Программное содержание: Познакомить детей с огнём, как явлением неживой природы. Дать детям знания о способах получения огня человеком. Показать необходимость огня, как условия жизни на земле. Через исследовательскую деятельность выявить особенности взаимодействия огня с другими стихиями: водой, воздухом, землёй. Воспитывать у детей исследовательский интерес и любознательность. Сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с огнём через игру. Активизировать словарный запас.
Методические приемы: вопросы, практическая деятельность, беседа, ответы детей, игра.
Материал: иллюстрации, спички, береста, свеча, песок, вода, бруски, деревянные палочки, баночка.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Мы побываем в далёком прошлом нашей Земли-В каменном веке. В каменном потому, что железа люди тогда еще не придумали. Писали на глиняных дощечках, т.к. бумаги не было. И считали тогда на пальцах, завязывали узелки, делали насечки, рисовали палочкой на земле к. т ничего не знали о числах. Усаживайтесь на наш ковёр самолёт закройте глаза и представьте, что летите в далёкое прошлое. (Звучит музыка). Открывайте глаза. Оглянитесь вокруг. Вот древние люди охотятся на мамонта, а вот сидят и из камней, бивня мамонта делают орудие для охоты. Послушайте мой рассказ: когда-то давно люди не знали, что такое огонь, они ели сырое мясо, пили холодную воду прямо из ручья. В пещерах у них было холодно и сыро. Многие из них погибали ещё в детстве. Но как — то раз случилось чудо. И этим чудом была гроза.
Чем гроза отличается от обыкновенного дождя? (Гремит гром, сверкает молния)
Вдруг яркий свет озарил поляну, где росло высокое дерево. В тот же миг дерево вспыхнуло.
— Почему дерево загорелось?
(ударила молния)
Сначала люди испугались, но самые смелые побежали к горевшему дереву, но, не добежав с крикам, отбежали назад. Закрывая лицо руками.
— Почему они так сделали? Тем временем дерево загорело,
Погасли угли. Почему? (дерево догорело, дождь намочил угли.) Долго ещё люди вспоминали свет и тепло огня. Но вот однажды совершенно озябнув от холода, человек чтобы согреться, стал растирать себе руки и лицо. Попробуем (Дети растирают ладони и щёки)
— Какими стали наши ладошки? (Горячими и тёплыми)
— А что если потереть деревянную палочку? Интересно они тоже нагреваются? Пойдём в нашу лабораторию.
Проводим опыт. Палочку о палочку. — Что заметили? (Палочки немного нагрелись.) — Вот именно, немного. И тогда человек придумал другое приспособление. Он взял палочку и стал делать дырочку в коряге. Попробуем. Дети берут брусок и, вставив палочку, начинают раскручивать её ладонями. — Какой сделаем вывод? Палочка нагрелась. Целый день человек трудился, раскручивал палочку и вот, наконец, поздно, вечером, вспыхнул долгожданный огонёк. Теперь уже люди не давали ему потухнуть ни днём, ни ночью. Каким образом им-то удалось? Поддерживали огонь, подкидывали сухие ветки, хворост, дежурили около огня не оставляли без присмотра. Однажды обрабатывая камень, чтобы сделать из него топор, человек заметил, что от удара камень о камень появляются искры. Искра попадает на сухой мох, хворост разгорается огонь. 150 лет назад люди изобрели спички. Спички делают из древесной ели. Головка из горючей смеси. Чтобы спичка загорелась надо потереть её о коробок, боковая стенка, которая покрыта специальным порошком. Так и носят теперь люди в кармане приручённый огонь. Ребята нам пора возвращаться в своё время. Давайте подумаем и решим с помощью, каких предметов можно перенести огонь? (Предлагаю на выбор материалы: спички, зажигалка, свеча, береста). Дети обосновывают свой выбор. Взяв огонь. Садимся на наш ковёр самолёт и возвращаемся в настоящее время. (Музыка) Дети садятся на стулья вокруг стола. А сейчас я расскажу вам сказку. Сядьте поудобнее, слушайте. Стоял сухой осенний день тихо падали листья, в лесу на поляне догорал костер, пламени уже не было, а только несколько тлеющих угольков. Вдруг ветер сорвал с дерева сухую ветку, она упала прямо на тлеющие угли. В этот же миг в костре что-то щелкнуло, и появился маленький огонек, еще мгновение и костёр пылал вовсю. Звери, птицы бросились прочь от огня.
Ха! Подумал огонь. Они боятся меня, значит я самый сильный! Я самый, сильный! Но вокруг никого не было. Пойду, поищу кого-нибудь, подумал огонь и побежал дальше по траве, по кустам, по деревьям, и в вскоре огромное пламя поднялось над лесом, а огонь летел дальше и радовался потому, что он самый сильный. Но тут ему дорогу преградила река. Смотри, какой я сильный! закричал он. Ну и что ответила река! Давай померяемся, силами воскликнул огонь. Давай ответила река и плеснула на огонь. Догадайтесь ребята, что было дальше.
— Опыт. Возьму каплю, воды и капну на огонь, как это сделала река. Послушайте что будет. (Капаю.) Предложите детям. Что вы слышали?
— Что произошло? (Огонь погас)
Огонь страшно возмутился, испугался, закричал. Вы услышали треск. И стал чувствовать он. Что слабеет. Он поспешил прочь от реки и решил больше никогда не связываться с водой. Почему он так решил? (Вода может потушить огонь)
Огонь отправился дальше. Вдруг пошёл дождь, и он поспешил спрятаться в пещере. Но чем дальше он уходил в пещеру, ему становилось всё хуже и хуже. Кажется, надо скорее выбираться отсюда подумал огонь. И из последних сил огонь вырвался из пещеры и сразу почувствовал, что ему стало легче, и он вспыхнул с былой силой.
— Ребята, давайте представим, что огонь укрылся от дождя в пещере. Проводится опыт свеча и баночка. Свеча горит хорошо, дальше прячется в пещере, начинает чахнуть и погас. Как вы думаете, ребята, если бы огонь не выбежал из пещеры, чтобы с ним случилось? (потух, мало воздуха) Почему огонь хорошо горит в группе? (много воздуха)
— А в банке? (мало.)
— Сможет огонь жить без воздуха? (нет.)
Чудом выживший огонь отправился дальше бродить по свету, он стал осторожным. Встретилась на его пути гора.
— Что и ты меня не боишься? — спросил огонь.
— Как вы думаете, что ответила гора? Что она права. Докажите на опыте. Свеча, песок. Загоревал огонь. Всех кого он встретил на своём пути или боялись его, или пытались его уничтожить. Никто не хотел с ним дружить. Но тут он встретил человека. Человек приручил огонь и заставил работать на себя. Но характер вспыльчивый у огня. Человек старался дружить с огнём.
Игра: Хорошо — плохо.
Посуду делают из глины, обжигают на огне, чтобы не рассыпалась. Из обожженной глины делают кирпичи. Строят дома. С помощью огня учатся делать прозрачное стекло. Обогревают дома. Огонь дал свет. Но огонь это не только хорошо, но и плохо? Почему? Давайте рассмотрим плакат и ответим вместе на вопрос.
Далее педагог предлагает детям поучаствовать в конкурсе рисунков «Чем опасен огонь»