Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 
Задания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost_doshkolnika.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:


ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
ДОШКОЛЬНИКА. 

         Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 
Задания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 

Образовательная область «Познание». 

 Тема: «Вода и её свойства». 


Задачи: 

 - развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями; 

- познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды; 

 - научить находить различные жидкости в окружающем мире; 

 - получить доказательство того, что вода – очень умный продукт, необходимый всем живым организмам;

 - воспитывать бережное отношение к воде. 

Оборудование: 

емкости для воды разного объёма, стаканы, чайные ложки, кубик, физическая карта, сахар, соль, мука, гуашь, воронка, носовой платок, вата, вода. 

 Ход занятия. 

 Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озерах. Вода содержится и в земле. В любом камне, в его мельчайших трещинах есть вода. Много воды и в живых организмах – в каждом растении, в каждом животном. Вода по весу составляет более половины веса организма. В воздухе также находится вода. Вода используется человеком для питья и мытья, для орошения полей, садов и огородов. Много воды идет в производство. Водяные богатства надо беречь и охранять. 

 (Раздаётся стук в дверь, в группу входит девочка в костюме капельки.) 

Вос-ль: Ребята, кто к нам пришёл? Кто ты? 

 Дев: Я Капелька воды. 

 Вос-ль: А зачем ты к нам пришла? 

 Кап: 

 На огромной планете Земля 

 Жила скромная чистая капля 

 Ей вопросы мешали, друзья:

 Где живу?

 Какими свойствами я обладаю? 

 Вос-ль: 

На вопросы ответить, ребята,

 Сама капля не сможет. 

 Ждёт она, не дождётся, 

 Когда мы ей поможем. 

Ребята, поможем нашей гостье ответить на интересующие её вопросы? 
(ответы детей). 

 Кап: Мне сказали, что у вас в группе живут мои сестрички-капельки. Это правда? 

 Дети: Да.

 Вос-ль: Ребята, давайте поможем Капельке воды найти её сестричек. Подскажите, где можно их повстречать у нас в группе. 

3. Путешествие-поиск капелек воды по группе.

 

Вместе с детьми Капелька воды ходит по группе, и дети показывают ей, где можно повстречать воду. На каждом объекте, где находим воду, приклеиваем знак капельки. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов. 

В уголке природы: лейка с водой. (Приклеить капельку). 

 Дети: Растениям нужна вода, они живые и без воды могут погибнуть. 

 В туалетной комнате. (Приклеить капельку). 
Дети: Вода нужна, чтобы мыть руки, лицо. 
Около мойки в подсобном помещении. (Приклеить капельку). 

Дети: Помощнику воспитателя нужно много воды, чтобы мыть посуду, полы, игрушки. 

На столе, где стоит бутылка с водой для питья. (Приклеить капельку). 

Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить. 

 Вос-ль: Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. Но твои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут, где ты можешь ещё их повстречать. 

 Дети: Капельки воды живут в реке, озере, море, луже, океане. 

 Вос-ль: Вот видишь, капелька, как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек. Посмотрите на карту нашей планеты Земля. Что вы можете сказать? 

Дети: Воды на поверхности Земли больше, чем суши. 

 Вос-ль: Правильно. 

 

4. Знакомство со свойствами воды. 

Вос-ль: Ребята, нашу гостью интересовал ещё один вопрос, какими свойствами она обладает. Капелька, но мы с ребятами тоже хотим узнать ответ на этот вопрос и сейчас вместе с тобой отправимся в мини-лабораторию, и как настоящие учёные будем проводить опыты, чтобы узнать ответ на этот вопрос. Но для начала немного отдохнём. 

 

Физкультминутка «К речке быстрой».

 

К речке быстрой мы спустились, 
(шагаем на месте) 

Наклонились и умылись. 
(наклоны вперед, руки на поясе) 

Раз, два, три, четыре, 
(хлопаем в ладоши) 

Вот как славно освежились. 
(встряхиваем руками) 

Делать так руками нужно: 
Вместе – раз, это брасс. 
(круги двумя руками вперед) 

Одной, другой – это кроль. 
(круги руками вперед поочередно) 

Все, как один, плывем как дельфин. 
(прыжки на месте) 

Вышли на берег крутой 
(шагаем на месте) 

И отправились домой. 

 

Практическая работа, в ходе которой с помощью опытов устанавливаются свойства воды. 

Беседа по технике безопасности.

 

1) Какой формы вода? (опыт проводят дети под руководством воспитателя) 
Имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. А теперь разольём воду в блюдце, она растеклась лужицей. Давайте возьмём кубик и положим его в блюдце, затем переложим в другую емкость. Форма кубика изменилась? (Нет). 

 Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. 

 Оборудование: 2 стакана разного размера, тарелка, кубик, вода. 

 2) Какого цвета вода? (Опыт проводят дети под руководством воспитателя). 
Возьмем стакан с водой, и 9 разноцветных полосок (красная, оранжевая, желтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая, чёрная, белая). Будем поочереди сравнивать цвет полоски с цветом воды в стакане. С какой полоской совпал цвет воды? (ни с одной). 

 Вывод: чистая вода не имеет цвета. 
Оборудование: стаканы с водой, 9 полосок разного цвета. 

3) Какого вкуса и запаха вода? (Опыт проводят дети под руководством воспитателя). 
А есть ли у воды вкус и запах? Дети пробуют, нюхают воду и апельсиновый сок, высказывают свое мнение. Затем, сок выпивают. 
Вывод: у воды нет своего вкуса и запаха. 

Оборудование: стаканы с водой, кружки в которых налит апельсиновый сок, 

 4) Вода – растворитель. (Первую часть опыта проводят дети под руководством воспитателя. Вторую часть проводить воспитатель, дети наблюдают). 
1. Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Они растворились и изменили вкус воды). 
2. А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Воспитатель выполняет это задание. 
Обращаем внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана). 
Что мы видим в стакане, где растворяли подсолнечное масло? (Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности). 

 Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. 

 Оборудование: сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, ёмкости для воды, ложка.  

5) Фильтрование воды. (Опыт проводит воспитатель). 
Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Иванушка превратился в козлёночка). Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, который вам в жизни может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать. 
Вывод: воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами. 

 Оборудование: воронка, носовой платок, вата, ёмкости для воды. 

 5. Итог

 Вос-ль: Ну, вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали, какими свойствами обладает вода. Ребята, а вы запомнили эти свойства? (Да). 

 Вос-ль: Перечислите их. 

 Дети: - вода не имеет формы; 
- вода не имеет запаха и вкуса; 
- вода растворяет некоторые вещества; 
- воду можно очистить. 

 Вос-ль: Правильно. 
Вода это очень ценный и важный продукт, который нужно беречь. Скажите, можно прожить без воды? (Нет). 

 Вос-ль: Правильно, без воды прожить невозможно. Вода нужна всему живому на Земле. Поэтому воду нужно беречь и не тратить зря. 

 Вы, слыхали о воде?

 Говорят она везде! 

Вы в пруду её найдёте, 

И в сыром лесном болоте. 

В луже, в море, в океане 

И в водопроводном кране, 

Как сосулька замерзает, 

В лес туманом заползает, 

На плите у вас кипит, 

Паром чайника шипит. 

Без неё нам не умыться, 

Не наесться, не напиться! 

Смею вам я доложить: 

Без неё нам не прожить! 

Игра. 

Хлопните в ладоши, услышав слово или словосочетание, относящееся к воле: жидкая, красная, имеет запах, имеет форму, бесцветная, растворяет сахар, соль, основа всего живого на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками

Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...

Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников

Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении  использования педагогических технологий деятельностного типа, которые: способствуют индивиду...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Методическая разработка ролевых коммуникативных связей между сотрудниками ДОУ в рамках подготовки и реализации проектной деятельности «Город, в котором мы живем» по познавательно- исследовательскому развитию старших дошкольников

Качественной коммуникацией является привлечение сотрудников-педагогов в процесс коммуникационного взаимодействия, их готовность к сотрудничеству и способность работать в рамках проектной деятельности...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...