"Дикие животные весной." Беседы с детьми старшего дошкольного возраста познавательного характера.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Морозова Татьяна Валентиновна

Беседы состоят из нескольких частей, относящихся к разным животным .Что предусматривает проведение отдельных бесед о деятельности животных весной с использованием иллюстративного материала по теме "Дикие животные весной".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_vesnoy._besedy.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Дикие животные весной.

Беседы с детьми старшего дошкольного возраста

 познавательного характера.

(Можно использовать как отдельные беседы о диких животных весной , так и вместе с презентацией «Животный мир весной». )

                                                                                                        Подготовила :

 Морозова  Татьяна Валентиновна                                                                                                                                     воспитатель  ГБДОУ Детский сад №32                                                                                                                                        пос.Металлострой  Колпинского  р-на                                                                                                                                                               г. Санкт- Петербурга.

Цель:
- познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать интерес к жизни животных.

Весна – период пробуждения и расцвета природы. Еще лежит на земле снег, а уже проснулись от долгого зимнего сна ежи, медведи. Вышли они из норы или берлоги и пошли искать  более сухие места.

Откуда они узнали, что весна пришла? Ведь телевизора или радио в лесу нет? Как они узнали, что им пора просыпаться и вылезать поскорее из своих нор и берлог?

Оказывается, растаял весной снег, просочилась вода от растаявшего снега в их норы и берлоги. Даже если и хочется поспать – в мокрой норе не полежишь. Вот и пришлось им вылезать из нор да берлог и искать для себя места посуше.


  1. Медведи весной. 

В апреле просыпается и выходит из берлоги медведица с подросшими медвежатами. Она бродит по лесу – ищет пищу: вырывает луковицы и корешки растений, ищет личинок.

Выйдя из берлоги, медведь потягивается, катается, старается размяться после зимней спячки, приводит в порядок свою шубу. И ищет еду.

Ко времени выхода из берлоги медведи линяют. У них выпадает зимняя густая шерсть и вырастает короткая, более темная. Всё лето шерсть будет снова расти и вырастет к новой зиме густая и теплая (осенью медведи не линяют).

Медведица весной не только кормит медвежат своим молоком, но и учит их самих добывать себе пищу – выкапывать корешки из земли, искать насекомых, прошлогодние ягоды. Даже если медведица голодна, в первую очередь она отдаст еду своим малышам – медвежатам. Защищая медвежат, медведица может  броситься на любого врага.

Весной медведица купает своих медвежат в ручьях и озерах: возьмет за загривок и опускает в воду. Позже, когда малыши подрастут, они станут купаться сами.

Иногда в семье медведей есть старший медвежонок – «пестун» (медвежонок из прошлогоднего выводка). Так его называют от слова «пестовать».  Медвежонок — пестун – главный помощник мамы — медведицы, пример для подражания для малышей – медвежат. Он показывает им, как лазать по дуплам за медом, как лакомиться муравьями и их личинками. Он разнимает медвежат, если они подрались и наводит среди них порядок. Вот такой помощник есть у медведицы! А папа – медведь не принимает участия в воспитании малышей – медвежат.

 

  1. Ежи весной.

Ёжики просыпаются после зимней спячки, только когда прогревается его норка. А норка прогревается, когда земля оттаивает. В конце марта, в начале апреля вы можете прийти в лес и услышать под кустами фырканье, кашель и шуршание прошлогодними листьями. Это наверняка ёжик. А если проснулся ёжик, значит, зима уже точно не вернётся.

В апреле появляются и ежата.  Они рождаются в ежином гнезде, похожем на шалаш из сухих листьев, веточек и мха. Ежиха вскармливает ежат молоком, заботится о них.

Ежата, как и бельчата,  рождаются беспомощными и голыми, без иголочек. Спустя несколько часов после рождения на коже ежат появляются бугорки, затем они лопаются, и из них появляются тоненькие иголочки. Потом иголочки затвердеют и превратятся в колючки. Мама – ежиха сначала кормит ежат молоком, а потом, когда они подрастут, приносит им в гнездо дождевых червей, слизней.

Ёжиков любят. Знаете почему... Потому что редко с ними встречаются. А те кто с ними знаком знает, что характер и манеры у ёжиков... Ну, короче, ёжики - это вам не зайчики пушистые!

Для начала я вам сообщу, что ёжики ужасные засони. Спят они много. И долго. С октября по март они в спячке. Да и летом, когда они наедают бока, ёжики могут проспать большую часть суток. Уж очень любят они поспать.

Особенно любит поспать  ёж-папа. Он убегает от жены сразу после свадебной церемонии. В одну из своих норок, которых у него обычно штук десять. А ежиха 30-40 дней ухаживает за своим потомством. После этого маленькие ёжики разбегаются в разные стороны: кто за жуками, кто за слизняками, а самые хитрые - за личинками комаров и многоножек. Когда подрастают грибы и созревают ягоды, ёжики могут стать вегетарианцами.

Поесть ёжики тоже очень любят, - иногда за ночь они съедают столько, что их вес увеличивается на треть.

  • Весной многие животные линяют..

 Они меняют зимнюю шубку – теплую, толстую – на летнюю, более легкую. Линяют весной зайцы, лисы, медведи, лоси. Белка становится снова рыжей, а не серебристой как зимой.

Чтобы быстрее сбросить белую шерсть, заяц катается по траве, трётся о ветви кустов и стволы деревьев.  Поэтому в лесу весной можно увидеть клочки заячьей шерсти на стеблях, ветвях, в зарослях.

Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть — мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.

Белка тоже наряд меняет — зимой была в густой серой шубе, а весной полиняла и стала рыженькой. В кронах сосен ее теперь не сразу и заметишь».

  • Весной появляются у зверей детеныши.

 

Почти все малыши – зверюшки живут вместе с мамами, кроме зайчат.

  1. Белки весной.  

У белки тоже появляются весной бельчата. Они рождаются голыми, беспомощными, ничего не видят. Мама-белка о них  заботится, два месяца  кормит бельчат молоком. А вот папа -  белка не живет с семьей, он живет отдельно.

Много времени мама — белка тратит на поиски корма, иначе бельчата вырастут хилыми и больными. Бельчата требуют особого внимания от белки — мамы, их нужно укрывать, согревать, кормить. Только через месяц бельчата открывают глаза  и начинают выглядывать из гнезда.

Весной белка – это враг всех птиц и самый опасный хищник для многих пернатых. Она разоряет птичьи гнёзда на ветках деревьев и таскает из них птенцов и яйца.

  1. Зайцы весной.

  Мама — зайчиха кормит зайчат, и сразу же убегает, оставляя их одних под кустом. А зайчата сидят под кустиком три — четыре дня – ждут, когда их покормит новая мама — зайчиха.

У зайчих чужих зайчат не бывает – все свои, всегда накормят. Молоко у зайчих жирное и питательное, зайчатам его хватает на 3-4 дня.

Почему так устроено в природе? Дело в том, что у зайцев потовые и сальные железы находятся только на подошвах лап. И если бы зайчиха жила бы с зайчатами, их бы быстро нашли – учуяли по запаху — лиса или волк. У зайчат ведь много врагов – и лиса, и волк, и куница, и рысь, и хищные птицы. А когда малюсенький зайчонок сидит под кустом и под себя лапки спрячет, то по запаху его найти невозможно. Получается, что убегая от зайчат, зайчиха их спасает.

Через 8-9 дней у зайчат появятся зубы, а тут и травка появится, и они начнут питаться сами.

  1. Лисы весной. 

Появляются детеныши и у лисиц. Обычно в марте – апреле рождаются у лисы 4-6 лисят. Маленькие лисята —  темно-бурого цвета, а кончики хвостов у них – белые! Через 3-4 недели лисята перестают есть молоко мамы — лисицы, но живут еще в норе. Родители им приносят в нору пищу.

К лисятам никого не подпускает их мама – лиса. Она охраняет нору. Мама — лиса внимательно следит, нет ли рядом опасности. В случае опасности лиса громко тявкает, и лисята быстро убегают —  прячутся глубоко в норе. А если у лисьей норы побывали люди или собаки, то лиса обязательно перенесет своих лисят в другое безопасное место – подальше от прежней норы. Папа – лис тоже помогает выращивать лисят. Он их учит, приносят добычу.

Весной у лисицы появляются детеныши: 4,5 или 6 щенят. Да-да, лисьи детеныши зовутся щенятами. Чьи еще детеныши зовутся щенятами?

Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают.

  1. Волки весной.

Чтобы вырастить волчат, волки устраивают логово в лесной чащобе. Весной у волчицы рождается 4-7 волчат. Они рождаются беспомощными и покрытыми серым пухом. Сначала волчица кормит волчат своим молоком, и никуда от них не отходит. А папа – волк приносит волчице пищу. Когда волчата подрастают, то уже и мама, и папа  вместе их кормят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по синему морю»

Развлечение подготовлено к Всемирному Дню океанов с использование информационно-коммуникативных технологий....

Организация НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Путешествие в мир диких и домашних животных»

На занятии дети научатся систематизировать свои представления о жизни диких и домашних животных....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Составление описательных рассказов по теме: «Дикие животные» с использованием интеллектуальной карты» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Составление описательных рассказов по теме: «Дикие животные» с использованием интеллектуальной  карты»  с детьми ...

Конспект ООД познавательного характера по физическому воспитанию «Путешествие по станциям здоровья» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:Формирование у детей основ самопонимания в том, что полезно и что вредно для их здоровья.Задачи:- Продолжать учить осознанно, относиться к своему здоровью.-Уточнить значимость питания для ц...

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст

Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...

Методическая разработка интегрированного характера с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Мосты повисли над водами»

Данный методическая разработка позволяет обогатить и систематизировать знания детей о достопримечательностях г. Санкт-Петербурга, а также решает ряд коррекционных и воспитательных задач....