Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Что такое вода?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Формировать у детей дошкольного возраста представления о состояниях и свойствах воды в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: формировать у детей дошкольного возраста представления о состояниях и свойствах воды в природе.

Задачи:

1. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды: прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три состояния - твёрдая (лёд), жидкая, газообразная - пар.

Закрепить знания детей о профессии лаборанта

2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

3.Воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, доказывать свою правоту.

Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия, закрепить умение подбирать слова с противоположным значением.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде, её роли в жизни человека.
  2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», чтение художественной литературы.
  3. Экспериментальная деятельность с водой во время прогулок и  в группе.

Материал для занятия:

Наглядный: табличка «лаборатория», электрочайник со стеклянным корпусом, зеркало, мяч, мольберт, карточки с изображением свойств воды;

Раздаточный: бутылочки с водой, блюдца, емкости разных форм, баночки, соль, сахар, пластилин.

План проведения занятия:

  1. Беседа для закрепления знаний и понимания детей для чего нужны правила и законы, и где с ними можно встретиться.
  2. Проведение опытов в лаборатории.

     Опыт №1 «Вода – это жидкость, не имеет собственной формы»

     Опыт №2 «Вода может нагреваться».

     Опыт №3 «Пар- это тоже вода».

Физминутка.

     Опыт №4 «Вода – растворитель».

Опыт №5 «Лёд - твёрдая вода».

  1. Игра «Какая вода бывает?»
  2. Подведение итогов.

Ход занятия:

  1. Воспитатель:

- Ребята, скажите, как называется наша страна?

Дети:

- Россия.

Воспитатель:

- Правильно! Помните, мы с вами уже обсуждали, что жить в такой  большой такой стране не просто. Скажите, что придумали взрослые люди, чтоб никто не ссорился, не ругался?  

Дети:

- Люди придумали законы и правила, при соблюдении которых поддерживается мир и хорошие отношения.

Воспитатель:

- Мы с вами тоже придумали свою страну Дружбаленд и разработали законы- правила поведения в нашей группе. Но я хочу спросить, где мы ещё в нашей жизни сталкиваемся с законами и правилами?

 Детей:

- Правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, правила поведения в театре и т.д.

Воспитатель:

- Молодцы! Ребята, как вы думаете, в Царстве Природы есть законы и правила?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Конечно, в Царстве Природы есть свои неизменные законы. Например: за зимой приходит весна, потом лето, а лето сменяет осень! Со сменой времён года происходят изменения в жизни растительного и животного мира.

Сегодня мы поговорим о воде и её свойствах. Для чего нужна вода человеку?

Дети:

- Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения и т.д.

Воспитатель:

- Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдёт? Почему?..Всё на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Учёные установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем погибнет.

А сейчас мы пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде.  Кто работает в лаборатории? Что делают в лаборатории? Как надо себя вести в лаборатории?

Ответы детей.

  1. Проведение опытов в лаборатории.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами уже проводили опыты, с какими свойствами воды вы уже знакомы?

Дети:

- Вода не имеет цвета, вкуса и запаха.

Воспитатель:

-Хорошо, давайте приступим к дальнейшему изучению воды.

Опыт №1 «Вода – это жидкость, не имеет собственной формы».

Воспитатель:

-Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко.

Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети:

-Вода жидкая.

Воспитатель:

-Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.

-А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму баночки.

Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель:  Правильно, вода приняла форму того сосуда, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Опыт №2 «Вода может нагреваться».

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, как он называется? (Спросить двух, трех человек). Совершенно верно - это электрочайник.

Давайте с его помощью попробуем нагреть воду.

Воспитатель проводит опыт за своим столом.

Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: Она кипит, булькает, бурлит.

Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей обжечься?

Дети: Да, она очень горячая.

Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая.

Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот.

Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: Вода может нагреваться и быть горячей.

Опыт №3 «Пар- это тоже вода».

Воспитатель: Сейчас я выключу чайник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником? Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?

Высказывания детей.

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.

Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).

Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки.

( Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: « Вода при сильном нагревании превращается в пар, а когда остывает снова в воду».

  Физминутка.

Мы плывем по тихой речке,

Тихо плещется вода.

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда.

Вот летит большая птица,

Плавно кружит над рекой.

Наконец она садится

На корягу над водой.

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем,

А теперь - глубокий вздох -

И садимся на песок.

Опыт №4"Вода - растворитель".

Воспитатель: Предлагаю вам сесть за столы, на свои места.

Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?

Дети: Сахар растворился в воде.

Воспитатель: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду положить пластилин он также исчезнет как сахар и соль? Положите в ваши баночки с водой шарики пластилина.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с пластилином в воде.

Дети: Пластилин не растворился в воде: он осел на дно банки.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, пластилином, с каким же новым свойством воды вы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Опыт №5 «Лёд - твёрдая вода».

Воспитатель: Ребята, помните,  утром я вынесла стакан воды на балкон? Давайте, посмотрим, что с ней произошло.  

Дети: Вода превратилась в лёд.

Воспитатель: Правильно. При каких условиях вода превращается в лед, переходит из жидкого состояния в твёрдое?

Ответы детей.

Воспитатель: Вода превращается в лёд, когда температура воды понижается ниже 0 градусов.

3.Игра «Какая бывает вода?»

Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же всё-таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется "Какая бывает вода?"

ИГРА: Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель говорит, какая вода бывает и бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен подобрать слово с противоположным значением  (вода чистая – грязная, солёная - сладкая и т.д.)

  1. Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали на сегодняшнем занятии.

После того как дети называют свойство воды, воспитатель показывает карточку с графическим изображением данного свойства.

Дети:

Вода это жидкость;

Вода не имеет собственной формы;

Вода может нагреваться, быть горячей;

Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.

        Вода в твёрдом состоянии -лёд, в парообразном -пар.

Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе "Такие разные мячи" или "Вокруг света"

Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, массаж, упражнения на фитболах.  Знакомство с картой мира....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...

Конспект открытого занятия на тему «Что такое деньги?» в подготовительной группе.

Конспект открытого  занятия на тему «Что такое деньги?»в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия на тему «Что такое деньги?» в подготовительной группе.

Конспект открытого  занятия на тему «Что такое деньги?»в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему «Лаборатория чайных открытий»

Вид непосредственно-образовательной деятельности: подгрупповая.Тема: «Лаборатория чайных открытий».Возраст: подготовительная к школе группа.Образовательная область: познавательное развитие...