Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_dlya_formirovaniya_nravstvenno.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе
«Мы – помощники растений»
Цель: приобщать детей к деятельности, направленной на удовлетворение потребностей живых организмов в месте для обитания, тепле и свете, свежем воздухе, влаге; закреплять с дошкольниками некоторые особенности содержания комнатных растений и ухода за ними.
Материал: пять-шесть видов комнатных растений; карточки (открытки) с их изображением; кружочки разных цветов: жёлтые (для светолюбивых растений), наполовину жёлтые, наполовину тёмно-серые (для теневыносливых), тёмно-серые (для тенелюбивых), голубые (для влаголюбивых), наполовину голубые (для засухоустойчивых).
Игровые действия: «вручение» открыток комнатным растениям.
Игровые правила: при «вручении» открыток учитывать потребности растений.
Ход игры
I этап. В начале игры воспитатель говорит: «Дети, к нам пришла телеграмма от комнатных растений. Вот что они пишут: «Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте с вами дружить. Мы будем радовать вас своими красивыми цветочками, листиками, очищать воздух в группе. Но нам нужна ваша помощь. Если вы согласны с нами дружить, давайте познакомимся. Комнатные растения».
Далее воспитатель говорит, что каждое растение имеет свою визитную карточку, в которой дано краткое описание его внешнего вида и того, что оно любит (не любит). Воспитатель поочерёдно берёт карточки и описывает внешний вид цветка. Дети определяют растение и выставляют возле него открытку.
II этап. После того, как дети расставят все открытки, воспитатель предлагает разделить растения на группы (светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые). Педагог называет растение, например, папоротник. Дошкольники определяют, что этот цветок любит тень и воду, и на его открытку наклеивают два кружочка (голубой и тёмно-серый) и т.п.
Результат. Кто правильно будет выполнять игровые задания, получит право расставить открытки для всех растений в группе.
«Ухаживаем за растениями»
Цель: приобщать дошкольников к деятельности, направленной на создание условий живым существам, к которым они привыкли, учитывая их индивидуальные особенности; закреплять с детьми различные способы ухода за растениями.
Материал: карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, тряпочки, палочки, ножниц, которые соответствуют способам ухода: полив, опрыскивание, мытьё (кисточки, тряпочки в зависимости от вида листьев), рыхление и обрезка листьев; 7—8 не очень ухоженных растений.
Игровые действия: разыгрывание фантов.
Игровые правила: быть внимательными; показывать картинку с тем предметом, который необходим для ухода за растением.
Ход игры
Воспитатель говорит: «В соседней группе я нашла несколько неухоженных растений: неполитых, пыльных, с сухими листьями. Надо им помочь. Но прежде, чем приступать к работе, нужно определить точно, какой уход требуется каждому растению. Для этого поиграем в игру «Ухаживаем за растениями». Я буду показывать вам цветок, а вы должны будете определить, что ему нужно: полив, мытьё или ещё что-нибудь. Когда определите, покажите (поднимите) картинку с тем предметом, который понадобится вам для работы по уходу за этим растением».
Результат. Кто правильно покажет карточку, тот после игры будет ухаживать за растением. Кто ошибётся – даёт ведущему фант.
При разыгрывании фантов воспитатель обязательно подчёркивает, что предлагаемые для ребят задания должны быть на темы природы. Например, назвать цветы группы, цветы клумбы, лесных зверей, домашних животных и т.п.
«Заготавливаем корм для животных»
Цель: активизировать детей в труде по уходу за животными, вызвать эмоциональное отношение к данному виду труда.
Материал: картинки с изображением канарейки, черепахи, снегиря (по одной); картинки с изображением рябины, яблок, капусты, листьев, зёрнышек (по 6—8 штук).
Игровые действия: «заготовка корма», разыгрывание фантов.
Игровые правила: быть внимательными, искать корм, который любят показанные воспитателем птицы и животные.
Ход игры
Воспитатель предлагает дошкольникам покормить имеющуюся в группе канарейку (другую птицу или животное). При этом обнаруживается, что нет корма (заранее создаётся такая ситуация). Воспитатель говорит, что нужно всегда заготавливать корм заранее и предлагает поиграть в игру «Заготавливаем корм для животных и птиц». У педагога картинки с изображением канарейки, черепахи, снегиря. На полу — с изображением рябины (корма для снегиря), яблок, капусты, листьев (для черепахи и канарейки), зёрнышек. Когда воспитатель показывает картинку с изображением, например, черепахи, дети из разложенных на полу карточек должны выбрать те, на которых нарисован корм для неё (трава, листья, капуста).
Результат. Кто правильно подберёт корм, того поощряют. Кто ошибётся, отдаёт ведущему фант.
«Пересади растение»
Цель: заинтересовать детей предстоящей деятельностью по пересаживанию растений; закреплять представления о функции корней, потребности растений в хорошей почве.
Материал: 5—6 комнатных растений, билеты.
Игровые действия: «поездка» по улицам цветочного города.
Игровые правила: внимательно осматривать растения.
Ход игры
Игра проводится как «поездка» на автобусе по улицам цветочного города. Воспитатель объясняет правила игры: «Представьте, что мы сейчас находимся в автобусе, он повезёт нас на прогулку по улицам цветочного города. В этом городе много красивых цветов. Но чтобы они оставались всегда красивыми, нужно ухаживать за ними. Сейчас весна, и многие растения нужно пересаживать. Автобус, который нас повезёт, будет останавливаться на разных улицах. Как они называются, вы должны будете догадаться сами по тому, какой цветок там увидите. Вам нужно осмотреть внимательно растение, определить, надо его пересаживать или нет и почему».
Результат. Кто правильно определит растение, нуждающееся в пересадке, а также то, которое не нужно пересаживать, получает билет для «проезда» на следующую улицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
Примерные дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....
«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
План самообразования на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...
Дидактические игры для формирования фонематических процессов у старших дошкольников.
Картотека дидактических игр направленных на формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста....
Дидактическая игра, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом....
Электронные дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для дошкольников
игры по математике...
Картотека «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»
Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке ...