«В царстве птиц»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Лисавцова Татьяна Николаевна

Ведущий.

Здравствуйте, мои дорогие ребята! Мы собрались сегодня для того , чтобы познакомится с очень большим миром –царством- птиц!. Посмотрите, сколько разных птиц живет на свете, какие они разные: большие и маленькие, яркие и незаметные.

Посмотрите внимательно на рисунки – вы никого здесь не узнаёте?(Ответы детей)

Вот и хорошо. Оказывается,  вы знаете очень много птиц. Вот сегодня мы с вами и поговорим о наших птицах.

1. Зимующие птицы.

Ведущий.

Давайте-ка проверим, узнаете ли вы эту птичку?

 

Шумной, чёрную толпой

В городах живут зимой

Зиму их прокормят свалки

Что за птица – это ГАЛКИ

 

Спутник давний наш от века

Он живёт близ человека

Без забот и без скорбей

Кто? – домовый ВОРОБЕЙ.

 

На дворе морозище- 

Градусов под сорок.

Плачутся воробушки,

Что весна не скоро,

Что в морозы лютые

Плохо греют шубки…

Я принёс воробышкам

На тарелке крупки.

Кушайте, воробушки, кушайте, хорошие.

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами,

Но сказала мама:

«Воробей ведь маленький,

Сразу , как запрыгает,

Потеряет валенки»

 

Воробей.(ребенок)

Пришла весна, пришла весна!

И берёзка расцвела!

На веточке я посижу

И песню о весне спою.  

 

Ведущий. А мы тебе поможем, хорошо, ребята?

 

Песня «Приди, весна!»

 

Приди, весна  красная!

Выйди, солнце  ясное!

Растопи снежок,

Зеленей, лужок!

 

Приди, весна  красная!

С денёчками ясными!

В гости ждём госте

Мы, скворцов, грачей.

 

Приди, весна  красная!

Будут дни прекрасные!

Песню мы поём

И весну зовём!

 

 

 

Кошка.(ребенок)

Кто же громко здесь поёт?

Кто же спать мне не даёт?

Это вы, ребята пели?

 

Дети:

Нет, мы тихо здесь сидели.

 

Кошка:

Значит , птички прилетели.

Мне бы хоть одну поймать.

Люблю я с птичками играть.

 

Воробей.

Чей-то голос слышу я, уж не кошка ли пришла?

 

Ведущий:

Ребята, хлопайте в ладошки.

Прогоните эту кошку!

(дети хлопают в ладоши кошка убегает)

Ведущий.

Слушай, маленькая птичка,

 я налью тебе водички,

спрыгни с веточки ко мне,

дам я зёрнышек тебе.

 

Воробей.

Спасибо за угощенье.

Понравилась моё вам пенье?(Ответы детей)

 

Ведущий.

 

Хрипло птенчики  кричат,

Клювы их в гнезде торчат,

Скрыла их густая крона.

Проживает здесь  ВОРОНА.

 

 

Суетится и стрекочет

Длинно хвостка, белобока

Вороватая СОРОКА.

 

Подбирает он проворно

Горстью брошенные зёрна

И гнездится на карнизе

Наш любимец-ГОЛУБЬ сизый

 

 

Всё хлопочет и вертится

Всё свистит и суетится

Ей на месте не сидится

Это – бойкая СИНИЦА.

 

 Песенка «Синица»

 

Скачет шустрая синица

Ей на месте не сидится

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

 

Вот присела на минутку,

Почесала носом грудку

И с дорожки, на плетень

Тири, тири, тень, тень.

 

Скачет шустрая синица

Ей на месте не сидится

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок

 

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок!

 

 

 

 

 

 

 

2.Кочующие птицы.

Ведущий.

Ребята , а есть среди птиц такие, которые прилетают к нам , чтобы найти корм. Такие птицы называются кочующими. Многие их , конечно, знают.

 

Вкруг ствола большой сосны

Шишки на снегу видны

Здесь на кузнеце затратил

Много сил проворный ДЯТЕЛ

 

Игра «Дятел»

 

Ходит дятел по пашнице –

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашёл и долбит сук,

Раздаётся в лесу стук

тук, тук, тук

 

( Дятел настукивает ритм. Игрок,  правильно повторивший ритмический рисунок,  становится дятлом.)

 

Светит месяц в небе чистом

В парке липовом, тенистом,

Там, где чуть шуршит листва

Стонет серая СОВА

 

Подвижная игра «Жмурки»

(Сова  - «жмурка», ловит детей –мышат)

 

 

Ведущий

Алый низ и чёрный хвост

Воробья побольше рост

Толстый клюв раздался вширь

Важен внешностью СНЕГИРЬ.

……за окошком,  в магазине     

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне.

Ярко –розовая грудка,

два блестящие крыла

Я не мог ни на минутку

оторваться от стекла.

 

3. Перелётные птицы.

 

К нам весна шагает    

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

 

Ведущий.

Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится всё длиннее. А ещё нам возвещают об этом птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой. Такие птицы называются перелетными. Кто же эти вестники весны? Попробуйте отгадать загадки.

 

Чёрный, проворный, кричит «крак»

Червякам –враг!

(грач)

 

Спереди у птички шильце, позади у птички- вильце,

Сама птичка мала,

А за морем была

(ласточка)

 

Села птичка на суку

И поёт: «Ку-ку, ку-ку»

(кукушка)

 

Луг, широкие просторы

Зелень трав ласкает взоры

 И поёт над головой

ЖАВОРОНОК полевой.

 

 

 

 

Ведущий.

А больше всего любили звонкого певца – жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудится от зимнего сна. 22 марта, когда день становился по своей длине. равным ночи,  в каждом доме пекли из теста птичек, мазали мёдом. По сёлам ходили празднично одетые дети, подбрасывали в воздух фигурки и пели специальные песенки-заклички:  закликали, т.е. зазывали Весну-красну поскорее прийти на землю.

 

Жаворонки, прилетите,   

Красну вёсну принесите.

Принесите весну

На своём хвосту,

На сохе, на бороне,

На овсяном снопе.

 

Жаворонок, жаворонок! 

Возьми себе зиму,

А нам отдай вёсну

Возьми себе сани,

А нам  отдай телегу.

 

Птица- ключица,        

Прилети к нам из-за моря,

Принеси нам два ключа

Два ключа золотые.

Отомкни весну тёплую,

Замкни зиму холодную.

 

 

На земле в тени гнездится

Невысоко петь садится

Сладко свищет меж ветвей

Черноглазый СОЛОВЕЙ

 

В клюве бьётся лягушонок

Зазевавшийся спросонок

И стекают струйкой капли

С клюва стройной серой ЦАПЛИ.

 

Ведущий.

А теперь отгадайте загадку о самой  полезной птице в нашем лесу.

 

Слышен дальний грустный зов

Повторенье двух слогов

На берёзовой опушке-

На сучке сидит КУКУШКА.

 

Только одна кукушка может есть мохнатых гусениц. Она спасает от гибели наши сады и леса.

 

Занятие продолжалось на улице, воспитанники раздавали всем прохожим листовки с призывом «Берегите птиц».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в Царстве птиц

Детский даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии. Дети любят играть, т. к. в игре прежде всего каждый ребёнок может наиболее полно показать себя, с...

занятие по развитию речи "царство птиц"

Задачи:Образовательные:Уточнить и закрепить знания детей о перелетных птицах,их характерных особенностях.Развивающие:Развивать слуховое восприятие.Воспитательные:Воспитывать эстетические переживания, ...

Проект "Тайны царства птиц" (подготовительная группа)

Что знаем о птицах? Хотим что узнать? И где на вопросы – ответы искать? Нам в помощь – родители, бабушки, сестры…Найдем мы ответы на наши вопросы. Рисуем и лепим, читаем, поем. Мы опыты дела...

Тема: «Путешествие в царство птиц»

Цель: расширить и обогатить знания детей о зимующих птицах, совершенствование речевых способностей детей.Задачи:образовательные:- закрепление представлений детей о внешнем виде и особенностях пов...

"Царство птиц"

Конспект НОД "Царство птиц" для старшего дошкольного возраста...

Квест-игра «Путешествие в царство птиц» План-конспект

Данный план-конспект игры-квеста ориентирован на старший дошкольный возраст. Направлен на обобщение и расширение знаний детей о птицах. Задания на станциях выполняются согласно маршрутным листам. В за...