«Буратино знакомится со свойствами веществ» (познавательно-исследовательская деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект познавательно - исследовательской деятельности «Буратино знакомится со свойствами веществ» (старший дошкольный возраст), соответствует ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Буратино знакомится со свойствами веществ" | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Буратино знакомится со свойствами веществ»
(познавательно – исследовательская деятельность дошкольников)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- Формировать представления детей о свойствах твёрдых и жидких веществ, умение видеть возможности изменения величины и формы предметов, в зависимости от их свойств (твёрдый, жидкий, мягкий), реализовать их и получить результат (««Познавательное развитие»»).
- Упражнять детей в умении выполнять правила игры; воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения («Социально-коммуникативное развитие»).
- Развивать навыки диалогической речи, активизировать словарь (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, предмет, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, разминать, пластилиновое чудо)
(«Речевое развитие»).
- Закрепить умение задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, развивать творческое воображение («Художественно – эстетическое развитие»).
- Развивать двигательные действия («Физическое развитие»).
Методы и приёмы:
- практические (игровая ситуация, экспериментирование, дидактическая игра, игровое задание, создание поделок из пластилина, зарисовка результата экспериментирования);
- наглядные (рассматривание предметов, картины; показ способа действий, наблюдение);
- словесные (ситуативный разговор, вопросы, рассказывание стихотворения, индивидуальные указания).
Материалы и оборудование: деревянная палочка, кусок мела, коробка пластилина, стакан с водой, пустой стакан, кубики, ёмкости разной формы, карточки – символы (кружки красного и синего цвета), лист белой бумаги, простой карандаш – на каждого ребёнка; картина «Разве дереву не больно?!», мольберт, доска для рисования мелом, подставка для поделок.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно - исследовательская | Рассматривание, обследование, экспериментирование, дидактическая игра, игровое задание. |
Игровая | Дидактическая игра, игровая ситуация |
Коммуникативная | Ситуативный разговор, вопросы, индивидуальные указания, использование стихотворения. |
Продуктивная | Лепка из пластилина, рисование карандашом. |
Двигательная | Физкультминутка. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Игровая ситуация: приглашает детей подойти к Буратино: почему он такой грустный? Как ему помочь? | Участвуют в общем разговоре. | Проявляют интерес к игровой ситуации |
2 | Ставит проблемный вопрос: можно ли соединить в целое два кусочка мела? Раздаёт детям куски мела, деревянные палочки. | Рассматривают, обследуют кусок мела, деревянную палочку, делятся впечатлениями. | Сформировано умение обследовать предмет, высказывать своё мнение. |
3 | Предлагает провести эксперимент «Соедини в целое»: сломать кусок мела, палочку на две части, потом попытаться соединить их в целое. | Выполняют действия по ходу эксперимента: ломают кусок мела, палочку; рассматривают кусочки; пробуют соединить кусочки в целое. | Сформировано умение активно взаимодействовать с педагогом в решении познавательной задачи. |
4 | Сопровождает эксперимент вопросами: Какой мел? Какая палочка? Что можно про них сказать? Что у них общего? | Отвечают на вопросы. | Сформировано умение слушать и понимать смысл вопросов. |
5 | Подводит детей к выводу: палка и мел – твёрдые вещества; если сломать что – то твёрдое, то твёрдое нельзя снова сделать целым. Предлагает зарисовать результат эксперимента: целую палочку и сломанную палочку. | Рассуждают, делают вывод. Зарисовывают результат эксперимента: целую и сломанную палочки. | Выработано умение логически мыслить. Сформировано умение отражать результат эксперимента в продуктивной деятельности. |
6 | Выставляет картинку «Разве дереву не больно?!», вовлекает в решение проблемной задачи: если отломить ветку у дерева, что с ним произойдёт? Как нам поступить? | Обсуждают проблемную задачу, высказывают свою точку зрения, приходят к единому мнению: стараться не ломать вещи, объекты природы. | Сформировано бережное отношение к объектам природы, предметам ближайшего окружения. |
7 | Побуждает детей к участию в выполнении игрового задания «Можно ли сломать, а потом соединить?»: найдите в группе твёрдый предмет, который, если сломать, не соединить в целое. | Самостоятельно работают по выполнению задания: подходят к полкам, столам, выбирают предметы, соответствующие заданию. | Развит навык ориентировки в групповом помещении, закреплено умение находить твёрдый предмет. |
8 | Организовывает эксперимент с водой «Разливаем – собираем»: раздаёт детям стаканы с водой и пустые стаканы, объясняет последовательность действий: «сломайте» воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два «кусочка» воды, а потом из двух частей сделайте одну. Сопровождает эксперимент вопросами: как получились две части воды? Как получилась одна целая вода? Чем вода отличается от мела, палочки, т.е. твёрдых предметов? При необходимости даёт индивидуальные указания. Подводит к выводу: вода – жидкое вещество, всё жидкое можно разделить и сделать опять целой. | Выполняют действия по эксперименту: переливают часть воды из одного стакана в другой; переливают воду обратно в один стакан; рассуждают, высказывают свою точку зрения. | Сформировано умение обследовать жидкость, действовать по указаниям воспитателя. Выработано умение обращаться за помощью. Развито умение логически мыслить. |
9 | Вовлекает детей в физкультминутку «Мы топаем ногами, Топ – топ – топ. Мы хлопаем руками, Хлоп – хлоп – хлоп. Киваем головой, киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки разведём, По кругу все пойдём! | Выполняют движения в соответствии с текстом: топают, хлопают, кивают головой вправо – влево, поднимают вверх, опускают вниз, разводят в стороны, ходят по кругу. | Реализована двигательная активность. Развито умение выполнять движение в соответствии с текстом. |
10 | Знакомит с правилами дидактической игры «Что бывает твёрдым, а что жидким?»: воспитатель называет предмет или жидкость, дети должны показать карточки – символы. | Играют, чётко соблюдая правила игры: назван твёрдый предмет – показывают красный кружок, жидкость – синий кружок. | Закреплено знание о свойствах твёрдых и жидких веществ. |
11 | Рассматривание кусочков пластилина «Что это такое?»: раздаёт кусочки пластилина, вовлекает детей в обследование, показывает, как разминать пластилин. | Рассматривают, разминают кусочки пластилина, обращают внимание на то, что при разминании кусочки меняют форму. | Сформировано умение обследовать, дополнять свои действия новыми. Развито умение отвечать на вопросы по существу. |
12 | Организовывает эксперимент с пластилином «Почему пластилин не похож на другие вещества?»: надо помять пластилин пальцами и сделать с ним то же самое, что с куском мела и с палочкой – разделить на две половинки, потом сложить эти два кусочка вместе, скрепить, чтобы получился один кусок. Сопровождает эксперимент вопросами: вначале пластилин какой? Каким стал после разминания? Можно ли разделить его на части? Соединятся ли части в одно целое? Почему мел нельзя соединить, а пластилин можно? Подводит к выводу: пластилин при нагревании становится мягким веществом, его можно соединить обратно в одно целое. | Выполняют действия по ходу эксперимента: разделяют пластилин на два куска; складывают кусочки вместе, скрепляют, чтобы получился один кусок. Выслушивают вопросы, высказывают свои версии, доказывают их верность.
| Развито умение отвечать на вопросы по существу, логически доказывать верность своих версий. |
13 | Проводит опыт «Поменяй форму твёрдого и жидкого вещества»: жидкость наливать, твёрдые предметы класть в ёмкости разной формы. Помогает детям делать вывод: жидкость принимает форму ёмкости, т.е. изменяется, а твёрдое – нет. | Выполняют игровые действия по правилам игры: воду наливают в разные по форме ёмкости; в те же ёмкости кладут твёрдые предметы. Наблюдают, как изменяется жидкость, что происходит с твёрдым предметом, делятся впечатлениями. | Сформировано умение действовать с твёрдыми и жидкими веществами. Закреплено знание о свойствах твёрдых и жидких веществ. |
14 | Вовлекает детей в лепку «Чудо из пластилина»: предлагает поменять форму у мягкого пластилина – слепить чудесные поделки разной величины и формы для оформления выставки «Пластилиновые чудеса» | Свободная изобразительная деятельность детей: задумывают содержание своей работы, в лепке используют разные способы. | Сформировано умение применять полученные знания в продуктивной деятельности. Воспитано желание порадоваться результатам своей работы работам своих сверстников. |
Итоговое мероприятие: выставка «Пластилиновые чудеса».
Л и т е р а т у р а
1. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательно – исследовательская
деятельность дошкольников». М., изд – во «Мозаика – Синтез», 2012.
- Т.Б. Баландина «Организация работы по экспериментированию в ДОУ». Журнал «Дошкольная педагогика», № 10 – 2012, с. 22.
- Т.С. Комаровва Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада». М., изд – во «Мозаика – Синтез», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"
Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...