Проект: Зачем человеку органы чувств
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данный проект направлен на педагогов, родителей и детей.
Использование проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно находить, разными способами информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проект будет реализовываться через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
для детей старшего дошкольного возраста
по теме «Зачем человеку органы чувств»
в условиях реализации образовательной области «Познание»
Аннотация проекта
Проектная деятельность «Зачем человеку органы чувств» проводится в МБДОУ д/с № 349 по реализации образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель данного проекта: изучение органов чувств.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с различными типами восприятия.
- Рассмотреть систему анализаторов.
- Выявить необходимость развития всех органов чувств.
Данный проект направлен на педагогов, родителей и детей.
Использование проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно находить, разными способами информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Проект будет реализовываться через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Проект состоит из 5 частей:
Актуальность проекта;
Теоретическая часть;
Практическая часть;
Заключение;
Список литературы.
1. Актуальность проекта.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения является в настоящее время глобальной во всем мире. В решении данной проблемы большую роль играет экологическое образование подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста. Чтобы быть здоровым, нужно научиться свое здоровье не только укреплять, но и сохранять. И об этом нужно научить задумываться детей уже в дошкольном возрасте, когда связь детского сада и семьи наиболее тесна и значима. Ребенок, научившись заботиться о своем здоровье, сможет позаботиться о здоровье окружающих его людей и своевременно оказать им необходимую помощь.
При проведение беседы нами было выявлено, что дети еще не достаточно хорошо знают свой организм, не до конца осознают необходимость соблюдения культурно-гигиенических навыков и осуществления самостоятельного ухода за своим телом и внешним видом. Они совсем четко понимают важность заботы, как о своем здоровье, так и о здоровье окружающих. Выявленная проблема побудила нас к созданию экологического проекта “Мир познаний” на тему: Органы чувств, вкуса .
Органы чувств человеку природой даны для хорошей адаптации в окружающем мире. Раннее, в первобытном мире, органы чувств давали избежать в смертельной опасности и помогали в добыче пропитания. Органы чувств объединены в пять основных систем, благодаря которым мы можем видеть, чувствовать запахи, прикосновения, слышать звуки, ощущать вкус потребляемой пиши. Немецкий естествоиспытатель и физик Г. Гельмгольц писал: "Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудесным произведением творческой силы природы.
В нашей проектной деятельности мы рассмотрим органы вкуса.
Цель проекта: Изучение органов чувств.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с различными типами восприятия.
- Рассмотреть систему анализаторов.
- Выявить необходимость развития всех органов чувств.
Объект исследования. Изучение строения и функции языка – важнейшего органа вкуса.
Предмет исследования. Формирование элементарных понятий о строении, функции органа вкуса человека.
Влияние специальных упражнений на развития органа вкуса.
2. Теоретическая часть
Гипотеза проекта. В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов вкуса, т. к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. Элементарное ознакомление детей со строением своего организма, с органами вкуса - не самоцель. Оно лишь средство для понимания и ощущения неразрывной связи человека и природы. В частности, если сформировать у детей представления о роли языка (вкуса) в жизни человека, научить правилам ухода за языком, то ребенок будет стремиться сохранять и развивать свое здоровье.
Методы исследования.
- изучение литературы;
- рассматривание картин и рисунков с изображениями ротовой полости и языка с вкусовыми зонами;
- беседы;
- дидактические игры и занятия;
- игровые упражнения;
- художественное слово.
Основные определения:
Ротовая полость - начальный отдел пищеварительного тракта; спереди открывается ротовой щелью, сзади сообщается с глоткой.
Надгортанник - эластичный хрящ гортани. Имеет вид тонкого листа-пластинки. Располагается сразу же за корнем языка. Покрыт слизистой оболочкой.
Язык - это один из важнейших органов человеческого тела, он имеет важное значение. Он обеспечивает многие процессы, очень разные и почти не связанные между собой: начиная от удовлетворения элементарных потребностей в приеме пищи и заканчивая высшими и сложными потребностями в общении.
Вкусовые рецепторы – это специальные клетки на языке, благодаря которым человек ощущает вкус. Вообще эти вкусовые рецепторы сконцентрированы в слизистой оболочке языка и мягкого неба. Вкусовые рецепторы собраны во вкусовые луковицы, которые располагаются на вкусовых сосочках, из которых и выстелена практически вся поверхность языка.
Благодаря органу вкуса, человек способен оценить пищу, употребляемую им в данный момент. Вкус пищи воспринимают специальные сосочки, расположенные на языке, а также вкусовые луковицы, имеющиеся в небе, надгортаннике и верхней части пищевода. Орган вкуса тесно взаимосвязан с органом обоняния, поэтому не удивительно, когда мы хуже ощущаем вкус еды, когда мы болеем каким либо простудным заболеванием. На языке существуют определенные зоны, ответственные за определение того или иного вкуса. Например, кончик языка определяет сладкое, середина языка – соленое, края языка ответственны за определение кислоты продукта, а корень за горечь.
Основные функции языка в организме человека – это продвижению пищи в полости рта во время еды, распознание разных вкусов и обеспечение членораздельной речи. У животных язык выполняет меньше функций, так как речи у них не существует. Но и человек в течение своей жизни пользуется языком для разных целей. Например, в самом начале жизни младенцы не умеют разговаривать, зато используют язык для сосания молока. Поэтому в первые месяцы жизни ребенка язык выглядит не так, как у взрослого человека – он более толстый и малоподвижный. Вполне понятно, что такое состояние с возрастом меняется: у взрослого язык должен быть подвижным и не мешать разговаривать, произнося каждое слово внятно.
Общее количество вкусовых почек достигает двух тысяч. У голодного человека они находятся в состоянии высокой активности. Во время еды активность их заметно снижается и начинает постепенно восстанавливаться лишь спустя полтора-два часа. И только через четыре-пять часов после еды способность остро воспринимать вкусовые раздражения вновь становится высокой.
Если изо дня в день есть одну и ту же пищу, она начинает казаться безвкусной. Это объясняется привыканием вкусовых почек к однообразным раздражениям. Повышают их чувствительность различные специи, приправы к блюдам. В известной степени возбуждают и восстанавливают деятельность вкусовых рецепторных клеток продукты, контрастные по вкусу, например, сладкий чай и бутерброд с соленой рыбой.
План реализации проекта
1. Проведение диагностики: Выявить уровень знаний детей об органе вкуса .
2. Обзор литературы: Изучить литературу по данной проблеме. Составление картотеки.
3. Беседы: Раскрыть значение органа вкуса в жизни человека.
4. НОД: Развивать и расширять знания в области ознакомления со своим организмом. В течение проекта обогащение словаря дошкольников посредством новых слов, понятий. Образовательная деятельность на тему: Органы вкуса и их значение.
5. Дидактическая игра: Угощения для языка, Домик вкусика.
6. Упражнения для языка: Чашечки, Качели, Сладкое варенье.
7. Самостоятельная деятельность: Учить применять в свободной деятельности знания, полученные на занятиях, в играх. В течение проекта Самостоятельная организация дидактических, познавательных игр
8. Ознакомление с правилом по уходу за языком.
3. Практическая часть
Методы исследования:
- создание картотеки игр, панно, альбома.
- создание картотеки игр по развитию вкусового восприятия.
- создание плаката «Значение языка »
- создание картотеки комплексов гимнастики для языка.
План реализации проекта.
- Проведение эксперимента на вкус.
- Гимнастика для языка: Уметь выговаривать звуки.
- Выставки детских работ. Уметь изображать на рисунке форму языка и вкусовые зоны.
- Экспериментальная деятельность. Показать значение органа вкуса в течение проекта. Организация игр по выявлению значения органа вкуса.
- Выпуск газеты: Как ухаживать за языком.
Продуктивная деятельность:
1. НОД на тему: Органы вкуса. Формировать элементарные представления о строении и роли органа вкуса. Научить способам сохранения вкусовых качеств. Формировать интерес к познанию своего организма.
2. Составлен плакат: Значение языка.
3. Дидактическая игра: Угощение для языка
4. Беседа с детьми о пословицах и поговорках о языке, закрепить умение правильно выговаривать слова.
5. Проведение упражнений для языка: Прятки, показывают и прячут язычок.
6. Соблюдение гигиены: полоскание рта после применение пищи.
7. Сообщение и материалы составленные родителями о значение и функциях языка.
4. Заключение
В результате проведенной работы разработан перспективный тематический план, создана картотека игр, альбом, панно «Органы чувств», «Дерево здоровья», разработан конспект НОД, проведена итоговая образовательная деятельность «Органы вкуса».
5. Список литературы
1. Анатомия человека. Как работает ваше тело/Перевод с анг. О.В. Ивановой.- М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 320 с., ил
2. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа/ авт.- сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2012.- 415 с.
3. Интернет ресурсы: http://www.walshpharma.com, http://images.yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обж " «Как устроено тело человека. Органы чувств» (подготовительный к школе возраст)
Конспект занятия формирует у детей представления о том, что каждый орган орган человека имеетбольшое значение для него; прививает навыки элементарного самомассажа. Знакомит со способами профилактики с...
Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Изучаем человека: органы чувств»
Формирование представления детей о человеке, его органах чувств, закреплять представления об их роли в организме и способах их сохранения и укрепления....
Человек. Органы чувств
Конспект лексико-грамматического( познавательно-речевого) занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Знакомство с телом человека. Органы чувств"
middot; Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни....
Занятие по валеологии "Тело человека.Органы чувств" в старшей группе
Конспект занятия по валеологии на тему "Тело человека.Органы чувств " в старшей группе ДОУ...
«Как устроено тело человека. Органы чувств»
Конспект занятия формирует у детей представления о том, что каждый орган орган человека имеетбольшое значение для него; прививает навыки элементарного самомассажа. Знакомит со способами профилактики с...
Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств»
Цель: развитие у детей познавательной и речевой активности, любознательности и интереса.Задачи:коррекционно-обучающие: обобщить и систематизировать знания и представления детей о строении тела че...