ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ НАСЕКОМЫХ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_o_nasekomyh.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с № 72 Калининского района Санкт-Петербурга.
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Теремок» (для детей с общим недоразвитием речи) познавательного развития.
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ
НАСЕКОМЫХ»
Подготовила и провела
воспитатель
Секалина Т. В.
высшая категория
Санкт-Петербург
Калининский район
Предварительная работа:
1. Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Насекомые».
2. Беседа о насекомых: строение, питание, размножение, образ жизни, польза, роль насекомых в природе.
3. Изготовление схем для составления рассказов о насекомых.
4. Чтение художественной литературы: «Лесные хоромы», «Муха-цокотуха»; сказок о насекомых:
5. Заучивание наизусть стихотворения
6. Проведение физкультминуток «Пчела»,
7. Работа с родителями: сочинить с детьми и оформить сказку о насекомых на альбомном листе, сделать иллюстрации к сказке.
8. Придумать сказку по заданной теме « Как божья коровка друзей искала». Нарисовать иллюстрации к сказке.
9. Изготовить книжку-самоделку «Наши сказки о насекомых».
10. Игры-импровизации «На лесной полянке».
11. Беседа «Насекомые и народные приметы».
12. Изготовление макета лесной полянки для отрабатывания предлогов «на», «за», «под», «перед», «около».
13. Демонстрация фильма с последующим обсуждением «Микрокосмос насекомых».
Материал к занятию:
- Волшебная бабочка (сюрпризный момент).
- Подборка сюжетных и предметных картинок а так же детских работ по теме «Насекомые».
- Макет лесной полянки
- Схемы для составления рассказов (5шт.)
- Сухой бассейн.
- Мелкие игрушки насекомых для сухого бассейна: бабочка, муравей, божья коровка, жук, кузнечик, гусеница.
- Атрибуты к физкультминутке: мяч
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания детей о многообразии насекомых:
- их строение;
- размножение;
- питание;
- польза;
- характерные признаки: умение видеть сходства и различия.
2. Уточнить и расширить знания о значении насекомых в природе
3. Уточнить знание народных примет.
Воспитательные задачи:
1. Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, чувства группового единства, доброжелательное отношение друг к другу.
2. Вызвать у детей интерес к жизни насекомых.
3. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, насекомым.
4. Развивать умение сотрудничать с друзьями.
5. Формировать у детей умение внимательно слушать других.
Развивающие задачи:
- Активизировать речь детей по теме «Насекомые».
- Развивать умение детей подбирать слова, характеризующие поведение и черты характера насекомых.
- Упражнять детей в диалогической и монологической речи.
- Совершенствовать умение составлять рассказ с опорой на схему.
- Совершенствовать умение подбирать признаки к предметам.
- Продолжать формировать навык составления предложения с использованием предлогов «на», «за», «под», «около», «перед», «под».
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать двигательные навыки.
Ход занятия
1 Вводная часть
Дети входят в группу, подходят к воспитателю.
Воспитатель: Я рада вас видеть! Ребята, давайте улыбнемся друг другу и нашему гостю, возьмемся за руки, подарим хорошее весеннее настроение своим друзьям и ласково скажем «Доброе утро»!
Дети встают в круг и приветствуют друг друга.
Воспитатель: Ребята, не кажется ли вам, что наша группа стала необычной. Как вы думаете, что изменилось?
Дети: В нашей группе повсюду насекомые.
Воспитатель: А знаете ребята, мы с вами так много беседовали, рассматривали, лепили, рисовали, конструировали, читали и сочиняли сказки о насекомых, что добрая фея, узнав об этом, превратила нашу группу в «Волшебную Страну насекомых».
2 Основная часть
Воспитатель: Ой, а что же у нас на окне?
Воспитатель вместе с детьми проходит к окну (в зону отдыха).
Дети: Это красивая бабочка!
Воспитатель: А бабочка не обычная, а загадочная и на своих крыльях она принесла нам загадки. Попробуем их отгадать?
Дети: Да.
Воспитатель: В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает
Немного времени пройдет
И приготовит вкусный мед.
(пчела)
Дети: Это пчела!
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением пчелы, и последующие картинки после ответов детей.
Воспитатель: Следующая загадка:
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко, это
Дети: Божья коровка!
Воспитатель: С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка
Дети: Это кузнечик!
Воспитатель: Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.
Дети: Это муравей.
Воспитатель: Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Дети: Это бабочка.
Воспитатель: Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Дети: Это жук.
Воспитатель: Молодцы, порадовали меня. Ребята, а что это там?
Воспитатель обращает внимание детей на сухой бассейн покрытый тканью. В нем находятся мелкие игрушки-насекомые.
Воспитатель: Может быть, это сюрприз от доброй феи, посмотрим?
Воспитатель ставит сухой бассейн на стол, снимает с него ткань.
Дети: Это наш сухой бассейн.
Воспитатель: Я думаю, что внутри кто - то спрятался. Предлагаю проверить. Но будьте осторожны и очень внимательны.
Дети достают из сухого бассейна насекомых и полным ответом произносят, кого они достали.
Дети: - Я нашел божью коровку.
- Я нашел бабочку.
- Я нашел муравья.
- Я нашел жука.
- Я нашел пчелу.
- Я нашел кузнечика.
Воспитатель: Интересно от кого же они там спрятались?
Дети: Может быть от злого волшебника?
Воспитатель: Может быть. А знаете, я предлагаю выпустить наших насекомых на веселую солнечную полянку.
Воспитатель и дети отправляются к импровизированной полянке (к театрализованному уголку) и согласно инструкциям воспитателя расставляют насекомых на «полянке». Дети выполняют инструкции и полным ответом комментируют свои действия.
Воспитатель: – Посади бабочку на цветок.
- Поставь муравья около муравейника.
- Посади божью коровку перед цветком на грибок.
- Посади жука под камень.
- Посади кузнечика за пенек.
- Посади гусеницу в траву.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли насекомым, выпустили их на чудесную полянку. Давайте и мы тихонько присядем рядом, отдохнем и поговорим о насекомых.
Дети и воспитатель присаживаются рядом с полянкой на ковре. Проводится д/у «Собери цветок». Коллективная работа по схемам составления описательного рассказа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла.
Воспитатель демонстрирует детям лепестки цветка.
Воспитатель: Кто-то оторвал все лепесточки у цветка, и он может погибнуть. Нам необходимо его спасти. Чтобы спасти его, нужно составить рассказ о насекомых. А помогут нам схемы, которые изображены на лепестках.
Дети разбирают лепестки и согласно схемам составляют коллективный рассказ о насекомых.
Дети: У каждого насекомого есть тело, которое состоит из головы, груди и брюшка. У них есть усики и шесть лап и крылья.
Дети: Насекомые питаются листьями, корой, лепестками цветов, нектаром цветов. Насекомые питаются тлей, поедают других насекомых.
Дети: Насекомое откладывает яйца, из них появляются личинки. Личинки превращаются в куколки, а из куколок появляются насекомые.
Дети: На зиму насекомые прячутся в коре деревьев, в опавших листьях, зарываются в землю.
Дети: Насекомые уничтожают вредителей, дают мед, лекарства.
Дети: Если насекомые исчезнут, то погибнут цветы, их некому будет опылять, гусеницы съедят все листья и траву. Погибнут птицы, им нечем будет питаться.
Воспитатель: Замечательный рассказ получился у вас, посмотрите, вы спасли цветочек. Молодцы!
(воспитатель прикрепляет лепестки цветка к сердцевинке) Ребята, а вы знаете народные приметы о насекомых?
Дети: «Муха попала в еду или питье – к подарку».
- «Убить божью коровку – накликать беду».
- «Комары и мошки летают роем – погода улучшится».
Воспитатель: Я тоже хочу рассказать некоторые народные приметы:
- «Если в доме живет сверчок, он приносит счастье. Покидает дом – болезнь».
- «Укусил муравей – к вражде и спорам. Но если муравьи завелись возле вашего порога, жди счастья и успеха».
- Вот какие приметы и еще многие другие существует в народе. А сейчас я предлагаю поиграть в игру с мячом, «Какой, какая, какое?» . Давайте встанем, образуем круг вокруг меня
- Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Бабочка, какая?
Дети: Красивая, пестрая, нарядная, веселая, игривая, волшебная
Воспитатель: Жук, какой?
Дети: Коричневый, мохнатый, усатый, полосатый, летящий, жужжащий.
Воспитатель: Насекомое, какое?
Дети: Маленькое, полезное, красивое, летящее, ползущее.
Воспитатель: Ну что ж ребята, и здесь вы меня порадовали. А давайте расскажем нашим друзьям-насекомым на полянке сказку, которую мы с вами придумали.
Дети с воспитателем проходят к полянке, присаживаются.
Воспитатель: Как называется наша сказка?
Дети: Сказка называется «Как божья коровка друзей искала».
Дети поочередно рассказывают сказку небольшими отрывками.
Давным-давно жила была божья коровка. Звали ее Крапинка. Была она красивая, добрая, веселая, вежливая. Она часто скучала потому, что у нее не было друзей. Крапинка хотела поиграть с муравьями, но они не пустили ее в игру. Ей надоело грустить одной, и полетела она искать друзей. Крапинка пробиралась сквозь дремучий лес. Ей было страшно, она от страха дрожала. Но она летела и летела. И вот перед ней оказалась солнечная, цветочная полянка. Крапинка увидела Ромашку и подлетела к ней.
- Здравствуй Ромашка, мне одной очень скучно. Муравьи со мной не играют. Давай с тобой играть.
- Давай поиграем, - ответила Ромашка.
- Давай играть в догонялки, - предложила Крапинка.
- Я не умею бегать и летать, меня крепко держат земля и корни, - ответила Ромашка.
Крапинка огорчилась и полетела дальше. Прилетела Крапинка в лес и увидела на пеньке жука.
- Здравствуй, Жучок. Давай с тобой поиграем.
- Давай, - ответил Жучок.
- Полетели наперегонки к колокольчику.
- Я не умею летать, - ответил Жучок.
Расстроилась божья коровка и полетела дальше. Крапинка прилетела
на берег озера, и грустно смотрела на желтые кувшинки.
И вдруг она услышала песенку.
Да еще какую – радостную, веселую, бодрую.
- Кто тут? – спросила Крапинка.
- Это я, кузнечик Петя! – ответили из травы. Я пою тем, кто грустит.
- Я буду петь для тебя от всей души, пока ты не улыбнешься. Что у тебя случилось?
- Спасибо, Петя, - вздохнула Крапинка, - только песенкой моему горю не поможешь. Сколько лесного народа вокруг, а я одна. И друзей у меня нет.
- Так не бывает, - возразил кузнечик, - я точно знаю, что ты найдешь много друзей.
Воспитатель: Как вы думаете, понравилась наша сказка насекомым на полянке?
Дети: Да, понравилась.
Неожиданно появляется добрая фея.
Фея: Здравствуйте ребята. Я добрая фея. Я долго наблюдала за вами и вижу, что вы старательные и умные. Как много вы знаете про братьев наших меньших – насекомых. Вам понравилось в моей волшебной стране?
Дети: Да, понравилось.
Фея поименно обращается к каждому ребенку, интересуясь его впечатлениями.
Фея: Слава, чем тебе больше всего понравилось заниматься в «Стране насекомых?»
Дети: Отгадывать загадки, спасать насекомых, играть с лепестками цветка, играть с мячом, рассказывать нашу сказку.
Фея: Но пришел час расставания, я благодарю вас за ваши знания, а за ваши старания я дарю вам леденцы. «Я палочкой раз взмахну,
Я палочкой два взмахну
И детей я в группу верну!»
Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше путешествие в «Страну Насекомых». Спасибо, ребята.
Используемая литература.
О. А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые, перелетные птицы». Москва ООО «Издательство Скрипторий 2003» 2006 год.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнова «Развитие речи детей 5 – 6 лет». Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2008 год.
Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. / Под ред. Нищева Н. В. СПб; ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»
Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»
Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».
Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие
Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...