РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Труд» четвертый год обучения
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Авсеевич Ирина Михайловна

рабочая программа  по Труду с задачами, темами, часами, оборудованием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа по труду114 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Калининградская область

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 9 «Улыбка»

    Утверждаю:

                                                                   

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Труд»

четвертый  год обучения

        

Разработчик: воспитатель Авсеевич И.М.                                                                                              

                                                               Рассмотрена и одобрена на

                                                               заседании педагогического совета

Протокол №  1  от «29» августа  2013   г.

Срок реализации 1 год  

         

г. Светлый

2013г.

                                       1. Пояснительная записка

        В основу настоящей программы положен соответствующий раздел   обновлённого варианта комплексной общеобразовательной программы «Детство» Т.И.Бабаевой, приведённой в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы.

        Содержание данной образовательной области направленно на реализацию цели формирования готовности детей к обучению в школе в процессе обогащения опыта трудовой деятельности, воспитание разумных потребностей, основ культуры потребления и бережного,  положительного, ценностного отношения к труду через решение основных задач.

         Основная форма реализации данной программы – непосредственно образовательная деятельность, общение, беседы.

2. Цель и задачи программы,

её место в образовательном процессе

        2.1. Цель освоения программы: Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека, через расширение круга знаний и представлений о совершенствовании рукотворного мира, изменении мира профессий.

2.2.  Задачи:

  • Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон, о взаимодействии человека и природы.
  • Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
  • Воспитывать благодарности и уважение к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни, ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.
  • Воспитывать бережливость, разумный способ достойного поведения на основе осознания материального достатка семьи, ограниченности ресурсов воды, электричества в современном социуме.
  • Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных особенность старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам.
  • Способствовать развитию творческих способностей, позиции субъекта в продуктивных видах детского досуга на основе осознания ребенком собственных интересов, желаний, предпочтений.

2.3. Место (роль) программы в образовательном процессе

        Содержание образовательной области «Труд» наиболее тесно интегрируется с  образовательными  областями  «Познание», «Социализация», «Коммуникация». Это достигается за счет накопления сенсорного опыта и расширения детских представлений о мире материалов и предметов, созданных трудом взрослых, и неразрывной связи познания с развитием детской речи, включения детей в систему социальных отношений через предоставление возможности отражения мира взрослых в игре.

3. Требования  к   уровню освоения содержания программы

        В результате освоения программы достижения ребенка  6 – 7 лет  выражаются в следующем:

  1. Гуманно-ценностное  отношение ребенка к природе становится более устойчивое.
  2. Самостоятельно ухаживает за растениями уголка природы, ответственно откликается к труду. Владеет трудовыми умениями, достигая качественных результатов. Готов оказать помощь в случае необходимости.
  3. Поведение ребенка свидетельствует о формирующемся ценностном отношении к предметному миру как результату труда взрослых, бережливости, желании принимать участие в трудовой деятельности взрослых, оказывая посильную помощь. Характерен осознанный способ безопасного поведения в быту.
  4. Ребенок успешно использует представления о трудовых процессах взрослых для организации собственной трудовой деятельности.
  5. Самостоятелен в самообслуживании; охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к помощи взрослым.
  6. Добивается результата труда, с небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи в процессе создания поделок и реализации замысла.

Условия для успешной реализации данной программы:

  •   личностно - ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе  освоения  содержания;
  •   активное участие родителей в воспитательном процессе;

4. Объём программы и виды  образовательной работы

        Объём  программы составляет 26 часов  и включает в себя три образовательных компонента:

  • теоретическая часть;
  • практическая  часть;
  • диагностическая часть.

 Первый компонент содержит общие сведения по определённой тематике. То, о чём узнают дети,  доводится до них в форме образовательных ситуаций, рассказа и бесед воспитателя, обсуждений,  чтения произведений детской литературы. При этом  используется наглядность и применяются ИКТ.

 Второй компонент имеет практическую направленность: это то, что осваивают дети в форме  поисковой, опытно-экспериментальной и художественно-продуктивной  деятельности, моделирования, игровых и трудовых  действий, двигательных минуток, других совместных дел.

     Третий компонент с помощью вопросов, наблюдений и пр. подводит итоги освоения содержания определённых тем: выявляет  достижения ребёнка или недостаточность освоения программы.

                                                                                                                                         Таблица 1

Наименование разделов непосредственно образовательной деятельности

Общий объём программы (час, мин.)

НОД (часы, минуты)

Теоретическая часть

Практическая

часть

Диагностическая часть

10 тем

26 ч.

5 ч. 12 мин.

17 ч. 20 мин.

3 ч. 28 мин.

5. Содержание программы

5.1. Разделы, темы и виды НОД (непосредственно образовательной деятельности)

                                                                                                                                    Таблица 2

№  темы

К-во

занятий

Общий объём программы

(час, мин.)

Из   него  время, отведённое на:

Теоретическая часть

Практическая

часть

Диагностическая часть

1 тема

5

2 ч. 30 мин.

30 мин.

1 ч. 40 мин.

20 мин.

2 тема

5

2 ч. 30 мин.

30 мин.

1 ч. 40 мин.

20 мин.

3 тема

5

2 ч. 30 мин.

30 мин.

1 ч. 40 мин.

20 мин.

4 тема

5

2 ч. 30 мин.

30 мин.

1 ч. 40 мин.

20 мин.

5 тема

5

2 ч. 30 мин.

30 мин.

1ч. 40 мин.

20 мин.

6 тема

3

1 ч. 30 мин.

18 мин.

1 ч.

12 мин.

7 тема

5

2 ч. 30 мин.

30 мин.

1 ч. 40 мин.

20 мин.

8 тема

7

3 ч. 30 мин.

42 мин.

2 ч. 20 мин.

28 мин.

9 тема

7

3 ч. 30 мин.

42 мин.

2 ч. 20 мин.

28 мин.

10 тема

5

2 ч. 30 мин.

30 мин.

1 ч. 40 мин.

20 мин.

Итого:

52

26 ч.

5 ч. 12 мин.

17 ч. 20 мин.

3 ч. 28 мин.

5.2. Содержание разделов образовательной программы

        Тема 1. «Труд – социальное явление» (2 ч. 30 мин.: 30 мин.-т., 1 ч. 40 мин.-п., 20 мин.-д.):  Целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской литературы, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых. Алгоритм составления рассказов о профессиях, знание профессий родителей.

         Тема 2. «Предметный мир и орудия труда» (2 ч. 30 мин.: 30 мин.-т., 1 ч. 40 мин.-п., 20 мин.-д.):  Средства связи и передвижения, способы торговли, одежда людей, жилище. Многообразие естественных и искусственных материалов.

        Тема 3. «Хозяйственно-бытовой труд взрослых дома и в детском саду» (2 ч. 30 мин.: 30 мин.-т., 1 ч. 40 мин.-п., 20 мин. -д):  Проекты: «у нас в гостях», «как вырастили и испекли хлеб», «в мире техники». Детские обязанности.

          Тема 4. «Дежурство и коллективный труд» (2 час 30 мин.: 30 мин.-т., 1 ч. 40 мин.-п., 20 мин.-д.): Обязанности дежурных по столовой, уголку природы, по подготовке к занятиям.

        Тема 5. «Самообслуживание и детский труд» (2 час 30 мин.: 30 мин.-т., 1 ч. 40 мин.-п., 20 мин.-д.):  Полная самостоятельность. Развитие у детей умений выйти из проблемной ситуации, связанной с необходимостью привести одежду и обувь в порядок.

        Тема 6. «Экспериментирование с различными материалами» (1 час 30 мин.:  18 мин.-т., 1 ч. - п., 12 мин.-д.):  Естественные и искусственные материалы. «Как люди придумали бумагу?», «Мир металла, пластмассы, ткани».

        Тема 7. «ОБЖ при обращении с бытовой техникой.»  (2 час 30 мин.: 30 мин.-т., 1 ч. 40 мин.-п., 20 мин.-д.): Меры безопасности при обращении с пылесосом, утюгом, чайником. Первая помощь при травме.

        Тема 8. «Живая природа»  (обитатели природного уголка)  (3 часа 30 мин.:42 мин.-т., 2 ч. 20 мин.-п., 28 мин.-д.): Разнообразие аквариумных рыб. Характерные признаки. Основные правила ухода за рыбками (мытье аквариума, камушков, своевременное кормление). Составление описательного рассказа по определенной схеме. Дежурство в живом уголке.

        Тема 9. «Элементарное приготовление пищи» (3 ч. 30 мин.: 42 мин.-т., 2 ч. 20 мин.-п., 28 мин.-д.):  Нарезка вареных овощей. Правила пользования мерной посудой, навыки «чтения» схематического приготовления блюда.

        Тема 10. «Труд в природе»  (2 час 30 мин.: 30мин.-т., 1 ч. 40 мин.-п., 20 мин.-д.):  Детское экспериментирование, использование пооперационных карт, чтение схем, простейших чертежей.

5.3. Диагностика  освоения   содержания  программы

Мониторинг качества освоения образовательной областью проводиться в электронной форме модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования, разработанным Министерством образования.

        Предметом  диагностики  являются  

  • представления о труде в целом детей 6 – 7 лет,
  • представления о безопасном способе обращения с предметами.
  • особенности отношения ребёнка к себе и окружающим.

Вызывает  озабоченность и требует совместных  усилий педагогов и родителей:

  • У ребенка накапливается негативный опыт отношения  природе.
  • Ребенок действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на замечания сверстников и взрослых людей.
  • Его кругозор ограничен, представления о природе бедны, рассказы о растениях и животных однообразны, примитивны, ошибочны.
  • Интерес к изучению природы поверхностный, неустойчивый.
  • Ребенок не уверен в себе; стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, зависим от помощи взрослого.
  • Не проявляет желания ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать.

Диагностика осуществляется начальная,  промежуточная и итоговая.

        

Методы  диагностических исследований:

- индивидуальные беседы по вопросам, картинкам, моделям;

- дидактические игры.

        Выявленные в ходе диагностики характеристики определяют низкий, средний, высокий, а в отдельных  случаях – самый высокий уровни освоения программы.

  1. Подготовка к НОД

В ходе освоения программы предусмотрено проведение теоретической и практической непосредственной образовательной деятельности.

Теоретическая  образовательная деятельность позволяет воспитывать самостоятельность ребенка, формировать основы безопасного поведения.

Основной целью практической непосредственной образовательной деятельности выступает формирование у детей первичных умений  в познавательной и  практической деятельности.

Диагностика освоения программного материала осуществляется  опросным,  поисковым игровым  методами, а также методом выполнения практических заданий.

7. Методическое обеспечение программы

7.1. Рекомендуемая литература

7.1.1. Основная литература

                                                                                                                                          Таблица 3          

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А.  и др

«Детство: Примерная основная общеобра-зовательная программа  дошкольного образования»

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2011 год, 528 стр.

Програм-ма

1

2.

Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Крулехт М.В. и др.

«Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие»

Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2011 год, 592 стр.

Научно-методическое пособие

1

7.1.2. Дополнительная литература

Таблица 4

п/п

Автор(ы)

Заглавие

Город, издате-льство, год изда-ния, кол-во стр.

Вид издания, гриф

Кол-во экз.

1.

Хромцова Т.А.

«Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»

Москва, «Педагогическое общество России»

2007 год, 80 стр.

Учебное пособие

1

2.

Константиновская И.А.

Трудовое воспитание дошкольников

Кал-д, «Калинин-градское книжное издательство», 2003 – 72с.

Методическое пособие

1

3.

Буре Р.С., Година Г.Н.

Учите детей трудиться

Москва, «Просвещение»,

2003 год, 144 стр.

Методическое пособие

1

4.

Хромцова Т.А.

«Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»

Москва, «Педагогическое общество России»

2007 год, 80 стр.

Учебное пособие

1

7.2. Средства обеспечения для освоения программы

7.2.1. Аудио- и видео- пособия

                                                                                                                                          Таблица 5

Вид аудио- и видео- пособия

Наименование пособия

Видео-фильм

Кино

фильм

слайды

аудио-

пособие

+

1. Тематическая презентация   «Красота земная»

+

2.  Тематическая презентация «Зеленые друзья»

+

3. Тематическая презентация  

«Что такое труд?»

+

4.«В природе все красиво»

+

5«Как помочь планете?»

+

6.«Животный мир»

7.2.2. Наглядный материал

                                                                                                                                    Таблица 6

Картины, картинки,  

силуэтные фигурки,

муляжи

Модели, сигнальные карточки

Литература

для детей

1.Набор картин:

«Птицы», «Обитатели степей и пустынь»,

«Грибы»

 «Растения»,

 «Предметы ближайшего окружения»

 «Овощи»,  

 «Фрукты»

2. Тематические фотоальбомы по труду взрослых.

3.Силуэтные фигурки «Насекомые», «Звери», «Люди», «Рыбы», «Птицы»

4. Фигурки животных: муляжи овощей, фруктов.

1. Модели:

 «Посудка»

 «Мебель»

«Личная гигиена»

2. Алгоритм для состав-ления описательного рассказа;

3. Сигнальные карточки:

 «Опасности в природе»,

«Бытовая техника»

4. Коллекции родовых понятий:

«Мир игрушек»

«Мир одежды и обуви»

«Мир посуды»

«Мир инструментов»

1. Энциклопедии

2. Детская художественная литература о труде.

       

8. Материально-техническое обеспечение

8.1. Специализированные учебные помещения и участки

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                    Таблица 7

№ п/п

Наименование и принадлежность помещения

Площадь (кв.м.)

Количество мест

1.

Уголок природы

2,5

5

2.

Центр любознательных детей

8,2

11

3.

Огород и клумбы на участке детского сада

-

-

8.2. Основное учебное оборудование

                                                                                                                    Таблица 8

№ п/п

Наименование

Наименование специализированных кабинетов, лабораторий с перечнем основного оборудования

1.

Уголок природы

Паспорт уголка,

«Правила поведения»,

 «Правила безопасности »,

Пособия для сюжетно-ролевых игр

Живые растения

Инвентарь по уходу за растениями (лейки, лопатки, грабельки, пулевизатор, тряпочки, совочки, фартуки)

Фотоальбом «Живая природа»

Круговой календарь погоды.

Круговая модель года.

Экологический дневник дошкольника.

Энциклопедии,иллюстрированные альбомы.

Наглядные пособия.

Сезонный «огород на подоконнике»

2.

Центр любознательных детей

 Паспорт группы

Оборудование для игр с песком, водой, для опытнической деятельности.

Картотеки опытов, экспериментов.

Гербарии, коллекции природных материалов.

Макет природных зон.

Фигурки домашних и диких животных

Фотоальбомы, энциклопедии,

иллюстрированные альбомы.

Приложения

1. Перечень произведений детской художественной литературы

о безопасности.

                                                                                                                                    Таблица 9

№ п/п

Автор

Название

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Александрова Т.

Барто А.

Байрамов Н.

Блок А.

Зильберг Л.

Маршак С. Я.

Михалков С.

Толстой Л.Н.

Циферова Г.

Чуковский К.

«Одуванчик»

«Девочка чумазая»

«Рыбка»

«Зайчик»

«Витамины»

«Кошкин дом»

«Дядя Степа – милиционер»

Рассказы о животных

«Овощи»

«Мойдодыр»

«Путаница»

Загадки о животных, природе

Пословицы и поговорки о труде

Игры по безопасности

                                                                                                                                  Таблица 10

Игры дидактические

Игры сюжетно-ролевые

Игры подвижные,

игровые упражнения

«Уроки Айболита»

«Зоологическое лото»

«Животный мир»

«Мир растений»

«Живая природа»

«В лесу, на лугу, в поле»

«Уроки Мойдодыра»

 «Магазин»,

 «Сложи картинку»,

 «Чудесный мешочек» ,

 «Гости пришли»,

«Помоги Андрюше»

«Как беречь свое здоровье»

«Научи Неумейку»

«Семья»,

«Хозяюшка», «Рабочий»,

«Магазин»

«Шофер»

«Врач»

«Повар»

«Воробушки и автомобиль»,

«Наседка и цыплята»,

«Кот и мыши»,

«Лиса и зайцы»,

«Зайка серенький сидит»,

 «Вороны»,

«Солнышко и дождик»,

«Лохматый пёс»,

«Птички в гнёздышках»,

«Уточка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта

Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....

Взаимосвязь игры, труда и обучения у детей дошкольного возраста

Взаимосвязь между игрой и обучением не остается неизменной на протяжении дошкольного детства. В младших группах игра является основной формой обучения. В старших группах, особенно в подготовител...

Рабочая программа воспитатния и обучения детей во 2 младшей группе.

В рабочей программе представленны занятия по темами программное содержания к ним....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны  речи детей старше...

рабочая программа кружка по обучению рисования "АКВАРЕЛЬКА" в старшей группе детского сада

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всест...

Рабочая программа"Труд"социально-личностное развитие

Пояснительная записка. В большинстве комплексных вариативных программ дошкольного образования конца XX — начала XXI века отсутствуют разделы, связанные с трудовым воспитанием детей, что является ...