«Путешествие в мир насекомых»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Барыева Наталья Викторовна

краткосрочный  экологический проект для детей старшей - подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Путешествие в мир насекомых»53.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию «Путешествие в мир насекомых»

Задания по теме насекомые для дошкольников

Паспорт проекта

Тип проекта:
По содержанию — познавательный, исследовательский, творческий, игровой.
По числу участников – групповой
По характеру контактов – в рамках  ДОУ
По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов

Сроки реализации:
краткосрочный ( 2 недели: с 01 июня по 15 июня 2015 г.)

Участники проекта:
• Воспитатели группы:
Барыева Н.В., воспитатель I категории
Суворова О.В., воспитатель
• Дети старшей – подготовительной группы
• Родители

Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность

Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».

Задачи проекта:
• Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
• Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела, стрекоза, кузнечик), их строении, способах передвижения.
• Воспитывать бережное отношение к живому.
• Развивать эмоциональную отзывчивость
• Формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат проекта:
• Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
• Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, божью коровку, пчелу, стрекозу, кузнечика.
• Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
• Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
• Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
• Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Экологическое развлечение «Человек с природою подружись и ты»

Сотрудничество с семьёй:
• Консультации   «Первая помощь при укусах насекомых».

Продукты проекта:
• Презентация для детей « Наши соседи насекомые» (воспитатель Завьялова Н.А.)
• Презентация для детей « Насекомые в загадках» (в-ль Завьялова Н.А.)
• Бабочка (рисование; дети)
• Божья коровка ( рисование, аппликация; дети)
• Пчелка (аппликация; дети)
• Муравей (рисование; дети)

• Стрекоза  (рисование; дети)

• портфолио проекта (воспитатель  Барыева Н.В.)

Ожидаемый результат по проекту:
• Для детей:
- Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
• Для педагогов:
- Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
• Для родителей:
 — Совместное чтение художественной литературы о насекомых
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.

Проект состоит из трех этапов:

I этап – подготовительный:

• Разработка проекта
• Диагностика экологических знаний о насекомых детей
• Подбор литературных произведений о насекомых
• Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
• Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
• Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
• Составление плана основного этапа.
• Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап – основной (реализация проекта):

• Познавательные беседы по теме с использованием презентации.
• Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу.
• Чтение художественной литературы : Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»
• Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т.Кулаковой; Отгадывание загадок по теме.
• Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»,
• Инсценировка песни В.Иванникова «Пчёл детей учила мать»;
• Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
 • С/Р игры, свободная деятельность детей( обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»)
• Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

Взаимодействие с семьей
• Консультации   «Первая помощь при укусах насекомых»

III этап – Заключительный

• Оформление выставки детских работ.
• Оформление портфолио проекта
• Создание презентации проекта.

Приложение
• Фотомонтаж
• Считалка, потешки, загадки о насекомых
• Дидактические игры
• Диагностика экологических знаний о насекомых детей  группы
• Конспекты совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с природой

Познавательные беседы:

Цель:
- Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.
— знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.

СЛОВАРЬ (лексический минимум)

Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд.

Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать.

Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.

Загадки о насекомых

Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
И мед вожу
(Пчела)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Потешки:

— Жук, жук, где твой дом?
— Под березовым листом
Ехал Филя-коновал,
Мой домик растоптал

— Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок
Принеси нам медок.

Считалка:

Жил за печкою сверчок,
Каблучками чек да чек,
Но сломался каблучок –
И за печкою молчок

 

 

 

Дидактические игры

• «Угости насекомое»
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)

Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»

• «На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Ход игры

Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)

• «Как сказать правильно»
Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов.
Материал: Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.

Например:
— Бабочка летит, а бабочки… (летят)
— Жук ползет, а жуки… (ползут)
— Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
— Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)

• «Собери цветок»

Цель: развивать логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые»

Ход игры

Воспитатель говорит, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети.

Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (цветы, насекомые, одежда, дикие животные и т.д.)

Речь с движением
«ЖУК»

Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, как бы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, 
(Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук 
(нагибаются)
Нос испачкал пылью. 
(показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.

Используемая литература:
1. Л.В.Лебедева, И.В.Козина

Авторы: Барыева Наталья Викторовна,
воспитатель I категории,
МБДОУ «Падунский д/с» 2015г.

 

 

        

        

        

Конспект интегрированного занятия

по коммуникации и конструированию из бумаги

в старшей группе  

Тема: «Что мы знаем о пчелах»

Программное содержание: закрепить знания  детей о жизни пчел, их особенностях, природных взаимосвязях. Учить детей целеустремленно присоединять новый материал к уже имеющимся у них знаниям.  Развивать мышления, активизировать познавательные способности детей. Закрепить навыки и умения конструирования из бумаги. Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.

Оборудование:

Проектор со слайдами, дидактические карточки (животные, растения, насекомые), сигнальные карточки зеленого и желтого цвета,   маски пчел,   заготовки для изготовления «пчелы», нитки, черные маркеры.

Методы и приемы:  игровая мотивация, мозговая атака, вопросы к детям, составление рассказа-описания  отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, физминутка, стимулирование детей.

Словарная работа: обогащение словаря детей: улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник.

Ход занятия:

I.  Орг.момент. (Дети стоят в кругу).

Ребята, отгадайте мои загадки.

Чьи-то крошечные ножки побежали по дорожке. Он несет, ты посмотри, груз, тяжелее раза в три. ( Муравей)

На проекторе появляются слайды.

Посмотри, какой цветочек – у него два лепесточка! По краям они резные и как радуга цветные, вокруг нас она летает, что за чудо? Кто-то знает?(Бабочка)

Не зверь он и не птица, но острый нос, как спица. Противно он пищит, пока к тебе летит, но стоит только сесть, как сразу замолчит. И если кто его убьет, то точно свою кровь прольет.(Комар)

А это насекомое уж точно всем знакомое. На нем в горошек платьице, ползет вперед, не пятится.(Божья коровка)

Он ни капли не колючий, а зеленый и прыгучий. Скачет как пружинка, с травинки на тропинку.(Кузнечик)

Её голос не сердитый, домовита, деловита. Не упустит каждый час – всё летает мимо нас. Собирает мед она, хоть по размеру и мала.(Пчела)

Молодцы, ребята! А как сказать одним словом это кто? (Насекомые)

А давайте сегодня мы вспомнить все интересные факты об одном их самых полезных насекомых, о пчеле.

II. Составление рассказа о пчеле. (на проекторе)

Примерный рассказ.

Пчела-это насекомое. Она живет в улье. В улике пчелы строят соты. Питаются они нектаром и пыльцой цветов. Пчелы могут предсказывать дождь. Ухаживает за ними пасечник. Пчелы дают человеку мед. Мед-это вкусное и полезное лекарство. Его добавляют в торты, пряники, печенье. Зимой пчелы спят и пасечник подкармливает их сахаром.

III. «Мозговая атака».

Возьмите в руки сигнальные карточки и слушайте внимательно высказывания, если услышите верное высказывание поднимайте зеленую карточку, если неверное - желтую.

1. Пчелы живут одной большой семьей.

2.Одна пчела может жалить много раз.

3.Пчелы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой.

4.Люди делают для пчел специальные домики – ульи.

5.Зимой пчелы летают, но цветов не находят.

6.У пчел четыре лапки.

7.Жало у пчелы во рту.

8.Мед не только вкусный, но еще и  очень полезный.

9.Пасечником называют человека, который ухаживает за кроликами.

IV. Физминутка

Теперь давайте поиграем.)

Шли наши ножки по лугу, по дорожке

Шли, не устали, пчелками мы стали.

Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, «засыпают»). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)

Раз - росой они умылись (умываются)

Два - изящно покружились (кружатся)

Три - нагнулись и присели

на четыре полетели (летают и жужжат).

Дети одевают шапочки пчел.

 

V. Конструирование из бумаги «Пчела»

 Дети конструируют из бумаги крылья и тело пчелы,  рисуют черным маркером полоски на брюшке вдевают в отверстие нитку. Получается «пчела» на нитке.

VI. Дыхательное упражнение «Отправь пчелку в полет за нектаром»

Дети держат «пчелку» за ниточку и дуют на нее.

VII. Рефлексия.

Скажите, ребята, какому насекомому посвящено было наше занятие? Чем больше всего вам понравилось заниматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Насекомых"

В ходе занятия дети систематизируют и закрепляют знания о насекомых, правилах поведения при встрече с ними....

Презентация к теме "Путешествие в страну Насекомых"

Содержит мультимедиа материал о насекомых....

Тематическое планирование на неделю" Путешествие в мир насекомых"

Расписан каждый день, с целями, подвижными играми...

Конспект интегррованного занятия в старшей группе"Путешествие по стране"Насекомии"

Обучающие задачи: • Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых, их развитием; • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; • Учить составлять группы по разным основаниям: о...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...