Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром с элементами эксперементирования в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
На данном занятие мы продолжаем знакомить детей с огнём, формиуем у детей нормы поведения пожарной безопасности в условиях дома и улицы.Через эксперементы мы подводим детей к пониманию красоты огня, пользы и опасности которую может влечь неправильное его использование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_ognyom.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе
Тема: “Знакомство с огнем”.
Программное содержание:
- Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.
- Через эксперименты с разными предметами учить детей понимать красоту, пользу огня и его опасность.
- Формировать у детей нормы поведения с огнем и знание правил пожарной безопасности в условиях дома и улицы.
- Воспитывать понимание того, что без взрослых с огнем действовать нельзя.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «здоровья», «познавательное развитие», «речевое развития».
Словарная работа: сквозняк, холодно-теплее-горячо.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о пожаре, об электроприборах, чтение стихов и рассказов, заучивание пословиц и поговорок. Рассказ Б. Жидкова “Дым”. Пословицы и поговорки о явлениях природы. Рассказы и стихи из серии “Чтобы не было беды”.
Индивидуальная работа: Активизировать детей в речи и действиях.
Оборудование: музыкальный центр, маленький столик, подушечки для детей, маленький стул для воспитателя
Материал: свечи, подсвечник, кувшин с водой, таз с водой, колпачок для тушения огня, спички, сухие и мокрые тряпочки, сухая и мокрая бумага, сухой и мокрый картон, гвоздики, цепочки.
Ход занятия
(Дети садятся на пол вокруг “круга безопасности” (обруч). В центре круга, на маленьком столике располагается свеча (на подставке, в подсвечнике). Воспитатель обращает внимание на форму свечи, ее цвет, величину и т.д. Дети сравнивают ее со свечами, которые они уже видели, используя элементы припоминания, сравнивают свечи между собой, выделяя сходства и различия. Воспитатель зажигает свечу, комментируя свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички).
Воспитатель: Мы зажгли свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке (легком дунавении ветра). Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила. Он помнит о том, о чем уже забыли люди. И потому мы так любим смотреть на него.
Человек всегда думает, даже когда ни о чем не думает. И только тогда он может не думать, когда смотрит на огонь или на воду. В движении воды и в трепете огня течет само Время.
В воде и огне живет великая тайна рождения человечества, которое вышло из моря и уселось греться у костра. За миллионы лет, что прошли с тех пор, изменилось всё: змеи и птицы, звери и рыбы, цветы и деревья, изменился сам человек, изменилась земля и даже звезды! И только огонь и вода остались неизменны.
Давайте возьмемся за руки и полюбуемся огнем. (Звучит тихая музыка. Дети любуются огнем)
А теперь сощурим глаза и посмотрим на огонь. (Дети выполняют. Повторяют несколько раз).
– Какие у вас ощущения, что вы увидели? (Дети обмениваются: кто видит солнечные лучики, кто радугу, кто-то лучики огня. Воспитатель тушит свечу, задув ее.)
Упражнение “Ветерок”:
– Ребята, а как еще можно затушить свечу? (Дети отвечают: закрыть колпачком, залить водой. Воспитатель демонстрирует способы. Затем предлагает детям задуть свечу. Дети по очереди задувают свечу, совершая вдох носом, выдох ртом)
– Почему не все смогли сразу потушить огонь? Дети отвечают)
Правильно, для этого необходим резкий и сильный выдох. Давайте подуем на огонь так, чтобы пламя не гасло, а только колыхалось. (Дети дуют)
Ребята, вы увидели и почувствовали результаты разной силы выдоха. И чтобы потушить огонь, нужен сильный выдох.
Продолжим наше знакомство с огнем.
Пламя нашей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами собой загорелись в лесу прелые листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Пламя нашей свечи помнит о первом огне, зажженном самим человеком. Тот огонь родился из палочек, трущихся друг о друга, или из искры, высеченной одним камнем из другого. Но все равно это было очень трудно – заставить кусочек дерева подарить огонь.
Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды, наполненные водой, через отшлифованные прозрачные кристаллы кварца и специальные зажигательные стекла.
А чем зажжена наша свеча? Спичкой. Они появились не так давно, чуть больше 150 лет назад, и были поначалу стеклянными, с головками из белого фарфора. Теперь спички делают из дерева.
Огонь очень давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в быту людям.
– Кто мне скажет, как используют огонь люди? (Дети отвечают)
Огонь стал таким привычным, обыкновенным. А раньше к нему относились по-другому. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а то грозной стихией, уничтожающей всё на своем пути. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал ее. Его уважали и боялись, любили и почитали.
Знают взрослые, знают дети
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий горячий огонь.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ведь издревле до нашего века
Он – помощник и друг человека.
Упражнение “Горячо-холодно”: (Воспитатель опускает (приближает) свою ладошку к горящей свече, комментируя свои впечатления: высоко ладошка от огня – холодно, ниже – теплее, низко – горячо.)
– Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия. Дети комментируют выполняемы действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя).
– Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.
(Воспитатель показывает детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Подносит бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя)
Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
Физминутка: Дети под музыку имитируют пламя костра.
Сила у огня большая-пребольшая. И если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Горят дома, больницы, поля, заводы, сады, поезда. Гибнут люди.
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили!
Но бывает огонь и другим -
Но согрет ладошек он ваших,
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
Будьте с огнем осторожны, дети,
Твердо запомните правила эти.
Упражнение “Горит – не горит”: (Воспитатель предлагает детям ряд предметов: сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, тонкий и толстый картон, металлическую палочку, цепочку.)
Посмотрите на эти предметы, потрогайте их.
– Кто назовет, что у него в руке? (Дети называют название предмета и его состояние) -Как вы думаете, предмет который у вас в руке, будет гореть или нет? (ответы детей)
А теперь проверим…
(Воспитатель пытается зажечь все эти предметы над тазом с водой. При этом, все загоревшиеся предметы тушатся в емкости с водой. Воспитатель поясняет, что от плохо затушенных предметов, может разгореться пожар и потушить его способом задувания будет невозможно)
– Какие предметы быстро загораются? (ответы детей)
– Какие не могут гореть совсем? (ответы детей)
– Что надо делать, если предмет горит, чем тушить, если горят большие предметы? (ответы детей)
– А теперь, кто сможет мне назвать пословицу или поговорку об огне?
Царь – огонь, царица – вода.
От искры пожар рождается.
С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.
С огнем, да водой не поспоришь.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Человеку друг огонь, только ты его не тронь.
Пожар слезами не зальешь.
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Умному, огонь – тепло, глупому – ожог.
Не трогай огня – не обожжешь руку.
Кто с огнем играет, тот в огне сгорает.
“От маленькой искорки – большое горе”,
“Коробка спичек хоть и мала, много может причинить зла”.
Воспитатель: Молодцы. Много поговорок и пословиц об огне знаете.
– А кто ответит, почему возникает пожар? (Ответы детей: это могут быть спички, электроприборы, электрические розетки, печь, бенгальские огни, свечи, папиросы, газ)
Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить
О пожаре сообщить.
– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? (Ответ: набрать номер 01, У нас в доме пожар. Адрес: Юности, дом.21, квартира 6 ).
– Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия? (ответ: попытаться потушить пожар набросив одеяло, ковер, пальто или любое тяжелое покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха, взять любой сосуд: ведро, кастрюлю, ковшик, бутылку, наполнить его водой и залить огонь, позвонить 01, позвать на помощь взрослых, если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение)
Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.
– Ребята, а если много дыма, как можно выйти из помещения? (Нужно дышать через мокрую ткань внизу пола и выйти из помещения).
Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем.
Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:
- не играй со спичками
- выключай электроприборы
- не зажигай газ
Итог занятия: Подведем итог нашему занятию. О чем мы сегодня с вами говорили? Чем полезен огонь для человека и в быту? Чем опасен огонь? Куда звонить, если пожар? Какие правила нужно знать и выполнять?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе
1. Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.2. Через эксперименты с разными предметами учить де...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в средней группе
В этом конспекте рассказывается о свойствах воды, для чего она нужна....
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами изобразительной деятельности. Старшая группа.
Тема: "Земля-планета детей"...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»Цель: познакомить воспитанников со свойствами в...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха»
систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха»
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....