Поект "Придумываем экологические сказки"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Для педагога дошкольного учреждения важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой детей, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из эффективных методик работы воспитателя в данном аспекте является формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению  экологических сказок.  Ребенок 2,5-3 лет и старше может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pridumyvaem_skazki.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Придумываем сказки. 

1Слайд. Мир детства полон сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха. Для педагога дошкольного учреждения важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой детей, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из эффективных методик работы воспитателя в данном аспекте является формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению  экологических сказок.  Ребенок 2,5-3 лет и старше может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству.

   2 Слайд. Работу в данном направлении  я начала  с  детьми   со средней группы, в процессе реализации  проекта «Волшебная капля воды», в котором использовалась экологическая сказка  из книги "Экологическое Воспитание Дошкольников",  авторы: А. Лопатина, М. Скребцова  - "Приключение Маленькой Капельки Воды", которая очень понравилась детям. Поэтому в старшей группе, продолжили и расширили эту тему, взяли проект «Экологические сказки». 

 3Слайд. Цель проекта: формирование у дошкольников образа окружающего мира, как собственного дома.

Задачи:

формирование знаний о законах природы и окружающей среды, особенностях природных явлений;

развитие художественно - речевых творческих способностей и осознание общей картины мира и взаимосвязи всего живого в нём;

воспитание навыков природосбережения у детей и родителей.

4 Слайд. Работа проводилась в несколько этапов. (Посмотрите на экран)

  • Подбор материала
  • Пополнение развивающей экологической  среды
  • Творческие, театрализованные игры
  • Занятия, наблюдения, экскурсии        
  • Чтение художественной литературы
  • Экспериментирование, моделирование        
  • Творческая художественно-изобразительная деятельность
  • Сочинение экологических сказок
  • Практическая деятельность в природе
  • Экологические праздники и развлечения
  • Работа с родителями        
  • Природоохранные акции
  • Отчёт – презентация результативности

Я хочу, подробнее остановится на этапе сочинения сказок.

5 Слайд. Игры, экспериментирование, моделирование. 

Для обучения детей придумыванию новых сказок на подготовительном этапе целесообразно использовать игры на основе знакомых уже литературных произведений:

- Игры на сравнение: «Что общего?» (сравнить сюжеты похожих сказок «Теремок» и «Рукавичка», «Морозко» и «Госпожа метелица»), «Кто на свете всех милее» (выявление и описание красавиц из сказок Золушки, Белоснежки, Спящей царевны и др.).

- Игры на обобщение: «Что в дороге пригодиться» (на основе анализа волшебных предметов дети придумывают предметы-помощники).

- Игры на моделирование: «Где чей дом?» (дети учатся придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов-моделей), «Где спрятался герой» (учить детей распознавать в абстрактных фигурах героев сказок, например, три круга разной величины – три медведя, семь одинаковых треугольников и один большой – волк и семеро козлят). А так же, использую в работе  мнемотаблицы.

6 Слайд. Этап: подбор и чтение авторских экологических сказок. Я подобрала  художественную литературу для детей с экологической тематикой. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

К таким произведениям относятся сказки: «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик» Н. Павловой; «Сова» В. Бианки; «Русачёк», «Подземный путешественник» Н. Романовой и другие.

7 Слайд.  Этап: Использование экологической сказки на занятиях и в режиме дня позволяет доступнее объяснить материал детям. Сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия. 

Чтение авторской экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия,  опытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Часто эти формы могут быть объединены какой-то одной темой, в календарном плане тема недели. Например, «Жизнь диких животных», «Морские обитатели», «Как готовится природа к зиме» и другие.

Я заметила, что у ребенка после прослушивания сказок возникает желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, рассказать о них родителям и другим детям, сделать что-то самим, чтобы помочь природе. На мой взгляд, это является важным результатом.

8 Слайд.  Этап: Творческая художественно-изобразительная деятельность.

Часто детям,  хочется нарисовать рисунки к прослушанным сказкам, так в группе появились самодельные книжки сказок о природе. Родители тоже подключились к сочинению познавательных сказок. Дети с удовольствием рассказывают сказки, сочиненные дома с родителями и рисуют к ним иллюстрации.

9 Слайд. Этап: Сочинение сказок.

 Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные самими детьми.

Сказки представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность.

Эту группу сказок можно разделить на две категории:

       - сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными      произведениями;    

       - сказки, созданные на основе личного творчества.

Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть экологическими представлениями, знаниями о животных и растениях.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи:

- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.

В группе ребята сами сочиняют сказки по знакомым для них природным явлениям. Сочиняем сказки обычно в вечерний отрезок времени, предлагаем детям сюжет, вместе уточняем и узнаем в энциклопедиях данные о растительном, животном объекте и сочиняем сказку. Сказки у нас есть коллективные и индивидуальные: «Сказка о лете», «Как, лужа хотела стать красивой», «Пушистый ёжик» и т.д.

10 Слайд. Этап: Разыгрываем небольшие спектакли кукольные и драматические, показываем их родителям, другим детям в детском саду.

Изготовили декорации для настольного, кукольного театра по сказкам «Мороз, солнце и ветер», «Зимний лес», «Колосок», «Путешествие облачка».

Использование сказок в экологическом воспитании дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным.

11Слайд. По результатам диагностического обследования  40%  выпускников обладают высоким уровнем освоения экологических представлений, 60% средний уровень. Для диагностики использовали методику, предложенную канд. пед. наук Московского педагогического государственного университета Газиной О. М. и Фокиной В. Г.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней в художественно - речевом творчестве. Главное, чтобы детям нравилось выдумывать истории, а педагог сумел бы помочь им выразить свои мысли в наилучшей языковой форме.

12Слайд. Список используемой литературы:

  • Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию
  • А. Лопатина, М. Скребцова «Экологическое Воспитание Дошкольников»;
  • Н.А.Рыжова . Экологическая программа «Наш дом природа» ;
  • Е.А. Алябьева  «Природа. Сказки и игры для детей»
  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А.
  • Ушакова О. С. Развитие словесного творчества детей 6—7     лет.— Дошк. воспитание, 1972, № 9.
  • Родари, Дж. «Грамматика фантазии или Введение в искусство придумывания историй.» / Дж. Родари. – М., 1990
  • Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина,

Методика сочинения сказок включает несколько этапов:

– обсуждение с дошкольниками сказок, созданных детскими писателями;

– придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета, например, как герои сказки «Репка» каждый день делали зарядку и без труда собрали свой урожай;

– сочинение сказки на заданный сюжет в микро группах или по цепочке;

– сочинение детьми собственных сказок (на занятие – индивидуально или в микро группах и дома с родителями);

– красочное оформление своих произведений;

– проведение  мероприятия, например «Вечера сказок»;

- организация выставки лучших работ.

Алгоритм составления сказки:

- определение места, где будут происходить события;

- выбор основных героев (положительного и отрицательного);

- выбор волшебства (придумывание волшебника, волшебной силы, волшебных слов или волшебного предмета);

- определение взаимодействия (борьбы) героев за обладание волшебным предметом для реализации своих целей; здесь важно определить мотив, который позволяет персонажам начать действия, это может быть тайна (найти спрятанное, установить истину), общение (договориться, объяснить, разрешить спор), помощь (помочь, спасти, освободить, защитить, вылечить) и др.;

- разрешение конфликта, можно использовать усиление (у положительного героя появляется помощник) или ослабление (волшебный предмет потерялся) действий для создания равновесия между героями, при решении конфликта не должен страдать окружающий мир.

Создание условий  для развития творческих способностей ребенка

  • Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, одобряющим тоном.
  • Говорите с малышом короткими фразами.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Поощряйте любопытство и воображение ребенка.
  • Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток малыша. (Не следует говорить, что его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...")
  • Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение.
  • Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребенок понял ответ. Если ребенок не выслушивает до конца, значит либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.
  • Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. При этом установите четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать "перечень" ограничений своего поведения.
  • Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
  • Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, если он не понят своими сверстниками.
  • Постарайтесь уменьшать социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Постарайтесь создать творческую атмосферу в том коллективе, где находится ребенок.
  • В ходе сочинения дети видят, как из одного и того же начала могут рождаться разные истории. Особенно если каждый ребенок расскажет свою сказку, и все сказки будут начинаться одними и теми же словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...