«Буратино знакомится со свойствами веществ» (познавательно-исследовательская деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект познавательно - исследовательской деятельности «Буратино знакомится со свойствами веществ» (старший дошкольный возраст), соответствует ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Тема: «Буратино знакомится со свойствами веществ»

(познавательно – исследовательская деятельность дошкольников)

      Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  1.  Формировать представления детей о свойствах твёрдых и жидких веществ, умение видеть возможности изменения величины и формы предметов, в зависимости от их свойств (твёрдый, жидкий, мягкий), реализовать их и получить результат (««Познавательное развитие»»).
  2.     Упражнять детей в умении выполнять правила игры; воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения («Социально-коммуникативное развитие»).
  3. Развивать навыки диалогической речи, активизировать словарь (твёрдый, жидкий, мягкий, вещество, предмет, сломать, соединить в целое, разлить, перелить, разминать, пластилиновое чудо)

 («Речевое развитие»).

  1. Закрепить умение задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, развивать творческое воображение («Художественно – эстетическое развитие»).
  2. Развивать двигательные действия («Физическое развитие»).

      Методы и приёмы:

- практические (игровая ситуация, экспериментирование, дидактическая игра, игровое задание, создание поделок из пластилина, зарисовка результата экспериментирования);

- наглядные (рассматривание предметов, картины; показ способа действий, наблюдение);

- словесные (ситуативный разговор, вопросы, рассказывание стихотворения, индивидуальные указания).

     Материалы и оборудование: деревянная палочка, кусок мела, коробка пластилина, стакан с водой, пустой стакан, кубики, ёмкости разной формы, карточки – символы (кружки красного и синего цвета), лист белой бумаги, простой карандаш – на каждого ребёнка; картина «Разве дереву не больно?!», мольберт, доска для рисования мелом, подставка для поделок.

Формы организации совместной деятельности

        

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

Рассматривание, обследование, экспериментирование, дидактическая игра, игровое задание.

Игровая

Дидактическая игра, игровая ситуация

Коммуникативная

Ситуативный разговор, вопросы, индивидуальные указания, использование стихотворения.

Продуктивная

Лепка  из пластилина, рисование карандашом.

Двигательная

Физкультминутка.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

    Игровая ситуация:

приглашает детей подойти  к Буратино: почему он такой грустный? Как ему помочь?

Участвуют в общем разговоре.

Проявляют интерес к игровой ситуации

2

   Ставит проблемный вопрос: можно ли соединить в целое два кусочка мела?

Раздаёт детям куски мела, деревянные палочки.

Рассматривают, обследуют кусок мела, деревянную палочку, делятся впечатлениями.

Сформировано  умение обследовать предмет, высказывать своё мнение.

3

    Предлагает провести эксперимент «Соедини в целое»: сломать кусок мела, палочку на две части, потом попытаться соединить  их в целое.

Выполняют действия по ходу эксперимента:

 ломают кусок мела, палочку;

рассматривают кусочки;

пробуют соединить кусочки в целое.

Сформировано  умение активно взаимодействовать с педагогом в решении познавательной задачи.

4

   Сопровождает эксперимент вопросами:

Какой мел? Какая палочка?

Что можно про них сказать?

Что у них общего?

Отвечают на вопросы.

Сформировано умение слушать и понимать смысл вопросов.

5

    Подводит детей к выводу: палка и мел – твёрдые вещества; если сломать что – то твёрдое, то твёрдое нельзя снова сделать целым.

Предлагает зарисовать результат эксперимента: целую палочку и сломанную палочку.

Рассуждают, делают вывод.

Зарисовывают результат эксперимента: целую и сломанную палочки.

Выработано умение логически мыслить.

Сформировано умение отражать результат эксперимента в продуктивной деятельности.

 6

   Выставляет картинку «Разве дереву не больно?!», вовлекает в решение проблемной задачи: если отломить ветку у дерева, что с ним произойдёт? Как нам поступить?

Обсуждают проблемную задачу, высказывают свою точку зрения, приходят к единому мнению: стараться не ломать вещи, объекты природы.

Сформировано бережное отношение к объектам природы, предметам ближайшего окружения.

7

   Побуждает детей к участию в выполнении игрового задания «Можно ли сломать, а потом соединить?»: найдите в группе твёрдый предмет, который, если сломать, не соединить в целое.

Самостоятельно работают по выполнению задания: подходят к полкам, столам, выбирают предметы, соответствующие заданию.

Развит навык ориентировки в групповом помещении, закреплено умение находить твёрдый предмет.

8

    Организовывает эксперимент с водой «Разливаем – собираем»: раздаёт детям стаканы с водой и пустые стаканы, объясняет последовательность действий: «сломайте» воду в стакане так, чтобы из одного целого получилось два «кусочка» воды, а потом из двух частей сделайте одну.

   Сопровождает эксперимент вопросами: как получились две части воды? Как получилась одна целая вода? Чем вода отличается от мела, палочки, т.е. твёрдых предметов?

   При необходимости даёт индивидуальные указания.

   Подводит к выводу: вода – жидкое вещество, всё жидкое можно разделить и сделать опять целой.

Выполняют действия по эксперименту:

  переливают часть воды из одного стакана в  другой;    

  переливают воду обратно в один стакан; рассуждают, высказывают свою точку зрения.

Сформировано умение обследовать жидкость, действовать по указаниям воспитателя.

Выработано умение обращаться за помощью.

Развито умение логически мыслить.

9

     Вовлекает детей в физкультминутку

«Мы топаем ногами,

Топ – топ – топ.

Мы хлопаем руками,

Хлоп – хлоп – хлоп.

Киваем головой, киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки разведём,

По кругу все пойдём!

Выполняют движения в соответствии с текстом: топают, хлопают, кивают головой вправо – влево, поднимают вверх, опускают вниз,

разводят в стороны, ходят по кругу.

Реализована двигательная активность.

Развито умение выполнять движение в соответствии с текстом.

10

   Знакомит с правилами

дидактической игры «Что бывает твёрдым, а что жидким?»: воспитатель называет предмет или жидкость, дети должны показать карточки – символы.

Играют, чётко соблюдая правила игры: назван твёрдый предмет – показывают красный кружок, жидкость – синий кружок.

Закреплено знание о свойствах твёрдых и жидких веществ.

11

   Рассматривание кусочков пластилина «Что это такое?»: раздаёт кусочки пластилина, вовлекает детей в обследование, показывает, как разминать пластилин.

Рассматривают, разминают кусочки пластилина, обращают внимание на то, что при разминании кусочки

меняют форму.

Сформировано умение обследовать, дополнять свои действия новыми. Развито умение отвечать на вопросы по существу.

12

   Организовывает эксперимент с пластилином «Почему пластилин не похож на другие вещества?»: надо помять пластилин пальцами и сделать с ним то же самое, что с куском мела и с палочкой – разделить на две половинки, потом сложить эти два кусочка вместе, скрепить, чтобы получился один кусок.

   Сопровождает эксперимент вопросами: вначале пластилин какой? Каким стал после разминания? Можно ли разделить его на части? Соединятся ли части в одно целое? Почему мел нельзя соединить, а пластилин можно?

    Подводит к выводу: пластилин при нагревании становится мягким веществом, его можно соединить обратно в одно целое.

        Выполняют действия по ходу эксперимента: разделяют пластилин на два куска; складывают кусочки вместе, скрепляют, чтобы получился один кусок.

 Выслушивают вопросы,  высказывают свои версии, доказывают их верность.

 

Развито умение отвечать на вопросы по существу, логически доказывать верность своих версий.

13

   Проводит опыт «Поменяй форму твёрдого и  жидкого вещества»: жидкость наливать,  твёрдые предметы класть в ёмкости разной формы.

    Помогает детям делать вывод: жидкость принимает форму ёмкости, т.е. изменяется, а твёрдое – нет.

Выполняют игровые действия по правилам игры: воду наливают в разные по форме ёмкости;  в те же ёмкости кладут

 твёрдые предметы. Наблюдают, как изменяется жидкость, что происходит  с твёрдым предметом,

делятся впечатлениями.  

Сформировано умение действовать с твёрдыми и жидкими веществами. Закреплено знание о свойствах твёрдых и жидких веществ.

14

   Вовлекает детей в лепку «Чудо из пластилина»: предлагает поменять форму у мягкого пластилина – слепить чудесные поделки разной величины и формы для оформления выставки «Пластилиновые чудеса»

Свободная изобразительная деятельность детей: задумывают содержание своей работы, в лепке используют разные способы.

Сформировано умение применять полученные знания в продуктивной деятельности. Воспитано желание порадоваться результатам своей работы работам своих сверстников.

Итоговое мероприятие: выставка «Пластилиновые чудеса».

Л и т е р а т у р а

       1.     Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов    «Познавательно – исследовательская  

           деятельность дошкольников». М., изд – во «Мозаика – Синтез», 2012.

  1.     Т.Б. Баландина «Организация работы по экспериментированию в ДОУ». Журнал «Дошкольная педагогика», № 10 – 2012, с. 22.
  2.     Т.С. Комаровва  Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада».  М., изд – во «Мозаика – Синтез», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"

Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...