"В гости к Тундровичку"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №65 «Бусинка» г. Воркуты
Конспект НОД
« В гости к Тундровичку»
(старшая группа)
Воспитатель:
Нечаева Мария Александровна
2 кв. категория
Цель:
Расширить и уточнить знания детей о животных и растительном мире в тундре.
Задачи:
1. Закреплять знания о характерных признаках весны (увеличение дня, пригревание солнца, таяние снега, освобождение водоемов ото льда, прорастание травы, цветение цветов, появление насекомых, возвращение птиц с юга).
2. Закрепление норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимодействиях.
3. Развивать интерес к природе.
4. Формировать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь ее и заботиться о ней.
5. Воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
Материал: макеты кустарников, карточки с изображением птиц, макет искусственного озера, макеты гусей. Гнездо из соломы, костюм Тундровичка, магнитофон.
Предварительная работа: беседы об охране окружающей среды, правила поведения в природе, наблюдения за изменениями погоды, рассматривание картин «Времена года»,экскурсии по окрестностям детского сада, слушание и разучивание стихотворений, песен о весне. Опыты со снегом и льдом.
Методы и приемы:
- Игровая мотивация
- Сюрпризный момент
- Беседа
- Проблемная ситуация
- Дифференцированный подход.
Ход занятия.
В группу входит почтальон (родитель, переодетый в почтальона), приносит письмо от Тундровичка.
Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам ваш друг – Тундровичок. Я знаю, что вы хорошие, добрые ребята, что вы мне поможете. Ведь скоро прилетят перелетные птицы, которым негде будет вить свои гнезда. Не смогут плавать и не выведут своих птенцов. Вы уже знаете, что наступила весна, и в тундре стало грязно. Потому что зимой дул сильный ветер, который разносил весь мусор по тундре, и я хотел бы, чтобы вы мне помогли. А найти вы меня сможете вот по этому плану. До встречи! Ваш друг Тундровичок.»
Восп-ль: Ну что, ребята, поможем Тундровичку?
Дети: Да поможем.
Восп-ль: Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какое время сейчас у нас на дворе?
Дети: Весна.
Восп-ль: Назовите признаки весны?
Дети: Солнце светит ярко, вырастают сосульки, тает снег, тает на реках лед, просыпаются ручейки, появляются проталины, прилетают птицы.
Восп-ль: Молодцы, ребята! Для того, чтобы отправиться в путешествие нам надо собрать вещи, которые пригодятся нам в пути. ( На столе лежат различные предметы: сапоги, фонарь, ложка, кружка, котелок, макароны, телевизор, зонтик, машина, кукла, аквариум, куртка, стол, диван и т.д.)
Восп-ль: Вам надо взять только те предметы, которые пригодятся в путешествии.
Восп-ль: Молодцы, ребята! Теперь мы можем отправляться в путешествие. А поможет нам в этом карта, которую прислал Тундровичок.
(карта)
Восп-ль: Ребята, отправляемся в путь. По плану нам надо идти по тропинке. А вы знаете, что такое тропинка?
Дети: Тропинка – это узенькая дорожка.
(Волшебная поляна: береза, дуб, ель, карликовая береза, карликовая ива, пальма.)
Восп – ль: Посмотрите, ребята что-то тут неправильно. Наверно Тундровичок что-то напутал. Очень странная поляна… Кажется, я поняла. Тундровичок хочет проверить, знаете ли вы, какие растения растут в тундре?
Дети: Кустарники: карликовая береза, карликовая ива.
Восп-ль: А чем отличаются деревья от кустарников?
Дети: У дерева один ствол, а у кустарников несколько тонких стволов.
Восп-ль: Высокие деревья в тундре расти, не могут, потому что здесь дуют холодные ветра и очень сильные морозы зимой. В нашей местности очень длинная зима и короткое лето, земля не успевает прогреться. У высоких деревьев корни уходят глубоко в землю, а у кустарников корни находятся близко к поверхности земли. Кустарники растут близко друг другу и служат многим животным и птицам домом.
Посмотрите, ребята, что это там, в кустах лежит?
Дети: Гнездо птицы.
Восп-ль: Вы знаете, что весной прилетают птицы и строят гнезда, а в это гнездо не прилетят птицы. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что в гнезде мусор.
Восп-ль: Хотите ли вы помочь птицам навести порядок? Что для этого нам нужно?
Дети: Собрать мусор.
Восп-ль: А еще надо поправить гнездо, положить сухие веточки и сухую траву. Чтобы птицам было приятно.
(дети кладут сухие веточки и траву, собирают мусор.)
Восп-ль: Ну, вот теперь все готово и мы можем отправляться в путь.
(Вдалеке слышатся крики птиц.)
Восп-ль: Ребята, вы слышите звуки? Что это за звуки, как вы думаете?
Дети: Это кричат птицы.
Восп-ль: Какие птицы так кричат?
Дети: Гуси.
Восп-ль: Как вы думаете, о чем они кричат?
Дети: Гуси кричат о том, что они летят домой и радуются наступлению весны.
(На столе лежат карточки с изображением разных птиц. Надо выбрать только тех птиц, которые живут в тундре.)
Дети: Куропатки, лебеди, гуси, утки, полярные совы, воробьи, вороны, сороки.
Восп-ль: Вы знаете, что куропатки живут в тундре круглый год и никуда не улетают. Куропатки меняют свое оперение, летом- коричневые, а зимой- белые. Питаются куропатки почками ивы и откладывают до 20 яиц.
Восп-ль: Вот мы и дошли до озера. Ребята, посмотрите, что стало с озером.
(Озеро грязное, везде валяется мусор.)
Восп-ль: Что же делать? Птицы вот – вот прилетят.
Дети: Надо собрать мусор и очистить озеро.
(Дети собирают мусор, а в это время прилетают гуси.)
Восп-ль: Вот мы собрали мусор. Какое стало озеро?
Дети: Чистое, голубое, прозрачное.
Восп-ль: А вот и прилетели гуси. Давайте пустим гусей в чистое озеро.
(Выходит к детям Тундровичок)
Тундровичок: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы согласились мне помочь. Скажите мне, пожалуйста, зачем вы собирали мусор? Для чего вы это делали?
Дети: Чтобы в тундре было чисто. Чтобы животным, которые живут в тундре, было безопасно жить.
Тундровичок: Понравилось ли вам путешествие? Расскажите мне, пожалуйста, может вы что – то еще новое узнали во время путешествия?
Дети : ответы детей.
Тундровичок: Ребята, а вы придете ко мне в гости летом? Я покажу вам свои быстрые, шумные реки. А сейчас я вас хочу угостить ягодным морсом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционный праздник тундрового населения "День Оленевода"
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа День оленевода традиционно проводится с начала марта и до середины апреля. Возникает резонный вопрос: «А почему праздник проводится так долго и д...
Поделка "Тундровая красавица"
Поделка из картона, ткани и других материалов....
Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».
Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...
Воспитательский час «Тундровичок» (конкурсно-игровая программа)
Приобщить воспитанников к подвижным ненецким играм....
Консультация "Тундровой этикет"
У коренных жителей Севера издавна существует свод неписаных законов, правил, следование которым гарантирует гармоничное, мирное сосуществование с окружающей средой....
«Путешествие с Тундровичком»
Развлечение старший дошкольный возраст. Мой край Ямал....
Региональный компонент " В гости к Тундровичку"
Региональный компонент " В гости к Тундровичку"...