Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Что такое вода?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формировать у детей дошкольного возраста представления о состояниях и свойствах воды в природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: формировать у детей дошкольного возраста представления о состояниях и свойствах воды в природе.
Задачи:
1. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три состояния - твёрдая (лёд), жидкая, газообразная - пар.
Закрепить знания детей о профессии лаборанта
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
3.Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту.
Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия, закрепить умение подбирать слова с противоположным значением.
Предварительная работа:
- Беседа о воде, её роли в жизни человека.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», чтение художественной литературы.
- Экспериментальная деятельность с водой во время прогулок и в группе.
Материал для занятия:
Наглядный: табличка «лаборатория», электрочайник со стеклянным корпусом, зеркало, мяч, мольберт, карточки с изображением свойств воды;
Раздаточный: бутылочки с водой, блюдца, емкости разных форм, баночки, соль, сахар, пластилин.
План проведения занятия:
- Беседа для закрепления знаний и понимания детей для чего нужны правила и законы, и где с ними можно встретиться.
- Проведение опытов в лаборатории.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, не имеет собственной формы»
Опыт №2 «Вода может нагреваться».
Опыт №3 «Пар- это тоже вода».
Физминутка.
Опыт №4 «Вода – растворитель».
Опыт №5 «Лёд - твёрдая вода».
- Игра «Какая вода бывает?»
- Подведение итогов.
Ход занятия:
- Воспитатель:
- Ребята, скажите, как называется наша страна?
Дети:
- Россия.
Воспитатель:
- Правильно! Помните, мы с вами уже обсуждали, что жить в такой большой такой стране не просто. Скажите, что придумали взрослые люди, чтоб никто не ссорился, не ругался?
Дети:
- Люди придумали законы и правила, при соблюдении которых поддерживается мир и хорошие отношения.
Воспитатель:
- Мы с вами тоже придумали свою страну Дружбаленд и разработали законы- правила поведения в нашей группе. Но я хочу спросить, где мы ещё в нашей жизни сталкиваемся с законами и правилами?
Детей:
- Правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, правила поведения в театре и т.д.
Воспитатель:
- Молодцы! Ребята, как вы думаете, в Царстве Природы есть законы и правила?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Конечно, в Царстве Природы есть свои неизменные законы. Например: за зимой приходит весна, потом лето, а лето сменяет осень! Со сменой времён года происходят изменения в жизни растительного и животного мира.
Сегодня мы поговорим о воде и её свойствах. Для чего нужна вода человеку?
Дети:
- Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения и т.д.
Воспитатель:
- Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему?..Всё на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Учёные установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем погибнет.
А сейчас мы пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Кто работает в лаборатории? Что делают в лаборатории? Как надо себя вести в лаборатории?
Ответы детей.
- Проведение опытов в лаборатории.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами уже проводили опыты, с какими свойствами воды вы уже знакомы?
Дети:
- Вода не имеет цвета, вкуса и запаха.
Воспитатель:
-Хорошо, давайте приступим к дальнейшему изучению воды.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, не имеет собственной формы».
Воспитатель:
-Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко.
Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети:
-Вода жидкая.
Воспитатель:
-Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
-А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того сосуда, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Опыт №2 «Вода может нагреваться».
Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: Когда её нагревают.
Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: Огонь, газ, электронагреватель.
Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это электрочайник.
Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.
Воспитатель проводит опыт за своим столом.
Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей обжечься?
Дети: Да, она очень горячая.
Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая.
Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот.
Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Дети: Вода может нагреваться и быть горячей.
Опыт №3 «Пар- это тоже вода».
Воспитатель: Сейчас я выключу чайник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником? Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?
Высказывания детей.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки.
( Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: « Вода при сильном нагревании превращается в пар, а когда остывает снова в воду».
Физминутка.
Мы плывем по тихой речке,
Тихо плещется вода.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.
Наконец она садится
На корягу над водой.
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем,
А теперь - глубокий вздох -
И садимся на песок.
Опыт №4"Вода - растворитель".
Воспитатель: Предлагаю вам сесть за столы, на свои места.
Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде.
Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду положить пластилин он также исчезнет как сахар и соль? Положите в ваши баночки с водой шарики пластилина.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с пластилином в воде.
Дети: Пластилин не растворился в воде: он осел на дно банки.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, пластилином, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Опыт №5 «Лёд - твёрдая вода».
Воспитатель: Ребята, помните, утром я вынесла стакан воды на балкон? Давайте, посмотрим, что с ней произошло.
Дети: Вода превратилась в лёд.
Воспитатель: Правильно. При каких условиях вода превращается в лед, переходит из жидкого состояния в твёрдое?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода превращается в лёд, когда температура воды понижается ниже 0 градусов.
3.Игра «Какая бывает вода?»
Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же всё-таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая бывает вода?"
ИГРА: Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель говорит, какая вода бывает и бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен подобрать слово с противоположным значением (вода чистая – грязная, солёная - сладкая и т.д.)
- Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.
После того как дети называют свойство воды, воспитатель показывает карточку с графическим изображением данного свойства.
Дети:
Вода это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода может нагреваться, быть горячей;
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Вода в твёрдом состоянии -лёд, в парообразном -пар.
Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом наше занятие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе "Такие разные мячи" или "Вокруг света"
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, массаж, упражнения на фитболах. Знакомство с картой мира....
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему «Лаборатория чайных открытий»
Профориентирование детей подготовительной к школе группы...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".
Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...
Конспект открытого занятия на тему «Что такое деньги?» в подготовительной группе.
Конспект открытого занятия на тему «Что такое деньги?»в подготовительной группе....
Конспект открытого занятия на тему «Что такое деньги?» в подготовительной группе.
Конспект открытого занятия на тему «Что такое деньги?»в подготовительной группе....
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему «Лаборатория чайных открытий»
Вид непосредственно-образовательной деятельности: подгрупповая.Тема: «Лаборатория чайных открытий».Возраст: подготовительная к школе группа.Образовательная область: познавательное развитие...