Осень. Осенние изменения в природе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Цель: Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последовательности месяцев в году. Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_oktyabr.docx | 40.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 23.10.2023г. Тема недели: «Осень. Осенние изменения в природе».
Режим | ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | ||||
Групповая, подгрупповая |
| Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Утро | Утренний прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика. Беседа «Осень золотая». Цель: закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить стихи, пословицы и поговорки про осень, развивать наблюдательность, активизировать словарный запас по теме. Д/и.: «Когда это бывает?». Цель: закрепить знания детей о временах года, учить называть признаки различия одного времени года от другого. | речевая игра «Найди звук в слове». Цель: закреплять умение выделять заданный звук в словах. | Подготовка к завтраку (продолжать учить правильно расставлять бокалы, раскладывать ложки). | Рассматривание иллюстраций «Природа осенью» Цель: закрепление и расширение представлений об осени. П/и.: «Море волнуется раз…». Цель: закреплять умение играть по правилам, развивать координацию движений, выдержку. | |||
НОД | РР Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. Цель: помочь детям рассмотреть и озаглавить картину; учить самостоятельно составлять описательный рассказ по картине придерживаясь плана | ||||||
НОД 2 | ХЭР (музыка) по плану муз. руководителя | ||||||
Прогулка | Наблюдение за кошкой Цель: закреплять знания о том, что кошка домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки; воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек. Д/и.: «Подскажи словечко» Цель: развитие навыков использования сущ. в ед. и мн. числе (иду – идут, еду – едут и т. д.) П/и.: «Угадай, что поймал» Цель: развивать фантазию, гибкость, пластику. | ||||||
Обед, работа перед сном | Рассматривание репродукции с картин И. С. Остроухова «Золотая осень» Цель: познакомить с картиной, учить замечать особенности изображения осени в картине, отмечать выразительные средства, которые использовал художник | ||||||
Вечер | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам Чтение стихотворений об осени. Цель: развитие усидчивости, внимания, расширение кругозора Работа в тетрадях по математике «Графические диктанты». Д/и.: "Забавный счёт" Цель: развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел. | Д/и.: «От какого дерева лист Цель: знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью, уметь по сигналу быстро ориентироваться по картинкам и находить нужное дерево | Культурно – гигиенические навыки: «Посмотри на себя и на товарища, все ли в порядке?) Цель: Формирование умения следить за внешним видом. | Создать условия для Иллюстрации с изобра-жением различных вре-мён года. Карточки с временами года | |||
Прогулка | Наблюдение за небом Цель: побуждать к высказыванию собственных догадок , предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе. П/и.: «Вершки - корешки» Цель: знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща – приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает на верху. | ||||||
Работа с родителями | Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. |
Дата: 24.10.2023г. Тема недели: «Осень. Осенние изменения в природе».
Режим | ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | |||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро | Утренний прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика. Рассказывание по теме «Осень наступила» Цель: Формировать навыки рассматривания картины И.Левитана «Золотая осень» Учить составлять описательный рассказ по картине, использовать элементы поэтического описания природы. Беседа «Осенние приметы» Цель: расширять представления об осени, как о времени года, познакомить с осенними приметами («В сентябре огонь и в поле, и в избе». «Осень прикажет, а весна свое скажет».) | Д/и.: «Подбери слова» Цель: Расширить словарный запас детей. Обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. Амели и Женя. | Гигиенические процедуры: Цель: Привлечение внимания детей к гигиеническим процедурам; закрепление правил мытья рук; беседе о чистоте; оценка деятельности | Создать условия для Игра – путешествие «В гости к осени» Цель: включить воображение, память для создания образов по теме, уметь выразительно, с помощью пантомимики и речи показывать образы, выразительно читать стихи, ритмично выполнять движения | ||||
Кружковая работа | Английский язык по плану руководителя английского языка | |||||||
НОД 2 | ХЭР (музыка) по плану муз. руководителя | |||||||
Прогулка | Наблюдение за листьями березы. Цель: воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру; закрепить представления о сезонных изменениях. Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения. Беседа «Как надо играть с товарищами» Цель: закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, умение вместе играть. П/и.: «Зайцы и волк», Цель: учить детей реагировать на сигнал, выполнять правила игры. Игра малой подвижности «Зайка» Цель: Формировать умение играть, согласовывая движения с текстом Полина Камиль и Милана Д/и.: «К названному дереву беги». С/р игры по желанию детей. Эксперементирование с семенами - летят как парашютики. | |||||||
Обед, работа перед сном | Рассматривание картин русских художников, изображавших осень. ( воспитывать эстетические чувства и переживания, связанные с красотой природы) | |||||||
Вечер | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам Заучивание А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» Цель: Воспитывать чуткость к художественному слову. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихов. | Д/и.: «Угадай, с какого дерева лист и плод» Цель: закреплять знания детей о деревьях; развивать мышление, память Арсений и Ярик | Беседа «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники». Цель: Познакомить детей с понятиями «сад», «лес». Расширять и закреплять представления детей о деревьях и кустарниках. | Создать условия для Пластического этюд а «Я – кленовый листочек» Цель: учить ритмично двигаться под музыку, передавая в пантомимике образ осеннего листочка; включать воображение, память | ||||
НОД 3 | Физическое развитие по плану физ. инструктора | |||||||
Прогулка | Наблюдение за птицами осенью Цель: продолжать закреплять знания детей о птицах, учить видеть изменения в их поведении, активизировать внима-ние и память П/и. «Дождик» Цель: учить действовать по команде взрослого, выполнение характерных движений | |||||||
Работа с родителями | Рекомендовать родителям повторять пословицы и поговорки об осени |
Дата: 25.10.2023г. Тема недели: «Осень. Осенние изменения в природе».
Режим | ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | |||||
Групповая, подгрупповая
|
| Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
Утро | Утренний прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика. Беседа: «Что такое листопад?» Цель: Уточнить и обогатить знания о природных явлениях и объектах Беседа «Кто как к зиме готовится» Уточнить представления о том, как растения и животные готовятся к зиме Цель: изменение окраски, заготовка припасов на зиму, облетание листьев и др. Пальчиковая гимнастика «Золотой коврик» Цель: развитие моторики рук | Д/и.: «Четыре времени года» с Мишей И. и Артемом закрепляем времена года. | Дежурство по столовой Цель: Продолжать формировать умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного | Создание условий для самостоятельной деятельности: в уголке художественного творчества для работы с трафаретами, игры со строительным материалом Деятельность в различных центрах по интересам детей | ||||
НОД | ХЭР (рисование) по плану руководителя изо студии | |||||||
НОД 2 | РР Лексико – грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. | |||||||
Прогулка | Наблюдение за насекомыми. Цель: уточнить представления о способах приспособления насекомых к холодному периоду; воспитывать любознательность, внимательность, любовь к природе, желание беречь ее. П/и.: «Замри» Цель: учить понимать схематическое изображение человека. | прыжки в длину с места Цель: упражнять в прыжках , отталкиваясь двумя ногами, совершенствовать координацию движений. Стас и Артем. | Д/и.: «Я собираюсь на прогулку» Цель: усвоить последовательность действий при одевании | Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия. П/и.: «Море волнуется» Цель: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ | ||||
Обед, работа перед сном | Составление рассказов на тему «Осень наступила». Цель: Учить детей рассказывать из личного опыта, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | |||||||
Вечер | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам Чтение рассказа Г. Скребицкого «Четыре художника. Осень» Цель: провести беседу по прочитанному, отвечать на вопросы Д/и.: «Геометрическая мозаика» Цель: развитие логического мышления, умения разделять сложные фигуры на составные части Развивающая игра «Сложи узор» Цель: учить детей создавать новые узоры, развивать логическое мышление, умение играть в парах | Дид. упр. «Месяцы» Цель: Закреплять название осенних месяцев, упражнять детей составлять рассказы об осени, используя прилагательные (Амели и София). | Самостоятельные игры в игровых уголках, оборудованных атрибутами рус. нар сказок. С/р .игра «Путешествие в осенний лес». Цель: развивать умение детей распределять роли, развитие навыков сотрудничества). | |||||
НОД 3 | Физическое развитие по плану физ. инструктора | |||||||
Прогулка | Наблюдение за листопадом. Раскрыть понятие «листопад». Цель: Закрепить представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. | |||||||
Работа с родителями | Рекомендовать родителям чтение книг об осени с последующим обсуждением |
Дата: 26.10.2023г. Тема недели: «Осень. Осенние изменения в природе».
Режим | ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | ||||
Групповая, подгрупповая |
| Образовательная деятельность в режимных моментах | |||||
Утро | Утренний прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика. Беседы о здоровом питании: «Осенние витамины». Цель: Формирование у детей представления о пользе овощей и фруктов, о здоровой и полезной пище. Ситуативный разговор об осени. Цель: закрепить представления о признаках осени, активизировать в речи воспитанников соответствующие понятия.
| Д/и.: «Вершки и корешки» Д/и.: «Наоборот» Цель: учить подбирать противоположные значения к приметам осени Миша К. и София | - игровые проблемные ситуации с целью закрепления элементарных навыков закаливания, самомассажа; | Создать условия для Сюжетно-ролевой игры «Столовая» Цель: Формирование у детей представления о том, какие блюда можно приготовить из овощей и фруктов. | |||
НОД | ПР (математика) Число и цифра 6 | ||||||
НОД 2 | ХЭР (конструирование) | ||||||
Прогулка | Наблюдение за погодой в солнечный и пасмурный день. Цель: обобщать первичные представления об осени; воспитывать интерес к явлениям неживой природы; развивать эстетическое восприятие природных явлений. П/и.: «Найди себе пару» Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; уточнить названия цветов. | П/и.: «Один — двое», «Пройди бесшумно». Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости). Никитой и Артем. | Исследовательская деятельность «Почему листья опадют». Цель: Расширять знания о растениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. | Выносной материал: оборудование для труда на участке, флажки, палки для перешагивания. Сюжетные игры по выбору детей. Д/и «Живая и неживая природа». Собрать листья для занятий | |||
Обед, работа перед сном | Рассматривание пейзажной картины И. И. Левитана «Золотая осень» Задачи: формировать умение воспринимать картину, как выражение отношения художника к состоянию природы осенью, рассматривать картину последовательно, отражать ощущение красоты пейзажа посредством эмоциональной лексики, образных слов и выражений | ||||||
Вечер | Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам Чтение стихов про осень А.К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» Цель: развивать речь, память Хороводная игра «Вот так» Цель:учить детей точно выполнять игровые действия, способствовать развитию творческой активности детей в музыкально – исполнительской деятельности | Д/и.: «Что за чем?» Цель: закрепить знание признаков осени и последовательности времен года (Амели, Стас, Арсений) | Закреплять навыки общественного поведения: первыми здороваться с взрослыми, вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь | Создать условия для самостоятельной деятельности: в уголке художественного творчества для работы с трафаретами, игры со строительным материалом Деятельность в различных центрах по интересам детей | |||
НОД 3 | Физическое развитие по плану физ. инструктора | ||||||
Прогулка | Наблюдение за осенним дождем Цель: учить детей определять и описывать характер дождя, подбирать подходящие определения и эпитеты, помочь сделать общий вывод об особенностях дождя Инд. работа «Не сбей флажок» Цель: учить ходить змейкой между предметами , соблюдая правила безопасности. П/и.: «Прятки» Цель: совершенствовать умение детей играть на всей игровой площадке, соотносить свои действия с действиями других игроков, водящего, совершенствовать умение ориентироваться в пространстве , развивать быстроту реакции | ||||||
Работа с родителями | Рекомендовать родителям придумывание рассказов «Необыкновенное осеннее приключение». |
Дата: 27.10.2023г. Тема недели: «Осень. Осенние изменения в природе».
Режим | ОО | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | |||||||
Групповая, подгрупповая |
| Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||||
Утро | Утренний прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика. «Осень в лесах, садах и парках» Цель: способствовать углублению и конкретизированию представлений воспитанников об условиях жизни растений осенью : замирает сокодвижение, опадают листья с деревьев, растения увядают; температура воздуха понижается, солнце мало греет. Загадывание загадок об осени Цель: уметь выделять в загадке характерные признаки осени, логически мыслить; объяснять , как отгадал загадку | Д/и.: «С какого дерева листочек» Цель: учить распознавать , узнавать с какого дерева листик, закреплять названия деревьев Артем, Максим и Миша К.) | Беседа «Мы веселые туристы» Расширение правил экологически грамотного, безопасного поведения в осеннем лесу. Знакомство с «полезными» советами для туриста (как не заблудиться, как развести костер и др.). | Создать условия для Н. и. «Мозаика» Цель: учить детей строить изображения разных предметов по образцу, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику | ||||||
НОД | Обучение грамоте | |||||||||
НОД 2 | ХЭР (лепка) | |||||||||
Прогулка | Наблюдения за деревьями и их стволами. Цель: учить описывать растения, отмечать их характерные признаки, различия и сходства. П/и.: «Листок лети ко мне» Цель: упражнять в нахождении листьев по сходству. | Игры с крупным конструктором «Строим осенний парк» Цель: организовать применение освоенных детьми навыков для выполнения нового вида постройки, развивать творческие способности, учить обыгрывать созданные постройки Тимофей и Артем. | Исследовательская деятельность «Разноцветные листья». Цель. Закреплять представления детей о растениях ближайшего окружения. Способствовать развитию познавательного интереса детей. | Самостоятельная деятельность детей на участке, игры с выноснымматериалом – развитиенавыков совместной игровой деятельности Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки. | ||||||
Обед, работа перед сном | Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». Цель: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). Развивать слуховое внимание, память. Совершенствовать интонационную выразительность речи детей. Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе осенью. | |||||||||
Вечер | Чтение произведения Л. Толстого «Лебеди», беседа по содержанию. Лепка сюжетов по прочитанному произведению Хороводная игра «Ворон» Цель: способствовать развитию воспитанников выполнять игровые действия: двигаться дробным шагом, сужать и расширять круг, придумывать варианты образных движений, Развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку. | Дежурство по столовой Цель: учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного, организовать самообслуживание другими детьми, повторить правила безопасного обращения с острыми столовыми приборами Дима и Арлан. | Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. | Лепка «Дары осени» Цель: формировать умение использовать разные приёмы лепки, , применять стеку Д/и.: «Что сажают в огороде?» Цель: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание | ||||||
НОД 3 | Познание | |||||||||
Прогулка | Наблюдение за осадками Цель: уточнить представления об осадках П/и. «Колечко» Цель: учить детей выполнять игровые действия в соответствии с правилами развивать внимание, быстроту П/и.: «Ловишки» Цель: учить действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту | |||||||||
Работа с родителями | Рекомендовать родителям принять участие в фотовыставке «Осень золотая»; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осень, осень, осень...
Времена года....
"Осень, осень, осень, Снова к нам пришла...."
Занятия с детьми на тему "Осень"...
Конспект НОД по речевому развитию "Осень. Сезонные изменения в природе" (подготовительная группа)
Цели: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени....
Конспект утренника "Осень, осень, осень..."
Конспект утренника...
Конспект встречи «Осень, осень, осень - чудная пора» в рамках совместного проекта детей, педагогов и родителей Вечерний клуб «Секреты волшебного сундучка»
Интегрированное занятие для детей с ТНР...
"Осень" (сезонные изменения в природе)
Физминутка, пальчиковая и зрительная гимнастики на тему "Осень"...