"Как узнать столовую посуду"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Богомолова Евгения Александровна

Проект во второй младшей группе  на тему "Как узнать столовую посуду?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_posuda.docx59 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №72»

«Как узнать столовую посуду?»

проект во второй младшей группе

Разработал: Богомолова Евгения

                                                                                                    Александровна, воспитатель

                                                                                            МБДОУ «Детский сад №72»

г. Бийск, 2015

Содержание

                                                                                        Стр.

  1. Актуальность проекта……………………………………………………3
  2. Цель проекта………………………………………………………………3
  3. Задачи проекта…………………………………………………………….3
  4. Принципы проекта………………………………………………………..3
  5. Методы и приемы…………………………………………………………3
  6. Условия реализации проекта……………………………………………..3
  7. Сроки реализации проекта………………………………………………..4
  8. Участники проекта………………………………………………………...4
  9. Тематический план………………………………………………………...4
  10. Предполагаемый результат……………………………………………….5
  11. Список используемой литературы……………………………………….5
  12. Приложение………………………………………………………………..5

\

Актуальность проекта

Сегодня много говорят о необходимости создания развивающей предметной среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, а если  в этом мире  небольшой предмет был создан руками самого ребёнка,  совместно с близкими ему людьми, то в этих условиях развивается не только интеллект, но и духовно-нравственная, творческая, эмоциональная сфера личности.  Изучение этой темы способствует  углублению знаний  детей  о столовой посуде, через совместную деятельность путем взаимодействия  в проекте педагога, ребенка и родителей.

Дети в возрасте 3-4 лет активно познают и усовершенствуют знания об  окружающем мире. Но они не могут познать всего самостоятельно. И в процессе наблюдение было выявлено, что дети не умеют различать предметы посуды друг от друга. Они часто путают блюдце с тарелкой, кружку с чашкой или стаканом. В следствии чего и было решено разработать и внедрить проект «Как узнать столовую посуду». Для  формирования у детей второй младшей группы обобщенного понятия «столовая посуда», ее назначение, существенных признаков (форма, цвет, размер, из чего сделано).

Цель проекта

 Формировать у детей второй младшей группы обобщенного понятия «столовая посуда», ее назначение, существенные признаки (форма, цвет, размер, из чего сделано)

Задачи проекта

  • Способствовать активизации словарного запаса по средствам общения и игр по теме проекта;
  • Способствовать развитию мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по проекту;
  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам быта.

Принципы проекта

Данный проект опирается на следующие принципы обучения.

  1. Принцип наглядности
  2. Принцип доступности
  3. Принцип систематичности
  4. Принцип последовательности и постепенности.

Методы и приемы

В работе с детьми используются следующие методы и приемы по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

  • объяснительно-иллюстрированный
  • проблемное изложение
  • частично-поисковый

Условия реализации проекта

Деятельность воспитателей и детей

  • Изготовление чашечки и блюдца;
  •  Украшение блюдца и чашечки, используя приём - примакивание, рисование кругов и прямых линий, закрашивание в один цвет, проведение   пальчиковых и дидактических игр.

Совместная деятельность детей и родителей

  • Чтение художественной литературы: К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Федорино горе»; рассматривание иллюстраций к произведениям; экскурсия к маме на кухню – рассматривание посуды в домашних условиях.

Сроки реализации проекта: с 23 марта по 3 апреля 2015г.

Участники проекта: дети и родители второй младшей группы, педагоги.

Тематический план

п\п

Тема

Задачи

1.

Занятие «Волшебная посуда»

Расширять представления детей о предметах посуды, её назначении; развивать детский словарь за счёт точного и правильного названия предметов посуды и её назначении; развивать навыки сотрудничества..

2.

Д\и «Принимайся за обед»

Закрепление названий и назначений посуды для столовой. Формирование основ внимательного отношения друг к другу.

3.

Занятие «Мы накрыли стол»

Учить правильно называть отдельные предметы посуды, знать их назначение. Знакомить с продуктивной словообразующей моделью сахар – сахарница.

4.

Д\и «Для чего и почему»

Развивать мышление, речь; формировать познавательный интерес к окружающим вещам (посуде).

5.

Лепка сюжетная коллективная «Посуда для кукол»

Обучение детей лепить чашечку и блюдце, используя приёмы: раскатывание, сплющивание, примазывание, вытягивание.

6.

Д\и «Угадай предмет по детали»

Закрепление особенностей внешнего вида посуды, её составные части, уметь по части назвать предмет посуды.

7.

Занятие «Красивые тарелочки»

Обучение детей украшать блюдце и чашечку, используя приём - примакивание, рисование кругов и прямых линий, закрашивание в один цвет.

8.

Д\и «Четвертый лишний»

Развитие логического мышления, обучение рассуждению и умению делать выводы.

Предполагаемый результат

  • У детей второй младшей группы сформировано обобщённое понятие «столовая посуда». Знают ее назначение, существенные признаки (форма, цвет, размер, из чего сделано)
  • Активизирован словарный запас;
  • Дети  аккуратны, бережное относятся к предметам быта.

Список используемой литературы

  1. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
  2. Л. В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников».
  3. Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

Приложение

Конспект занятия: «Волшебная посуда»

Цель: расширять представления детей о предметах посуды, её назначении; развивать детский словарь за счёт точного и правильного названия предметов посуды и её назначении; развивать навыки сотрудничества.

Материал: картинка – загадка с изображениями нескольких наложенных друг на друга предметов: чашка, блюдце, ложка, кастрюля, чайник, конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним с предметами посуды, «дерево с посудой», картинки с изображением посуды, магазин-витрина с предметами посуды, предметные картинки с чайной, столовой и кухонной посудой.

Ход:

Части, методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Сюрпризный момент

Дидактическая игра «Назови ласково».

Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет»

Загадки

Физкультминутка

Заключительная часть

Подведение итогов.

У педагога картинка-загадка с изображениями нескольких наложенных друг на друга предметов, например: чашка, блюдце, ложка, кастрюля, чайник.

- Ребята, хотите отправиться в путешествие.

- А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если назовете предметы, которые здесь у меня на картинке спрятались.

- А как можно назвать эти предметы одним словом?

- Ребята, как вы думаете, куда мы сегодня отправимся в путешествие?

- Мы сегодня отравимся в удивительное путешествие по стране, которой нет ни на одной карте - это Страна Посуды. Нас ждут неожиданные встречи, интересные задания, игры-забавы.

Я ребяток собираю

В путь-дорожку приглашаю.

Вы, ребята, не спешите,

Компас вы с собой берите.

Слушайте внимательно,

Будьте вы старательны.

Дружно вы шагайте,

Никого не потеряйте.

Раз, два, три - повернись, в Стране Посуды очутись.

Педагог.

Чудо дерево растет,

Чудо-чудо-чудное,

Расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чашки да ложки,

Поварешки на нем!

- Ребята, а что еще вы видите на этом чудесном дереве?

- Как вы назовете одним словом все эти предметы?

Без предметов этих жить нельзя,

Они нам верные друзья.

Посуду мы не будем обижать,

Будем ласково ее мы называть.

Дидактическая игра «Назови ласково».

- Молодцы, ребятки! Быстро и дружно вы справились с моим заданием! А теперь на минутку закройте глазки и сосчитайте до пяти.

Меняет картинки на дереве

- Скажите что изменилось.

Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет»

- Молодцы очень внимательны

- Продолжим наше путешествие? А здесь нас ждут загадки. Чтобы продолжить путешествие, надо правильно ответить на все загадки

Сама не ем, а людей кормлю

На огне я стою, еду вкусную варю.

Из горячего колодца через нос водица льется.

С тортом чай пила Наташка

Из большой красивой.

Это чашкина подружка

Назови скорее.

Называют его всяк:

И половник, и черпак,

И разливочная ложка.

Что же это?

Суп вчера варила Юля

Пригодилась ей.

Он похож на столб стеклянный.

Пью я воду из...

- Молодцы! Все загадки отгадали!

- Продолжаем наше путешествие. А вот волшебная полянка. И здесь происходят удивительные превращения.

Физкультминутка

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

- Давайте сядем, отдохнем, о посуде разговор начнем

Педагог показывает картинки с изображением посуды.

- Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какая красивая посуда у меня на этих картинках, а в конвертах такая же посуда, но разбитая. Помогите мне ее склеить, сложите части правильно.

- Славно справились с работой,

Но здесь нас ждут новые заботы.

Посуду надо нам расставить по местам:

Чайная здесь, а столовая и кухонная там.

Дидактическая игра: «Расставь посуду».

- А теперь давайте возвращаться в детский сад.

Чем мы сегодня занимались?

Куда?

Вам понравилось наше путешествие?

Может, что-то стало для вас сложным?

Ответы детей (Да)

Дети рассматривают картинку-загадку и называют предметы, которые спрятались.

- посуда

Предложения детей.

Дети идут до «дерева», на ветках которого вместо плодов висит нарисованная посуда.

Дети перечисляют предметы посуды.

- посуда

Дети выбирают любой предмет посуды и называют его ласково: кастрюлечка, ложечка, блюдечко, чашечка, вилочка, кружечка, тарелочка и т. д.

Угадывают что изменилось

Ребенок называет лишний предмет и объясняет свой выбор.

- ложка

- кастрюля

- чайник

- чашки

 - кружка

- поварешка

- кастрюля

- стакан

(дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули)

(присели, одну руку поставили на пояс.)

(кружатся, «рисуя» руками круг.)

(потянулись, сомкнули руки над головой.)

(легли, вытянулись)

Дети называют посуду, изображенную на картинках, рассказывают, из каких частей она состоит и для чего она предназначена.

Дети объединяются в пары и складывают картинки с изображением посуды из кусочков

Дети играют в игру

Конспект НОД по речевому развитию «Угостим гостей чаем»

Задачи:

-Учить детей правильно называть отдельные предметы посуды, знать их назначение, знакомить с продуктивной словообразовательной моделью сахар-сахарница.

-Закреплять названия одежды, умение классифицировать по сезонам: зимняя, летняя .

-Закреплять правильное произношение звука «с».

Оборудование: 2 чашки, 2 блюдца, чайные ложки, чайник, салфетница с салфетками, конфетница; 2 большие куклы; картинки: зимняя и летняя одежда.

Ход НОД

Части, методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный момент

Основная часть

Физкультминутка:

 Итог

Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит 2-х больших кукол.

-Ребята, посмотрите к нам гости пришли. Это кукла Таня, а это кукла Света. Нам с вами, как гостеприимным хозяевам следует напоить гостей чаем. Поможете мне накрыть на стол?

-Что необходимо в первую очередь?

Воспитатель достает коробку с посудой

-Какая понадобиться посуда, чтобы угостить гостей чаем?

-А зачем нужны чайные ложки?

-А где лежит сахар?

Воспитатель достает сахарницу.

-Гости принесли нам конфеты

А куда положим конфеты.

Воспитатель достает.

- На нашем столе еще чего-то не хватает. Чего?

-Куда положим салфетки?

-Зачем нужны салфетки?

Физкультминутка:

Ребята, покажем нашим гостям, как мы их ждали.

Гости к нам пришли

Очень дорогие

Мы накрыли стол.

Скатерть постелили

Угощали-угощали

Все спасибо нам сказали.

-Давайте вспомним как зовут наших гостей.

-Все вместе: СССВЕТА.

Поочередно: СССВЕТА

Произношение звука «С» с элементами дыхательной гимнастики.

-Вдохнули через нос и на одном выдохе «сссс»( 3 раза.) .

- Наши гости и попили чай, а теперь нам нужно убрать со стола.

Воспитатель называет предметы посуды.  

-Рома, убери со стола чашки…

-Соня, убери салфетницу…

И т. д. пока не уберут всю посуду.

-Свете с Таней пора домой, пойдемте, проводим их до дверей.

У дверей стол с разложенными на нем картинками летней и зимней одежды.

-Какую же одежду выбрать? Какое время года? Какая нужна одежда?

Свете с Таней понравилось у вас в гостях. Понравилось, как встречал их Саша, как угощала Марина, Соня, как помогали одеваться Рома, Вероника, Лиза. (Воспитатель раздает конфеты детям.) Они еще обязательно придут к вам в гости.

Дети рассаживаются на стулья, перед ними стоит стол.

- скатерть

Дети называют: Чайные чашки, блюдца, чайные ложки…

- класть и размешивать сахар.

- в сахарнице

 - в конфетницу.

- салфеток

- в салфетницу

- вытирать губы и руки

Шагают;

присесть, руки над головой, как стол;

перед собой показать, как бы стелить;

поочередно обеими руками: угощаем;

поклон.

Ответы детей (Света, Таня)

Делают дыхательную гимнастику

Дети поочередно убирают, в приготовленный воспитателем таз для «грязной посуды».

 - весна, весеннюю

Дети выбирают: резиновые сапоги, куртку, перчатки

Лепка сюжетная коллективная «Посуда для кукол»

Цель: Обучение приёмам лепки: расплющивание комка ладонями, загибание края пальцами, отрывание маленького кусочка от большого комка, скатывание маленьких шариков.

Задачи: Формирование умения лепить предметы несложной формы из двух деталей, видоизменяя шар, столбик. Умение сравнивать предметы по размеру, сопоставляя их, находить соответствие назначению.

Развитие номинативного и предикативного словаря по изучаемой лексической теме: посуда.

Воспитание желания участвовать в трудовой деятельности – помогать накрывать на стол.

Предварительная работа.. Беседы с детьми «Как мы встречаем гостей».

Сюжетно-ролевые игры в игровой зоне «Кухня». Чтение «Федорино горе» Чуковского.

Материал к занятию. Игровая посуда. Тесто соленое. Иллюстрации на темы: «Посуда», «Одежда», «Обувь».

Ход занятия:

Части, методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Сюрпризный момент

Цель

Основная часть

Рассматривание образца

Показ приёмов лепки

Физкультминутка

Самостоятельная деятельность.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов НОД.

Дидактическая игры «Что лишнее».

- Ребята, нас с вами пригласили в гости куклы Маша, Настя и Люба, пойдемте.

- Смотрите как красиво накрыли стол хозяйки. Давайте пить чай. Что случилось, почему куклы не пьют чай?

- Почему?

 - А давайте поможем куклам и слепим для них чашечки и тарелочки из соленого теста.

Посмотрите, как я буду делать чашечку .

Я беру в ладони кусочек пластилина. А где у вас ладони, покажите.

Вот так раскатываю в шар. А вы как будете раскатывать, покажите. Только без пластилина.

А теперь я сжимаю, сплющиваю.

Скажите «сплющиваю» и покажите. Затем вдавливаю большими пальцами рук по середине и выравниваем края.

Тарелочка делается точно также только после сплющивания слегка поправляются края.

Физкультминутка.

Вот тарелка для Валерки

Желтые колечки

 

Для котлеты, для пюре,

Для блинов, для гречки.

- Приступаем к лепке

В процессе лепки, воспитатель помогает тем, кто затрудняется.

Какие замечательные тарелочки и чашечки у нас получились, хорошо постарались. Давайте подарим куклам наши тарелочки и чашечки, чтобы они с удовольствием пили чай.

Ребята, чем мы сегодня делали?

Для кого?

Что вам больше всего понравилось?

Что для вас оказалось трудным?

Дети стоят вокруг стола, на котором воспитатель раскладывает иллюстрации на темы: «Посуда», «Одежда», «Обувь».

переходят в игровую зону

- Они не могут поднять чашку.

Она слишком большая

Показывают ладони

Имитируют действия педагога

Дети выполняют движения

- Рисуют руками большой круг.

- Рисуют указательными пальцами маленькие круги.

- Правой рукой загибают пальчики на левой руке, начиная с большого.

Изготовление.

Дарят.

После занятия переходим в игровую зону, накрываем куклам на стол.

Конспект занятия  по рисованию «Красивые тарелочки»

Цели и задачи:

«Художественное творчество»

формировать умения:

- работать кончиком кисти;

- украшать предмет внутри, не выступая за края;

- обмакивать кисть всем ворсом в баночку с краской, затем лёгким прикосновением ворса снимать лишнюю краску о край баночки;

- держать кисть тремя пальцами, не напрягая мышцы, не сжимая сильно её;

- своевременно насыщать ворс кисти краской;

- промывать кисть по окончании работы;

- осушать промытую кисть о мягкую тряпочку;

- по мере использования размещать кисть ворсом вверх.

Материалы: тарелочка, из соленого теста, краски, кисти, баночки с водой, салфетка.

Ход

Части, методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Сюрпризный момент

Вопросы

Цель

Основная часть

Рассматривание образца

Показ приёмов рисования

Физкультминутка

Самостоятельная деятельность.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов НОД.

Воспитатель приносит угощение – пирожки

- Я вам принесла угощение. - Что это? … (показываю поднос с пирожками)  

- Правильно, это пирожки.

- Какие пирожки?  

- На чём лежат пирожки? …

- Какого цвета тарелка? (показ)

- Ребята, у вас на столах тоже лежат тарелки, посмотрите какого они цвета? …

Воспитатель показывает свою тарелочку.

- Какого цвета моя тарелка? …

- Я предлагаю вам красиво украсить тарелки, а потом на красивые тарелки положить пирожки которые я вам принесла.

- Чем будем украшать? …

- Какого цвета у вас гуашь на столах? …

- Посмотрите, как я буду украшать тарелку. Я беру кисть в правую руку, 3-мя пальчиками. Опуская кисть в розетку с той краской, которая мне больше понравилась, лишнюю снимаю о край розетки. Начинаю украшать тарелку. Украшаю внутри, не выходя за край тарелки. Посмотрите, я приложила кончик кисточки и убрала, приложила и убрала и  так  пока всю тарелку не украшу. Когда я украсила тарелку, опускаю кисть в банку с водой, промываю её и сушу о салфетку.

- Вот такая красивая  тарелка получилась. (показ)

- Каким цветом я украшала тарелку?

- Вы свои тарелки будете украшать тем цветом, который вам понравится.

- Давайте покажем сухой кисточкой, как мы будем украшать тарелки. …

Показывают сначала в воздухе, а потом на тарелочках.

Физкультминутка:

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

Кто придёт к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы

Сахар не забыли мы.

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

 

Что мы делали?

- Кто придёт пробовать пирожки?

- Где пекли пирожки?

-Кому  достануться  крошки?

- Давайте начнём украшать тарелки. …

- Набирайте гуашь и приступайте к работе. …

- Обмакивайте кисть всем ворсом в баночку с гуашью, затем лёгким прикосновением ворса снимайте лишнюю гуашь о край баночки.

-Вот, и украсили мы тарелки. Какие они получились?

 - Теперь мы с вами положим оладушки на красивые тарелочки. Придут родители и полюбуются.

Ребята, чем мы сегодня делали?

Для чего?

Что вам больше всего понравилось?

Что для вас оказалось трудным?

Дети сидят на стульчиках.

Ответы детей (пирожки; они красивые, румяные, маленькие и очень вкусные)

- на тарелке

- тарелка белая

- белые

 - она тоже белая

 - гуашью

- красная, жёлтая, синяя, розовая

 - красным

Дети показывают воображаемые действия

Одну ладонь кладём на другую, потом наоборот – лепим пирожки.

Две ладони рядом, изображая поднос с пирожками.

По очереди загибаем пальцы, начиная с большого.

Машем ладонями по направлению к себе – зазываем гостей.

Изображаем руками как месят тесто.

Сыплем сахар щепоткой.

Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд.

Изображаем, как воробей клюёт крошки – указательным.

- пекли пирожки

- мама, папа, брат, сестра, пес.

- в печке

- воробью

Дети украшают тарелки.

- они получились яркие, нарядные.

Пальчиковые игры:

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,            Ритмичные удары кулачками и в ладоши                                                     попеременно.

Мы посуду перемыли:                         Одна ладонь скользит по другой

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.                    Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.

Мы посуду перемыли,                      Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,                     Снова загибаем пальчики.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.     Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.

«В кухне нашей под столом»

В кухне нашей под столом

Стоит крынка с молоком

(складываем из большого и всех остальных пальцев левой руки кружок)

К крынке кошка подошла

(“идем” указательным и средним пальцами правой руки)

Сверху сливки попила

(указательным пальцем делаем “лакающие” движения в кружке, изображающем горшок)

«Посуда»

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку .

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

«Ладушки»

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.) 

Мыли мылом ручки, мыли мылом ножки.

 Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

 Наварили кашки, помешали ложкой.

Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

 Строили ладошки домик для матрешки.

 Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

 Курочке Пеструшке накрошили крошек.

 Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

Хлопали ладошки, танцевали ножки.

Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

Прилегли ладошки отдохнуть немножко.

 Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

 «Моя семья»

(Поочередное загибание пальцев, начиная с большего)

Этот пальчик - дедушка (большой),

Этот пальчик - бабушка (указательный),

Этот пальчик - папочка (средний),

Этот пальчик - мамочка (безымянный),

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья.

(Хлопать в ладоши).

Дидактические игры:

«Принимайся за обед»

Цель. Закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой. Формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.

Игровое задание. Накормить куклу обедом.

Правила игры. Правильно и красиво накрыть на стол. Учить кукол культуре поведения за столом.

Материал. Кукла, мебель, посуда для столовой. Обеденная скатерть из полотна или салфеточной ткани; чайная скатерть из светлой ткани в клетку или цветочек; столовые и чайные салфетки из сурового полотна с отделкой. Дорожки из нарядной ткани, фартук, косынка, пара рукавичек-ухваток (желательно, чтобы все они были выполнены в одном изобразительном ансамбле).

Игра. Пусть дети самостоятельно поиграют с куклой. Игра начинается, когда кукла выражает желание поесть. Дети и рады бы ее накормить. Но где? Нет кукольной столовой. Так возникает потребность ее сделать. Вместе с куклой дети выбирают среди выставленных на полках игрушек необходимую мебель: стол, стулья, буфет, раздаточный столик. Обращаясь к детям от имени куклы, воспитатель руководит подбором, а также рациональной и эстетической расстановкой мебели: «Поставим буфет за столом, чуть правее, левее. В каком случае столовая выглядит удобнее, красивее? Как вам кажется?»

Окончательное решение принимают все сообща с куклой. Наконец она сидит за столом. А есть не из чего. Дети обычно смеются. Кукла же огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем стол». Заранее надо подготовить как можно больше разнообразной посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, к обеду или ужину, как они пожелают.

На куклу надо надеть косынку и фартук: она будет помогать детям, сервировать стол. Целесообразно задавать детям от имени куклы следующие вопросы: «Что надо, прежде всего, поставить на стол? А из чего мы будем есть, второе блюдо; пить компот (чай)?» Кукла может и ошибаться, например, поставить чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание: «Наши маленькие няни накрыли стол так же, как это делает наша няня?»

Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитательница учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благодарить за еду.

Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» А воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что надо сделать после еды, дети?» и т. д.

После окончания игры дети играют самостоятельно, приглашают в гости других кукол, сервируют чайный стол и т. д.

«Для чего и почему».

Цели: развивать мышление, речь; формировать познавательный интерес к окружающим вещам.

Педагог предлагает детям внимательно послушать вопрос и ответить на него так, чтобы для всех было понятно назначение предмета посуды или конкретной ее части.

Для чего половник такой глубокий?

Для чего чайнику носик?

Для чего чашке ручка?

Для чего кастрюле две ручки?

Для чего дуршлагу дырочки?

Почему для супа используют глубокую тарелку, а для каши мелкую?

Почему ко второму блюду подают вилку и нож, а не ложку?

Почему к чаю подают маленькую, а не большую ложку?

Для чего посуду моют после каждого приема пищи?

«Угадай предмет по детали»

Цели: развивать умение анализировать и синтезировать, представлять целостный образ предмета; развивать воображение, зрительное восприятие; формировать интерес к играм-загадкам.

Материалы: карточки с изображением отдельных деталей предметов посуды, шаблоны.

Педагог раздает детям карточки, на которых изображена деталь предмета посуды. По ней ребенок должен отгадать сам предмет, назвать его, дорисовать (при дифференциации сложности задания лучше дать шаблоны). Предметы посуды можно разрисовать и устроить выставку, на которой каждый ребенок расскажет о том, как он разукрасил свой предмет, какими деталями разрисовал отдельные части.

«Четвертый лишний»

Цели: развивать логическое мышление, речь, внимание; формировать внимательное отношение к совместной деятельности со взрослым.

Материалы: карточки с изображениями ряда предметов.

Педагог показывает ребенку карточки, на каждой из которых изображены четыре предмета, и просит найти лишний, назвать его и объяснить, почему он лишний, а к оставшимся трем предметам подобрать обобщающее слово.

Примерные варианты карточек:

сковорода, кастрюля, чайник, тарелка;

маленькая ложка, чайная пара, сахарница, половник;

супница, глубокая тарелка, мелкая тарелка, сковорода;

дуршлаг, ковш, кастрюля, стол;

вилка, ложка, нож, кувшин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему : “Столовая посуда, столовые приборы. Этикет за столом”

Занятие на тему : “Столовая посуда, столовые приборы. Этикет за столом”               Воспитатель :Попова Т.А....

Инсценировка "Бал столовой посуды"

Веселая музыкальная инсценировка поможет детям запомнить правила этикета и культурно-гигиенические навыки....

Тематическое планирование на неделю по теме кухня, столовая, посуда

Это планирование НОД и совместной деятельности с детьми средней группы на тематическую неделю....

Презентация по окружающему миру "Столовая посуда"

1. По первым четырем слайдам – загадки про каждый предмет. Обсуждаем – вспоминаем назначение каждого предмета и проговариваем технику безопасности (если таковую учитываем) для отдельных. 2. Беседа п...

Конспект занятия по развитию речи "Столовая посуда"

Конспект занятия по развитию речи "Столовая посуда"...

Как правильно вести себя за столом, как правильно пользоваться столовой посудой

Как правильно вести себя за столом, как правильно пользоваться столовой посудой...

Методическая разработка занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе " на тему Столовая посуда".

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением " Столовая посуда".  В занятии представылены дидактические игры по развитию речи по данно...