Осень. Осенние изменения в природе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Цель:  Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последовательности месяцев в году. Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_oktyabr.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 23.10.2023г.                                                                                                            Тема недели: «Осень. Осенние изменения в природе».

Режим

ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая


Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренний прием и осмотр детей.

Утренняя гимнастика.                           

Беседа «Осень золотая».

Цель: закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить стихи, пословицы и поговорки про осень, развивать наблюдательность, активизировать словарный запас по теме.

Д/и.: «Когда это бывает?».

Цель: закрепить  знания детей о временах года, учить называть признаки различия одного времени года от другого.

речевая игра «Найди звук в слове».

Цель: закреплять умение выделять заданный звук в словах.

Подготовка к завтраку (продолжать учить правильно расставлять бокалы, раскладывать ложки).

Рассматривание иллюстраций  «Природа осенью»

Цель: закрепление и расширение представлений об осени.

П/и.: «Море волнуется раз…».  Цель: закреплять умение играть по правилам, развивать координацию движений, выдержку.

НОД

РР Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Цель: помочь детям рассмотреть и озаглавить картину; учить самостоятельно составлять описательный рассказ по картине придерживаясь плана

НОД 2

ХЭР (музыка) по плану муз. руководителя

Прогулка

Наблюдение за кошкой  

Цель: закреплять знания о том, что кошка домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки; воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Д/и.: «Подскажи словечко»

Цель:  развитие навыков использования сущ. в ед. и мн. числе (иду – идут, еду – едут и т. д.)

П/и.: «Угадай, что поймал»  

Цель:  развивать фантазию, гибкость, пластику.

Обед, работа перед сном

Рассматривание репродукции с картин И. С. Остроухова «Золотая осень»                                                                                                     Цель: познакомить с картиной, учить замечать особенности изображения осени в картине, отмечать выразительные средства, которые использовал художник

Вечер

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам  

Чтение стихотворений об осени.

Цель: развитие усидчивости, внимания, расширение кругозора                

Работа в тетрадях по математике  «Графические диктанты».    

 Д/и.: "Забавный счёт"

Цель: развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел.

Д/и.: «От какого дерева лист

Цель: знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью, уметь по сигналу быстро ориентироваться по картинкам и находить нужное дерево

Культурно – гигиенические навыки: «Посмотри на себя и на товарища, все ли в порядке?)                            Цель: Формирование умения следить за внешним видом.

Создать условия для Иллюстрации с изобра-жением различных вре-мён года.

Карточки с временами года

Прогулка

Наблюдение за небом 

Цель: побуждать к высказыванию собственных догадок , предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.

П/и.: «Вершки - корешки»

Цель: знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща – приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает на верху.

Работа с родителями

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Дата: 24.10.2023г.                                                                                                            Тема недели: «Осень. Осенние изменения в природе».

Режим

ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренний прием и осмотр детей.

Утренняя гимнастика.                                  Рассказывание по теме «Осень наступила»

Цель: Формировать навыки рассматривания картины И.Левитана «Золотая осень» Учить составлять описательный рассказ по картине, использовать элементы поэтического описания природы.

Беседа «Осенние приметы»

Цель: расширять представления об осени, как о времени года, познакомить с осенними приметами («В сентябре огонь и в поле, и в избе». «Осень прикажет, а весна свое скажет».)

Д/и.: «Подбери слова»

Цель: Расширить словарный запас детей. Обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Амели и Женя.

Гигиенические процедуры:

Цель: Привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам; закрепление правил мытья рук; беседе о чистоте; оценка деятельности

Создать условия для Игра – путешествие «В гости к осени»

Цель: включить воображение, память для создания образов по теме, уметь выразительно, с помощью пантомимики и речи показывать образы, выразительно читать стихи, ритмично выполнять движения

Кружковая работа

Английский язык по плану руководителя английского языка

НОД 2

ХЭР (музыка) по плану муз. руководителя

Прогулка

Наблюдение за листьями березы.                                                                                                                                                                        Цель: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру; закрепить представления о сезонных изменениях.                                                                                                                                                               Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.                                                                                                                                                                                          Беседа «Как надо играть с товарищами»                                                                                                                                                          Цель: закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, умение вместе играть.                                                                                                                                                           П/и.: «Зайцы и волк»,                                                                                                                                                                                              Цель: учить детей реагировать на сигнал, выполнять правила игры.                                                                                                                   Игра малой подвижности «Зайка»                                                                                                                                                                          Цель: Формировать умение играть, согласовывая движения с текстом Полина Камиль и Милана                                                               Д/и.: «К названному дереву беги».                                                                                                                                                                          С/р игры по желанию детей.                                                                                                                                                             Эксперементирование с семенами - летят как парашютики.

Обед, работа перед сном

Рассматривание картин русских художников, изображавших осень. ( воспитывать эстетические чувства и переживания, связанные с красотой природы)

Вечер

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам

Заучивание А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Цель: Воспитывать чуткость к художественному слову. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихов.

Д/и.: «Угадай, с какого дерева лист и плод»

Цель: закреплять знания детей о деревьях; развивать мышление, память Арсений и Ярик

Беседа «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники».

Цель: Познакомить детей с понятиями «сад», «лес».  Расширять и закреплять представления детей о деревьях и кустарниках.

Создать условия для Пластического этюд а «Я – кленовый листочек»

Цель: учить ритмично двигаться под музыку, передавая в пантомимике образ осеннего листочка; включать воображение, память

НОД  3

Физическое развитие по плану физ. инструктора

Прогулка

Наблюдение за птицами осенью                                                                                                                                                                         Цель: продолжать закреплять знания детей о птицах, учить видеть изменения в их поведении, активизировать внима-ние и память         П/и. «Дождик»                                                                                                                                                                                                         Цель: учить действовать по команде взрослого, выполнение характерных движений

Работа с родителями

Рекомендовать родителям повторять пословицы и поговорки об осени

Дата: 25.10.2023г.                                                                                                                  Тема недели: «Осень. Осенние изменения в природе».

Режим

ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

        


Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренний прием и осмотр детей.

Утренняя гимнастика.

Беседа: «Что такое листопад?»                             Цель: Уточнить и обогатить знания о природных явлениях и объектах

Беседа «Кто как к зиме готовится»

Уточнить представления о том, как растения и животные готовятся к зиме                             Цель: изменение окраски, заготовка припасов на зиму, облетание листьев и др.

Пальчиковая гимнастика «Золотой коврик» Цель: развитие моторики рук

Д/и.: «Четыре времени года» с Мишей И. и Артемом закрепляем времена года.

Дежурство по столовой Цель: Продолжать формировать умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного

Создание условий для самостоятельной деятельности: в уголке художественного творчества для работы с трафаретами, игры со строительным материалом

Деятельность в различных центрах по интересам детей

НОД

ХЭР (рисование) по плану руководителя изо студии

НОД 2

РР Лексико – грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»                                                    Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Прогулка

Наблюдение за насекомыми.

Цель: уточнить представления о способах приспособления насекомых к холодному периоду; воспитывать любознательность, внимательность, любовь к природе, желание беречь ее.

П/и.:  «Замри»

Цель: учить понимать схематическое изображение человека.

прыжки в длину с места

Цель: упражнять в прыжках , отталкиваясь двумя ногами, совершенствовать координацию движений. Стас и Артем.

Д/и.: «Я собираюсь на прогулку»

Цель: усвоить последовательность действий при одевании

Самостоятельные игры детей.

Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия.

П/и.: «Море волнуется» Цель: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ

Обед, работа перед сном

Составление рассказов на тему «Осень наступила».

Цель: Учить детей рассказывать из личного опыта, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Вечер

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам                                                         

Чтение рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника. Осень»

Цель: провести беседу по прочитанному, отвечать на вопросы

Д/и.: «Геометрическая мозаика»                   Цель: развитие логического мышления, умения разделять сложные фигуры на составные части

Развивающая игра «Сложи узор»                 Цель: учить детей создавать новые узоры, развивать логическое мышление, умение играть в парах

Дид. упр. «Месяцы» Цель: Закреплять название осенних месяцев, упражнять детей составлять рассказы об осени, используя прилагательные (Амели и София).

Самостоятельные игры в игровых уголках, оборудованных атрибутами рус. нар сказок.                            С/р .игра «Путешествие в осенний лес».                  Цель: развивать умение детей распределять роли, развитие навыков сотрудничества).

НОД 3

Физическое развитие по плану физ. инструктора

Прогулка

Наблюдение за листопадом. Раскрыть понятие «листопад».                                                                                                                               Цель: Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений.

Работа с родителями

Рекомендовать родителям чтение книг об осени с последующим обсуждением

Дата: 26.10.2023г.                                                                                                                                                  Тема недели: «Осень. Осенние изменения в природе».

Режим

ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая


Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренний прием и осмотр детей.

Утренняя гимнастика.      

Беседы о здоровом питании: «Осенние витамины».

Цель: Формирование у детей представления о пользе овощей и фруктов, о здоровой и полезной пище.

Ситуативный разговор об осени.

Цель: закрепить представления о признаках осени, активизировать в речи воспитанников соответствующие понятия.

                                                         

Д/и.: «Вершки и корешки»                          Д/и.: «Наоборот» Цель: учить подбирать противоположные значения к приметам осени Миша К.  и София

- игровые проблемные ситуации с целью закрепления элементарных навыков закаливания, самомассажа;

Создать условия для Сюжетно-ролевой игры «Столовая»

Цель: Формирование у детей представления о том, какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов.

НОД

ПР (математика)  Число и цифра 6

НОД 2

ХЭР (конструирование)

Прогулка

Наблюдение за погодой в солнечный и пасмурный день. Цель: обобщать первичные представления об осени; воспитывать интерес к явлениям неживой природы; развивать эстетическое восприятие природных явлений.

П/и.: «Найди себе пару»

Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; уточнить названия цветов.

П/и.: «Один — двое», «Пройди бесшумно».

Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости). Никитой и Артем.

Исследовательская деятельность  «Почему листья опадют».  

Цель: Расширять знания о растениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.  

Выносной материал: оборудование для труда на участке, флажки, палки для перешагивания. Сюжетные игры по выбору детей. Д/и «Живая и неживая природа». Собрать листья для занятий

Обед, работа перед сном

Рассматривание пейзажной картины И. И. Левитана «Золотая осень»                                                                                                                                       Задачи: формировать умение воспринимать картину, как выражение отношения художника к состоянию природы осенью, рассматривать картину последовательно, отражать ощущение красоты пейзажа посредством эмоциональной лексики, образных слов и выражений

Вечер

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам

Чтение стихов про осень А.К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»

Цель: развивать речь, память

Хороводная игра «Вот так»

Цель:учить детей точно выполнять игровые действия, способствовать развитию творческой активности детей в музыкально – исполнительской деятельности

Д/и.: «Что за чем?» Цель: закрепить знание признаков осени и последовательности времен года

(Амели, Стас, Арсений)

Закреплять навыки общественного поведения: первыми здороваться с взрослыми, вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь

Создать условия для самостоятельной деятельности: в уголке художественного творчества для работы с трафаретами, игры со строительным материалом

Деятельность в различных центрах по интересам детей

НОД 3

Физическое развитие по плану физ. инструктора

Прогулка

Наблюдение за осенним дождем 

Цель: учить детей определять и описывать характер дождя, подбирать подходящие определения и эпитеты, помочь сделать общий вывод об особенностях дождя

Инд. работа «Не сбей флажок»

Цель: учить ходить змейкой между предметами , соблюдая правила безопасности.

П/и.: «Прятки»

Цель: совершенствовать умение детей играть на всей игровой площадке, соотносить свои действия с действиями других игроков, водящего, совершенствовать умение ориентироваться в пространстве , развивать быстроту реакции

Работа с родителями

Рекомендовать родителям придумывание рассказов «Необыкновенное осеннее приключение».

Дата:   27.10.2023г.                                                                                                                                      Тема недели: «Осень. Осенние изменения в природе».

Режим

ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая


Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро

Утренний прием и осмотр детей.

Утренняя гимнастика.                             

«Осень в лесах, садах и парках»

Цель: способствовать углублению и конкретизированию представлений воспитанников об условиях жизни растений осенью : замирает сокодвижение, опадают листья с деревьев, растения увядают; температура воздуха понижается, солнце мало греет.

Загадывание загадок об осени

Цель: уметь выделять в загадке характерные признаки осени, логически мыслить; объяснять , как отгадал загадку

Д/и.: «С какого дерева листочек»

Цель: учить распознавать , узнавать с какого дерева листик, закреплять названия деревьев Артем, Максим и Миша К.)

Беседа «Мы веселые туристы»

Расширение правил экологически грамотного, безопасного поведения в осеннем лесу. Знакомство с «полезными» советами для туриста (как не заблудиться, как развести костер и др.).

Создать условия для Н. и. «Мозаика»

Цель: учить детей строить изображения разных предметов по образцу, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику

НОД

Обучение грамоте

НОД 2

ХЭР (лепка)

Прогулка

Наблюдения за деревьями и их стволами. Цель: учить описывать растения, отмечать их характерные признаки, различия и сходства.            П/и.:  «Листок лети ко мне»                                            Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству.

Игры с крупным конструктором «Строим осенний парк»                   Цель: организовать применение освоенных детьми навыков для выполнения нового вида постройки, развивать творческие способности, учить обыгрывать созданные постройки Тимофей и Артем.

Исследовательская деятельность «Разноцветные листья».                                                                              Цель. Закреплять представления детей о растениях ближайшего окружения. Способствовать развитию познавательного интереса детей.

Самостоятельная

деятельность детей на

участке, игры с выноснымматериалом – развитиенавыков совместной

игровой деятельности

Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.

Обед, работа перед сном

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».

Цель:  Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). Развивать слуховое внимание, память. Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.  Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе осенью.

Вечер

Чтение произведения Л. Толстого «Лебеди», беседа по содержанию. Лепка сюжетов по прочитанному произведению

Хороводная игра «Ворон»

Цель: способствовать развитию воспитанников выполнять игровые действия: двигаться дробным шагом, сужать и расширять круг, придумывать варианты образных движений, Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Дежурство по столовой Цель: учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного, организовать самообслуживание другими детьми, повторить правила безопасного обращения с острыми столовыми приборами Дима и Арлан.

Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного.

Лепка «Дары осени» Цель: формировать умение использовать разные приёмы лепки, , применять стеку

Д/и.: «Что сажают в огороде?»

Цель: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание

НОД 3

Познание 

Прогулка

 Наблюдение за осадками

Цель: уточнить представления об осадках 

П/и. «Колечко» 

Цель: учить детей выполнять игровые действия в соответствии с правилами развивать внимание, быстроту

П/и.: «Ловишки» 

Цель: учить действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту

Работа с родителями

Рекомендовать родителям принять участие в фотовыставке «Осень золотая»;