Откуда хлеб пришел
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ахунова Рина Назифовна

Что мы знаем о хлебе и для чего он нужен людям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_hleb_prishel.docx323.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: Откуда хлеб пришел?

Тип проекта:  информационно-исследовательский; по содержанию: «ребенок и рукотворный мир»; детско-взрослый – где ребенок исполнитель проекта; внутри одной возрастной группы (5-6 лет); коллективный, долгосрочный.

Проблема: что мы знаем о хлебе и для чего он нужен людям.

Цель-результат: совместно со взрослыми дети собирают информацию о том, откуда приходит хлеб на наш стол, умеют донести ее до сверстников; постигают смысл изречений «хлеб – всему голова», «хлеб – это жизнь»; знакомятся с производством хлеба на хлебозаводе; дети приобретают основы культуры мышления, умения и навыки исследовательского поведения: видят проблему, задают вопросы, выдвигают гипотезы, дают определения понятиям, классифицируют, наблюдают, делают выводы и умозаключения, доказывают и защищают свои идеи; свои знания, впечатления дети отражают в художественно-продуктивной деятельности: изготовлении книжек-малюток, разучивании пословиц, поговорок, загадок, стихов, песен о хлебе, рисунках, поделках.

Материал: различные хлебобулочные изделия, иллюстрации, произведения художественной литературы, фотографии, изобразительные материалы, мультфильмы, музыкальные произведения.

Содержание практической деятельности по реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

Перед завтраком воспитатель обращает внимание детей на столы, и просит сказать, чего же не хватает на накрытых столах (хлеба). Перед детьми ставится вопрос: где взять хлеб? Дети предлагают разные варианты – в магазине, в ларьке. Воспитатель уточняет, а где же можно взять хлеб в нашем детском саду (на кухне). Педагог приносит хлеб.

После завтрака дети собираются в группе, воспитатель приносит подносы с различными хлебобулочными изделиями, предлагает рассмотреть их.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда появился хлеб?

Дети отвечают: из магазина, сделали из муки.

Воспитатель: А что такое хлеб?

Дети отвечают: хлеб надо есть, из семечек вырастили.

Воспитатель: Из каких семечек?

Ответы: из хлебных.

Воспитатель: А что вы еще можете рассказать о хлебе?

Ответы: его делают на хлебном заводе.

Воспитатель: Кто может рассказать пословицы, поговорки, стихи о хлебе?

Данил хочет рассказать стихотворение, но только не о хлебе, а о зайчике.

Воспитатель говорит, что надо о хлебе, но потом предлагает о зайчике рассказать.

Данил (стихотворение сочинил сам) рассказывает:

Прыгал зайка по полянке

Он увидел баранки, взял и съел.

Потом взял баранку и ушел.

В ходе беседы выясняется, что дети не имеют достаточной информации, о том, откуда к нам пришел хлеб.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, где можно узнать все о хлебе? (сходить на завод, где делают хлеб, у продавца). А у кого еще можно получить информацию? (спросить у родителей). Педагог показывает карточки-алгоритмы получения информации.(Подумать, спросить у взрослого, узнать из книг, из компьютера, посмотреть телевизор, понаблюдать, поэкспериментировать)

Воспитатель предлагает детям собрать информацию о хлебе и попросить помощи у взрослых.

2 этап. Сбор информации.

Дети с помощью родителей изготовляют книжки-малютки о хлебе, разыскивают пословицы, поговорки о хлебе, учат стихи, рисуют.

Организация экскурсий

-  Экскурсия в библиотеку № 5 поселка Лимбяяха.

Библиотекарь читального зала Липовенко Наталья Дмитревна проводит тематическую беседу «От колоска до каравая,» рассказывает об истории появления хлеба, о технологии выращивания зерна.

Используемая литература:

1. Митяев А.В. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», М., 1990

2. Алмазов Б.А. «Наш хлеб» - Л., 1985

3. Владимиров А.В. «Земля на зернышке стоит» - М., 1984.

4. Осипов Н.Ф. «Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу», М., 1997

5. Дацкевич В.П. «От зерна до каравая» М., 1985

затем дети с удовольствием просматривают мультфильм «О девочке, которая наступила на хлеб» по сказке Г.-Х.. Андерсена.

По возвращении в детский сад ребята обмениваются впечатлениями: рисуют, составляют пословицы, придумывают стихи, загадки, составляют алгоритм технологии хлеба.

3 этап. «Поможем Красной Шапочке испечь пирожки для бабушки»

В группу к детям приходит грустная Красная Шапочка. В руках у нее пустая корзинка. Воспитатель и дети интересуются, почему она грустит. Красная Шапочка: У меня заболела бабушка, мама все время печет ей пирожки, а я отношу. А сегодня мама ушла на работу и не смогла испечь пирожки. А я не знаю, где можно взять пирожки.

Воспитатель: А ты помогала маме печь пирожки?

Красная Шапочка: Нет, я не знаю как печь пирожки, я просто смотрела.

Воспитатель: Ребята, а мы можем с вами помочь Красной Шапочке? Как мы можем помочь?

Данил ответил, что мы можем напечь пирожков.

Воспитатель: А кто умеет делать пирожки?

Данил ответил, что он умеет, его бабушка учила.

Воспитатель просит детей выложить карточки с продуктами, которые нам понадобятся для приготовления теста. Дети подбирают карточки (мука, молоко, дрожжи, яйца, сахар, соль, масло сливочное, растительное) остались две карточки. Воспитатель спрашивает, почему не взяли эти карточки (линейка, карандаш). Дети объяснили, что они нужны для того, чтобы, писать и измерять.

Затем воспитатель показывает на карточках алгоритм замешивания теста, каждую операцию проговаривает вместе с детьми:

1 карточка – наливаем молоко,

2 карточка – насыпаем сахар и соль

3 карточка – наливаем ложку сливочного масла

4 карточка – добавляем яйца

5 карточка - насыпаем дрожжи (1 чайную ложку)

6 карточка – просеиваем муку через сито и добавляем (1 стакан)

7 карточка – духовка (выпекаем)

После этого предлагает детям, следуя этому алгоритму, замесить тесто.

По окончании можно прочитать стихотворение:

Если хочешь ты, дружок,

Скушать вкусный пирожок,

То тогда ты должен знать,

Надо тесто замешать.

Ты возьми яйцо, муку,

Начинай, я помогу.

Напечем мы пирогов,

Кушай, друг мой, будь здоров!

(А. Потапова)

Красная Шапочка помогает кому-нибудь из ребят. Тесто замесили,

Воспитатель показываем карточку («Экспериментирование») и спрашивает, что же ребята делали. (Ответ детей – экспериментировали), показывает следующую карточку («наблюдение») – дети отвечают (будем наблюдать за тестом)

После того, как тесто подошло, дети делали пирожки: разминали кусочек тесто, закладывали начинку и слепливали за края.

Воспитатель: Что же нужно делать дальше?

Ответы детей: положить на сковородку и отнести на кухню.

Когда дети принесли пирожки на кухню, повар объяснила им, что пирожки надо поставить на расстой (дать им постоять в теплом помещении), а потом в духовку.

После того, как пирожки были готовы, дети отдали их Красной Шапочке.

Воспитатель: (обращаясь к Красной шапочке) А теперь ты умеешь печь пирожки? Помогли тебе ребята?

Красная Шапочка благодарит ребят за помощь. Говорит, что они очень помогли ей, прощается и уходит.

Итог всей работы – презентация своих знаний сказочному герою «Колобок в гостях у ребят».

Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня к нам придет необычный гость, а кто это – они должны угадать (читает стихотворение из сказки «Колобок»)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился… (колобок)

Ответы детей.

Вкатывается веселый колобок, здоровается с детьми.

Колобок.

Колобок веселый я!

Помогите мне друзья,

Нужно нам решить вопрос,

Кто нам хлебушко принес?

Из чего, я не пойму,

Люди делают муку,

Как потом из той муки,

Пекут люди пироги,

Булочки и калачи.

Вы поможете, друзья,

Узнать, откуда взялся я?

(А. Потапова)

Воспитатель: Ребята, а мы можем помочь Колобку?

Ответы детей.

Воспитатель: А чем мы можем помочь Колобку?

Ответы детей. (расскажем все, что знаем о хлебе.)

Воспитатель: Давайте вспомним, как все начиналось.

Воспитатель показывает первую карточку ( ! ) и спрашивает: С чего начинается любое исследование?

Ответы детей (подумать, что мы знаем об этом предмете, чтобы узнать больше, необходимо задать себе вопрос, где мы можем узнать )

Воспитатель: (читает стихотворение)

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде,

Зовут ихКак и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

(Редьярд Киплинг)

Выставляется карточка ( ? )

Ребенок. Поэтому мы задали себе вопрос, где мы можем узнать что-то новое о хлебе?

(Выставляется карточка «спросить у другого человека»)

Настя рассказывает о том, как она попросила маму рассказать, все то, что она знает о хлебе, показывает книжку-малютку и рассказывает информацию, полученную от мамы.

Лия то же показывает свою книжку и дополняет рассказ о хлебе.

Маша, Валя, Уля рассказывают стихотворения, выученные со своими родителями.

Настя рассказывает стихотворение-загадку, которое ей помогла найти воспитательница Ольга Владимировна, а выучила она ее в месте с мамой (Показывает рисунок-отгадку)

Егор, Саша, Лия знают загадки о хлебе и просят Колобка и ребят отгадать эти загадки.

Маша передает рассказ Лидии Григорьевны Нагайцевой, которая во время войны была в Сталинграде, о том, как тяжело было в войну без хлеба.

Ваня, Данила, Кристина, Уля рассказывают пословицы о хлебе.

Воспитатель: А я ребята, знаю, что (имена детей) приготовили нам сюрприз.

Дети показывает книжку-раскраску, подаренную Лилией Владимировной о том, какие машины помогают в уборке хлеба и загадывают загадки об этих машинах и загадывают загадки про эти машины:

Чтобы груз я вам привез

Мне не нужен овес,

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины

Угадай, что я?

(грузовик)

Бывают ли у дождика четыре колеса?

Скажи, как называются такие чудеса.

(дождевальная машина)

Ходит с края на край,

Режет черный каравай.

Сзади ходит другой,

Сыплет солью золотой.

(трактор и сеялка)

Корабль-великан

Не по морю плывет.

Корабль-великан

По земле идет.

Поле пройдет –

Урожай соберет.

(комбайн)

Ребенок показывает карточку («книга») и рассказывает о том, что о хлебе можно узнать из книг, сходить в библиотеку. Далее следует рассказ ребенка о том, что дети узнали в библиотеке о хлебе. Рассказ сопровождается показом фотографий. Вступает второй ребенок и рассказывает о том, что в библиотеке они посмотрели мультфильм о девочке, которая наступила на хлеб

(Выставляется картинка («телевизор»).

Воспитатель: У нас есть карточки с иллюстрациями из этого мультфильма,

(картинки перемешаны). А что же с ними случилось? Они все перемешаны. Ребята, а вы сможете восстановить их по порядку.

Дети раскладывают карточки и рассказывают содержание мультфильма.

Кристина рассказывает о том, о хлебе она узнала из компьютера (выставляется карточка «компьютер»)

Следующий рассказ ребенка о том, как ребята ходили на хлебозавод и в магазин (сопровождается показом книжки о проведенной экскурсии).

Ребенок продолжает: затем в группе мы экспериментировали, учились замешивать тесто и пекли пирожки для Красной Шапочки и для себя (выставляется карточка «экспериментирование»), в этом нам помогали наши повара (выставляется карточка «повар»)

Такой карточки у нас не было, мы ее придумали сами

. Мы наблюдали за тестом, как оно подходит, дышит (выставляется карточка «наблюдение»)

Воспитатель (спрашивает у Колобка): А ты умеешь печь пирожки?

Колобок: нет.

Воспитатель: Мы тебе подарим алгоритм замешивания теста, и ты тоже будешь уметь печь пирожки.

Следующий ребенок показывает песочное тесто, сделанное с мамой и рассказывает о том, как он помогал маме делать это тесто и что из него можно сделать печенье.

Экспериментирование.

Воспитатель предлагает ребятам и Колобку раскатать тесто и с помощью различных формочек сделать печенье.

Пока тесто подходит, воспитатель просит ребят вспомнить, куда они заходили после посещения хлебозавода.

Выставляется карточка (Спросить у музыкального руководителя)

Ребенок объясняет, что вместе с музыкальным руководителем они разучили песню о хлебе (такой карточки тоже не было, ее дети придумали сами).

После рассказа исполняется «Песня о хлебе».

Воспитатель: (обращаясь к Колобку)

Получился у нас вот такой рассказ,

Про душистый сдобный хлеб

Ты узнал сейчас.

Наши мамы, бабушки дружно помогали,

Много интересного о хлебе рассказали.

И в библиотеке мы побывали,

Книжки о хлебе смотрели, читали.

Куда шофер муку везет,

Там стоит «Хлебозавод»

А потом – в магазин,

Там не только хлеб один,

Там торты, коврижки

Для Вани и Маришки.

(А. Потапова)

Помогли мы тебе, Колобок?

Колобок: Спасибо вам!

Молодцы же вы, друзья!

Ведь теперь я точно знаю,

Рассказать всем обещаю:

Как, Зачем и Почему

Берут белую муку,

Как из белой той муки

Пекут хлеб и пироги,

И откуда мы потом

Калачи берем.

Жаль, что путешествие

Подошло к концу!

Много интересного с собой я унесу!

(А. Потапова)

Колобок прощается с ребятами, дети берут противни с печеньем и идут на кухню.

Используемая литература:

1. А.И. Савенков «Как научить дошкольника приобретать знания», Ярославль, 2002г.

2. А.И. Савенков «Как научить дошкольника приобретать знания», (рабочая тетрадь) Ярославль, 2002г.

3. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (ст. гр.), М., 2001г.

4. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи, М., 200г.

5. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки», Ярославль, 1997 г.

6. Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина «1000 загадок», Ярославль,1997г.

7. «Занимательно азбуковедение», Волгоград, 2005 г.

8. Хрестоматия для детей дошкольного возраста, Москва, 1990г.

9. Е.С. Евдокимова, Т.А. Кобзева, Е.С. Кудрявцева «Детям и взрослым о войне и мире»,

Фотоотчет по проекту «От куда хлеб пришёл?»

C:\Users\lenovo\Desktop\0012-031-Den-khleba-v-detskom-sadu.jpg                        C:\Users\lenovo\Desktop\p1015269.jpg

C:\Users\lenovo\Desktop\Traditional Breads.jpg

C:\Users\lenovo\Desktop\DSC_0526.jpgC:\Users\lenovo\Desktop\d779b0d2c2252549eae91d58bd93478b.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Презентация " Откуда хлеб пришел?"

Презентация к конспекту И.А. Морозова Ознакомление с окружающим миром 5-6 лет....

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Проект "Откуда хлеб пришел"

Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращив...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....