Тема: Сравнительное наблюдение болотной и степной черепахи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Сравнительное наблюдение болотной и степной черепахи
Старшая группа
Программное содержание:
познакомить детей с особенностями внешнего вида пресноводной черепахи и сухопутной; способом передвижения, питания, размножения, с местом обитания; приспособленностью к среде обитания и защите от врагов;
учить устанавливать причинно следственные связи: зависимость способа передвижения от строения ног; развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать две черепахи, находя сходства и различия,
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к водным обитателям.
Оборудование: аквариум с водой, аквариум с песком корягой, корм для черепахи болотной и сухопутной, фотографии водных ландшафтов, видео кассета с фрагментами записи места обитания сухопутной и болотной черепах, глобус; ореховая скорлупа, пластилин, картонная лужайка с фрагментом водоёма.
Ход занятия
В: - Ребята, какие вы любите смотреть телевизионные передачи?
А я, очень люблю передачу «Диалоги о животных», потому что с помощью этой передачи можно совершать кругосветные путешествия, узнавать очень много интересного о жизни разных животных, попутешествовать по реке или океану, побывать в пустынях Азии или в лесах и на болотах Евразии, опуститься на морское дно и увидеть тайны подводного мира (показ по глобусу) .
Сейчас я вам предлагаю поиграть в эту передачу. Я буду ведущей, вы её участниками, а наши гости телезрителями.
Наше первое путешествие в бескрайние степные просторы нашей любимой Родины.
Просмотр видеофильма о степи. В процессе просмотра педагог читает стихотворение и комментирует фильм.
Ты знаешь, край, где всё обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Г де ветерок степной ковыль колышет
В вишнёвых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнутся долу
И до земли висит их плод тяжёлый.
В. : - Прекрасные стихи о прекрасном крае. Великим лугом и Диким полем называли Донской край наши далёкие предки. На больших участках простирались необозримый ковёр степной растительности, наполненный необыкновенным запахом разнотравья: васильков, ромашки, шалфея, чабреца, душицы и ковыльный-ковыльный простор. Пахнет степь чабрецом и полынью, оживляемая звонким пением жаворонка, мелодичной трелью синицы.
В настоящее время дикой степи почти не осталось, превратилась она в хлебные и овощные поля. Но кое-где остались ещё открытые участки степи и луга, где обитают разнообразные насекомые, птицы, звери. Над великими просторами кружат степные хищники: орлы, соколы, луни, высматривая несмышлёного зайчонка, мышку или суслика. Над яркими цветами порхают бабочки, пчёлы, шмели. Богата и разнообразна природа степей и здесь обитает очень необычное животное.
Что за чудо, вот так чудо,
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит блюдо по дороге,
Голова торчит, да ноги.
(черепаха)
- Ребята, а какая погода характерна для степной зоны как у нас, особенно в летние дни? (яркое палящее солнце, очень жарко, мало дождей, дует сухой, горячий ветер - настоящая знойная погода)
- Ребята, вот за что я люблю телепередачи, так это за то, что можно через несколько минут очутиться совсем в другом месте. Например, в таком.
Не море, и не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя.
- Что это за место ребята? (болото)
- Чем характеризуется болото. Ведь это совсем другие природные условия!
Показ видео записи (темно, сыро, под ногами много воды, растут болотные растения, воздух влажный от испарений воды)
В таких условиях живут совсем другие растения и животные, приспособленные к переизбытку влаги. В таких загадочных местах обитает водная черепаха или ещё её называют болотной. Болотная черепаха любит стоячие водоёмы, поэтому она обитает не только на болоте, но и в прудах, стоячих местах небольших речушек.
Педагог вносит степную и водную черепаху каждую в своём аквариуме.
- Ребята, понаблюдайте за нашими гостями, рассмотрите их, сравните их между собой; посмотрите внимательно чем они похожи, что отличает одну черепаху от другой?
(похожи черепахи строением; отличаются цветом панциря)
- Что есть у каждой черепахи? Чем черепахи отличаются друг от друга? (эти дополнительные вопросы задаёт педагог при неполных ответах детей) .
- Что делают черепахи? Почему они себя так ведут? Как они двигаются? (наблюдать за действиями и поведением черепах)
- Посмотрите, действительно черепахи похожи на чудо. Сверху блюдо, снизу блюдо, (касаясь рукой щитов)
- Чем покрыто тело черепах?
- Он состоит из двух щитков: спинного и грудного. (показать)
- Ребята, возьмите черепах в руки, погладьте, надавите на панцирь.
- Какой он на ощупь? Сравните панцирь черепах по цвету?
- Какой формы верхний щит панциря? А нижний щит? Какой они формы?
Педагог берёт в руки любую черепаху показывает и объясняет: спинной щит круглой, выпуклой формы, он состоит из нескольких плоских костей, снаружи покрыт роговыми пластинками. Грудной щиток плоский, овальной формы состоит также из нескольких костей. Оба щитка соединены между собой хрящевыми связками, которые у взрослых черепах со временем окостеневают.
- Погладьте кожу черепах, одинаковая ли она на ощупь? (болотной - мокрая, гладкая; степной - сухая, шершавая, толстая)
- Почему кожа и панцирь у черепах разный, с чем это связано? (с местом обитания)
Живёт спокойно, не спешит
На всякий случай носит щит
Под ним, не зная страха,
Гуляет черепаха.
- А почему черепахи спокойно гуляют и никого не боятся? (ответы детей)
- Панцирь надёжно защищает черепаху от врагов. Она не может укусить, уколоть, как ёж, ужалить, как змея своих врагов, ведь она мирное и очень медлительное животное. Спастись черепаха может, спрятав голову и ноги под панцирь.
- Вот посмотрите, как она это делает (коснуться головы черепахи) .
- Что делает черепаха?
- Твёрдый как камень панцирь черепахи защищает её беззащитные ноги и голову.
В каменной рубахе
Ходят. черепахи.
- Спасает черепаху, не только твёрдость панциря, но и его окраска. Показать модель покровительственной окраски черепахи.
- Где черепаха видна лучше? А где незаметна?
- А когда черепаха более незаметна, когда двигается или неподвижна?
- Покровительственная окраска и неподвижность ещё одно приспособление черепахи спасаться от врагов.
- Куда прячет черепаха голову, ноги, хвост?
- В панцире есть лишь несколько отверстий спереди и сзади, через которые животное может высовывать голову, ноги и хвост.
Всё время наблюдать за действиями черепах: реагировать на них, интерпретировать их действия, несмотря на логику и последовательность наблюдения.
- Где находится у черепах голова? Какой она формы?
- Голова овальной формы, слегка вытянутая, сидит на длинной, очень подвижной шее, благодаря ей черепаха может повернуть голову.
- Что делает сухопутная черепаха? А болотная? Одинаково они передвигаются по суше? Быстро или медленно передвигаются черепахи? Как болотная черепаха передвигается в воде? Какие по длине ноги у черепах? Что есть на ногах у черепах общего и чем они отличаются? Что остаётся на песке?
Обращать внимание на все действия черепахи и постараться, чтобы дети их проинтерпретировали: плавает, роет песок, закапывается, карабкается на камень, ныряет и т. д. Внимание! Вопросы приблизительные, надо ориентироваться по действиям, которые будут совершать черепахи и в зависимости от этого задавать вопросы и комментировать.
После ответов детей может добавить свои комментарии педагог.
- Пальцы с твёрдыми тупыми когтями, покрыты роговыми чешуйками. Когти нужны черепахе, чтобы закапываться в землю, песок, куда она прячется.
- По земле она ходит очень медленно и неуклюжа во всех своих движениях. Но, несмотря на свою нерасторопность, черепахи очень выносливы, проявляют поразительную силу мускулов и очень долго живут, потому что медленно растут. По годовым кольцам на панцире можно посчитать, сколько черепахе лет.
Подвижная игра «Соревнования по бегу». Дети изображают животных с разными по длине ногами. От финиша они должны сделать одинаковое количество шагов и посмотреть где кто окажется. Затем дети считают, сколько шагов понадобилось каждому животному, чтобы добраться до финиша.
- Ребята, так от чего зависит скорость передвижения животных? (от строения ног, чем длиннее ноги, тем быстрее животные передвигаются)
- Сухопутная черепаха живёт в степи, как вы думаете, чем она питается? Давайте угостим её и посмотрим, что ей больше всего понравится, (дети предлагают черепахе разный корм)
- Что черепаха выбрала? Как она ест?
- Зубов у черепахи нет, но её челюсти покрыты заострёнными роговыми пластинками, которые помогают ей откусывать маленькие кусочки от листьев салата или одуванчика, также она ест траву, овощи.
- Можем ли мы угостить болотную черепаху этим же кормом? А что едят водные черепахи? Давайте покормим болотную черепаху. Как она ест насекомых? (захватывает челюстями и заглатывает не жуя.)
- Сухопутная черепаха живёт среди многих обитателей степи, водная среди обитателей водоёма: птиц, насекомых, зверей и есть среди них те, от которых они иногда не могут спастись.
- Кто может съесть черепаху в степи?
- Волки, у которых очень крепкие зубы, могут разгрызть крепкие панцири.
Хищные птицы: лунь степной или болотный, сокол - пустельга, орлы, болотный сыч (показать фотографии, они своими острыми, сильными когтями хватают черепаху, поднимают на высоту и бросают, панцирь разбивается, и птицы её съедают. Прежде чем напасть на черепаху они долго её высматривают, паря над степью или кружа над берегом водоёма, поджидая, когда водная черепаха выберется на сушу, а затем резко пикируют вниз и хватают её своими острыми когтями. (демонстрация модели хищная птица)
Но в основном черепахе удаётся спастись от своих преследователей и хищникам приходится искать новую добычу.
- Ребята, а как появляются на свет маленькие черепашки? (использовать рассказ подготовленного ребёнка)
«В конце лета черепаха вырывает в земле или в песке на берегу водоёма ямку откладывает туда 5-6 яиц и закапывает, а весной из яиц появляются маленькие черепашки. Ногами они разгребают песок и вылезают наружу. Болотные быстро передвигаются к водоёму и уплывают, а сухопутные прячутся в траве».
- Ребята, если вы захотите держать этих черепах дома в аквариуме, какие условия вы им создадите? Что главное должно быть в аквариуме для водной черепахи? А для сухопутной? Но и та и другая черепаха любит тепло, поэтому держать аквариумы надо в тёплом месте и использовать специальную лампу, под которой черепахи могли бы погреться. И конечно не забывать ежедневно кормить своих питомцев. Сухопутную -. А болотную - …
Наше путешествие в степь и на водоём подходит к концу.
Давайте на память об этом путешествии сделаем маленьких черепашек из ореховой скорлупы и пластилина (пластилин для сухопутной черепахи коричневый, для болотной скорлупа покрашена под цвет натуральной - тёмнозелёный и такого же цвета пластилин) .
- А теперь кто хочет рассказать о своей черепашке, какую черепашку он сделал сухопутную или водную, чем его черепашка похожа или отличается от настоящей. Педагог может дать образец рассказа (короткий) для своей черепахи. Дети изготовленные черепахи расселяют на подготовленное панно с сушей и водоёмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в степь - наблюдение за степной черепахой
Систематизировать представление детей о жителях степи....
Прогулка "Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей"
Обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми II младшей группы «Наблюдение за живым объектом - черепахой»
Конспект предназначен для детей второй младшей группы.Поможет сформировать у детей знания о черепахе, как о живом существе: она ест, двигается, дышит; о способах знания детей о внешнем виде черепахи: ...
Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Сравнительное наблюдение веток ели и сосны"
Материал рассказывает об особенностях хвойных деревьев, учит детей находить различия между ними....
Конспект прогулки "Зимующие птицы" Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей
Цель: обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни и о роли человека в жизни зимующих птиц...
Сравнительное наблюдение за рыбами
конспект...
Конспект НОД: "Наблюдение за живым объектом-черепахой."
Рассматривание живого объекта- черепахи...