«Осенние изменения в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В данном материале предлагается, как на прогулке можно закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени, о зависимости растений, животных от условий внешней среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проведение прогулки | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Осенние изменения в природе»
Цель: Формирование обобщённого представления детей об осени.
Задачи: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе с приходом осени, о зависимости растений, животных от условий внешней среды. Развивать умение логически отвечать на поставленные вопросы, доказывать свою мысль,развивать воображение ,обогощать словарь детей. . Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Приучать детей к посильному труду, прививать трудолюбие, желание помогать другим. Упражнять в беге, воспитывать выдержку (начинать бег только после окончания слов). Развивать подвижность.
Оборудование и материалы: осенние листочки с разных деревьев по количеству детей, изготовленные заранее кормушки для птиц, корм для птиц, конверт с письмом от Осени, мячи, лупа, султанчики, флюгер, корзина, мешочки для метания, детские метёлки, ведёрки, совочки, выносные игрушки (мячи, машинки, бадминтон, мелки, куклы, песочные наборы, скакалки, кегли…),
Описание хода прогулки:
Восп-ль: Ребята, посмотрите какой сегодня чудесный денёк, подойдите ко мне поближе. Я загадаю вам загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Как такое время года зовётся? (осень)
Восп- ль: Да, это осень. Кто расскажет стихотворение об осени. (дети рассказывают знакомые стихотворения)
Восп- ль: Ребята, а какие приметы осени, вы знаете? ( стало холодно, желтеют и опадают листья, облака осенью серые, тяжёлые, наполненные дождём, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки, дни становятся короче, ночи длиннее, насекомые и животные готовятся к зиме, перелётные птицы улетают на юг, зимующие - перебираются поближе к людям…)
Восп- ль: Ребята, как вы думаете, какая сегодня погода?(ясная)
Почему? (ярко светит солнце, нет дождя)
Давайте подышим свежим, осенним воздухом (дыхательное упражнение).
Назовите осенние месяцы? Какой сейчас идёт месяц?
Правильно, октябрь. Октябрь в народном календаре называли- листобой, мокрохвост, грязник, свадебник. Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья оголялись, стояли без листьев. Говорили в народе: «Если листопад пройдёт скоро, надо ждать крутой зимы». Названия мокрохвост и грязник напоминают о частых дождях. А свадебником в старину называли, потому, что именно в октябре все сельскохозяйственные работы были уже закончены- и на Руси праздновались свадьбы.
Восп- ль: Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковёр укрыл землю. Что это за ковёр?
( осенние опавшие листья)
Давайте возьмём листочки в руки, какие они на ощупь? (сухие, шершавые, шелестят)
Как шелестят листочки? (ш-ш-ш-ш-ш)
Восп- ль: Осенью часто можно увидеть, как падают листья, как называют это явление? (листопад)
Дидактическая игра «С какого дерева листок» ( в кругу- с мячом)
С дуба –… дубовый,
С липы - … липовый,
С рябины - … рябиновый,
С тополя - … тополевый,
С осины - … осиновый,
С клена - … кленовый,
С березы - … березовый,
С ольхи - … ольховый.
Дидактическая игра «Найди пару»(дети под музыку бегают , кружатся словно листочки и находят себе пару, обьясняя с какого дерева у них листочки)
Исследовательская деятельность: Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок.
Что мы увидели? (Еле заметные почки.)
Что это значит? (Деревья не погибли, они только сбросили отмершие, ненужные листья.)
Скажите, а при каком природном явлении можно наблюдать сильный листопад? (при ветре)
Давайте определим направление и силу ветра.( с помощью султанчиков и флюгера)
Воспитатель замечает на деревьях кормушки
Восп- ль: Что это, ребята? (кормушки)
Для чего они нужны? ( для подкормки птиц)
Чем можно покормить птиц? ( семечками, кусочками хлеба, зерном)
Почему некоторые птицы, с наступлением холодов улетают на юг? (стало холодно)
Как называют таких птиц? ( перелётные)
А назовите перелётных птиц?
Как называют тех птиц, которые остаются зимовать с нами?
(зимующие)
Назовите зимующих птиц?
Да ребята, зимующие птицы осенью стараются быть ближе к жилью человека, чтобы им было тепло и сытно, давайте и мы с вами покормим птиц, прилетающих на участок.
Восп- ль: Ребята, а сейчас давайте превратимся в птиц и поиграем в игру.
Подвижная игра: «Перелёт птиц»
После игры воспитателю передают конверт с письмом.
Восп- ль: Ребята нам пришло письмо. Оно от Царицы Осени, давайте его прочтём.
«Здравствуйте дорогие ребята. Совсем скоро у вас будет Осенний бал, я собираюсь к вам на праздник и приготовила себе красивый наряд, а вас хотела попросить сделать мне венок из осенних листьев. Заранее спасибо и до встречи на Осеннем балу. Золотая Осень».
Восп- ль: Ребята , давайте соберём красивые осенние листья в корзину, чтобы в группе сплести венок для Осени.(дети собирают)
А может мы попробуем составить венок из листьев на асфальте.
«Составь венок» – узор на асфальте из опавших листьев.
Предлагаю поделиться на подгруппы по 4-5 детей и составить венок из листьев.
Самостоятельная организация подвижных игр детьми ( по желаниям и предложениям детей)
Труд «Уборка листьев на групповом участке».
С детьми идем на ту часть участка, где будем убирать. Раздаю детям грабли, метелки, ведра.
Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, использую художественное слово:
- «Труд украшает человека»,
- «Без труда нет добра»,
- «Игра игрою, а дело делом».
Давайте распределим, кто, чем будет заниматься.
Восп- ль: Ну что же , ребята, я думаю мы славно потрудились, собрали осенние листья, убрали весь мусор. Теперь самое время отдохнуть и поиграть в свои любимые игры.
Игры детей с выносным материалом по интересам.
А пока дети играют воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по ФИЗО (подбрасывание вверх и ловля мяча 2 руками - Богдан.Ш., Оля К., метание мешочка вдаль- Аня И., Соня С.- отработать силу броска)
Итог: Ребята , наша прогулка подходит к коцу и я предлагаю вспомнить, о чём мы с вами сегодня говорили?
В какие игры играли?
Что больше всего вам понравилось?
А вспомните, что мы обещали сделать для Осени?
Да, ребята, сплести венок, сейчас мы в группе подсушим листочки, а после тихого часа сплетём все дружно венок для Золотой Осени,чтобы на нашем празднике она была самой красивой.
А вам за плодотворную работу Осень приготовила сюрприз- осенние дары-яблоки- угощайтесь на здоровье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Осенние изменения в природе"
Конспект занятия на обобщение и закрепление знаний об осенних изменениях в природе....
Осенние изменения в природе.
Знакомить детей с сезонными измннениями в природе....
Осенние изменения в природе
Уточнение и закрепление знаний об осенних явлениях природы....
Конспект проведения прогулки в старшей группе «Осенние изменения в природе»
Цели и задачи: «Познавательное развитие» -формировать интерес к познавательно - исследовательской деятельности по теме: «Осень»;-развивать наблюдательность, формировать умение рассматривать ...
Конспект НОД в подготовительной группе «Осенние изменения в природе»
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать глагольный словарь по данной теме. ...
Конспект НОД "Осенние изменения в природе"
Обобщение и закрепление знаний об осени, осенних месяцах, приметах, явлениях природы....
Осень. Осенние изменения в природе
Цель: Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последовательности месяцев в году. Формирование обобщенных представлений о п...