Лучшие друзья цветов - солнце, вода, тепло
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Синькова Светлана Юрьевна

Исследовательский проект в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнил: воспитатель

 филиала МАОУ «Падунская СОШ»

д/с «Светлячок» с. Падун

Синькова С.Ю.

Разработчики: Синькова Светлана Юрьевна – воспитатель первой квалификационной категории;

Вид проекта: исследовательский.

Участники: воспитатель, дети старшей группы- Анфиса Н., Катя К., София Д., Алёна С., Вика Л., Инна К, Даша В., Рома К., Милана Г., и их родители.

Срок реализации: 3 месяца (январь, февраль, март)

Проблема.

У детей ограничен объём знаний в области естественно-научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязей в живой и неживой природе. Решением данной проблемы может стать исследовательский проект. Поэтому при разработке данного проекта использовались методы  организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям удовлетворить потребность познания действенным и доступным для них способом – самостоятельного исследования мира.

Актуальность.

Цветы украшают нашу жизнь, делают воздух чище, являются частью живой природы. Наша задача сохранить и приумножить природные ресурсы нашего края. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Данная работа направлена на развитие познавательной деятельности детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, анализировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. И такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в совместной работе наравне со взрослым – возможность строить свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность.

Работа строится по принципу развивающего обучения и направлена:

  • на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
  • на интеллектуальное, речевое развитие;
  • на стремление к самостоятельности;
  • на развитие личности в целом (умение сравнивать, анализировать, обобщать собственные наблюдения и на основе их делать выводы, логически рассуждать, эмоционально переживать).

Цель проекта:

Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного опыта, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию рассады цветов (бархатцев).

Объект исследования: всходы цветов (бархатцев).

Предмет исследования: условия неживой природы: свет, тепло, вода и их влияние на рост растений.

Задачи проекта.

Образовательные:

  • формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной деятельности при проведении исследовательской работы и наблюдении;
  • учить детей ухаживать за растениями, побуждать к длительному наблюдению за развитием одного и того же объекта в разных условиях;
  • дать наглядные представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для полноценного роста растений.

Развивающие:

  • Развивать память, логическое мышление, воображение, волевые качества, аккуратность, целеустремлённость.

Воспитательные:

  • воспитывать желание ухаживать за растениями без напоминания.

Предполагаемый результат:

  • Доказать, что факторы неживой природы оказывают влияние на живой организм;
  • Получить крепкую рассаду бархатцев;
  • Сформировать практические умения при выращивании растений, умения ухаживать за ними, используя полученные знания.

Гипотеза:

1. Если семена, посаженные в землю, не поливать, то они не смогут прорости;

 2. Если лишить растения света и тепла , то они не смогут полноценно развиваться и дать крепкую, хорошую рассаду.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, исследовательская, продуктивная.

Виды совместной деятельности:

Наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание открыток, беседа, дидактические игры, драматизация.

Практическая деятельность:

 Посев семян, полив, рыхление, измерение всходов (сравнение по высоте), ведение дневника наблюдений.

Работа с родителями:

Познакомить родителей с целями, задачами, этапами реализации проекта и средствами. Дать практические рекомендации по проведению беседы с детьми дома о пользе цветов, об уходе, что нового произошло с посаженными цветочками?

Пополнение развивающей среды для игры магазин «Сад –огород»

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получают практический опыт по уходу за растениями и наглядно могут убедиться в том, что растения не могут жить и развиваться без света, тепла и воды.

Педагоги: продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придают ему новые формы, эффективно развивают исследовательскую деятельность.

Родители: развивают детско-родительские отношения в совместной деятельности, знакомятся с исследовательской деятельностью дошкольников.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный.
  • постановка проблемной задачи;
  • подготовка земли, пустых ёмкостей;
  • Изготовление альбома «Такие разные бархатцы!»
  • подборка дидактических игр, пополнение развивающей, игровой среды

Практический

  • рассматривание семян;
  • посадка семян бархатцев;
  • уход, практическая деятельность, наблюдение за экспериментом;
  • фиксация результатов наблюдений;
  1. Заключительный.
  • Выводы;
  • Рекомендации;
  • презентация – драматизация:

Реализация проекта

«Солнце, тепло и вода – лучшие друзья цветов»

 (на примере бархатцев)

1. Подготовительный этап

Работая, наблюдая, беседуя с детьми педагоги обратили внимание на то, что у детей не достаточен запас знаний о живой и неживой природе, понижен интерес к исследовательской деятельности.  Дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке, им нужно напоминать о необходимости полить или взрыхлить землю. Для решения проблемы был разработан данный проект.

Новизна проекта заключается в том, чтобы наглядно, опираясь на свой опыт, дети могли убедиться во взаимосвязи роста растения от условий окружающей неживой природы: вода, свет, тепло. А создать необходимые условия могут сами дети.

На родительском собрании  ознакомили родителей с предстоящим проектом: актуальность, цели, задачи, этапы реализации. Родители получили практические рекомендации по проведению с детьми беседы о результатах наблюдений.

Детям воспитатель предложил ответить на 3 вопроса. 1. «Что вы знаете о цветах?»,

 2. «Что мы можем узнать?»,   3. «Как мы это узнаем?». Я хотела узнать, какой запас знаний есть у детей, что им интересно узнать и познакомить детей с источниками информации.

На первый вопрос Рома ответил: «Папа дарит цветы на праздник маме», Анфиса: «У цветов есть стебель, листья, бутоны», Катя: «У цветов есть семена, из которых можно вырастить новые цветочки», Милана: «Цветы нужны для красоты».

  На второй вопрос детям  необходимы были дополнительные наводящие вопросы. Алёна ответила: «Что нужно растениям, чтобы расти?»,  Вика: «Откуда появляются семена?», Анфиса: «Как правильно ухаживать за цветами?». Милана: «Какую пользу приносят людям?».

 На данный вопрос в основном предлагал воспитатель, а дети дополняли. Рома предположил: «Почитать книжки о цветах». Инна: «Спросить у родителей». Даша: «Посмотреть в Интернете».

Мы играли в дидактические игры: «Живое –неживое», «Угадай по описанию», «Загадки-отгадки», «Разложи цветы», «Составь букет», «Что изменилось?», «Что сначала, что потом?», «Опиши цветок», «Найди отличия»

Подвижные игры: «Раз, два, три – к цветочку беги», «Найди пару».

Играли в сюжетно-ролевую игру магазин «Сад –огород».

В беседе на тему «Что нам нужно для того чтобы посадить цветы?» определили необходимые материалы и их назначение.

Родители Кати и Софии принесли одинаковые контейнеры, землю. Милана с мамой изготовили альбом «Такие разные бархатцы».

Мы изучали свойства земли на экспериментально-опытном занятии «Какая земля».

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыплется, пропускает воду.

Материал, оборудование: Земля в контейнерах, лопатки, воронка, леечка, прозрачный стакан с водой.

В процессе изучения земли, дети определили такие свойства земли, такие  как цвет, вес, умение пропускать воду, земля содержит воздух.

Алена сделала вывод о том, что земля имеет чёрный цвет и когда она сухая, то рассыпается, а когда влажная, то липнет комочком к предметам.

Вика отметила, что через землю просачивается вода и в земле есть воздух.

Подготовка к эксперименту. 

Рассматривали семена разных цветов, определяли отличительные признаки, описывали их внешний вид.

Сделали вывод о том, что семена разных цветов отличаются друг от друга по форме, цвету и размеру.

 Нам предстояла посадка семян бархацев.         

Дети с удовольствием взялись за дело. Они наполнили контейнеры землёй, посеяли семена. Обсудив условия проведения эксперимента, полили только три контейнера из четырёх.

Потом мы определили место для каждого контейнера, чтобы выполнялись условия эксперимента. Образцы 1, 2, 3 мы разместили на столе у окна, а образец № 4 на холодном подоконнике в коридоре.

     

  Для того, чтобы знать в каких условиях находится образец и как за ним нужно

 ухаживать, нами совместно были  разработаны и изготовлены условные обозначения.

2. Исследовательско-практический этап.

Каждое утро дети интересовались, что происходит с нашими цветочками, обсуждали результаты наблюдений, дискуссировали. В процессе каждодневных наблюдений мы вместе с детьми измеряли всходы.

Результаты своих измерений заносили в календарь наблюдения, который представлен в приложении.

Получили следующие результаты:        

Образец №1- всходы дружные, здорового вида, тёмно-зелёного цвета.

Образец №2 – всходы не появились, земля сухая.

Образец №3 – всходы тонкие, искривлены, имеют светло зелёный цвет, начали гибнуть.

Образец № 4 – всходы появились гораздо позже и развиваются медленно.

Вывод: Инна сделала вывод: «Для того, чтобы цветы росли хорошо,  нужно держать в тепле и в освящённом месте, иначе им будет плохо и они могут погибнуть. Милана дополнила: «Обязательно нужно поливать: без воды цветы даже не прорастут».

  1. Заключительный этап.

Дети подготовили инсценирование сказки «Маша и цветы», в которой отразили свои наблюдения.

Практические рекомендации.

Нами разработаны практические рекомендации по выращиванию рассады бархатцев:

  1. земля должна быть тёплой и не заражённая вредителями;
  2. поливать растения необходимо по мере высыхания почвы;
  3. рассаду цветов нужно держать в хорошо освещённом месте;
  4. нельзя допускать воздействие низкой температуры на растения.

Литература.

1. О.В. Дыбина,Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом»., М., 2001г.

2. В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.        

        3. Л.В Ковинько «Секреты природы – это так интересно», М. 2004г.

4. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.

5. Л.Г Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи», М., 2006г.

6. «Практическое руководство по выращиванию и уходу за растениями», М. 2005г.

7. Интернет-сайты.        

 Сказка «Маша и цветы»

Автор: Жила-была Машенька и был у Маши котёнок по имени Пушок. (выходит девочка, рядом котёнок) Однажды Машенька подумала…

Маша: Скоро праздник 8 Марта! А какой подарок маме мы подарим в женский день? (после небольших раздумий). Да, я придумала, Пушок! Я выращу для мамы цветочки!

Автор: Девочка принялась за дело: принесла 4 горшочка, насыпала в них земли, посадила семена в землю. (девочка имитирует действия, в ролях семян –дети. Один цветочек отставляет в сторону) Сейчас я вас поставлю у окошка.

Автор: Девочка, забыла, что от окна дует и там холодно.

Маша: Ой, я же забыла вас полить! ( поливает и приговаривает) растите мои цветочки на радость маме. (идёт, поливает каждый горшочек. Три полила, а четвёртый –нет). Ну как же я устала, хватит, потом полью.

(раздаются голоса подруг)

Подруги: Машенька, выходи с нами играть!

Маша: Бегу, бегу! Сейчас оденусь.

Автор: Машенька убежала к подружкам, а Пушок остался дома. Скучно стало котёнку одному и он расшалился. Да так разыгрался, что уронил платочек на один горшочек. (накрывает одного ребёнка-цветочка простынкой)

Автор: Шло время, с Машиными цветочками что- то происходило. Давайте посмотрим!..

(1-й ребёнок, который в стороне, ёжится от холода, он маленький)

1 ребёнок: Ох как мне холодно, я плохо расту. Согрейте меня.

(2-ой ребёнок, который накрыт)

2 –й ребёнок: Мне плохо: здесь темно, страшно. Где же солнышко? Помогите мне, я погибаю.

(3-й ребёнок, который не «полит»)

3-й ребёнок: Пить, пить, дайте мне воды. У меня совсем нет сил. Спасите!

(4-й ребёнок, крепкий, довольный)

4-й ребёнок: А у меня всё есть! Посмотрите, какой я красивый!  Мне тепло от печки, мне светло от солнышка, водицы я напился сполна!

Автор: Услышала Машенька разговор цветочков, стало стыдно ей за то, что она плохо ухаживала за своими цветочками. Решила она всё исправить, пока не случилась беда.

Маша:  Сейчас я вам помогу! (одного ребёнка переставляет в тепло, с другого снимает простынку, а третьего поливает из леечки)

(дети-цветочки говорят спасибо девочке и дарят ей по цветочку. Девочка идёт к маме и поздравляет её с днём 8 марта)

Маша: Мамочка родная! Поздравляю тебя с днём 8 марта!

8 Марта - день торжественный,

День радости и красоты.

На всей земле он дарит женщинам

Свои улыбки и мечты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья

Лето - наиболее благоприятное время для использования всех естественных факторов: воды, солнца, воздуха, поэтому необходимо давать детям возможность, как можно дольше находиться на улице....

Проект «Оздоровление детей в летний отпуск - «Солнце, воздух и вода – наши лучше друзья!»

Приближается лето – замечательное время года! Детям можно большую часть дня играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свеже...

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Лето для дошкольников таит в себе богатые возможности, о которых можно только мечтать в иное время года.В виду того, что в летнее время в группу приходят дети – новички (из других групп и детских садо...

"СОЛНЦЕ,ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!"

Методы проведения закаливающих процедур....

День здоровья. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

Способствовать формированию основ здорового образа жизни. Развивать у детей понимания значения и необходимости закаливающих процедур....

Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья.

Знакомить  детей с понятием «здоровье», «здоровый человек»; познакомить с правилами здоровья, правильного умывания, объяснить зачем это нужно.Развивать  навыки анализа ситуации, умение мысли...