в тепле проросли и у них появляются корешки и стебелек, а у других нет никаких изменений. Вывод семенам нужно ещё и тепло.                                                          Предложить детям рассмотреть проросшие семена, сравнить их с непроросшими. Что изменилось? Какими они стали? Похожи ли ни друг на друга? Предложить посадить семена в разные прозрачные горшочки. В каких горшочках появятся всходы быстрей? Как вы думаете, семена проросли, у них появился корешок, стебелек, что происходит с семечком? (Оно растет, так же как и мы). Значит оно живое? Если оно растет, пьет воду, ему нужно тепло? (Да, оно живое). Если оно живое значит, оно должно дышать? Как можно узнать дышит растение или нет? (Высказывание детей, если они не знают предложить им прикрыть всходы маленькими банчками, баночка была сухая и чистая, а через некоторое время она покроется испарением внутри, растение дышит). Дети фиксируют наблюдение, делая зарисовки каждый в свой блокнотик: как появляется стебелек над землей, первый листочек, развитие корневой системы.

Центр познавательно – исследовательской деятельности (Вечером)Воспитатель: А сейчас дети, мы расскажем по схеме, как мы с вами сажали нашу рассаду.Пустая емкость – дренаж – земля – семечко (дети рассказывают по схеме). Воспитатель меняет схему на схему, что необходимо для роста растений. Свет – тепло – вода (дети рассказывают по схеме) 

 Воспитатель: Ой, какие вы умные, все знаете, а  сейчас поиграем с вами в игру“Что сначала, что потом”. Перепутаю все карточки, а вы правильно объясните свои действия (дети раскладывают карточки и объясняют свои действия).

Часть НОДа. Рисование с натуры «»Задачи. Учить детей рисовать с натуры первые всходы, передавая особенности строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Развивать координацию в системе "глаз-рука".

Предварительная работа. Беседа о первых всходах, рассматривание натуры. Знакомство с натюрмортом как жанром изобразительного искусства и его специфическими особенностями.                                     Оборудование. листы бумаги белого цвета или слаботонированные (светло-голубые, светло-жёлтые, нежно-розовые, нежно-сиреневые и пр.); простые и цветные карандаши, гелиевые ручки, фломастеры, пастель для свободного выбора материалов детьми.

Форма организации занятия. Дети распределяются на группы и садятся возле избранного растения чтобы хорошо его видеть

Содержание занятия.

- Сейчас каждый из вас нарисует первые всходы. Для рисунков подготовлена вот такая бумага - одинакового размера, но разного цвета. Выбирайте материал по своему желанию. Что мы будем рисовать? Да, первые ростки. Они какие? (рассматриваем)

Дети выбирают емкости с растениями, которые им понравились больше всего, садятся возле них и начинают рисовать сухими художественными материалами - фломастерами, цветными карандаша ми, пастелью, гелиевыми ручками.

После занятия. Индивидуальные детские работы размещаются на стенде. Эти рисунки  украшают группу, холл детского сада.

Хозяйственно – бытовой труд

Цель:  Закрепить знания детей о витаминах ,  об их пользе для здоровья человека; о содержании тех или иных витаминов в овощах. Развивать познавательные и творческие способности в процессе разработки  салата. Совершенствовать уровень практических навыков,  развивать художественный вкус при оформлении блюд.

 

                                                                                                                                                                                      Воспитатель: - Чтоб здоровым, сильным быть, что нужно? (Надо овощи любить, все без исключения, в этом нет сомнения.)

 Воспитатель: - А почему надо есть овощи?  Дети: - Потому что  в них содержаться витамины!

 Воспитатель: - А какие витамины есть в овощах?

Дети называют витамины «А», «В», «С».

 Воспитатель: - как полезны эти витамины?.  

  Витамины очень важны для здоровья человека.Воспитатель: - Посмотрите, сколько у нас различных овощей выросло на огороде. Наши повара их уже нарезали, а вы теперь самостоятельно сделайте салат, украсьте его и дайте ему названия.

   Дети составляют салат из овощей . 

  Дети фантазируют, смешивают овощи,  красиво украшают, дают самостоятельно названия. 

Воспитатель: -  Какое красивое и аппетитное блюдо  получилось у вас. Расскажите из каких компонентов вы сделали свой салат, и как он называется?

Дети рассказывают из чего они приготовили салат и как  он называется. 

Воспитатель: давайте пригласим наших гостей отведать наш салат, Пожелаем хорошего здоровья и аппетита.  

Дети приглашают всех к столу на дегустацию. 

"Почему зерно в землю сеют?"

Цель : закрепить и обогаатить знания детей о росте растений; организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах; ввести в детский словарь новые слова: "гумус", "лаборант", "укоренение".

Предварительная работа : За неделю до занятий дети под руководством педагога сеют семяна в емкости с разным грунтовым составом: песок, опилки, обогащенная органическими удобрениями земля. Ведут наблюдение за прорастанием семян и развитием растений. Педагог рассказывает детям о профессии лаборанта.

Материалы и оборудование : Емкости с проросшими семенами, пинццет, микроскоп, альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски, мелки, фонограмма для создания музыкального фона занятия.

Ход :

Педагог в костюме Профессора сельскохозяйственных наук - в очках, белой шапочке и халате - вносит в групповую комнату емкости с прооросшим зерном.

Профессор (П): Коллеги! На прошлой неделе мы с вами приступили к новым экспериментам. В чем они ссостояли?

Дети (Д): Мы посеяли семена в емкости с землей, с песком и с опилками.

П: Где мы с вами начали свои опыты?

Д: В опытной лаборатории.

П: Я, Проффессор, руководил экспериментальной работой. А вы, мои лаборанты, мне активно и старательно помогали. Чем обычно занимаются лаборанты?

Д: Проводят опыты в лабораториях, следят за изменнением веществ во время опытов и записывают результаты.

П: Чтож, понаблюдаем за изменениями, которыые произошли с нашими опытными семенами. Лаборанты! Приготовьтесь к работе.

Дети надевают белыые халаты.

П: И так, коллеги, взгляните на наши емкости, в которые мы посеяли семена. Что вы видите?

Д: В горшочках выросли ростки. Это семена проросли.

П: (внимательно расматривает ростки через очки). Во всех емкостях ростки взошли по-разному. Вы не находите?

Д: Да. Вот здесь много ростков, густые всходы. И растения выглядят крепкими и здоровыми. А здесь - редкие и слабые.

П: Необходимо проанализировать ситуацию. Эти ростки мы сеяли ...... куда?

Д: В землю.

П: Вот именно! В землю! Взгляните-ка в микроскоп. Что вы наблюдаете?

Д: Под микроскопом видны кусочки перегнивших листьев, веточек и траввы.

П: Совершенно верно, коллеги! Эти перегнившие вещества невероятно полезны для растений. Называются они гумусом. Именно гумус делает землю пригодной для роста растений. Поэтому в емкости с землей ростки зеленые и сильные. Теперь посмотрим, что стало с семенами, ппосеяными в песок.

Д: В песке ростки взошли бледные и слабые, с высохшими макушками.

Помощник воспитателя:

Ты скажи мой росток,

Отчего ты занемог?

Ребенок:

Жизнь моя нелегка,

Я страдаю от песка.

П: Давайте рассмотрим песок в микроскоп.

Д: Песок сыпучий, состоит из маленьких песчинок, не удерживает влагу, быстро сохнет, в песке ент остатков перегнивших листьев и травы, нетгумуса, который так полезен для растений.

П: Таак вот вчем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать?

Помощник воспитателя:

А мы возьмем росточек и в землю поместим.

Питательной средою растенье укрепим.

П: Чтож, посмотрим, что из этого получится. Старший лаборант выберет себе двух помощников и после совещания вместе сними пересадит растения из песка в землю. А мы, дорогие коллеги, обратим внимание на третью емкость. Тут мы с вами посадили семена в опилки. Взгляните на них в микроскоп, что вы видите?

Д: Опилки - часть дерева. Они плохо впитывают воду, в них нет перегноя - гумуса.

П: Опишите внешний вид опилок.

Д: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие.

Помощник воспитателя:

Проклюнулся немного зелененький глазок.

Вытянулся тонко слабый стебелек.

Верхушка ппожелтела, трудно в рост идти.

Ребенок:

Плохо мне в опилках -

Питанья не найти.

П: К какому же выводу мы с вами пришли, коллеги? В какой грунт лучше всего высеивать зерно?

Д: В землю, богатую перегноем - гумусом.

Помощник воспитателя имитирует посев семян:

Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое, ничего там не темно.

К свету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли.

(дети опускаются на корточки)

Как весною в ранний час семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают - "вырастают", потягиваются)

"Здравствуй, солнце, это мы!" (дети поднимают руки над головой машут кистями рук)

Мал еще росток-ребенок: (дети опскают руки вниз)

Только-только из пеленок. (дети наклоняют голову в разные стороны)

П: А сейчас, коллеги, нам необходимо зафиксировать результаты наших наблюдений.

Дети садятся за столы, делают зарисовки емкостей с ростками. Во время работы звучит спокойная музыка. Готовые рисунки укрпляют на стенде или на доске, рассматривают.

Д: Чтоб смог росточек распуститься,

В земле он должен поселиться.

А мы его польем водицей -

Пускай скорей укоренится.

Пусть солнышко его согреет,

Пусть урожай скорей поспеет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Из семени в растение»

Проектная идея: Создать в группе детского сада огород на подоконнике и групповом участке (май-июнь). Высадить рассаду цветов астры и петунии на клумбу группового участка....

Занятие и презентация на тему: "В маленьком семени прячется растение".

Знакомство детей с семенами овощных культур. Процесс подготовки семян к посеву и проращиванию....

Проект "От семени до растения"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных и декоративных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности челове...

Проект «Мини огород».Опыт «Развитие растения из семени»

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...

«От семени до растения» Проектно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы

laquo;От семени до растения» Проектно-исследовательская деятельность детей подготовительной  группы(в рамках работы муниципальной экспериментальной площадке по теме: «Опытно &nd...

«Развитие растения из семени»

Проект для дошкольников старшего возраста...