Конспект занятия "Мы - друзья природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ермайкина О.И.

Викторина «Мы — друзья природы»

Конструирование из природного материала (шишки) «Сова»

 

Цели:

Закрепить знания детей о природе.

    • Развивать познавательный интерес, расширение представлений об

окружающем мире, развитие навыков свободного общения с окружающими

людьми, формирование экологической культуры и правил поведения в

природе.

Воспитывать чувство восхищения родной планетой, чувство

принадлежности к сообществу землян, чувство любви и уважительного

отношения к своей Родине.

Упражнять в совместной командной деятельности: прислушиваться к мнению товарищей по команде, уметь убеждать в своей правоте, быть выдержанным

Развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое

 мышление, память, слух.

 

1. Познавательная. 

Закреплять знания детей о диких и домашних животных, птицах. Уметь употреблять в своей речи обобщающие слова: птицы, насекомые, растении.

2. Развивающая.

 Развивать речь детей.

Способствовать развитию связной речи.

3. Воспитывающая.

 Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Материал. Иллюстрации природы, животных, насекомых, птиц. Природный материал (шишки), пластелин.

 

 

Вводная беседа.

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голобум.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Воспитатель: как вы думаете о чем это стихотворение?

Дети: стихотворение о природе.

Воспитатель: что такое природа?

Дети: Природа — это все, что нас окружает, не созданное руками человека.

Воспитатель: какая бывает природа?

Дети: природа бывает живая и неживая

Воспитатель: на какие два вида делится природа?

Дети: на живую и неживую

Воспитатель: что относится к живой природе?

Дети: человек, животные, растения, птицы, рыбы, насекомые

Воспитатель: а что относится к неживой природе?

Дети: солнце, звезды, дождь, снег, земля, песок...

Воспитатель: почему мы называем природу живой?

Дети: потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, кто является главным звеном живой природы?

Дети: человек

Воспитатель: а может ли человек жить без природы?

Дети: нет, человек — это часть природы, она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

Воспитатель: а еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы человек становится лучшу, добрее.

 

 Воспитатель:Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Узнавали интересные сведения о жизни растений и животных из книг, рассматривали картины, иллюстрации о природе. Поэтому знаем ответы на многие «ПОЧЕМУ?»,  «ОТЧЕГО?», «КУДА?», «ЧТО?», и «ЗАЧЕМ?».

И так, я предлогаю начать нашу викторину, под названием : «Мы друзья природы»

 

Ход викторины

 

Дети делятся на две команды.

Название первой команды: «Солнышко»

Название второй команды: «Ромашка»

Первой будет твечать та команда, которая отгадает загадку:

Ни начала, ни конца, ги затылка, ни лица,

Но знают все: и млад и стар,

Что она — огромный шар. (Земля) 

 

1. Конкурс «Разминка». Представляет собой не большой опрос. Вам нужно как можно больше правильно ответить на вопросы. Если команда справляется и отвечает на все вопросы правильно, то получает очко. А в конце нашей викторины, мы подсчитаем у кого больше очков.

Вопросы для команды «Солнышко».

— Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это?(Насекомые.)

— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)

— У какого дерева белый ствол? (У березы.)

— Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

Сколько ног у жука? (Шесть.)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

— У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)

— Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.) ^

Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

— Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)

— Сколько ног у паука? (Восемь.)

Вопросы для команды «Ромашка».

— На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

— Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

— Карась, щука, сом, окунь – это ..(рыбы

— У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)    

— Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

— Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

— Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

— У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

— Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

— У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)

 — Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

Чем питается бабочка? (Нектаром.)

— Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

— Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)

2. Конкурс «Как вести себя в природе».

1-я ситуация (для команды «Солнышко»)

Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

А в нем яичко.

Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Мы будем заботится о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Воспитатель.Правильно ли девочки поступили?

Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2-я ситуация (для команды «Ромашка»)

Две сестренки гуляли по лесу.

Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

Давай сорвем его и отнесем маме.

Девочки сорвали цветок и пошли домой.

Воспитатель. Правильно ли поступили девочки?

Дети. Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

3-я ситуация (для команды «Солнышко»)

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Воспитатель. Правильно поступил мальчик?

Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

4-я ситуация (для команды «Ромашка»)

После дождя дети пошли гулять во двор.

Посмотри, сколько червяков!

Давай соберем их и девчонок испугаем!

Пойдем посмотрим, где девчонки!

Оставляют банку с червями закрытой.

Воспитатель. Правильно ли поступили ребята?

Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.

Воспитатель: Давайте вместе поробуем составить правила поведения в природе. На доске вывешиваются какточки с «правильным» и «не правильным» поведением в природе. Дети говорят, что правильно а что нет, и объясняют почему.

3.  Конкурс «Что мы знаем о растениях»

 

Первая команда «Солнышко»

 

- Для чего нужна трава? (для красоты, живут насекомые, как корм для животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух).

- Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев – иголки, хвоя, они не боятся мороза).

 

Вторая команда «Ромашка»

- Какое дерево летом и зимой остается зеленым? (ель, сосна).

  • Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и грязь, обогащают воздух чистым кислородом).

     

4. Конкурс «Что мы знаем о насекомых»

Вопрос к команде «Солнышко»

- Куда зимой пропадают насекомые? (прячутся под корой деревьев, под сухими листьями, забиваются в щели домов, заползают под землю и впадают в спячку).

Вопрос к команде «Ромашка»

  • Сколько крыльев у жука? (четыре).

     

  1. Физкультминутка. Предлагаю отдохнуть.

  2. Стая птиц летит на юг,          (Маршируют)

  3. Небо синее вокруг.                 (Дети машут руками, словно крыльями)

  4. Чтоб скорее прилетать,

  5. Надо крыльями махать. 

  6. Птички начали спускаться,       (Руки на пояс, приседания)

  7. На поляне все садятся.

  8. Предстоит им долгий путь,        (Руки на поясе, повороты влево – право)

  9. Надо птичкам отдохнуть.

  10. И опять пора в дорогу,                (Наклоны вперед, руки – прямые,  как крылья назад)

  11. Пролететь нам надо много.

  12. Вот и родина! Ура!                       (Махи прямыми руками над головой)

    Приземляться нам пора.               (Опускают руки вниз через стороны)

 

 

 

 

Воспитатель: -Чтобы узнать, о ком или о чем наш следующий конкурс, надо выполнить задания!

-Вы готовы!

-Отгадайте загадку:

У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев.

 

 

 

 

 

5. Конкурс « Птицы»

Вопросы к команде «Солнышко»

- Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем? (грачи. Ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из – под снега, первых червяков).

- Назовите, каких перелетных птиц вы знаете? (ласточка, грач, скворец, жаворонок, цапля, дрозд, трясогузка, иволга, соловей, утка, лебедь, аист, кукушка, журавль, чайка).

 

Вопросы к команде «Ромашка»

- Какие птицы прилетают весной позже всех? Почему? (ласточки и стрижи. Высоко в небе, где они обитают и питаются. Насекомые появляются позднее).

  • Назовите, каких зимующих птиц вы знаете?(филин, дятел, синица, снегирь, воробей, ястреб, галка, сорока, ворона, клест, тетерев, голубь, сова, глухарь, свиристель).

  • Воспитатель: вы ребята молодцы, справились со всеми заданиями, и все вы знаете. Давайте теперь подсчитаем сколько же медалей у каждой команды.

Воспитатель: А какую птицу называют «мудрой»

Дети: сова

Воспитатель: правильно. И я предлогаю вам пройти на свои места, и узнать что же нас там ждет.

Пальчиковая гимнастика «Птичка».

Птичка летала, (скрестить ладони рук)

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила, (сделать замок)

Птичка пёрышки помыла. (вращение замком)

Птичка клювом повела, (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)

Птичка зернышки нашла.

Птичка зёрнышки поела, (соединённые мизинцы стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

Полетела. (скрещенные ладони делают взмахи).



 

На столах у детей: пластелин, шишки.

Мастерим сову.


 


 


 


 


 


 

Итоги занятия.

Методическое обеспечение:

1. О.А. Воронкевич. «Добро пожаловать в экологию» - Спб.: Детсво — Пресс, 2006 — 496 с.

2. А.К. Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду» : Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1985 — 176 с.

3. Т.А.Шорыгина. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 96 с.

4. З.Ф. Лиштван. «Конструирование» : Пособие для воспитателя деского сада. - М.: Просвещение, 1981. 159 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект викторины "Друзья природы" в старше-подготовительной группе детей с ФФНР.

ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ( НЕ ЗАГРЯЗНЯТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДУ, БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ )....

Конспект НОД "Друзья природы"

НОД познавательного развития...

Конспект "Мы друзья природы"

Мы друзья природы...

Конспект НОД « Друзья природы» для старшей группы

Конспект НОД « Друзья природы» для старшей группы...

Конспект «Мы – друзья природы» Образовательные области: «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) Подготовительная к школе группа (возраст детей 6-7 лет)

Цель:Обобщить знания детей об окружающем мире.Задачи:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природеВыявить знания о птицах,  животных, деревьяхЗакрепить п...

Конспект НОД "Друзья природы"

Материал по экологии в подготовительной группе....

Конспект занятия "Друзья природы"

Занятие направлено на расширение,  пополнение  и уточнение  знаний детей о природе, раскрывающих  взаимосвязь  между объектами  природы, а также определяющ...