Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию (итоговое занятие) Тема: «Архитектурный облик Павлово-на-Оке. Улицы родного города»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кириллова Марина Владимировна

Занятие является подведение итогов работы над проектом "Архитектура родного города. Старое и новое Павлово" в ходе решения задач по нравственно - патриотическому воспитанию в процессе ознакомления с родным городом. Содержание занятия направлено на закрепление знаний об архитектурном облике Павлово - на - Оке, об исторических памятниках архитектуры родного города. В ходе занятия предполагается использование ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_arkhitekturnyy_oblik_pavlovo-na-_oke.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект НОД по

нравственно – патриотическому воспитанию

(итоговое занятие)

Тема: «Архитектурный облик Павлово-на-Оке.

Улицы родного города»

                             Дата проведения: апрель 2015г.

                             Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)

                                                   Выполнила: Воспитатель МБДОУ

                                                             детского сада №15 «Лучик» г.Павлово

                                                        Кириллова Марина Владимировна

2015г.

Цели занятия:

Познавательные:

  • формирование интереса к родному городу;
  • формирование желания познавать его историю;
  • закрепление раннее полученных знаний об архитектурном облике Павлово – на – Оке, об исторических памятниках архитектуры родного города.

Развивающие:

  • развитие монологической речи;
  • развитие умения отвечать на вопросы воспитателя полным развёрнутым ответом, составляя небольшие тексты.

Воспитательные:

  • воспитание чувства патриотизма, чувства гордости за культурное достояние и наследие родного города;
  • воспитание бережного отношения к архитектурным сооружениям родного города.

Форма организации: Коллективная (фронтальная)

Методы и приёмы обучения.

Методы повышения познавательной активности:

  • Метод вопросов, уточнения;
  • Приучение к самостоятельному поиску ответов
  • Классификация
  • Элементарный анализ
  • Сравнение.

Метод повышения эмоциональной активности:

  • Сюрпризные моменты;
  • Воображаемые и игровые ситуации;
  • Составление рассказов.

Методы обучения и развития творчества:

  • Эмоциональная насыщенность окружения;
  • Мотивирование детской деятельности;
  • Прогнозирование;
  • Проблемная ситуация, задача.

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:

  • Демонстрация слайд-шоу,
  • Беседа, рассказ,
  • Перспектива, направленная на последующую деятельность.

Оборудование:

  • Интерактивная доска,
  • Ноутбук,
  • Столы и стулья по количеству детей.

Материал:

  • «Письмо от детей из др. детского сада»
  • Презентации «Архитектура родного города», «Архитектурные памятники горда Павлово»
  • Геометрические фигуры, наклеенные на стулья детей
  • Фотографии с архитектурными сооружениями, улицами города Павлово

Предварительная работа:

Ход НОД:

Педагог

Дети

Подзываю детей к себе.

- Детям из Московского детского сада очень понравился наш видео альбом «Знаменитые люди города» и сегодня утром я от них получила ещё одно письмо, в котором они говорят о то, что если в нашем городе жили и по сей день живут такие талантливые люди и знаменитые умельцы, то наверняка наш город отличается и красотой, и неповторимостью архитектурных сооружений. Они просят познакомить нас с улицами родного города и его архитектурой.

- Расскажем нашим друзьям об архитектурном облике нашего города?

- Как мы это сделаем?

- Как мы назовём наш видео альбом?

- У нас с вами уже собран небольшой видео и фото материал об архитектуре родного города, сегодня он нам пригодится.

Сейчас мы с вами разделимся на группы, каждой из которых будет дано задание. У вас на стульчиках прикреплены значки, такие же значки находятся на столах. Посмотрите, определитесь кто за каким столом будет сидеть и рассаживайтесь.

- Что бы работа в группах была слаженной – необходимо выбрать капитана в каждой группе, чтобы он руководил и помогал в составлении рассказов.

- Возьмите лежащие у вас на столах фотографии. Посмотрите, какие улицы и что за дома на них изображены. Вспомните, что мы знаем об этих архитектурных сооружениях.

А пока послушайте стихотворение Ераксина Дмитрия «Павлово-на-Оке»

Городок наш не у моря,

На высоком косогоре.

А внизу под косогором

Пробегает лугом, бором

и прохладна и быстра

Волги младшая сестра.

В далях Родины бескрайних

Городков провинциальных

Очень много, и не счесть.

Самобытность в каждом есть,

И у всех свои секреты.

За зимой приходит лето.

Вишни, сливы, яблонь кроны,

В окнах местные лимоны,

Пароходы у Оки,

Пляжа белые пески,

Для туристов и друзей -

Краеведческий музей.

Расположен на холмах

Весь в дубравах и садах,

В синей дымке на реке

Павлово- на-Оке.

- Да, наш прекрасный город стоит на высоком берегу неторопливой реки Оки на 7 холмах.

(Слад с фото соответствующими содержанию рассказа)

- Исторические улочки Павлово – это музей под открытым небом, где можно встретить и старинные купеческие дома, и кирпичные особняки, и затейливые деревянные домики с неповторимыми наличниками на окнах, причудливыми резными коньками, петушками, кружевными украшениями, которые завораживают взгляд. Улочки Павлово сохраняют свой исторический вид не одну сотню лет.

(Слайд с фотографией стариной Нижегородской улицы)

- На какую улицу мы с вами попали?

- У какой команды фотографии с этой улицей?

Что интересного вы можете сказать об этой улице, её архитектурных сооружениях?

Подумайте, кто из вашей команды будет рассказывать, а остальные слушайте внимательно, чтобы вовремя помочь товарищу, дополнить его рассказ.

 (По мере необходимости дополняю детские рассказы, задаю наводящие вопросы)

- Нижегородская улица является исторической и архитектурной ценностью.

- В нашем городе много таких старинных улочек, гуляя по которым попадаешь в такую старину, что не сразу сообразишь, в каком веке находишься.

(Слайд с фотографиями домов на Спасской горе)

- Какой команды такие фотографии?

Что это за место в нашем городе, что за улица? Чем характеризуется архитектура этого района.

- Схожие по архитектурной задумке дома раскиданы по всему городу (слайды).

- Похожие дома можно встретить по всем историческим районам города (слайды)

Физкультминутка.

Архитектурное наследие города с его славной историей делает его одним из интереснейших городов нашего региона.

В нашем городе 56 объектов, которые относятся к памятникам истории и культуры.

- Назовите главный объект культурного наследия в нашем городе, который стал архитектурным памятником?

- У кого на столе фотография исторического музея? Рассказ об архитектурных памятниках старины мы начнём конечно же с него.

(У каждого члена этой группы было домашнее задание: подготовит рассказ об определённом архитектурном и историческом памятнике)

По мере необходимости я и др. дети дополняют рассказ друзей, я помогаю также и наводящими вопросами.

- Ещё один исторический и архитектурны памятник нашего города – одноэтажный особняк скупщика П.В. Щёткина. Это здание практически сохранило свой первозданный вид. Сейчас в нём расположен ресторан. (слайд)

- Кто рассказывает об этом удивительном здании?

- Улице Шмидта, которая выходит на улицу Ломоносова, также считается историческим местом, на которой находится не один особняк, являющийся историческим и архитектурным памятником.

Слайд «Особняк бизнес – леди прошлого»

- Кто расскажет об этом особняке старины?

Слайд с особняком скупщика.

- Кто расскажет об этом архитектурном памятнике?

- Все старинные постройки и на этой исторической улице отражают характерные особенности архитектуры прошлого века.

- Старые районы города, находящиеся на берегу Оки пропитаны атмосферой уходящего времени, притягивают и завораживают сказочностью своей архитектуры.

- Наряду с архитектурой старины наш город удивляет и архитектурными сооружениями современности. Это и сооружения общественного назначения, в основном торговые центры и др. сооружения, и дома, предназначенные для жилья людей.

- Назовите известные вам современные сооружения общественного назначения.

У какой команды эти фотографии?

- Расскажите о современной архитектуре, чем она отличается и что у неё общего с архитектурой прошлого? (слайды современных архитектурных сооружений общественного назначения)

-Договоритесь, кто о чём хочет рассказать, другие члены команды слушайте внимательно, чтобы вовремя дополнить рассказ товарища.

По мере необходимости также дополняю рассказы детей, задаю наводящие вопросы.

- Каждое здание по-своему уникально и неповторимо.

- Многоквартирные дома города не отличаются от таких же домов того же времени что и дома в др. городах (слайд)

- В городе большой частный сектор, в котором наряду с домами старины, о которых мы уже говорили, есть дома и поновее и новые красивые особняки, которые во многом выполнены в традициях старины (слайды) Расскажите о частных новостройках.

- Вот такими уникальными архитектурными сооружениями славится наш родной город Павлово, жители которого сохраняют и преумножают своё архитектурное наследие, что позволяет городу оставаться одним из интереснейших и красивейших городов не только нашего региона, но и всей страны.

- Вот такой видео альбом об архитектуре родного города у нас получился. Я считаю, что ребятам из Московского детского сада будет очень интересно его смотреть, они узнают много нового и полезного для себя. А мы с вами вспомнили, всё, что узнали раньше об архитектурном облике нашего города Павлово – на – Оке.

В завершение я предлагаю вам поиграть в видео игру «Что лишнее». Будьте внимательны, когда будете определять какое здание на слайде является лишним и сумейте объяснить свой ответ.

- Молодцы, ребята, видно, что вы очень хорошо знаете свой родной город и любите его.

- И, конечно, всем огромное спасибо за активное участие в создании видео альбома. Видео игру мы тоже отправим нашим друзьям из Московского детского сада.

- А вечером я предлагаю вам посетить нашу творческую мастерскую и нарисовать любое архитектурное здание нашего родного города, которое вызвало у вас наибольший интерес и восхищение.

- Всем спасибо!

Дети стоят в кругу около воспитателя.

- Да.

- Составим видео альбом.

- «Архитектурный облик Павлово-на-Оке.

    Улицы родного города»

Дети садятся на свои места.

Дети выбирают капитанов.

- Нижегородская улица, бывшая Торговая.

- Нижегородская улица – одна из самых старинных улиц города, которая почти полностью сохранила свой первозданный вид. Раньше она называлась Торговой, потому что была главной торговой улицей села Павлово. Она застроена сплошной линией купеческих особняков, магазинов, лавок, складов. Представляет собой сплошную каменную застройку, преимущественно из красного кирпича, с колоннами из белого кирпича на 2-х этажах зданий.

Самый красивый дом на берегу реки замыкает каменные застройки. Это дом хлебного торговца Алипова. Он единственный на этой улице украшен круглой угловой башенкой с ажурной кованной решёткой. Это место на берегу Оки было главным торговым центром, где проходила ночная скупка изделий кустарей.

Сейчас дома на улице частично реставрированы. Появилась новостройка, которая передаёт архитектурный стиль присущий городу Павлово: красный кирпич, отделка из красного кирпича, башенки, кованная решётка, ограждающая лестницу.

Назначения домов на улице Нижегородской преимущественно сохранились: в основном это торговые центры, магазины и магазинчики. Реставрирован дом торговца Алипова. Сейчас здесь находится сбербанк.

- Это Спасская гора. Здесь начинался будущий город. В далёкие времена (в середине 16 века) здесь был построен Острог – военный пост царских стрельцов, который должен охранять купеческие караваны, ходящие по Оке от вражеских набегов. Раньше эта улица называлась Соборная, а сейчас Горького, это самая древняя часть города. Многие дома стоят здесь уже больше 100 лет и в недавнем прошлом улочки были булыжные.

На этой улице стоят бывшие купеческие особняки, которые очень схожи своим архитектурным видом: первый этаж каменный, второй – деревянный (слайды)

- Можно встретить на этой улице и старинные деревянные дома. Накладной декор, неповторимые наличники на окнах являются главным их украшением. Деревянные особняки купцов также украшают башенки с эркерами с разнообразной формой и резными шпилями. Что придаёт домам вид сказочных теремов (слайды)

- Здесь стоит старинный дом академика Фаворского. Каменные здания потрясающей архитектуры из белого кирпича военных лет, возведённые пленными, в этих домах до сих пор живут люди. (слайды)

- Исторический краеведческий музей.

(слайд)

- Это бывшая усадьба купца Гомулина, которая является одним из самых красивых сооружений и прошлого и настоящего в нашем городе. Музей стоит на живописном берегу Оки на улице Ломоносова, которая ведёт на Нижегородскую улицу.

Стены усадьбы выложены из красного кирпича и оживлены белой лепниной. Это подчёркивает нарядный облик мини-дворца. Усадьбу украшают красивые башни. На одной из которых балкон с ажурной кованной решёткой, что является отличительной чертой всех богатых особняков старины нашего города.

На одной из верхних частей стены дворца можно разглядеть герб династии Гомулигых.

Особняк окружен высоким забором из красного кирпича, который также украшен белыми лепными деталями. В особняк ведут огромные кованные ворота, встроенные в кирпичную арку, украшенную белой лепниной и гербом династии.

- Особняк, как и большинство зданий старины родного города, выстроен из красного кирпича. Окна украшены белой лепниной. Сам особняк выделяется из остальных построек «висячей башенкой» - эркером, украшенной в нижней части белым кружевом лепнины с растительным орнаментом и высоким ажурным деревянным шпилем на покрытой металлической черепицей крыше.

- Это особняк бизнес – леди прошлого века, украшенный деревянным коньком, деревянным накладным декором, деревянными красивыми наличниками, украшенными башенками.

- Это одноэтажная усадьба одного из самых хитрых и жадных скупщиков села Павлово, выполненная из красного кирпича, украшенная башенками, белой лепниной и семейным гербом скупщика. В особняк ведут кованные ворота, встроенные в кирпичную арку в виде башенки с семейным гербом.

- Торговые центры: «Цитрон», «Весна», «Ока» и др. кафе «Династия», кинотеатр «Спартак», Дворец Культуры, Ростелеком и др.

- Архитектурные сооружения современности общественного назначения выполнены в основном не из красного кирпича, а из желтого, светло-коричневого, с отделками из серого или красного кирпича. Некоторые здания покрашены или отделаны плиткой также преимущественно желтого или светло-коричневого цветов.

Многие здания, как и в старину, украшают колонны из белой лепнины («Династия», «Весна» и др.). Вход «Спартака», «Дворца Культуры» украшают высокие белоснежные колонны, диковинные белые лепнины.

Удивляет своей красотой и величием торговый центр «Цитрон». К нему ведёт широкая лестница, на которой стоит памятник кузнецу. Здание имеет округлую форму, обложено светло-коричневой плиткой. Одна сторона торгового центра украшена высокой округлой башней, крыша которой выложена черепицей и украшена шпилем с гербом города.

- Многие современные особняки выложены из красного кирпича, но есть дома и из белого и светло-коричневого кирпича. Многие из них украшают башенки, некоторые даже увенчаны металлическим шпилем с семейным гербом владельца дома.

Дети играют в видео игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Старый Оскол. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство д...

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию (итоговое занятие) Тема: «Ими гордится город».

Занятие является подведением итогов работы над проектом "Знаменитые люди города", который реализовывался в ходе решения задач по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного воз...

ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы «Вместе весело шагать по улицам родного города».

Актуальность темы: Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического соз...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию для старшей дошкольной группы (5-6 лет) «Путешествие по родному городу Новочебоксарск»

Закреплять знания о достопримечательностях Новочебоксарска. Вызвать желание рассказать о своих впечатлениях посещения достопримечательностей. Воспитывать в детях любовь к родному городу. Закрепить и о...

Конспект НОД нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на тему: «Люби и знай прошлое и настоящее родного города» для детей подготовительного к школе возраста

Конспект НОДнравственно-патриотическое воспитание дошкольников на тему: «Люби и знай прошлое и настоящее родного города» для детей подготовительного к школе возраста...

Конспект занятия по региональному компоненту в подготовительной группе "Улица родного города"

Конспект занятия по региональному компоненту в подготовительной группе "Улица родного города"...

Педагогический проект на тему: «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края.

В проекте представлена система работы по организации с детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства ...