"Наши меньшие друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii_nashi_menshie_druzya.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по теме:

«Наши меньшие друзья».

Образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Программное содержание:

  • формировать представления детей о том, как звери и птицы готовятся к зиме (белка запасает орехи, грибы, желуди, устраивает гнездо; ёж готовится к длительной спячке; заяц меняет окраску шерсти);
  • уточнить представления детей о том, что многие птицы улетают осенью в тёплые края;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи между исчезновением корма и отлётом птиц;
  • формировать понятие «перелётные» и «зимующие» птицы;
  • закрепить названия комнатных растений и способы ухода за ними;
  • вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.

Материалы и оборудование: фартуки по количеству детей, тряпочки, кисти для ухода за растениями, тазик с водой, сундук, 3 баночки: с водой, почвой, пустая, силуэты деревьев, комнатные растения, шапочка ежа, магнитофон с записью голосов птиц, песня «Про ежа».

Предварительная работа: чтение сказки Г.А.Скребицкого «Всяк – по-своему», чтение рассказов «Белкина сушильня», «Сам себе кладовая», «Загадки перелётов» В.Бианки; чтение «Ёж», «Улетают журавли», «Осень в лесу» И.Соколова-Микитова; игра «Птицы на кормушке»; рассматривание картин «Ужи», «Лисица»; дежурства в уголке природы; наблюдения за птицами; заучивание пословиц, поговорок, примет об осени.

Ход НОД:

В: ребята, садитесь все поудобнее, сегодня нас ждут необычные приключения. Я вам предлагаю отправится в поход в лес, на природу. Как вы думаете, что нам нужно приготовить, чтобы отправится в поход?

Д: Компас, рюкзак, бинокль, фотоаппарат, палатку, подзорную трубу, карту и т.д.

В: Молодцы, можно собираться в путь на поиски клада. Хотите найти клад? Но чтобы найти клад, нам нужно преодолеть много препятствий.

(Звучит запись с голосами птиц)

В: Вот мы и попали с вами на лесную поляну. Давайте немного послушаем голоса птиц. Каких птиц вы, ребята, знаете?

Д: Воробей, синица, сова, голубь, скворец, дятел, ласточка, сорока, журавель, грачи.

В: Скажите  мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Д: Осень.

В: Какой период осени?

Д: Сейчас поздняя осень.

В: А какие птицы улетают в тёплые края?

Д: Жаворонок, скворец, соловей, ласточки, грачи, журавли, гуси.

В: А почему птицы улетают?

Д: Стало очень холодно, червяки и насекомые прячутся глубоко в земле и под корой деревьев, поля скованы морозом, занесены снегом. Птицам трудно найти корм.

В: Как одним словом можно назвать птиц, которые улетают от нас в тёплые края?

Д: Перелётные птицы.

В: А какие птицы остаются зимовать?

Д: Воробей, синица, дятел, сорока, ворона.

В: Как можно одним словом назвать птиц, которые остаются с нами зимовать?

Д: Зимующие птицы.

В: А как нам, ребята, помочь  нашим зимующим птицам в суровые зимние холода?

Д: Повесить кормушки, подкармливать зёрнами, хлебными крошками.

Физминутка «Мы листики осенние».

В: Продолжим наш путь в поисках клада. Кого кроме птиц можно ещё встретить  в лесу?

Д: Животных: ежа, зайца, белку, медведя и т.д.

В: А как, ребята, готовится к зиме белочка?

Д: Утепляет дупло мхом, заготавливает орехи, желуди, развешивает по сучкам грибы, меняет шубку на серую.

В: А про какого животного можно сказать, что он «сам себе кладовая»?

Д: Про медведя, барсука.

В: А почему так говорят?

Д: Осенью медведь, барсук накапливают много жира, а зимой устраиваются в берлогу, жир их и греет, и кормит. Он проникает в кровь, а кровь разносит жир по всему телу; медведь и питается этим жиром всю зиму до самой весны.

В: А как готовится к зиме ёжик?

Д: Ёжик натаскивает в норку сухих листьев, мха, устраивает себе тёплую постельку и спит всю зиму под снегом.

В: А какое животное ещё меняет свою шерсть к зиме?

Д: Заяц.

В: Для чего ему это нужно?

Д: Среди белого снега зайца не будет видно и лисица его не найдёт.

В: Ребята, давайте мы с вами вспомним песню про ежа и потанцуем вместе с Ёжиком. Ёжиком я выберу Машу К.

(Дети поют песню «Про ежа»; «ёжик» танцует, дети хлопают в ладоши)

В: Ребята, посмотрите под деревьями виднеется сундук, наверное в нём и таится клад. Садитесь все поудобнее, сейчас будем открывать сундук. Как вы думаете, что за клад в сундуке?

Д: Золото, деньги, конфеты и т.д.

В: (пытается открыть, но ничего не получается) Ущё одно задание нужно выполнить и сундук откроется. Давайте вспомним пословицы, поговорки и стихи об осени.

Д: Осень хвастлива – весна справедлива; сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой; октябрь – грязник; ноябрь – зиме родной батюшка.

Стихи: «Как обидно», «Осень», «В золотой карете».

В: Вот и открылся наш сундук, а в нём: 3 банки – с почвой, с водой и одна пустая. Вот это клад? Для чего нам, ребята, нужна вода?

Д: Вода нужна, чтобы поливать растения, умываться, варить пищу.

В: А для чего нужна земля, почва?

Д: По земле мы ходим, сажаем растения, комнатные растения.

В: А в этой банке на первый взгляд ничего нет, но этот клад невидимый, он есть повсюду, без него нет жизни на земле.

Д: Это воздух, мы им дышим, он нужен для растений и животных.

В: Ребята, а для чего нужны земля, вода и воздух в нашей группе?

Д: Для комнатных растений.

В: Вот сейчас и проверю какие вы знаете комнатные растения. Слушайте первую загадку:

- На окошке в комнате

  «Огоньки» растут

  Красным пламенем горят,

  Но не жгут, а веселят. (Бальзамин «Огонёк»)

Вторая загадка:

- Вот оно растение

  Листья разноцветные

  С красными каёмками

  Листья все гранёные. (Колеус «Крапивка»)

Слушайте ещё одну загадку:

- Вырос кустик пышный

  В комнате не лишний,

  Листья незаметные,

  А плоды – запретные. (Аспарагус)

А какие ещё комнатные растения есть в нашей группе?

Д: Плющ восковой, хлорофитум, фиалка, щучий хвост, амарилис, циперус, герань.

В: Я приготовила вам все необходимое для ухода за нашими растениями. Вы уже знаете, что за каждым растением нужно ухаживать по-разному. Подумайте и сами решите, что нужно выбрать. Приступайте к работе, работайте аккуратно, не торопитесь.

(Дети работают под бодрую музыку)

В: Молодцы, ребята, все наши растения стали чистые, красивые, теперь будут хорошо расти. А теперь садитесь на стульчики, в сундуке осталось ещё какое-то письмо. Давайте прочитаем.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок – терпению,

Пчёлы в поле и саду

Обучают нас труду,

И к тому же в их труде

Всё по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце – доброте,

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

В: Вот и вернулись мы с вами из похода, узнали много интересного, а самое главное, что что природой нужно не только любоваться , но и охранять её.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект в подготовительной группе на тему: “Наши меньшие друзья, в азбуке от А до Я”

Этот мини-мини проект поможет обобщить и уточнить представления детей об условиях жизни диких животных, птиц, насекомых осенью путем поиска и  отбора необходимой информации и использования ...

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

"Наши меньшие друзья"

Цель: способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к  домашним животным; формировать знания о домашних животных; дать представление о потребностях животных для их роста и ра...

Интегрированное занятие «Наши меньшие друзья» (образовательная область «Познание» и «Художественное творчество») Для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное занятие «Наши меньшие друзья»(образовательная область «Познание» и «Художественное творчество»)Для детей старшего дошкольного возраста...

Проект: "Наши меньшие друзья-насекомые"

План проекта и конспект сказки-инсценировки "Под грибом"...

Презентация проекта "Наши меньшие друзья"

Презентация проекта "Наши меньшие друзья"...

Практико-значимый проект Занятие на тему: Наши меньшие друзья – птицы» Для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМосковский государственный областной университет Духовно-просветительский культурный центр им. просветителейславянск...