Педагогический проект "Мой край"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Остапенко Ольга Николаевна

Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека в раннем детстве. Нельзя любить свою большую Родину Россию, если не знаешь края, в котором живешь. Воспитание любви к «малой родине» - немаловажная задача, которая стоит перед педагогами ДОУ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy_kray.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

 

Педагогический проект

«Мой край»

Тип проекта:

Долгосрочный, творческий, групповой.

I этап.  Целеполагание: чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека в раннем детстве. Нельзя любить свою большую Родину Россию, если не знаешь края, в котором живешь. Воспитание любви к «малой родине» - немаловажная задача, которая стоит перед педагогами ДОУ.  

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников (законные представители), воспитатели, педагоги ДОУ (воспитатель изобразительной деятельности, физического воспитания, музыкальный руководитель).

Цель:  развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи: 

  • Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
  • Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы).
  • Углубить и конкретизировать знания детей о растительном и животном мире нашего края.
  • Продолжать знакомить детей с Красной книгой ЯНАО.
  • Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.
  • Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы).
  • Развивать чувство толерантности, познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать уважение и гордость за свой родной край; бережное, гуманное, заботливое отношение к природе родного края.  
  • Приобщить родителей к активному участию в реализации проекта.

Принципы:

  • Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
  • Принцип гуманизации – ориентация на высшие общечеловеческие понятия любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
  • Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  • Принцип интегративности – сотрудничество с семьей.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектную деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги.

Оборудование, материалы: создание уголка «Дружбы»; создание альбомов: «Люблю свой город Новый  Уренгой»;  «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера», «Орнаменты коренных жителей ЯНАО», «Растения северного края», «Животные северного края», «Красная книга ЯНАО», «Подвижные игры», «Сказки народов Севера»; макет.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Обогащение знаний детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера.
  2. Знания детей о растениях Севера.
  3. Знания детей о кустарниках и деревьях.
  4. Знания детей о животном мире края.
  5. Умение собирать растения для гербария.
  6. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, воображения, мышления, фантазии.
  7. Сформированы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера.
  8. Выставка рисунков, творческих работ.
  9. Участие в городском конкурсе творческих работ.

II этап. Реализация проекта:

  1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
  3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театральной деятельности.
  4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной и продуктивной деятельности  детей.
  5. Подобрать материал для проведения опытов в экспериментальном уголке.
  6. Написать перспективный план мероприятий.

III этап. Выполнение проекта:

Исходя из задач проекта, мы наметили следующие формы работы:

Образовательная  

      область

                                  Формы работы

   

     Социально – коммуникативное

      развитие

Общение: «Край, в котором я живу».

Общение: «Климат Севера».

Общение: «Чум – дом ненцев», «Какие люди живут на севере».

«Знакомство с предметами быта оленеводов».

«Знакомство с шитьем зимней одежды и обуви для оленеводов»

«Народы Ямала».

«Музыка Ямала»

Д\И «Кто где обитает», «С какого дерева ветка», «Животные тундры», «Когда это бывает», «Найди флаг Ямала», «Хочу - не хочу»

Сюжетно – ролевые игры: «Строим чум», «Оленеводы», «Стойбище», «Ненецкая семья».

Познавательное  

     развитие

Целевая экскурсия в тундру.

Познавательные рассказы педагога «Опасные растения», «Правила поведения в тундре», «Красная книга Ямала», «Что такое тундра», «Какие люди живут на Севере»,  «Север царство льда и снега», «Какие растения растут в тундре», «Почему олененка называют Авко», «Путешествие по городам Ямала», «северные тайны».

     

     

     

Речевое

развитие

Работа по картине «Эти дети живут на Севере».

Составление творческих рассказов «Край, в котором я живу», «Что я видел в лесу», «Как я собирал грибы», «Самый красивый цветок», «Полезные цветы», «За что я люблю свой край».

Составление описательного рассказа «Чум – ненецкий дом»

Составление Экологических сказок «Жила – была речка», «Прогулка по лесу».

Заучивание стихов и загадок Л. Лапцуя и П. Явтысня.

Чтение ненецких пословиц и поговорок.

Чтение сказок народов Севера.

Пересказ ненецкой сказки «Два оленя».

Художественно – эстетическое

      развитие

Аппликация «Северные узоры», «Девочка в ненецком национальном костюме», «Мальчик в ненецком национальном костюме».

Коллективная работа «Лесотундра», «Стадо оленей»

Составление гербария из растений нашего края.

Аппликации из осенних листьев.

Лепка: животных, птиц, растений округа.

Тестопластика «Ягоды нашего леса», «Хозяин тундры», «Осенняя сказка».

Рисование: «Нарисуй герб ЯНАО», «Ветка ели», «Дары тундры», «Узор в круге из листьев», «Птицы Севера», «Хозяин тундры – олень», «Жизнь на Ямале», «Стадо оленей», «Обитатели тундры», «Рисование национальных костюмов Ямала».

Рисование с натуры на тему «Ягель»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Берегись охотника», «Бег с капканом», «Бой медвежат», «Быстрый олень», «Важенка и оленята», «Гонки на нартах», « Звери и птицы», «Льдинки, ветер и мороз», «Куропатки и ягодки», «Ловля оленей», «Снежный лабиринт», «Полярная сова и Евражки».

Игры – состязания: «Хапсагай» (борьба на ловкость), «Куобах» (прыжки на двух ногах), «Кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге), перетягивание палки, прыжки через нарты, бег на разные дистанции.

     

     

      Работа с  

   родителями

Праздник «Народов Севера».

Участие родителей в подборе материала «Как мне живется на Ямале».

Помощь в создании развивающей предметно -  пространственной развивающей образовательной среды.

Изготовление атрибутов, для театрализованной деятельности.

Задание на лето: собрать гербарий растений Ямала.

Фотоальбомы.

IV этап. Презентация проекта:

  1. Открытый просмотр НОД «По сказке Кукушка».
  2. Открытый просмотр НОД «Путешествие в Тундру».
  3. Показ настольного театра ненецкой сказки «Кукушка».
  4. Участие в городских конкурсах творческих работ.
  5. Выставка рисунков «На Ямале мы живем».
  6. Экскурсии в краеведческий музей.
  7. Просмотр спектакля по мотивам ненецкой сказки «Умка».

     КСЦ «Газодобытчик»

Vэтап. Определение задач для новых проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".

Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края....

Педагогический проект "История родного края"

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Край, в котором я живу»

Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чувашской народной культуре...

Педагогическая гостиная " Край родной на век любимый….!."

Педагогическая гостинная знакомит родителей с опытом работы воспитателей по  теме "Край родной на век любимый", содействует обмену опытом семейного воспитания, укрепляет внутрисемейные ...

Образовательный педагогический проект "Край родной - Урал воспетый"

Цель проекта:-Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностного отношения к природе родного края.Задачи:1.Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте природы...

Педагогический проект “Край родной люблю и украшаю”

Информационный, практико-ориентированный детско-родительский проект, цель которого формирование экологически адекватных представлений о взаимоотношениях в системе “Человек – природа родног...