Игра - путешествие по познавательному развитию " На помощь Айболиту" для детей средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Фрагмент образовательной деятельности в области "Познавательное развитие" с элементами опытно-эксперементальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_puteshestvie.docx | 114.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо-Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Лицей № 1560»
Игра - путешествие по познавательному развитию на тему: « На помощь Айболиту» для детей средней группы (фрагмент образовательной деятельности с элементами экспериментирования)
Подготовила и провела
Воспитатель: Соколова О.А.
Москва 2015 г.
Цель:
Развивать познавательные интересы детей посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами камня, сухого и мокрого песка;
- формировать мыслительные процессы: умение классифицировать, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы.
- продолжать учить детей обобщать предметы по цвету, форме, размеру.
- закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры.
- закреплять умение двигаться в заданном направлении: направо, налево, вперед, назад.
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Развивающие:
- развивать эмоционально - положительное отношение детей к познанию окружающего мира
- развивать сенсорные ощущения, зрительное и слуховое восприятие, память.
Воспитательные:
- воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы, усидчивость, любознательность, познавательный интерес.
- воспитывать желание приходить на помощь попавшим в беду
Приоритетная образовательная область: « Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: « Физическое развитие», « Речевое развитие».
Технологии, используемые в образовательной деятельности:
Здоровьесберегающие: динамические паузы, песочная терапия
Игровые технологии: игровой сюжет, игровые задания и упражнения.
Технологии поисковой деятельности: создание проблемной ситуации; детское экспериментирование.
Словарная работа: обогащать словарь детей новыми словами: лаборатория, шероховатая поверхность.
Предварительная работа: игры с песком, коллекционирование, сбор камней с участка детского сада, чтение художественной литературы.
Оборудование: телефон, аудиозапись голоса Айболита, шум моря, коробка с ковром, заплатки геометрической формы, картина горы и пустыни, корзина, мешочек с камнем, гимнастические палки, тоннель, блоки Дьенеша (фигуры разного размера, цвета, величины), экспериментальный стол для проведения опытов с песком, мокрый, сухой песок, песочница с сухим песком, формочки разной формы, пальма, игрушки: орел, тигрята, бегемот, крокодилы, мартышки, бананы, рецепты с картинками животных, весы, прозрачная емкость; раздаточный материал для исследовательской деятельности: подносы, по одному камню на каждого ребенка, кусочек пластилина, прозрачный стакан.
Ход:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся. Я хочу вам рассказать увлекательную историю (речь педагога прерывает звонок телефона). Ой, ребята, у меня зазвонил телефон - Кто говорит?
Дети: Слон
Воспитатель: Нет, не слон. А самый добрый доктор в мире. Как его зовут?
Дети: Доктор Айболит.
Воспитатель: Правильно, Айболит, послушаем, что же он говорит.
Голос Айболита: Дорогие мои детишки, я сейчас нахожусь на острове, где лечу больных зверей, но пока я добирался до них, из моего чемоданчика просыпались все витамины, которые я взял для зверят. А они им очень, очень нужны, не могли бы вы мне помочь. Витамины эти разной формы, цвета и размера. Надеюсь на вашу помощь, с нетерпением буду ждать. Всего доброго.
Воспитатель: Ребята, поможем Айболиту? Тогда в дорогу. А на чем мы сможем добраться до острова?
Дети:- На самолете, на поезде, на машине….
Воспитатель: - А я предлагаю нам добраться туда на ковре самолете. Вы согласны?
Дети:- Да.
Основная часть:
Воспитатель:- Хорошо! Сейчас я его достану из коробки, где он храниться много лет. Достает и раскладывает ковер с узорами геометрических форм, формы вырезаны. В ковре дырки большие и маленькие; квадраты, треугольники, круги, прямоугольники.
Воспитатель: - Ой, ребята ковер совсем прохудился, ведь он лежал много лет в коробке. Что же делать? Я, кажется, знаю. У меня есть такие фигуры. Сейчас вы возьмете по одной и мы вместе починим ковер: посмотрите какая у вас фигура, найдите такую же на ковре и положите на дырку. (Дети берут фигуры, ищут на ковре такую же фигуру, кладут на дырку, «штопают» ковер.)
Воспитатель задает детям вопрос: Какая у тебя фигура? Какую дырку ты починил большую или маленькую?
Воспитатель: - Ну, вот ковер готов. Я приглашаю вас разместиться на нем, и мы отправляемся с вами в путь (летят). А пока мы летим, расскажите, кому из вас дома родители дают витамины? А зачем они вам дают? Витамины – это лекарство, их выписывает врач, и давать вам может их только взрослый. А кто знает, в каких продуктах содержится много витаминов?
Дети: овощи и фрукты, рыба, мясо, молоко.
Воспитатель: Правильно, надо есть много фруктов и овощей, которые содержат много витаминов. Но вот и первая остановка. Ковер нас доставил, как вы думаете, куда? ( подходят к картине с горой).
Дети: На вершину горы.
Воспитатель: А это что за птица?
Дети: орел
Воспитатель: Правильно орел. Как он помог Айболиту? У него в клюве мешочек, давайте на ощупь угадаем, что в нем лежит (один из детей опускает руку в мешок и нащупывает камень, достает его) Это камень. А вы знаете, из чего состоят горы?
Дети: Из камней
Воспитатель: посмотрите, пожалуйста, на картину. Орел приглашает нас посетить его лабораторию по исследованию камней, проходите, садитесь. Напоминаю, в лаборатории, проводят опыты, ничего не пробуют на вкус, не мешают друг другу.
- Посмотрите, у вас на столах стоят подносы — найдите на них камень. Возьмите, рассмотрите его: какого он цвета, какой формы?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: Значит, камни бывают разного цвета и размера. А теперь погладьте камешек пальцем, какой он на ощупь, гладкий или шероховатый? ( дети делятся открытиями). Камни могут быть гладкими и шероховатыми. А чтобы лучше узнать поверхность камня мы воспользуемся вот этим прибором (показывает лупу), кто знает, как он называется
Дети: лупа
Воспитатель: Правильно. Лупа увеличивает предметы. Возьмите лупу и рассмотрите камень. Что вы там видите?
Дети: полоски, точки, крупинки.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а как вы думаете камень твердый или мягкий. А как нам проверить это? Мы сравним с пластилином. Возьмите в правую руку камень, а в левую кусочек пластилина, сожмите обе ладошки, что произошло с пластилином, он изменил форму, а камень нет. Значит, что мы выяснили
Дети: камень твердый, а пластилин мягкий.
Воспитатель: Как вы думаете, камень прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный камень. Я сейчас ударю камень о камень очень сильно, а вы смотрите, что произойдет. Что мы можем сказать, какой камень?
Дети: Прочный.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим камень в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что произошло с камнем?
Дети: камень утонул, потому что он тяжелый.
Орел(голосом воспитателя): Какие умные дети, что вы узнали о камнях. Какие они?
Дети говорят орлу, что они узнали нового.
Воспитатель: Уважаемый орел, мы многое узнали о камнях, но нам пора в дорогу, мы идем на помощь к Айболиту, он витамины потерял, ты случайно не видел их?
Орел: (голосом воспитателя): Конечно, видел, вам надо пройти через пещеру, спуститься с горы только левым боком, чтобы не упасть, там внизу обязательно найдете, что вы ищете.
Воспитатель: Спасибо, орел.
Дети встают со своих мест, пролезают поочередно в тоннель, перешагивают через кочки и палочки левым боком. На елке висит мешочек, достают оттуда витаминки.
Подходят к центру вода-песок.
Воспитатель: Ребята, мы нашли витаминки, но не все. Мы с вами попали в пустыню, значит, до Айболита осталось совсем немного, я думаю, оставшиеся витамины мы найдем здесь. Посмотрите, что находится в тазах, посмотрите?
Дети: песок,
Воспитатель: А можно по цвету определить, какой песок мокрый, а какой сухой?
Дети: Сухой светлее, мокрый песок темнее.
Воспитатель: Давайте определим, где же сухой песок (набирает в кулачек горсть сухого песка и выпускает его маленькой струйкой). Что происходит?
Дети: Сухой песок хорошо сыпется,
Воспитатель: А теперь давайте попробуем высыпать мокрый песок. Получается?
Дети: нет
Воспитатель: А почему?
Дети: предполагаемые ответы.
Воспитатель: Мокрый песок не сыпется, а принимает любую заданную форму. С помощью формочек сделать попробуем сделать отпечатки, сначала на сухом песке, а потом на мокром (дети сравнивают получившиеся отпечатки). На мокром песке остаются отпечатки, а на сухом нет. А, в каком песке будет легче искать витамины, в сухом или мокром?
Дети: В сухом.
Воспитатель: Вот сейчас каждый найдет по одной витамине, сначала девочки, потом мальчики ( дети ищут в песочнице витамины). Вытирайте руки салфеткой. Вот мы и собрали все витамины для зверят. На пути море, но мы перелетим на ковре самолете (садятся по - турецки). Только море бушует, шторм, поэтому чтобы не упасть, вам надо выполнять мои команды, только очень внимательно слушайте.
Наклонились вправо
Наклонились влево
Наклонились вперед
Посмотрели вправо
Посмотрели влево
Оглянулись назад
Посмотрели вперед. Вот кажется и остров, мы на месте, прилетели.
Проходят в спальню. Там детей встречает Айболит.
Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы на острове
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Айболит, мы нашли все витамины, которые ты потерял.
Айболит: Спасибо, ребята. Но у меня к вам последняя просьба, помогите мне раздать зверятам витамины. Вот у меня рецепты.
Первый рецепт для бегемотика
(Все треугольные синие)
Второй для тигрят
(Все круглые, маленькие, не синие)
Третий для акулы
(Все тонкие квадратные)
Четвертый для крокодильчиков
( Все большие, красные)
Пятый для мартышек
(Все большие, желтые, не круглые)
Айболит: Вот, спасибо, молодцы справились с заданием. За помощь, угощу я вас витаминами с пальмы, достает и кладет бананы в корзину.
Воспитатель и дети благодарят Айболита.
Заключительная часть: Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в группу. Садятся на ковер самолет. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что мы искали, как помогли Айболиту. Что мы исследовали у орла на горе, что мы видели в пустыне. Вот и закончилось наше путешествие, пойдемте мыть руки и есть бананы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область «Познавательное развитие» Развлечение – экспериментирование для детей средней группы «Вода»
Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу. Формирование знаний о неживой природе (воде, о значении воды в природе и в жизни человека.Расширит...
Проект по познавательному развитию «Занимательная математика» для детей средней группы
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности....
Картотека дидактических игр по познавательному развитию (средствами математики) для детей средней группы
В данной картотеке собраны дидактические игры способствующие сенсорному развитию детей средней группы....
Конспект игры - путешествия по типу квеста интегрированного характера для детей средней группы на тему: «В поисках клада Волшебницы Зимы»
Конспект игры - путешествия по типу квеста интегрированного характера для детей средней группы на тему: «В поисках клада Волшебницы Зимы»...
квест-игры «Путешествие по стране спорта и здоровья» для детей средней группы
Пропаганда и закрепление представлений детей о здоровом образе жизни...
Конспект НОД по познавательному развитию «Дары осени» (для детей средней группы)
Конспект НОД по познавательному развитию «Дары осени» (для детей средней группы)Цель: Закрепление знаний детей об овощах и фруктах.Задачи:Образовательные: Закрепить знания об овощах, фрукт...
Непрерывная образовательная деятельность по реализации образовательной области «Познавательное развитие». Тема: «Безопасность, дорога, дети» средняя группа
Цель: Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице.Задачи:Образовательная область «Познание»Закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их назнач...