Круги Луллия как способ познания детьми окружающего мира
учебно-методическое пособие по окружающему миру по теме
Как научить ребенка жить в окружающем его мире?
Как развивать в нем качества активного созидателя?
Как сформировать навыки, позволяющие самостоятельно решать проблемы?
В нашем сложном мире много проблем. Они окружают нас и наших детей. Не всегда легко и просто объяснить ребенку, почему происходят в мире те или иные ситуации и как из них выйти. Давайте поможем ему научиться думать, воображать и, главное – решать свои проблемы. Для этого нужно, прежде всего, самому различать объекты, познавать их через признаки и их проявления. Самые простые и привычные предметы таят в себе массу необычного и интересного, нужно лишь уметь это видеть. Не получается? Тогда стоит этому поучиться.
Есть замечательная методика – игры на основе кругов Луллия. Это игры с картинками, которые являют собой «окошко» в окружающий мир. Именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг.
Умело подобранные задания научат детей различать признаки, сравнивать предметы, развивать логическое мышление, внимание, навыки устной речи, воображения.
А самое главное – дадут возможность почувствовать себя творцом, умеющим объяснять многие вещи, сочинять фантастические истории, решать, пусть пока сказочные, но проблемы. Ведь реальность и фантазия – два закадычных друга.
Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах через признаки и их проявления – вот далеко не полный перечень возможностей игр с кругами Луллия.
Игры-тренинги предназначены для детей от3-7 лет. В результате у них выстраивается общая схема работы с признаками объектов. Основные задания по определенному признаку подкреплены вариантами творческих упражнений(см. Приложение)
Авторы методики:
Лелюх Светлана Викторовна, заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада с приоритетным осуществлением ин-теллектуального развития дошкольников № 277 "Золотой ключик", руководитель Методического Центра "ТРИЗ для дошкольников". г. Самара, Россия.
Сидорчук Татьяна Александровна, заведующий кафедрой педагогических технологий Ульяновского социально-педагогического колледжа №1, научный руководитель 24 экспериментальных площадок России по использованию ОТСМ - ТРИЗ - РТВ в работе с детьми дошкольного возраста, сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ, медалист РАН (медаль Яноша Корчака), кандидат педагогических наук.
г. Ульяновск, Россия.
E-mail: sidlj@mv.ru
Хоменко Николай Николаевич, профессор Страсбургского университета, координатор Международного образовательного проекта «Джонатан Ливингстон», Мастер ТРИЗ
г. Торонто, Канада
E-mail: nikolai.khomenko@gmail.com
Сайт: http://volga-triz.ru/
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (XIVв., Италия) и получила название «Круги Луллия».
На стержень нанизывают несколько кругов разного диаметра(2-4 круга). Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов(4-8). На них располагают картинки. Круги и стрелка свободно двигаются
Изобретение Р. Луллия и взято за основу игровых упражнений. Оно позволяет: формировать у детей понятия «объект»- «признак» - «проявление признака»; развивать воображение, гибкость мышления; формировать способность увидеть суть проблемы.
Игры с кругами предполагают самостоятельный выбор темы ребенком. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий- ключ к творческому мышлению.
Предлагаются 4 типа тренингов:
1:«Найди реальное сочетание».
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира.
2: «Объясни необычное сочетание».
Случайное соединение объектов и достоверное объяснение необычности их взаимодействия.
3: «Придумай фантастическую историю или сказку”.
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
4: «Реши проблему».
Учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Основная цель работы с кругами Луллия: создание условий для освоения способа познания мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugi_lulliya.rar | 390.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Сочетание элементов в кругах | Задания |
Объекты с объектами | «Найди, чем похожи»; «Больше - меньше»; «В какой сказке есть оба героя?»….. |
Природные объекты с характерными признаками класса | «Найди, что растет»; «Как проявляется свойство «болезни» у этого объекта?» |
Объекты с частями | «Чья это часть?»; «Где у данного объекта такая часть?»…. |
Объекты и материалы | «Найди объект, сделанный из этого материала»; «Как сделать такой объект именно из этого материала?» Например: стеклянное платье, шоколадный дом, книгу из фольги и т.д. |
Части с частями | «Если соединить вместе эти части, какой объект получится? Для чего?»… |
Объекты со знаками: Буквами, цифрами, номерами, геометрическими формами | «Найди в объекте столько частей, сколько означает цифра»; «Где в изображении объекта спряталась цифра?»; «Есть ли эта буква в названии объекта?»; «Как будет называться объект, если его первой буквой станет…»; «Придумай дело для объекта, которое начинается на букву..»; «Какая служба спешит на помощь?» (Сочетание представителей служб спасения и телефонов вызова этих служб); |
Знаки со знаками | «Придумай задачку с этими числами»; «Подбери знак, который можно поставить перед этими числами»; «Составь двухзначное число»; «Вспомни слово, в котором есть обе эти буквы»; «Сложи слоги»; «Сложи слово из слогов, придумай ему значение»; |
Объекты со свойствами: Сказочные герои с характерами; природные объекты с характерными признаками класса | «Найди то, что растет»; «Как проявляется свойство «болезни» у этого объекта?»; «В какой сказке герой с таким характером?»; «Придумай, как закончится эта сказка, если у героя станет такой характер»… |
1-й круг- картинки сюжетов из знакомых сказок; 2-й круг- изображение любых объектов из этих же сказок; 3-й круг- схемы волшебных преобразований | «Посмотри, из какого литературного произведения оказался сюжет под стрелкой» («Красная шапочка» Ш.Перро). Вспомни героев сказки; найди предмет из нее (корзинка); подбери волшебника (волшебник объединения). (Волку добавлено свойство говорить.) «Раскрути круги и посмотри, какое сочетание получилось». Картинка с сюжетом из английской народной сказки «Три поросенка» совпала с объектом материального мира (сковорода из сказки «Федорино горе» К.И. Чуковского) и схематичным изображением волшебника. Уменьшения: как поможет поросятам волшебная сковорода справиться с волком? |
1-й круг- картинки с изображением мест действия из различных сказок (болота, леса, комнаты, деревни, чудесного сада); 2-й круг- дети самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев | «Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет». (Герой- черепаха Тортила, живет в болоте.) «Посмотри: сюжет из какого литературного произведения оказался под стрелкой? Назови героя и его новое место действия». (Гуси- лебеди обитают в лесной избушке.) |
На 1-м круге картинки с изображениями героев литературных произведений. На 2-м круге схематично обозначены черты характера героев или свойства предметов | «Объедини героя с его основным свойством, чертой характера». (Ворона из басни «Ворона и лисица» - тщеславная; старуха из сказки «Золотая рыбка»- скупая.. И т.д.) «Посмотри: герой из какого литературного произведения оказался под стрелкой? Перечисли черты его характера. Объедини героя с новой чертой характера. Расскажи, как изменится сказка». (Крот из сказки «Дюймовочка» стал щедрым…) |
На 1-м круге картинки с изображением частей суток, времен года; 2-й круг дети самостоятельно заполняют картинками с изображениями сказочных героев | « Выбери героя. Вспомни название сказки и определи время происходящего» (Приключения Буратино происходят летом.) «Посмотри: герой из какого литературного произведения оказался под стрелкой? Расскажи о действиях героя в другом времени». (Действие сказки «Дюймовочка» происходят зимой.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ, КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ СВОЙСТВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Этот материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, педагогам дополнительного образования.Ежедневно ребенок открывает для себя новые предметы в окружающем мире. Этим открытием он стремится поделить...
"Метод проектов как способ познания детьми дошкольного возраста предметного и социального мира"
презентация из опыта работы...
Педагогический проект на тему: « Познание незрячими детьми окружающего мира через сказку».
Проект по сказкам...
познание детьми окружающего мира в процессе экспериментальной деятельности
проектная деятельность средняя группа...
Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»
Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...
"Дидактическая игра – способ познания дошкольниками окружающего мира"
Игра для детей - это учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего....
Как правильно использовать информационные компьютерные технологии для познания детьми окружающего мира
План-конспект родительского собрания...