консультация для родителей по ознакомлению детей раннего возраста с родным краем
консультация (младшая группа)
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой родине - родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
-формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому; воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
- развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
-воспитание эстетически нравственных людей; поведения и моральных качеств ребёнка; расширение представлений о родной стране, её столице, городах;
-знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
-ознакомление с историческим прошлым России;
- развитие элементарных знаний о правах человека.
Становление патриотических чувств происходит постепенно, в процессе накопления представлений об окружающем мире, малой родине, где человек родился и живет, формирование осознанного, ответственного отношения к своей стране, планете. Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по патриотическому воспитанию целесообразно разделить на этапы: семья, детский сад, родная улица, район, родной город, страна, ее столица, символика, права и обязанности.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта, жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного края.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В. Мудрик) является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общественный ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания, так и отношения к действительности. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально - практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:
-сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, рисунками, репродукциями, слайдами, схемами и др.;
- обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать? Как можно догадаться, что Красное значит красивое?)
- не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения : «Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими , как вы»; или: «Это было очень- очень - очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете»;
-используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным город должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.
Приобщение детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решено, когда во время прогулки по родному городу устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
В младшем возрасте не стоит проводить занятия по ознакомлению с городом и давать сведения об его истории. С младшими дошкольниками начинаем ознакомление с наблюдения ближайших улиц. Улицы длинны, на них много домов, у каждого дома номер. К концу года дети должны знать улицу, дом, № квартиры (этому должны научить детей родители, работа воспитателей с родителями).
Во время праздников обращайте внимание детей на празднично - украшенные улицы, проспекты (флаги, цветные огоньки, гирлянды).
Во время прогулок обязательно рассказывайте о , красивом родном городе: пусть дети удивятся большим и маленьким домам, постройкам разных конструкций, различных стилей архитектуры.(большие каменные и маленькие деревянные)
Расскажите детям, что в городе живут горожане, которые наводят порядок на улицах города, высаживают деревья, красят лавочки, реставрируют дома. Вы тоже - маленькие горожане, поэтому должны делать все, чтобы наш город был чистым и нарядным: бросать фантики в контейнер для мусора, не ломать веточки и не рвать цветы. После прогулки предложите детям нарисовать, слепить свои впечатления (конечно вместе с вами)
В младшем возрасте особое внимание при прогулках уделите разговорам о привлекательности нашего города, обратите внимание на красоту зданий, парка, церквей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 731.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад №41 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад №41 Красносельского района СПБ)
198320 Санкт – Петербург ,город Красное Село, улица Гвардейская д.19,корпус 2
Консультация по ознакомлению младших
дошкольников с Красным Селом (родным краем)
Подготовила воспитатель
Шапошникова Е.В.
Группа №1
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой родине - родному краю, городу, в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
-формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому; воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
- развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
-воспитание эстетически нравственных людей; поведения и моральных качеств ребёнка; расширение представлений о родной стране, её столице, городах;
-знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
-ознакомление с историческим прошлым России;
- развитие элементарных знаний о правах человека.
Становление патриотических чувств происходит постепенно, в процессе накопления представлений об окружающем мире, малой родине, где человек родился и живет, формирование осознанного, ответственного отношения к своей стране, планете. Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по патриотическому воспитанию целесообразно разделить на этапы: семья, детский сад, родная улица, район, родной город, страна, ее столица, символика, права и обязанности.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта, жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного края.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А.В. Мудрик) является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общественный ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания, так и отношения к действительности. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально - практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:
-сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, рисунками, репродукциями, слайдами, схемами и др.;
- обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать? Как можно догадаться, что Красное значит красивое?)
- не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения : «Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими , как вы»; или: «Это было очень- очень - очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете»;
-используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями. Каждый момент ознакомления дошкольников с родным город должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.
Приобщение детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решено, когда во время прогулки по родному городу устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
В младшем возрасте не стоит проводить занятия по ознакомлению с городом и давать сведения об его истории. С младшими дошкольниками начинаем ознакомление с наблюдения ближайших улиц. Улицы длинны, на них много домов, у каждого дома номер. К концу года дети должны знать улицу, дом, № квартиры (этому должны научить детей родители, работа воспитателей с родителями).
Во время праздников обращайте внимание детей на празднично - украшенные улицы, проспекты (флаги, цветные огоньки, гирлянды).
Во время прогулок обязательно рассказывайте о , красивом родном городе: пусть дети удивятся большим и маленьким домам, постройкам разных конструкций, различных стилей архитектуры.(большие каменные и маленькие деревянные)
Расскажите детям, что в городе живут горожане, которые наводят порядок на улицах города, высаживают деревья, красят лавочки, реставрируют дома. Вы тоже - маленькие горожане, поэтому должны делать все, чтобы наш город был чистым и нарядным: бросать фантики в контейнер для мусора, не ломать веточки и не рвать цветы. После прогулки предложите детям нарисовать, слепить свои впечатления (конечно вместе с вами)
В младшем возрасте особое внимание при прогулках уделите разговорам о привлекательности нашего города, обратите внимание на красоту зданий, парка, церквей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
Формировать положительное отношение к природе родного края , вызвать интерес к коренному населению Севера можно через дидактические игры....
Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
Формировать основы положительного отношения к природе, развивать интерес к коренным народам Севера, их традициям, культуре....
Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей д...
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.
Принципы работы, виды занятий, литература, основные объекты и понятия....
Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром природы».
Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире....
Методическая разработка для воспитателей ДОУ "Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем"
В данной разработке описывается методика ознакомления дошкольников с родным краем, дается тематическое планирование для детей старшего дошкольного возраста...
Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эт...