Конспект занятия в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг»
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Хабибуллина Анжелика Рафисовна

Конспект занятия в старшей группе

«Огонь — друг, огонь — враг»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ogon_drug-ogon_vrag.doc68 КБ
Файл skazka_o_dobrom_i_zlom_ogne.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Огонь — друг, огонь — враг»

Цель:

Познакомить детей с историей возникновения огня, закрепить знания о роли огня в жизни человека.

Задачи:

  • продолжить формировать понятие «пожарная безопасность»;
  • закрепить знания о причинах возникновения пожара;
  • Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.
  • Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
  • Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
  • поддерживать интерес к активному участию на занятии;
  • развитие внимания, памяти, воображения;


Методические приемы:

  • игровой;
  • наглядный;
  • словесный (загадка, стихотворение).

Оборудование:

Презентация ,мяч, светофорчики (красный — зеленый), медаль «юные пожарные».

Предварительная работа:

экскурсия в пожарную часть, дидактическая игра «Кому что нужно», чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки».

Словарная работа: пожарные, языки пламени, задымление, пена, ожог.

Ход занятия

Педагог. Я вам покажу один из знаков, а вы должны сказать, как он называется.

Правильно, это знак опасности.

А знаете ли вы с какой опасностью может встретится человек в жизни?

Дети перечисляют: пожар, землетрясение, авария, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т.  д.

Педагог. Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни.

А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, а вы постарайтесь ее отгадать:

Что, дотронувшись едва, Превращает в дым дрова?

Верно, это — огонь

А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: («Сказка  про огонь» в сопровождении с показом презентации: «Сказка о добром и злом огне»)

Жил-был Огонь. (Слайд1) Был он очень безжалостным и горячим. (Слайд 2) Гулял Огонь где хотел – по лесам, деревьям. (Слайд3) Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

(Слайд 4)

И вот однажды повстречался на его пути Человек, и сказал Человек: «Давай, Огонь померяемся силой, Огонь отвечает: «Да куда тебе Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем. Огонь и согласился. Вот и начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки  пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом. (Слайд 5) 

Скажите, для чего человеку нужен огонь?

Дети. Для того, чтобы приготовить еду, согреться, может осветить, зажечь свечу и т.д.

Огонь – давний друг человека. В первобытные времена человек научился добывать огонь с помощью солнца. (Слайд 6). Время шло и человек изобрел спички. (Слайд 7). Огонь обеспечивает человека светом. Это лучина, она освещала комнату (Слайд 8), со временем появились свечи(Слайд 9), масляная лампа (Слайд 10), керосиновая лампа (Слайд 11), обыкновенная лампочка (Слайд 12).  На огне готовят пищу. Сначала готовили еду в котелке на костре, (Слайд 13) сейчас люди используют газ и газовую плиту (Слайд 14). Огонь согревает (Слайд 15).

С его помощью совершается много полезных дел, кузнецы на огне ковали изделия из металла (Слайд 16),  подковы, орудия труда (Слайд 17). Огонь  заставляет работать машины, космические корабли, запускать ракеты  (Слайд 18). Огнем  украшают  праздники, запускают фейерверки, (Слайд19) огнем зажигают бенгальские огни (Слайд 20). Он нужен в домах, детских садах, школах, заводах, больницах.  Олимпийский огонь – один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания(Слайд 21). Огонь символизирует борьбу за победу, а так же мир, дружбу (Слайд  22). Люди склоняют головы перед вечным огнем и возлагают цветы у памятников героям (Слайд 23).

Но  когда  огонь  попадает  в  руки  маленьких детей,  он показывает свой характер, стремится убежать от них и погулять по дому,  по лесу, по  полю.  Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона.   Тогда может произойти беда.

Скажите, от чего  может возникнуть  пожар?

Дети. От спички, непотушенного окурка, не выключенной газовой  плиты  и электроприборов.

Если не затушить костер, то этот маленький  безобидный  огонек  может  превратиться  в злейшего врага.(24 слайд)

Педагог.  А  что  может загореться дома,  в лесу?

Ответы детей.

Огонь уничтожит  деревья, растения,  животных, птиц, насекомых – всю окружающую  природу.

(25 слайд)

Огонь может перекинуться из леса на жилые дома, а  там живут люди. Это опасно. Люди могут получить ожоги и даже погибнуть..(26 слайд)

Педагог.  Чем  кроме огня еще опасен  пожар?

Дети. Дымом  —  им  можно задохнуться.

Педагог. А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит — руки нужно опустить.

Слова: бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол,  мебель, сухая трава, листья, бензин, краска.

Педагог. Молодцы, садитесь. А сейчас поиграем в игру «Кросс-вопрос». (слайд 27)Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то сможем назвать, что там изображено.

Вопросы к детям:

  1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от  пожара?  (Пожарные.)
  2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат  пожар в домах, лесах,  спасают людей,  их вещи,  дома.)(щелчок)
  1. Какая   у  них  работа?   (Трудная,  но  интересная,   тяжелая,  но нужная людям.)
  2. Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закаленными,   ловкими,   мужественными,   находчивыми,  решительными.)(щелчок)
  3. Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне,  дыму.) (щелчок)
  4. Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении.) (щелчок)
  1. По  какому номеру  вызывают пожарных? («01».) (щелчок)
  2. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Что случилось  и  точный  домашний  адрес: улицу,   номер дома  и квартиры.) (щелчок)

Педагог. Молодцы, ответили на все вопросы,(слайд 27) и у нас открылась картинка — это пожарная машина. На ней можно быстро примчаться на пожар.

Мчится огненной стрелой,

 Мчится вдаль машина.

 И зальет пожар любой

 Смелая дружина.

А теперь встаньте, мы с вами поиграем с мячом.

 Игра называется «Лови — бросай, сразу отвечай».

Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)

Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы ее было заметно на дорогах: красный — цвет огня)

Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)

Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)

Чем тушат бензин? (Пеной.)

Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине? (В колодцах, из реки.)

Педагог. Молодцы, а сейчас мы с вами немножко отдохнем. Выполним физминутку №Кошкин дом"

Мы дружные ребята
-И в сказку мы идём (дети шагают по кругу, высоко поднимая ноги)
-Посмотрим, кто же в сказке
-Потушит кошкин дом (наклоны вперёд и назад)
-И если надо, тоже
-Мы будем помогать (ходят в полуприсяде, руки на коленях)
-И каждому мы скажем:
«С огнём нельзя играть» (повороты влево и вправо с грозящим жестом)

Воспитатель:

-Коль пожар хотим тушить,
  Надо, детки, поспешить! (бег по кругу)
  Разрастается огонь,
  Помогать бегом-бегом. (бег с ускорением темпа)
  Глубоко теперь вдохните. (вдох, руки через стороны вверх)
  Выдохните. (выдох, руки вниз)
  Подышите.

Но не только водой можно тушить огонь. (слайд 28)Посмотрите на эти предметы (одеяло, ведро с водой, ведро с песком, спички) и подумайте, для чего они нужны? Они нужны, чтобы потушить огонь. Найдите один лишний предмет.

Дети. Это спички, они служат причиной пожара, а не помогают его тушить.

Педагог. И нужно обязательно знать правила, как себя вести во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается запрещается».

Возьмите в руки свои знаки — светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок — если это делать можно:

в случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;

бросать горящие спички;

кричать и звать на помощь взрослых;

оставаться в помещении, где начался пожар;

открывать окна и двери во время пожара;

закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;

прятаться в угол, под шкаф, под кровать;

оставлять без присмотра включенные электроприборы;

двигаться ползком или пригнувшись к выходу;

обливать водой стены, пол во время пожара;

пользоваться лифтом;

не бояться, слушаться во всем пожарных;

 тушить водой горящие электроприборы;

 обращаться к соседям за помощью;

по возможности пытаться тушить пожар;

включать газ, электроприборы, свет.

Педагог. Молодцы, садитесь, все правила назвали.

Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома — пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?

Дети. Он получает ожоги, задыхается от дыма.

Педагог. Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку. (Слайд 29)Посмотрите, что надо сделать, если у вас небольшой ожог {показывает картинку).

Педагог. Вы должны запомнить, что пожар — это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.

Электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.

Правила пользования электроприборами

  • Если ты почувствовал запах горелой резины, увидел задымившийся проводок или заметил, что розетка или вилка электрического шнура при работе нагреваются, немедленно сообщи об этом взрослым, попроси вызвать мастера-электрика.
  • Не забывай выключать электроприборы из розетки. Причиной пожара может стать наша забывчивость, невнимательность, торопливость.

Ты, наверное, знаешь, что есть вещества, которые могут легко загореться. Это легковоспламеняющиеся жидкости: бензин, керосин, нефть. Эти вещества следует держать подальше от огня, так как они могут мгновенно вспыхнуть. Погасить горящие нефть, бензин или керосин водой невозможно — эти жидкости легче воды, поэтому они продолжают гореть, всплыв на поверхность воды. Как ты думаешь, чем их можно потушить? Их тушат песком или специальной смесью. Люди придумали специальные приборы — огнетушители, которые есть в каждом учреждении, в транспорте и пр.

Огнеопасны и такие жидкости, как лаки, краски, ацетон, спирт, жидкие масла. Обращаться с этими веществами следует очень осторожно. Их нельзя хранить в кухне и на балконе.

Как ты думаешь, почему? Правильно, на кухне горит газ на плите, здесь часто зажигают спички. А на балкон может залететь непотушенный окурок с другого балкона, кусочек неразорвавшейся петарды во время праздничного салюта. Придя в соприкосновение с горючими жидкостями, они могут вызвать пожар или даже взрыв. Такие пожароопасные жидкости хранят в специальных бутылках, банках в металлических шкафчиках, подальше от огня.

Вопросы и задания

  • Когда огонь можно назвать «Огонь — наш друг»?
  • Когда мы говорим «Огонь — наш враг»?
  • Перечисли, что может стать причиной пожара.
  • Какие горючие жидкости ты знаешь?
  • Почему бензин, керосин, нефть не тушат водой?
  • Что тушат водой?
  • Почему горючие вещества нельзя хранить на кухне?
  • Почему горючие вещества нельзя хранить на балконе?

(Слайд 30)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Жил-был Огонь. Был он очень безжалостным и горячим. ИИИ СКАЗКА О ДОБРОМ И ЗЛОМ ОГНЕ

Слайд 3

Гулял огонь, где хотел.

Слайд 4

По лесам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого.

Слайд 5

И вот однажды повстречался на его пути Человек, и сказал Человек: «Давай, Огонь померяемся силой, Огонь отвечает: «Да куда тебе Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем. Огонь и согласился. Вот и начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

Слайд 6

Огонь – давний друг человека. В первобытные времена человек научился добывать огонь с помощью солнца.

Слайд 7

Время шло и человек изобрел спички.

Слайд 8

10 Огонь обеспечивает человека светом. Это лучина, она освещала комнату человека.

Слайд 9

Со временем появились свечи

Слайд 10

Масляная лампа

Слайд 11

Керосиновая лампа

Слайд 12

Обыкновенная лампочка

Слайд 13

На огне готовят пищу. Сначала готовили еду в котелке на костре.

Слайд 14

Сейчас люди используют газ и газовую плиту.

Слайд 15

Огонь согревает

Слайд 16

С его помощью совершается много полезных дел, кузнецы на огне ковали изделия из металла.

Слайд 17

Подковы, орудия труда.

Слайд 18

Огонь заставляет работать машины, космические корабли, запускать ракеты.

Слайд 19

Огнем украшают праздники, запускают фейерверки

Слайд 20

Огнем зажигают бенгальские огни.

Слайд 21

Олимпийский огонь – один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр, во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

Слайд 22

Огонь символизирует борьбу за победу, а так же мир, дружбу

Слайд 23

Люди склоняют головы перед вечным огнем и возлагают цветы у памятников героям.

Слайд 24

Если не затушить костер, то этот маленький безобидный огонек может превратиться в злейшего врага.

Слайд 25

Огонь уничтожит деревья, растения, животных, птиц, насекомых – всю окружающую природу.

Слайд 26

Огонь может перекинуться из леса на жилые дома, а там живут люди. Это опасно. Люди могут получить ожоги и даже погибнуть. .

Слайд 27

Пожарная машина быстро довезет пожарных до места и никто не погибнет Пожарная машина быстро довезет пожарных до места и никто не погибнет.

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг»

Цели.1.  Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.2.           Закреплят...

Интегрированное занятие по пожарной безопасности и физкультуре в старшей группе: "Огонь – друг, огонь – враг".

данное занятие интегрированное, будет интересно весм пользователям сайта...

Интегрированное занятие по пожарной безопасности и физкультуре в старшей группе: "Огонь – друг, огонь – враг".

данное занятие интегрированное, будет интересно всем пользователям сайта...

Конспект занятия в старшей группе "Огонь - друг, огонь - враг"

Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем....

Конспект открытого занятия в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг».

Конспект открытого занятия в старшей группе«Огонь — друг, огонь — враг»Цели.1....

Конспект занятия для средней группы «Огонь-друг, огонь-враг»

Цель: Закреплять знания детей о пожарной безопасности. Задачи:1) Предостеречь детей от возможных пожаров, ожога, испуга и других проблем, связанных с огнем.2) Закреплять знания о профессии пожарн...