НОД. Образовательная область: "Познавательное развитие".Тема: «Мужчины и женщины в семье»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Алёхина Елена Викторовна

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 

«Мужчины и женщины в семье» 

Познавательное развитие. Подготовительная группа.    

Цель: Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку

Наглядный материал: Иллюстрации с изображением людей разных профессий — мужских и женских.

Ход занятия:

Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о семье. Скажите, а что такое семья? (Ответы детей.) Я вам уже говорила, что слово «семья» состоит из двух слов — «семь» и «я». Расскажите о своей семье: сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать все вместе ? (Дети высказываются по желанию.)

  • Семья может быть большой и маленькой. А попробуйте разделить всех членов семьи на две группы? (Предположения детей. Воспитатель наводящими вопросами помогает.) Можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых. А еще можно разделить на мужчин и женщин. В каждой семье есть мужчины и женщины. Всех людей тоже можно разделить на эти две группы — мужчин и женщин.
  • А чем отличаются мужчины от женщин? Вот идете вы по улице, вы сразу можете определить, где мужчина, а где женщина? Как? Да, мужчины и женщины выглядят по-разному:
  • они носят разную одежду;
  • у мужчин может быть борода или усы;
  • мужчины чаще всего выше ростом, мужчины физически сильнее, чем женщины.

Да, мужчины сильнее, чем женщины, и даже есть такие профессии, где могут работать только мужчины. Попробуйте их назвать. (Если дети будут затрудняться, воспитатель выставляет иллюстрации с изображением людей таких профессий, как шахтер, строитель, летчик, полярник.) Конечно, летчиком, например, может быть и женщина, но это бывает очень-очень редко.

Назовите профессии, где работают чаще всего женщины. {Парикмахер, портниха, воспитатель и др. Воспитатель отмечает, что и в этих профессиях могут трудиться мужчины, но это бывает значительно реже.)

А в семье обязанности мужчин и женщин различаются? (Предположения детей.) Кто обычно чинит утюг и другие электроприборы? Кто может повесить книжную полку на стену? Кто чинит кран, если он течет?

Да, есть и по дому такая работа, которую выполняют чаще всего мужчины. А есть домашняя работа, которую обычно выполняют женщины. Что это за работа? {Женщины обычно готовят еду, следят за порядком в доме, шьют и т.д.)

Но мужчины и женщины отличаются не только внешним видом, выполнением разных работ, но и поведением. Есть общие правила культуры общения между людьми. Давайте их вспомним. Про какого человека можно сказать, например, что он вежливый? (С помощью наводящих вопросов вместе с детьми вспоминает правила культуры общения.)

  • Вежливый человек пользуется словами вежливого обращения: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, будьте добры, спасибо, извините, пожалуйста и др.
  • В общественных местах — в транспорте, в магазине, на почте и т.д. — вежливый человек говорит негромко, не привлекает к себе внимания, не кричит.
  • Вежливый человек не перебивает разговаривающих друг с другом людей.

Но есть правила культуры поведения, которые должен выполнять только мужчина. Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят; «Это настоящий мужчина»? {Рассуждения детей.)

Мальчики в нашей группе, конечно, еще не взрослые мужчины, но в некоторых случаях они уже могут вести себя, как настоящие взрослые мужчины. Давайте подумаем, когда же о мальчике можно сказать: «Он хоть и маленький, но поступает, как настоящий мужчина»?

Мальчики, вы бы хотели, чтобы о вас так говорили? {Воспитатель с помощью наводящих вопросов вместе с детьми определяет различные моменты в жизни в детском саду и е семье, когда мальчики могут себя вести, как взрослые мужчины.)

  • Настоящий мужчина — это защитник. Мальчики должны защищать девочек или малышей, если их кто-то обижает.
  • Настоящий мужчина никогда не плачет, он терпит, даже если ему очень больно. Поэтому наши мальчики, когда надо будет сделать прививки или укол, если они заболеют, могут вести себя, как настоящие мужчины — не плакать и терпеть.
  • Настоящий мужчина никогда не будет сидеть, если рядом стоит женщина. Наши мальчики сначала предложат сесть девочкам, а потом сядут сами. А если они будут ехать в транспорте, то всегда уступят место женщинам, девочкам и маленьким детям.

-Настоящий мужчина сначала поможет сесть за стол женщине, а потом сядет сам. Наши мальчики во время занятий тоже могут помогать девочкам сесть. А после занятия помогать выйти из-за стола. (Показать на какой-либо паре, как это нужно делать.)

  • Во время одевания настоящий мужчина обязательно поможет женщине надеть пальто. Конечно, наши мальчики еще не смогут помочь надеть пальто маме, а вот помочь надеть пальто нашим девочкам во время одевания вполне могут. Когда мы будем одеваться, я вам покажу, как правильно это нужно делать.
  • Настоящий мужчина никогда не позволит женщине носить тяжести. Конечно, мальчики еще не смогут нести вместо мамы сумку с продуктами из магазина, но что-то понести они могут. А вот в детском саду расставлять на занятии физкультурные пособия — дело мальчиков, корзину с игрушками выносить на улицу — тоже дело мальчиков. Песок в песочнице поднимать мальчики тоже могут и не должны разрешать это делать девочкам. А когда вы пойдете в школу, то портфель или ранец, конечно, будете носить сами, а не ваши мамы или бабушки.
  • Мужчина, входя в помещение, обязательно должен снять головной убор, особенно это нужно делать, входя в храм. А вот женщина, входя в храм, обязательно должна надеть платок.

Вот видите, ребята, довольно часто наши мальчики могут поступать, как настоящие взрослые мужчины. Я думаю, что они с сегодняшнего дня так и будут вести себя. И мы сможем о них сказать: «Они хоть и мальчики, но поступают, как настоящие мужчины».

Девочки — будущие женщины. А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она, как мама, она настоящая хозяйка»?

  • Женщина всегда должна быть красивой. А когда она красивая? (Предположения детей.) На девочке может быть очень красивое платье, но волосы будут не причесаны и о ней не скажут, что она красивая. Поэтому настоящая женщина всегда очень опрятная, аккуратная и поэтому выглядит красиво. Наши девочки, хоть и маленькие, могут выглядеть, как настоящие женщины, если будут следить за собой — после сна причесываться, следить, чтобы не были расстегнуты манжеты платья, не были спущены гольфы или колготки,
  • Настоящая женщина — хозяйка в доме, у нее везде порядок, она умеет его быстро наводить. Конечно, все по дому девочки не смогут сделать, но очень во многом могут помочь бабушке и маме. А в детском саду — девочки хозяйки в группе.

Мальчики поставили машины после игры, а девочки поправили их, подравняли и сразу стало красиво.

—После сна все дети заправили постели, девочки помогли мальчикам, и в спальне стало красиво.

-— Настоящая женщина никогда не побежит занимать место: она знает, что мужчина ей уступит. Вот и наши девочки теперь не будут торопиться побыстрее занять место, потому что наши мальчики, как настоящие мужчины, всегда им уступят.

  • Настоящая женщина никогда не будет драться, громко кричать. Она всегда вежливая, женственная. Вы согласны, что, когда девочка дерется и кричит, о ней не скажешь, что она красивая?
  • И конечно, настоящая женщина не будет поднимать что-то тяжелое, если рядом есть настоящий мужчина. А мальчики у нас теперь всегда будут вести себя, как настоящие мужчины, и девочкам не надо торопиться расставлять пособия на физкультурном занятии, выносить корзину с игрушками: это сделают мальчики.

Итак, ребята, мы с вами сегодня поговорили о том, что в поведении мужчин и женщин в некоторых случаях есть разница. Вы теперь знаете, как ведут себя настоящие мужчины и настоящие женщины, и постарайтесь вести себя так, как мы об этом говорили.

Если дети не устанут, то можно прочитать рассказ В. Донниковой «Канавка» или это можно сделать вне занятия.

КАНАВКА

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто проходит через канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но вот видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном — чуть не упала.

—А чтоб тебя! — рассердилась она на канавку: Вот сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки — платье запачкала.

—Противная канавища! — топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она
 противная? — думает он. — Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход,

Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

 После чтения воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «Можно ли про Витю сказать, что он поступил, как настоящий мужчина, и почему?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – исследовательское развитие » Тема: «Путешествие в Цифроград»

Программное содержание:1.      Учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,  овал и группировать их по цвету.2....

Конспект организованно- образовательной деятельности образовательная область: « Познавательно речевое развитие ». тема: « Весенние цветы ».

На этом занятии , дети учатся узнавать и называть характерные признаки весны; расширять представления детей о весенних растениях;Задачи:...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия. Образовательная область: Познавательное, речевое развитие. Тема «Зимующие птицы».

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия.Образовательная область: Познавательное, речевое развитие.Тема «Зимующие птицы».Цель: Знакомство детей с зимующими птицами.Зада...