Картотека дидактических игр по познавательному развитию (средствами математики) для детей средней группы
картотека по математике (средняя группа)
В данной картотеке собраны дидактические игры способствующие сенсорному развитию детей средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_poznavatelnomu_razvitiyu_sredstvami_matematiki.doc | 445 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Рябинка» Г. Южноуральска КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФЭМП (ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. Подготовила воспитатель: Гизатуллина Е. В. 2020 г. |
ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ
| |
Карточка № 1 Сбор грибов
Карточка № 2 Подарим игрушкам флажки
Воспитатель еще раз уточняет, какого цвета и размера флажки, просит найти такие же по цвету, размеру. Спрашивает: «Сколько флажков у куклы Маши? А у Даши? Куклы сказали, что им не надо так много. (Убирает флажки, оставляет 2 у Маши.) Возьмите в руки столько флажков, сколько их у Маши. А Даша взяла вот столько флажков. (3) Возьмите и вы столько же».
Карточка № 3 Украсим платок
После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета, то есть положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает.) В заключение дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом. Карточка № 4 Сбор урожая
(Столько, сколько морковок, их поровну.) Морковок и помидоров по количеству одинаково. Пришла в огород бабушка — ей нужна одна морковка. Сорвала она вот эту, последнюю справа. Давайте поможем ей, отнесем по одной морковке. (Каждый ребенок кладет морковку в миску в другом конце комнаты.) Чего теперь больше на грядках: моркови или помидоров? Чего меньше? Пришла на огород девочка. Увидела помидоры красные, красивые. И захотелось ей сорвать один. Сколько же осталось помидоров?» (Столько же, сколько морковок.) В заключение воспитатель читает стихи С. Маршака: Собираем в августе Урожай плодов. Много людям радости После всех трудов. Карточка № 5 Сплетем веночки
Воспитатель рассматривает с детьми полученные веночки, сравнивает с украшением на платье куклы, помогает исправить ошибки. В конце игры дети под музыку выполняют с листочками различные упражнения. Карточка № 6 Что нам привез мишутка?
Заметив, что малыши, получившие подарки, начинают отвлекаться от общей игры, воспитатель предлагает детям с одинаковыми игрушками встать и показать мишке, как они играют. Он показывает детям какое-либо движение, и они повторяют его: например, катают машинку, прыгают с зайчиком, кружатся с куколкой и пр. Выполнив игровое действие со своей игрушкой, дети кладут ее на столик, а воспитатель объясняет им, что игрушки снова вернутся в мешок и при повторении игры дети снова выберут себе то, что каждый захочет. После того как заканчивается первая «раздача подарков», игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются в мешок, и дети опять ищут себе подарки. Но теперь уже каждый ребенок знает, какую игрушку ему хочется найти, и благодаря этому узнавание предметов по форме становится успешнее. Игра заканчивается проводами мишки. Дети встают, благодарят его за подарки, а мишка обещает снова приехать к ним в гости поиграть и привезти им что-нибудь еще. Карточка № 7 Отгадай, что в мешочке
Взрослый подзывает к себе одного из наиболее смелых и смышленых детей и предлагает ему отойти подальше, повернуться к стенке, закрыть глаза и не подглядывать. Предупредив остальных участников игры о необходимости сохранять тишину и о том, что нельзя называть игрушку, которая прячется, воспитатель вызывает еще одного ребенка и предлагает ему выбрать игрушку (из трех-четырех) и положить ее в мешочек. Ребенок берет мешочек с игрушкой и начинает через ткань ощупывать ее. Направляя процесс осязательного обследования формы предмета, воспитатель советует ребенку держать предмет в обеих руках, левой — держать и поворачивать, а правой — ощупывать его пальцами. Малыш выполняет указанные действия и отвечает на вопросы воспитателя, затем называет спрятанный предмет, вынимает его из мешочка и показывает всем. Если он отгадал загадку, то будет награжден аплодисментами. Выбирается новый ребенок, и игра продолжается. Когда будут найдены все четыре игрушки, они откладываются на другой стол, прикрываются салфеткой, а воспитатель вынимает из коробки три-четыре новых предмета, рассматривает их вместе с детьми, и игра начинается сначала. Карточка № 8 Чудесный мешочек
Взрослый дает задания: «Найди в мешочке мячик. Найди в мешочке коробочку. Найди в мешочке значок». Каждый раз, когда ребенок находит заданную вещь и вынимает ее из мешочка, его спрашивают, какой формы эта вещь. Например, ребенок нашел в мешочке блюдце: «Оно круглое». Игра может иметь варианты: ребенок вынимает любой предмет из мешочка или по заданной форме. Игра повторяется несколько раз (на нескольких занятиях), при этом обязательно меняется набор предметов. Карточка № 9 Найди такую же
Усложнение: у педагога изменяется цвет и величина круга и квадрата. Задание остается прежним: «Покажи такой же, что у меня». То же самое при различении круга и треугольника. Карточка № 10 Подбери по форме
«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку. Карточка № 11 Что делают матрешки
Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки. Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие — в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение — отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! — говорит воспитатель. — Давайте теперь поиграем в каравай». Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», - предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр. «А теперь наши матрешки пойдут гулять, — предлагает воспитатель. — Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи. Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки. «А теперь поиграем по-другому, — говорит воспитатель. — Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» — «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, — отвечает матрешка, — тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее. Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», — говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается. Карточка № 12 Живое домино
Игра может быть проведена два-три раза со сменой лент. Карточка № 13 Приходите на лужок
Подражая воспитателю, малыши произносят стихотворную фразу, сопровождая ее простыми действиями: колечки кружатся в одну и другую сторону, подпрыгивают на месте, разбегаются и собираются вместе. Потом воспитатель предлагает одному из детей выбрать колечко любого размера и положить его в центр лужка. Все участники игры произносят слова: «Приходите на лужок, собирайтесь в кружок!» Затем каждый находит у себя колечко такого же размера, как в центре, и ставит его в общий хоровод. Игра повторяется. Все участники игры по очереди выбирают колечко-образец, ставят его в центр зеленого круга и приглашают колечки такой же величины собраться вокруг него. Карточка № 14 Разберем и соберем
«Смотрите, что это? — спрашивает педагог, показывая на колпачок и снимая его. — Это колпачок, а это что? Правильно, колечко (снимает верхнее колечко). Какое оно — большое или маленькое? Правильно, это колечко самое маленькое». Воспитатель придвигает колечко вплотную к колпачку и снимает следующее. «Это тоже колечко. Какое оно, такое же, как первое, или чуть побольше?» — снова обращается он к детям. Педагог накладывает одно колечко на другое так, чтобы все видели, и вместе с детьми отмечает, что одно колечко поменьше, а другое побольше. Карточка № 14 Так по очереди снимаются все колечки с палочки и сравниваются путем накладывания друг на друга и прикладывания. Когда все колечки будут выложены по порядку на столе, воспитатель обращает внимание детей на то, что у пирамидки есть палочка, а внизу подставка. Это тоже колечко, но оно самое большое и не снимается. «Все колечки знают свое место на палочке», — говорит он, собрав пирамидку, и начинает игру сначала. Подвинув пирамидку к кому-нибудь из сидящих детей, воспитатель обращается к нему как бы от имени игрушки: «Сережа, сними мой колпачок и поставь его на середину стола». Затем предлагает малышу подвинуть пирамидку к кому-либо из сверстников и сказать те же слова, т. е. назвать имя ребенка и сказать: «Сними мое самое маленькое колечко». Далее следующий ребенок передвигает пирамидку сверстнику. Так постепенно игрушка разбирается, а пустая палочка возвращается к воспитателю. Начинается вторая часть игры. Перед каждым ребенком на столе лежат колечки, а у воспитателя — палочка. «Надоело палочке одной стоять, и позвала она все колечки домой. У кого мое самое большое колечко?» — спрашивает воспитатель как бы от лица палочки, Кто-нибудь из детей отзывается: «У меня!» Все участники игры проверяют правильно ли он ответил, и, если правильно, воспитатель придвигает к малышу палочку и говорит: «Отдай мое самое большое колечко!» Ребенок надевает кольцо на палочку и вместе со всеми задает тот же вопрос: «У кого теперь есть самое большое мое колечко?» Таким образом, постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. Игру можно начинать сначала. Карточка № 15 Раз, два, три, ищи!
Затем вызывает троих детей и каждому из них дает по колечку одного размера. Каждому поручается найти пару к своему колечку точно такого же размера. «Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое?» — спрашивает воспитатель. Если ребенок затрудняется с ответом, предлагает ему подойти к собранной пирамидке и приложить свое кольцо к колечку такой же величины. Затем этим детям предлагает оставить колечки на своих стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Воспитатель предупреждает, что искать колечки можно только после того, как все дети скажут следующие слова: «Раз, два, три — ищи!» Он просит всех сидящих детей повторить вместе с ним эти слова, и с последним словом трое вызванных малышей начинают искать колечки. «Посмотрим, как они выполнят наше поручение и что они нам принесут», — обращается воспитатель к остальным детям. Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Убедившись в правильности выбора, ребенок берет оба колечка в руки и показывает их всем детям. Если он убеждается в ошибке, ему разрешается исправить ее, заменив выбранное колечко на другое. Выполнив задание, дети показывают всем свои колечки, остальные хлопают, говорят: «Молодцы!» Колечки возвращаются к воспитателю, а малыши садятся на свои места. Кто-либо из детей возвращает найденные колечки на столы, затем игра повторяется с участием других детей. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета. Карточка № 16 Сверни ленту
Карточка № 17 Широкая и узкая дорожка
В конце игры дети с воспитателем делают из шнуров две дорожки широкую и узкую, гуляют по ним, выполняют разнообразные движения. Карточка № 18 Сбор фруктов
Карточка № 19 Кто выше?
Взрослый. Я выше забора. Ребенок. Я выше песочницы. Взрослый. Я выше куста Я выше цветка. Игра заканчивается, когда кто-либо из играющих не сможет подобрать для сравнения низкий предмет. Это же игровое упражнение проводится с другой целью – учить пользоваться словом «ниже» - «Кто ниже?» Карточка № 20 Когда это бывает
- Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отгадывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь! Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот. На кого указала стрелка, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании. - А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. После ответа первый играющий показывает свою картинку. Дети убеждаются в том, что ответ был правильный (или наоборот). Вариантом может быть чтение отрывков художественных произведений о временах года. Карточка № 21 Где звенит колокольчик?
Карточка № 22 Посади огород
Воспитатель показывает детям матрешку и говорит, что матрешка-огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы, разделенные на 4 части, - это огороды, где они будут сажать на грядки свои овощи (ребятам раздают овощи: по 2 репки и по огурчика). Взрослый говорит, что сажать овощи нужно не кто как захочет, а так, как им загадала матрешка-огородница. Он показывает первую карточку с цветными кружками. После этого дети выполняют задание (при затруднении воспитатель разъясняет принцип замещения по цвету: желтый кружок- репка, зеленый – огурчик). Сначала дают первые три задания. При повторении увеличивают до 5. Карточка № 23 Через ручеек
Воспитатель берет две длинные веревки и кладет их на пол параллельно на расстоянии друг от друга 40 см. «Это ручеек,— говорит воспитатель.— Вы сейчас будете прыгать через ручеек. Не замочите ноги. Кто оступится, попадет в воду, тот больше играть не сможет, а сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке». Дети группами подходят к ручейку и перепрыгивают через него. Когда все дети перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой прямой, ровный. На самом деле он изгибается — в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом — уже (немного соединяет их; то же делает в других местах). Вот какие стали берега у нашего ручейка. Там, где узко, перескочить легко, а где широко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий и на дне видны камушки (воспитатель рисует мелом кружки на полу и показывает, как по ним перебраться)». Дети перебираются по камушкам. Те, кто промочил ноги, садятся сушить их на солнышке. «А теперь нам надо перебраться через ручей в этом месте,— предлагает воспитатель (указывает на другое широкое место в ручье).— Ручей здесь глубокий, придется построить мост». Взрослый ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей. Карточка № 24 Поезд
Дети встают в колонну друг за другом «паровозиком». Воспитатель: «Стрелка показывает, что ехать надо прямо. Поехали». Все начинают двигаться, приговаривая «чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд по маршруту, останавливаясь у стрелок и меняя направление движения. Затем «остановка» - дети гуляют. Снова собираются в поезд, но ведущий ребенок в одном направлении. (3 раза меняется направление движения). | |
Карточка № 25 Кукла Маша купила мебель
Затем педагог рассказывает о том, что медвежонок Миша пришел к Маше в гости и увидел, как Маша удобно расставила мебель в комнате, и ему тоже захотелось поставить в своей комнате стул, стол и Диван на тех же местах. Воспитатель показывает детям Мишину комнату — лист бумаги — и разъясняет, где расположена дверь, а где — окна. Потом говорит, что у Миши вместо стула, стола и дивана будут похожие на них фигуры (каждый ребенок получает одну из картонных фигур, изображающих кукольную мебель: круг, квадрат, прямоугольник). Воспитатель просит подумать, какая фигура будет вместо стола, какая — вместо стула, какая — вместо дивана. Взрослый помогает детям подобрать фигуры в соответствии с предметами кукольной мебели, показывает, какая фигура будет замещать какой из предметов (названия фигур при этом не даются). Затем дети по очереди размещают свои фигуры в соответствующих местах листа бумаги (фактически это составление плана кукольной комнаты). Взрослый помогает детям исправлять ошибки, обращает их внимание на образец. Примечание. Организуя эту игру, следует помнить, что пространственное положение комнаты-образца и листа, на котором размещает фигуры ребенок, должно быть одинаково (дверь и окно с одной и той же стороны по отношению к ребенку). Комната-образец располагается не рядом с листом, а за ним. Игра может повторяться с измененным материалом (различные варианты расположения мебели в игрушечной комнате). | |
Карточка № 26 Бегите ко мне
Взрослый предлагает рассмотреть свои флажки и проделать вместе с ним несколько простых движений: поднять вверх, помахать, спрятать за спину, положить флажки на колени, приложить его к глазам и посмотрим сквозь него друг на друга. После таких несложных действий педагог предлагает ребятам поднять флажки точно такого же цвета, как у него (например, синего). Если кто-то ошибся (ведь не у всех есть синие флажки), воспитатель отмечает, что этот флажок (красный, желтый и т. д.) непослушный, он не вовремя выскочил, а вот эти флажки (синие) послушные, молодцы, правильно узнали свой цвет. Таким образом, воспитатель вводит детей в игровую ситуацию, знакомит с правилами игры. Далее педагог предлагает воспитанникам следующее: «Сейчас я по очереди буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой, и если цвет у флажков одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову». Три флажка он держит за спиной, а один поднимает и одновременно называет его цвет; только после этого следует команда, например: «Красные флажки, бегите ко мне!» Когда дети прибегают, взрослый предлагает им поднять свои флажки и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные это флажки или нет». Если среди флажков есть «непослушные» (т. е. другого цвета), воспитатель предлагает им вернуться на место и подождать, когда их вызовут. Все дети с «послушными» флажками, помахав ими, садятся на место. Воспитатель дает новый цветовой сигнал. Под конец игры педагог поднимает сразу все четыре флажка. Все участники игры подбегают к нему. | |
Карточка № 27 Переполох
Детский стол, на котором за ширмой все домики выстроены в порядке нарастания величины следующим образом: в первом (самом маленьком)—цыплята, во втором — утята, в третьем — куры и петух, в четвертом — утки, в пятом — кролики, а в шестом (самом большом) —собачка.
Карточка № 27 гуляют. Пусть цыплята нас подождут во дворе, а мы посмотрим, кто выйдет из этого домика». Из второго домика воспитатель выпускает двух утят и спрашивает, в каком домике они живут. Взрослый подтверждает, что утята живут в домике с окошками зеленого цвета, потому что любят зеленую травку (травка зеленая и окошки зеленые). Таким же образом, побуждая детей выделять и называть ориентирующие признаки, воспитатель выпускает всех остальных персонажей и подсказывает, как запомнить их домики, чтобы потом припомнить и отвести питомцев туда, где они живут. Когда все персонажи во дворе, они некоторое время гуляют (воспитатель передвигает их). Потом тетя Даша говорит, что животных и птиц пора кормить. Она просит детей последить, за ними, пока будет готовить корм, чтобы никто не убежал со двора. «А если вдруг во двор прибежит пес Бобик (он очень любит гоняться за цыплятами и кроликами), нужно поскорее позвать меня на помощь. Бобик очень озорной и веселый щенок, но цыплята и кролики могут испугаться его, и тогда начнется переполох: они испугаются и дома своего найти не смогут»,- говорит тетя Даша. Через некоторое время воспитатель неожиданно для детей выпускает из большого домика собачку, и Бобик с громким лаем начинает гоняться за птицами и кроликами, сдвигая их в кучу. Дети зовут тетю Дашу. «Ой, какой переполох устроил Бобик! Как цыплята перепугались!» - говорит тетя Даша. Она уводит Бобика в дом и, обращаясь ко всем детям, просит их помочь перепуганным цыплятам вернуться домой. Тетя Даша спрашивает, в каком домике живут цыплята, и поручает двум желающим отвести их в дом. Воспитатель вместе с остальными детьми проверяет правильно ли они нашли домик. Таким же образом, совместными усилиями, все дети припоминают домики остальных персонажей и отводят их по местам. Если малыши ошибаются, домик не открывается (коробочка не переворачивается). Усложнение. Ребенок должен назвать кого он хочет выпустить из домика, постучать и сказать «Кролики, выходите гулять!» И затем выпускает их. Роль Бобика можно поручить кому-нибудь из детей. |
Карточка № 28 Разноцветные ленточки
Раскладывать на столах игровой материал следует таким образом, чтобы рядом лежали контрастные по окраске предметы, соблюдая небольшое расстояние между ними, чтобы можно было приложить образец.
ладоши. Педагог выбирает трех детей, указывает на стол, Карточка № 28 на котором он будет искать ленточку, напоминает, что тот, кто найдет ленточку нужного цвета, должен показать ее всем детям. «А мы, — обращается он к остальным,— посмотрим, все ли правильно выполнят задание». Педагог дает каждому ребенку по ленточке одинакового цвета в качестве образца, называет цвет: «Петя найдет красную ленточку на своем столе, а Витя поищет красную на своем...» Если задание выполнено правильно, все дети хлопают в ладоши и приговаривают: Вот какая красота, Правильно нашли цвета. Если кто-то ошибся и принес ленточку другого цвета, дети шутливо машут руками и говорят: «Иди, иди, иди и снова поищи!» Подобрав ленточки по цвету, каждый ребенок одну из них отдает воспитателю, а другую относит обратно на свой стол и возвращается на место. Педагог вызывает новых детей. В конце игры все дети, выполнявшие поручения, берут свои ленточки и машут ими под аплодисменты остальных участников игры. При повторном проведении игры можно усложнить задание: не давать ленточку-образец детям, а только показать ее. Поиск полоски или ленточки в этом случае происходит только по представлению (по зрительному образцу), а не через действенное сравнение путем прикладывания. |
Карточка № 29 Ищи свой дом
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, а сам садится перед ними за столик с приготовленными дидактическими материалами. Сначала он показывает детям флажки знакомых цветов и предлагает их назвать. Потом начинается знакомство с новыми цветами. Сделать это можно таким образом. Взяв в руки апельсин, спросить детей: «Что это такое?» Все конечно догадаются, что это апельсин. «А какого цвета этот апельсин?» — продолжает воспитатель и, если дети затрудняются с ответом, говорит: «Он оранжевый. Посмотрите, есть на столе еще что-нибудь оранжевого цвета? (морковка, оранжевый флажок)». Затем таким же образом происходит знакомство с новым, коричневым цветом (при этом используются шоколадка, варежка, коричневый флажок). «А теперь давайте играть», — предлагает воспитатель. Дети встают в круг. Взрослый, находясь в его середине, надевает каждому участнику игры кружок какого-нибудь цвета. При этом ребенок должен называть цвет своего кружка. Воспитатель предлагает каждому внимательно посмотреть на полученный кружок, запомнить его цвет и Карточка № 29 перевернуть на другую сторону. Объясняет правило: «Не трогать кружок и не открывать его, пока не будет сказано: ищи свой дом!» Взрослый выбирает четырех детей, которым дает по флажку разных цветовых тонов (например: одному — красный, другому — синий, третьему — оранжевый, четвертому — коричневый). Каждый из этих детей занимает какой-нибудь дом (квадрат). «Вот какие красивые дома построили в нашем городе, — говорит воспитатель.— А у вас есть разноцветные кружки. Это приглашения переехать в новый дом такого же цвета, как ваш кружок. Давайте собирать вещи и переезжать на новые квартиры!» Воспитатель показывает различные движения, имитирующие подготовку к переезду, а дети подражают ему. Например, все дружно стирают и чистят одежду, складывают ее, грузят мебель на воображаемую машину, садятся в нее сами и едут. Подвигаются по комнате (под удары бубна). По сигналу «Приехали!» движения останавливаются, а дети, у которых флажки, поднимают их, чтоб были видны разные цвета. «Ищи свой дом!» — говорит воспитатель и просит детей вспомнить, какого цвета их кружки, перевернуть, посмотреть на них и поискать глазами флажки соответствующих цветов. Дети быстро занимают места в домиках и здороваются с соседями. Воспитатель заходит в каждый дом и вместе с хозяевами флажков проверяет, все ли правильно нашли свой дом. Флажок переходи к «новоселам», которые берут его и начинают шагать по круг} Затем хозяева флажков возвращаются в домики, а «новоселы» взявшись за руки, весело напевают: «Новый дом, новый дом дружно в нем заживем!» Воспитатель предлагает ребятам поменяться кружками, игра начинается сначала. Ее участникам предлагается новый вариант задачи на различение цвета. Соревновательный вариант. Начало игры такое же, как и в сюжетном варианте. Под звуки бубна дети ходят друг за другом по кругу или змейкой. С прекращением звучания они останавливаются, закрывают глаза. Дети, стоящие в домах (квадратах), по указанию воспитателя бесшумно меняются местами и поднимают флажки. По сигналу «Ищи свой дом!» дети открывают глаза сравнивают свои кружки по цвету с флажками и быстро занимают место в домиках. Кто первый нашел свой дом (это определяет воспитатель вместе с детьми, держащими флажки), награждается аплодисментами и становится рядом с воспитателем. |
Карточка № 30 Воздушные шары
Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносах) и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки. |
Карточка № 31 Цвет
Собирая осенние листья, выберите красные, желтые, зеленые, коричневые. Предложите купить в магазине для игрушек ленты, побуждая детей назвать цвет ленты. |
Карточка № 32 Спрячь мышку
Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» (сидящим рядом следует давать листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших подносах, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки». Когда все дети Карточка № 32 выполнят задание, кошка снова «Идет на охоту». Воспитатель крадущимся шагом проходит по рядам и смотрит, у кого мышка «плохо спряталась». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой. В конце игры подводится итог: «Все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята (называет имена) ошиблись (указывает, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек» при повторном проведении игры детям раздается по три «домика». Сидящим рядом детям даются листочки разных цветов. |
Карточка № 33/1 Подбери по цвету
«А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна». Прикладывает поочередно красную машину к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них машина «спряталась». То же продлевает с синей машиной. Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат работы. |
Карточка № 33/2 Подбери по цвету
В конце кукла Таня объясняет: «Сначала вы подобрали игрушки по цвету, хотя они совсем разные и из разного материала. Все очень хорошо играли, только сначала некоторые ребята ошибались. Но потом они тоже все сделали правильно». |
Карточка № 33/3 Подбери по цвету
Кукла Таня подводит итог. |
ВТОРОЙ КВАРТАЛ
|
Карточка № 1 Найди такой же
|
Карточка № 2 Найди ошибки
|
Карточка № 3 Зеркало
Развивать внимание ребенка можно и на утренней гимнастике, при выполнении любых двигательных упражнений. При этом малыш должен выполнять все действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать. |
Карточка № 4 Запомни узор
Даете ребенку возможность 1-2 минуты рассмотреть ее, а затем предлагаете по памяти (ваша постройка разбирается или закрывается листом бумаги) воспроизвести ее из своих кубиков. Эти задания можно изменять и предлагать ребенку неоднократно, постепенно усложняя их |
Карточка № 5 Что это такое?
В следующий раз можно показать две бумажные полоски разной длины и ребята также по очереди будут говорить, на что это похоже. Воспитатель отмечает оригинальные ответы. Игра может повторяться неоднократно с различным материалом. |
Карточка № 6 Дети на прогулке
Это упражнение можно проводить неоднократно, меняя картинки. На одном занятии целесообразно использовать 1—2 картинки. |
Карточка № 7 Оденем куклу
Усложнить можно увеличив количество кукол. |
Карточка № 8 Возьми столько же
Воспитатель предлагает взять карточки, подойти к домикам, рассмотреть их и распределить карточки в соответствии с количеством окон (найти домик, у которого столько же окон, сколько предметов на карточке).
|
Карточка № 9 Закрой цветочки
Дети садятся за столы, перед ними по две карточки, на которых изображены цветы. Воспитатель предлагает каждый цветок закрыть кружком. Спрашивает: «Сколько кругов потребовалось? Все ли цветы закрыты?» Дети меняются карточками, и игра продолжается. Затем педагог предлагает составить узор из кругов на второй пустой карточке. «Взять их надо столько же, сколько цветов составляют букет». Дети выполняют, воспитатель проверяет, спрашиваете о количестве, способе выполнения. |
Карточка № 10 Чей коврик лучше?
Воспитатель перед началом игры объясняет детям, что выполнять задание они могут либо вместе, либо отдельно, как сами хотят. Но каждый ребенок может украсить свой коврик так, как ему нравится. Окончив составление и украшение ковриков и полюбовавшись ими вдвоем, все пары детей, составлявшие коврики разной формы, собираются вокруг воспитателя и рассматривают то, что получилось. Они оценивают правильность заполнения формы и красоту коврика. Все вместе решают, чей коврик лучше. После этого дети обмениваются планшетами и каждая пара укладывает в коробке детали выложенных фигур, освобождая углубление, и передает другой паре коробку с материалом. Дети садятся на свои места и начинают выкладывать и украшать новые коврики. Воспитатель по ходу работы показывает, как можно составить ту или иную фигуру из двух, четырех и другого количества частей, предлагает детям внимательно рассмотреть форму углубления и сказать, для какой фигуры здесь приготовлено место, или попробовать подобрать детали, которыми можно заполнить углубление. Таким образом, воспитатель, давая детям наглядный пример составления фигуры, активизирует пространственное воображение и зрительное восприятие формы. Он подходит к каждой паре, задает вопросы, направляющие выбор нужных деталей, поощряет взаимопомощь, помогает разрешать конфликты, которые нередко возникают у детей при использовании общего материала, поощряет инициативу детей, хороший вкус в подборе цветов, следит, чтобы использовались разные варианты составления ковриков данной формы (с помощью всех деталей, имеющихся в коробке). |
Карточка № 12 Кому дать?
Как только ребенок отдаст фигуру, он получает от воспитателя взамен новую. Таким образом, задача правильно называть фигуры сочетается с их сравнением и выбором. Если названную фигуру одновременно просят два или три ребенка, воспитатель добавляет недостающие фигуры из своего запаса. Игра кончается, когда все большие карты будут заполнены. После этого дети меняются ролями — те, кто раньше раздавал фигуры, получают большие карты, а те, кто искал на картах фигуры, называют их. Так как игра обычно проходит быстро, живо, дети при желании могут несколько раз поменяться ролями. |
Карточка № 13 Укрась шарфик
После этого воспитатель предлагает снять фигуры, поменяться карточками и украсить новый «шарфик». Обращает внимание детей на соответствие фигур по цвету, форме, размеру, количеству (сколько было нарисовано, столько и положили). |
Карточка № 14 Найди одинаковые
На стол кладется 15-20 предметов с хорошо выраженной формой. Договариваются: «Выбираем круглые» (или квадратные, треугольные). Взрослый и ребенок поочередно берут по одному предмету условной формы. Если предмет выбран неправильно, играющий теряет право следующего выбора. Выигрывает тот, кто возьмет последний уз условленных по форме предметов. |
Карточка № 15 Чудесный мешочек
|
Карточка № 16 Рамки-вкладыши Монтессори: задания 1, 2, 3, 4
|
Карточка № 17 Составь цветок
В заключение воспитатель рассматривает с детьми получившиеся цветы, предлагает еще раз назвать форму лепестков и их цвет. |
Карточка № 18 Сложи узор
|
Карточка № 19 Уникуб У-1, 2
|
Карточка № 20 Лесенка
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, указывает на допущенные ошибки, предлагает исправить их. После этого дети играют с матрешкой. А взрослый подводит итог: «Мы научились строить красивую лесенку с одинаковыми ступеньками, по такой лесенке матрешке очень удобно ходить». |
Карточка № 21 Построим лесенку
|
Карточка № 22 Три медведя
|
Карточка № 23 Сложи узор
После этого педагог предлагает каждому ребенку на своей основе сложить узор из разноцветных фишек точно по картинке. Дети размещают фишки разных цветов в той же последовательности, в какой расположены полоски разной длины на картинке. Если кто-либо затрудняется, воспитатель напоминает еще раз, какой цвет замещается длинной полоской, а какой – короткой. Когда дети правильно выполнят задание, педагог показывает им другую табличку с новой последовательностью расположения полосок. Перед выполнением второго задания взрослый уже не напоминает принцип замещения. Однако, если у кого-либо из ребят не будет получаться, следует еще раз напомнить, как замещаются фишки (например, длинная полоска обозначает красную фишку, а короткая – синюю). За одно занятие можно предложить 5 заданий. |
Карточка № 24 Угадай, кого загадали
|
Карточка № 25 Наш день
Кукла Валя хочет спать, Уложу ее в кровать. Принесу ей одеяло, Чтоб быстрее засыпала. Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий в течение суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя. |
Карточка № 26 Окраска воды (вариант 1)
|
Карточка № 26 Окраска воды (вариант 2)
Вода сливается в соответствии с цветом и оттенком в металлические формочки или более крупную посуду (в этом случае лед нужно будет расколоть на мелкие кусочки). Эта игра-упражнение в течение зимы может повторяться несколько раз. |
Карточка № 27 Украсим елочку
Деду Морозу, который был на нашем празднике, очень понравилось, как вы рассказывали стихи, пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам эту маленькую елочку. «Давайте украсим ее разноцветными игрушками. У каждого из вас – игрушки определенных цветов. Я буду называть какой-нибудь цвет, и те из вас, у кого есть игрушка такого цвета, подойдет к елочке и повесит на нее. Сначала повесим на елочку красные игрушки». Дети, у которых есть красные игрушки, украшают ими елочку. Остальные ребята наблюдают, правильно ли выполняется задание. За красными игрушками на елочку вешаются оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые. Затем все вместе любуются нарядной елочкой и по просьбе воспитателя называют цвета игрушек, висящих на ней. |
Карточка № 28 У кого какое платье?
|
Карточка № 29 Разноцветные мячи
Упадет — не плачет, Ножек нет, а скачет. Он упрямый и пузатый, Больно бьют его ребята. Отчего беднягу бьют? — Оттого что он надут. Потом просит детей определить цвет мяча. Можно прочитать стихотворение С.Маршака «Мяч». Дети называют цвета своих мячей, сравнивают их с цветом мяча воспитателя. Затем получают задание подобрать мячи для игрушек, ориентируясь на цвет их одежды. Целесообразно поменять кукол и зверюшек и снова попросить детей подобрать для них мячи. Можно объединить детей в пары или в группы по цвету одежды кукол и дать им задание вместе подобрать мячи. Задание можно усложнить: прикрепить к кукольной одежде отделку и попросить подобрать мячи, ориентируясь на цвет последней. |
Карточка № 30 Подбери к своему цвету
Затем каждый ребенок должен найти игрушки своего цвета, т. е цвета своего медальона (ободка). Дети с игрушками одного цвета образуют «желтую нитку бус», «зеленую гусеницу», «красную гирлянду». Это сопровождается музыкой, пением, танцами и т. д. Можно взять несколько мячей или надувных шаров. Поднимая по очереди один из них, попросите детей, у которых ободки (медальоны) такого же цвета подойти к вам. Если в группе много мячей или шаров, их можно рассыпать по полу. Дети по сигналу должны быстро найти игрушку своего цвета. Во время игры целесообразно предложить детям два-три раза поменяться ободками (медальонами). Можно в игровой комнате поставить автомобили разного цвета и попросить детей, найдя свой цвет, отправиться в путешествие. |
Карточка № 31 Подарки принца из красного царства
- Мой брат, Желтый принц, так много рассказывал мне о вас, мне тоже очень захотелось прийти к вам в гости. Я принес вам в подарок эти красные цветы и красные ягоды. Они красивые, но, к сожалению, не съедобные. А это красные яблоки, их можно есть. А у вас в группе есть что-нибудь красное? (дети отвечают.) Отберите для меня картинки, на которых изображены красные фрукты и цветы. (Рассматривает вместе с детьми картинки.) На Руси любили красный цвет. Праздничная одежда часто бывала красной (показать фотографии народных костюмов), красными нитками расшивали белые полотенца и рубахи. «Красная» значит «красивая». Вы слышали выражение «красная девица»? А вам нравится красный цвет? Я принес вам краску красного цвета. Хотите порисовать? Усложнение: Принц приносит изображение принцессы и бумагу красного цвета разных оттенков и фактуры. Детям предлагается вырезать кусочки из бумаги и обклеить платье. |
ТРЕТИЙ КВАРТАЛ
|
Карточка № 1 Волшебный столик
Игрушки: куклы (мальчик и девочка), зайчик, мишка, собачка, обезьянка и другие животные, транспортные игрушки (машины, самолеты, танки и пр.), кукольная мебель, посуда и пр. Можно использовать также заводные игрушки. Каждый персонаж спектакля получает свое имя, которое помогает детям вызывать артистов. Кроме игрушек-артистов, желательно иметь вспомогательные предметы, такие, как матерчатый шарик, кармашек, которые надеваются кукле через плечо, маленький флажок (его надевают на руку кукле с помощью резинки, косыночки) и пр.
Столик, столик, послужи, Цоп-топ, тара-ра, Нам игрушки покажи. Начинается игра! Все, что ты покажешь, Цоп-топ, на-на-на, Мы потом расскажем. Наступает ти-ши-на... (Последнее слово произносится полушепотом, с понижением голоса.) 1. Справа, на коврике, положив голову на подушку, спит мишка, а на авансцене сидит кукла Маша, на коленках у нее два разноцветных шарика. Карточка № 1 Волшебный столик Воспитатель задает детям вопросы, помогающие им понять содержание этой сценки и назвать ее персонажи, их действия и предметы. Затем снова ставит ширму и меняет сценку на планшете: убирает коврик мишки, сажает куклу и мишку напротив друг друга и изображает, как мишка и Маша перекатывают друг другу шарик. Перед тем как снять ширму, воспитатель предлагает малышам позвать те игрушки, которые им понравились. Когда дети позовут игрушки, ширма убирается и возникает новая сценка. Используя вопросы, воспитатель помогает детям увидеть, что изменилось в этой сценке. Малыши должны сказать, что раньше делали персонажи сценки и что они делают сейчас, где они находились раньше, а где сейчас. 2. На столике появляются грузовик и мальчик Петя, который протирает машину тряпочкой, а потом убирает тряпочку в сумку. Воспитатель опять задает детям вопросы, помогающие уяснить содержание сценки: «Что делает Петя? Зачем он протирает машину? Куда делась тряпочка?» и пр. Потом ставится ширма, и детям снова предлагают позвать те игрушки, которые им понравились. Воспитатель за ширмой добавляет на тот же планшет куклу Машу, которая сидит в грузовике, и какой-нибудь новый, неожиданный персонаж, например собачку, обезьянку и пр. Ширма убирается, дети видят новую сценку и отвечают на вопросы. Сценка заканчивается тем, что мальчик Петя тоже садится в грузовик, куклы машут детям; руками и грузовик с пассажирами уезжает. |
Карточка № 2 Проказы Мишки-шалунишки
Неожиданно воспитатель достает игрушечного мишку. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишка-шалунишка, а тебя как? — спрашивает мишка, обращаясь по очереди к каждому ребенку.- Вот мы и познакомились. Давайте теперь вместе поиграем. Посмотрите, какая у меня красивая сумочка! Я принес ее, чтобы что-то спрятать. А что, вы сейчас увидите». Воспитатель достает пирамидку и вместе с мишкой разбирает ее и раскладывает на столе. «А теперь закройте глаза руками и не подглядывайте, пока я не скажу», — говорит мишка. Дети закрывают глаза, воспитатель прячет мишке в сумочку одно из больших колечек пирамидки, сдвигает колечки, чтобы не было видно промежутка между ними. Мишка произносит: «Угадайте, что я спрятал?» Дети открывают глаза, и каждый ставит свою игрушку в то место, где, как ему Карточка № 2 кажется, не хватает колечка. Когда все фигурки будут поставлены, Мишка-шалунишка вынимает колечко из сумочки и предлагает одному из детей поставить его на место. Ребенок выполняет поручение, а все остальные проверяют, на своем ли месте находится колечко, и оценивают, кто правильно поставил свою фигурку, а кто ошибся. Когда пирамидка будет восстановлена, воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на каждое колечко, чтобы запомнить, какой оно величины и где его место. «Ведь без этого нельзя догадаться, какое колечко возьмет мишка. А мы должны перехитрить его и показать, что умеем узнавать, какое колечко он прячет», — говорит воспитатель. Игра повторяется несколько раз, и каждый по очереди отгадывает, что спрятал мишка, и ставит свою фигурку на место убранного колечка. |
Карточка № 3 Шкафчик
|
Карточка № 4 Внимание
|
Карточка № 5 Воробьи
Пять воробьев на заборе сидели, Показать 5 пальцев. Один улетел, а другие запели. Загнуть один палец. И пели, пока не сморила усталость, Один улетел – и их трое осталось. Загнуть один палец. Сидели втроем и немного скучали, Один улетел, а двое остались. Загнуть один палец. |
Карточка № 6 Котята
Один котенок пьет молочко. Оно такое вкусное, что идет Еще один котенок. Два котенка пьют молочко. Оно такое вкусное, что идет Еще один котенок. Три котенка пьют молочко. Оно такое вкусное, что идет Еще один котенок. И так далее. |
Карточка № 7 Поросята
Пять поросят идут купаться к морю. Показать 5 пальцев. Пять поросят резвятся на просторе. Один из них устал, «Пойду домой!» - сказал. Загнуть один палец. И вот вам результат: Четыре поросенка… И так далее. |
Карточка № 9 Рамки-вкладыши Монтессори: задания № 7, 8
|
Карточка № 10 Сложи узор: СУа 14-22
|
Карточка № 11 Уникуб: У-3, 4
|
Карточка № 12 Украсим комнату
Ребенок, составивший квадрат, получает другой конверт с частями квадрата. |
Карточка № 13 Сложи квадрат: СК 1-8
Увеличить число квадратов, прибавляя по 1-2 новых (до 8-10 штук), укладывая в виде дорожки, большого прямоугольника (из 6, 8, 10, 12 штук. Можно предварительно смешивать кусочки от нескольких квадратов и помещать в один конверт, чтобы у малыша была необходимость рассортировать их сначала по цвету на кучки; а складывают квадраты как обычно последовательно разбирая каждую кучку. «Злая фея» смешала в одном пакете 5-10 и даже 15 квадратов, и их надо разложить не только в кучки по цвету, но и в порядке номеров. Такое задание могут делать малыши, когда знакомятся с цифрами. Разобрать по цвету и уложить в порядке номеров все 23 квадрата, куски которых какой-то «неряха» свалил в кучу и перепутал. Разложи по номерам. Перевернуть тыльной стороной кусочки квадрата. Предложить ребенку сложить по номерам в порядке нумерации. Задания на время. Правила: готовит стол, ставит коробку, убирает крышку, но кусочки не вынимает. «На страт! Внимание! Марш!» - пускается секундомер. Придумывание и изготовление новых квадратов. В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям, но можно разрезать используя окружность и ее части, другие кривые линии, изменять число частей. |
Карточка № 14 Составь предмет
|
Карточка № 15 Украсим коврик
После выполнения работы дети с воспитателем рассматривают украшенный коврик, отмечают однородность фигур в столбиках (цвет, форма). Педагог уточняет: «Какие фигуры в левом столбике? (Красные треугольники.) А в правом?» (Зеленые квадраты.) И т. д. Затем дети украшают второй коврик, проявляя при этом уже большую самостоятельность. Воспитатель задает вопросы о количестве, цвете, форме фигур, подводит детей к выводу: «Все фигуры левого столбика — треугольники. Поэтому Вова неправильно положил круг». И т. д. |
Карточка № 16 Соберем бусы
Затем воспитатель говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать вновь. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей и почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью. |
Карточка № 17 Продолжи ряд
Дети по очереди подходят к таблице, раскладывают картинки с учетом заданной закономерности (продолжают ряд). Педагог вместе с детьми рассматривает вторую таблицу, уточняет порядок следования фигур. Дети продолжают начатый ряд. После этого воспитатель предлагает каждому ребенку составить такой же ряд из геометрических фигур у себя на столе. Спрашивает: «Какую фигуру надо положить первой? Какую после нее? Почему? «Какая фигура будет следующей?» И т. д. |
Карточка № 18 Камушки на берегу
Большая картина с изображением морского берега На берегу лежат камушки разной формы, очертания которых ясно видны детям. Каждый камушек (всего их нарисовано 1 штук) должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным и т. д.
Упражнение полезно проводить неоднократно. При этом следует менять форму камушков или использовать новую картину. Карточка № 19 Мозаика
|
Карточка № 20 Три медведя
|
Карточка № 21 Шарик на горке
Эту же задачу можно предложить более старшим детям, несколько усложнив ее. Можно на пути шарика поставить брусок, а в стороне – небольшие ворота. Перед ребенком ставится задача расположить брусок на пути шарика так, чтобы шарик, ударившись о него, попал в ворота. Эту задачу можно многократно варьировать, меняя угол наклона горки и расположение ворот. |
Карточка № 22 Куда спрятался мишка?
|
Карточка № 23 Куда пойдешь, то и найдешь
|
Карточка № 24 Кукольная комната
Организуя игру, помните, что пространственное положение кукольной комнаты и ее плана должно быть одинаковым (дверь располагается с одной и той же стороны). При повторении игры следует менять расположение мебели, добавлять новые предметы. |
Карточка № 25 Когда это бывает
- Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отгадывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь! Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот. На кого указала стрелка, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании. - А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. После ответа первый играющий показывает свою картинку. Дети убеждаются в том, что ответ был правильный (или наоборот). Вариантом может быть чтение отрывков художественных произведений о временах года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД по ОО «Познавательное развитие» по математике для детей старшей группы «Занятное путешествие»
Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10, порядковый счет в пределах 7, знание цифр; закреплять представления о сезонных изменениях; закрепить названия дней недели; закрепить цвета: бардовый, фи...
«Мы друзья математики» (познавательный проект по математики для детей средней группы в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин» и ФГОС ДО)
Данный проект способствует повышению активности детей в процессе самостоятельной и совместной образовательной деятельности. Активное участие в совместной познавательной деятельности....
Проект по познавательному развитию «Занимательная математика» для детей средней группы
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности....
Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20141273","attributes":{"alt":"","class":...
Проект по познавательному развитию «Весёлая математика» для детей среднего дошкольного возраста
Проект по познавательному развитию «Весёлая математика»для детей среднего дошкольного возрастаВид проекта: познавательно-игровой.Продолжительность: долгосрочный (февраль 2020 - май 2021 г)...
Картотека дидактических игр на формирование основ безопасного поведения у детей средней группы
Одной из основных задач детского сада является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь - обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка дей...
Проект по познавательному развитию «Занимательная математика» для детей среднего дошкольного возраста
Актуальность проектаКонцепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному разви...