Методическая разработка мероприятия по познавательному развитию дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зимина Наталья Алексеевна

Целью работы является выявление оптимальных средств и способов деятельности с детьми по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Тема "Наша зеленая планета"738.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая   разработка  мероприятия  по познавательному развитию (область - развитие речи) у детей дошкольного возраста

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  центра развития ребенка - детского сада №47 «Искорка»

города Ставрополя

Автор разработки  - Зимина Наталья Алексеевна

г. Ставрополь, 2013 г.

Тема занятия: «Наша зеленая планета».

ЦЕЛЬ:  Уточнить, закрепить и расширить знания  детей о лесе, его красоте и пользе, дать новые знания об основных ее элементах. Развивать  связную речь, умения  грамматически правильно строить ответы на вопросы, пополнить словарный запас. Продолжать учить детей отгадывать загадки, пополнять словарный запас, корректировать мышление речи. Воспитывать у детей интерес к жизни леса.

Материал к занятию. Репродукции картин, известных художников (И. Шишкина «Сосновый бор»,  И. Левитана «Березовая роща»). Дидактическая игра «Найди лесной наряд».

Словарная работа: резная крыша, «легкие земли»,  березовая роща, дубрава (дубовая роща), ельник, березняк, осинник (осиновая роща).

Методы и приемы. Словесный, слуховое восприятие (рассказ), метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации); продуктивный метод (проблемный).

Ход занятия.

   Дети заходят в музыкальный зал вместе с воспитателем под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня» и рассаживаются по местам.

Воспитатель.  Ребята, послушайте внимательно загадку, если вы дадите правильный ответ, то предмет-отгадка появится перед нами.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

Дети. Это лес.

Воспитатель.  Да, совершенно верно.

Звучит музыка, открывается занавес, дети видят отгадку (на мольберт прикреплены репродукции картин художников).

Воспитатель.  А почему вы дали именно такой ответ? Давайте поразмышляем.

Дети. Ведь в лес можно зайти с любой стороны: у него нет дверей.

В лесу растет много деревьев, летом они все зеленые, поэтому дом зеленый.

Раз деревьев много, то если пойдет дождь, можно спрятаться в лесу, как под крышей.

Резная крыша, потому что листья на деревьях все разные, разного размера и оттенков.

Воспитатель.  Что вы еще можете рассказать о лесе?

Дети. Лес – это наше богатство.

Лес – это зеленый наряд нашей земли.

Лес – это кладовая, которая может поделиться своими дарами с людьми.

Воспитатель.   Как вы думаете,  в чем заключаются лесные чудеса?

Дети. В лесу живут разные птицы, животные, растут грибы, ягоды, цветы,  разве это не чудеса.

В лесу хорошо отдыхать, слушать пение птиц, собирать грибы и ягоды.

Там очень красиво, всегда свежий воздух и прохлада, поэтому лес называют «легкими земли».

Воспитатель.    Кто из вас догадается,  кто же является главным  жителем леса.

Дети. Это деревья.

Воспитатель. Как вы думаете, хорошо ли  то, что в лесу вырастают высокие деревья?

Дети. Да, это красота, чистота и прохлада.

Воспитатель. А может  это плохо, что в лесу много высоких деревьев?

Дети. Может  быть плохо: во время сильного ветра дерево может упасть и что-нибудь разрушить.

Воспитатель. Ребята, назовите деревья, которые вы знаете. Когда вы будете перечислять, деревья, которые растут в нашем лесу, появятся перед вами.

Дети. Береза  (появляется девочка, одетая в зеленый сарафан).

Воспитатель. Не заботясь о погоде, в сарафане она ходит,

        А в один из теплых дней, май сережки дарит ей.

Красавицей русских лесов называют люди березку. Стройная с тонкими длинными ветвями, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, стихов, написано много картин художниками, береза символ и гордость русского народа. Она вызывает восхищение и радость.

Дети. Это единственное в мире дерево с белой корой.  Зацветает береза в конце апреля, начале мая. Цветки у нее – скромные сережки.

Воспитатель. Кто знает, как называется лес, в котором растут одни березы?

Дети. Березняк, березовая роща.

Девочка – береза. Березы, березоньки

                                 Как  много вас в здешнем краю

                                 Кругом березняк вдоль дороженьки

                                 Березовый край я люблю.

Дети.  Осина  (появляется девочка, одетая в желтый сарафан).

Девочка – осина.  Что за дерево стоит

                                 Ветра нет, а лист дрожит.

Проводит с детьми физкультурную паузу.

Вот высокая осина, к солнцу тянется она (дети поднимают руки вверх, становятся на носочки – тянутся к солнцу)

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул  (дети расставляют руки в стороны)

Здравствуй лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес! (дети изображают животных леса).

Игра повторяется два раза, воспитатель предлагает детям занять свои места.

Дети (называют следующее дерево). Рябина

Выходит девочка, одетая в красный сарафан.

На светлом золоте ярки среди осенних листьев

Пылают красные флажки – рябиновые кисти.

И словно всплесками огня зимой морозной, грозной.

Издалека к себе манят рябиновые гроздья.

Воспитатель. Из плодов рябины люди приготавливают лекарства от простуды.

Дети. Ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой, синички, воробьи клюют их, когда другого корма не остается.

Девочка-рябинка предлагает детям поиграть в малоподвижную игру (по типу ручейка) «Выбери рябинку».

Воспитатель. Ребята, какие деревья вы знаете еще кроме  лиственных?

Дети.  Хвойные  (ель, сосна).

Появляется  девочка в наряде дерева-елки.

Что же это за девица не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.

Дети. Ель – новогоднее дерево, потому что у нее самые удобные ветви для игрушек и гирлянд. Оно не боится снегопада, издает хороший запах и очищает воздух от бактерий.

Воспитатель вместе с девочкой – рябинкой предлагает детям поиграть в игру «Что чем было». Педагог называет слова, ребенок должен догадаться,  чем это было раньше.

ДУБ – Желудем, ПЕНЬ – Деревом, СУЧОК – Веткой, ЯГОДА – Цветком,

ЛИСТ – Почкой.

Воспитатель предлагает всем девочкам в сарафанах остаться на занятии.

Звучит музыка Вивальди «Весна» открывается вторая половина занавеса и на сцене появляется дерево дуба (вырезанное из картона). Голос за кадром:

Я из крошки-бочки вылез

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок.

Воспитатель. Дуб – значит красавец.

Дети. Это сильное и могучее дерево, оно не боится ни холода, ни жары, ни ветра. Дуб может прожить тысячу и даже две тысячи лет. Древесину дуба используют для строительства.

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку: в золотой клубочек, спрятался дубочек (это плод дуба).

Выходят два мальчика-желудя, в руках  они держат игру «Кольца леса» (нужно найти листочек, оторвавшийся от деревца, раскручивая кольца с картинками). Чтобы закрепить полученные знания, воспитатель предлагает детям поиграть по очереди в  игру.

Мальчики – желуди. Мы, ребята, принесли вам не только интересную игру, но и прихватили с собой дары леса: шишки, орехи, гроздья рябины, хвойные иголки, разноцветные листья (достают корзину, в которой лежит природный материал). Хотим, чтобы вы с помощью взрослых  сделали своими руками красивое панно  и оставили у себя в группе на память о лесе.

Воспитатель. А закончить наше занятие я хочу такими строками:

Лес, русский лес!

Всех лесов на земле ты красивей!

Лес, русский лес!

Ты богатство и гордость России.

Лес, русский лес!

Вечно радуй людей, и расти до небес!

Лес, лес, лес!

Звучит музыка и дети выходят из зала.

  

              Знакомство детей с живой природой - многоплановый процесс, цель которого помочь ребенку пробудить стремление к сохранению окружающей природы. Выслушивая ответы детей, воспитатель пытается внести атмосферу доброжелательности и возникновения стремлений к познанию. Если требуется, воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы у детей получился мини-рассказ, помогает  устанавливать взаимосвязи с окружающим миром, логически мыслить, развивать эмоционально-волевую сферу, внимание, наблюдательность и память.

Детьми выучены наизусть четверостишья о деревьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД (познавательное развитие) в средней группе на тему "Органы чувств"

Цель данного занятия - закрепить знания детей об органах чувств (ухо, нос, глаза, язык) и их функциях на основе опытно-экспериментальной деятельности....

Методическая разработка раздела программы "Познавательное развитие" по теме "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей ...

Разработка мероприятия по познавательному развитию

Разработка открытого мероприятия, с использованием ИКТ...

Методическая разработка: конспект по познавательному развитию детей в средней группе "Посадка лука" с соответствии с ФГОС ДО.

ФИО педагога: Шадрина Ольга СергеевнаОУ: ГБДОУ № 32 Центрального района Санкт-ПетербургаОбразовательная область: Познавательное развитиеТема ООД: «Посадка лука»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Цель: з...

Методическая разработка. Проект по познавательному развитию на тему: "Игры и задания по формированию познавательных знаний у детей дошкольного возраста"

Интерес дошкольников к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества. На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошк...

Методическая разработка мероприятия для родителей старших дошкольников Квест-игра «Семейные финансы».

Квест-игра «Семейные финансы».Цель:-вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников; расширить представление родителей...