Поект "Придумываем экологические сказки"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Для педагога дошкольного учреждения важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой детей, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из эффективных методик работы воспитателя в данном аспекте является формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению экологических сказок. Ребенок 2,5-3 лет и старше может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pridumyvaem_skazki.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
1Слайд. Мир детства полон сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха. Для педагога дошкольного учреждения важно создать и сохранить положительный эмоциональный настрой детей, способствовать дальнейшему развитию их творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из эффективных методик работы воспитателя в данном аспекте является формирование речевого творчества дошкольников в обучении сочинению экологических сказок. Ребенок 2,5-3 лет и старше может сочинять вместе со взрослым, а 5-6-летний уже достаточно свободно сочиняет самостоятельно, и задача взрослого - дать импульс к сочинительству.
2 Слайд. Работу в данном направлении я начала с детьми со средней группы, в процессе реализации проекта «Волшебная капля воды», в котором использовалась экологическая сказка из книги "Экологическое Воспитание Дошкольников", авторы: А. Лопатина, М. Скребцова - "Приключение Маленькой Капельки Воды", которая очень понравилась детям. Поэтому в старшей группе, продолжили и расширили эту тему, взяли проект «Экологические сказки».
3Слайд. Цель проекта: формирование у дошкольников образа окружающего мира, как собственного дома.
Задачи:
формирование знаний о законах природы и окружающей среды, особенностях природных явлений;
развитие художественно - речевых творческих способностей и осознание общей картины мира и взаимосвязи всего живого в нём;
воспитание навыков природосбережения у детей и родителей.
4 Слайд. Работа проводилась в несколько этапов. (Посмотрите на экран)
- Подбор материала
- Пополнение развивающей экологической среды
- Творческие, театрализованные игры
- Занятия, наблюдения, экскурсии
- Чтение художественной литературы
- Экспериментирование, моделирование
- Творческая художественно-изобразительная деятельность
- Сочинение экологических сказок
- Практическая деятельность в природе
- Экологические праздники и развлечения
- Работа с родителями
- Природоохранные акции
- Отчёт – презентация результативности
Я хочу, подробнее остановится на этапе сочинения сказок.
5 Слайд. Игры, экспериментирование, моделирование.
Для обучения детей придумыванию новых сказок на подготовительном этапе целесообразно использовать игры на основе знакомых уже литературных произведений:
- Игры на сравнение: «Что общего?» (сравнить сюжеты похожих сказок «Теремок» и «Рукавичка», «Морозко» и «Госпожа метелица»), «Кто на свете всех милее» (выявление и описание красавиц из сказок Золушки, Белоснежки, Спящей царевны и др.).
- Игры на обобщение: «Что в дороге пригодиться» (на основе анализа волшебных предметов дети придумывают предметы-помощники).
- Игры на моделирование: «Где чей дом?» (дети учатся придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов-моделей), «Где спрятался герой» (учить детей распознавать в абстрактных фигурах героев сказок, например, три круга разной величины – три медведя, семь одинаковых треугольников и один большой – волк и семеро козлят). А так же, использую в работе мнемотаблицы.
6 Слайд. Этап: подбор и чтение авторских экологических сказок. Я подобрала художественную литературу для детей с экологической тематикой. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.
К таким произведениям относятся сказки: «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик» Н. Павловой; «Сова» В. Бианки; «Русачёк», «Подземный путешественник» Н. Романовой и другие.
7 Слайд. Этап: Использование экологической сказки на занятиях и в режиме дня позволяет доступнее объяснить материал детям. Сказки могут быть включены в начале занятия, как мотивация, как часть занятия или в конце, как итог занятия.
Чтение авторской экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно-экспериментальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Часто эти формы могут быть объединены какой-то одной темой, в календарном плане тема недели. Например, «Жизнь диких животных», «Морские обитатели», «Как готовится природа к зиме» и другие.
Я заметила, что у ребенка после прослушивания сказок возникает желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, рассказать о них родителям и другим детям, сделать что-то самим, чтобы помочь природе. На мой взгляд, это является важным результатом.
8 Слайд. Этап: Творческая художественно-изобразительная деятельность.
Часто детям, хочется нарисовать рисунки к прослушанным сказкам, так в группе появились самодельные книжки сказок о природе. Родители тоже подключились к сочинению познавательных сказок. Дети с удовольствием рассказывают сказки, сочиненные дома с родителями и рисуют к ним иллюстрации.
9 Слайд. Этап: Сочинение сказок.
Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные самими детьми.
Сказки представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность.
Эту группу сказок можно разделить на две категории:
- сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями;
- сказки, созданные на основе личного творчества.
Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть экологическими представлениями, знаниями о животных и растениях.
В каждой отдельной истории сказочные персонажи:
- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;
- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;
- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.
В группе ребята сами сочиняют сказки по знакомым для них природным явлениям. Сочиняем сказки обычно в вечерний отрезок времени, предлагаем детям сюжет, вместе уточняем и узнаем в энциклопедиях данные о растительном, животном объекте и сочиняем сказку. Сказки у нас есть коллективные и индивидуальные: «Сказка о лете», «Как, лужа хотела стать красивой», «Пушистый ёжик» и т.д.
10 Слайд. Этап: Разыгрываем небольшие спектакли кукольные и драматические, показываем их родителям, другим детям в детском саду.
Изготовили декорации для настольного, кукольного театра по сказкам «Мороз, солнце и ветер», «Зимний лес», «Колосок», «Путешествие облачка».
Использование сказок в экологическом воспитании дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным.
11Слайд. По результатам диагностического обследования 40% выпускников обладают высоким уровнем освоения экологических представлений, 60% средний уровень. Для диагностики использовали методику, предложенную канд. пед. наук Московского педагогического государственного университета Газиной О. М. и Фокиной В. Г.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней в художественно - речевом творчестве. Главное, чтобы детям нравилось выдумывать истории, а педагог сумел бы помочь им выразить свои мысли в наилучшей языковой форме.
12Слайд. Список используемой литературы:
- Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию
- А. Лопатина, М. Скребцова «Экологическое Воспитание Дошкольников»;
- Н.А.Рыжова . Экологическая программа «Наш дом природа» ;
- Е.А. Алябьева «Природа. Сказки и игры для детей»
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А.
- Ушакова О. С. Развитие словесного творчества детей 6—7 лет.— Дошк. воспитание, 1972, № 9.
- Родари, Дж. «Грамматика фантазии или Введение в искусство придумывания историй.» / Дж. Родари. – М., 1990
- Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина,
Методика сочинения сказок включает несколько этапов: – обсуждение с дошкольниками сказок, созданных детскими писателями; – придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета, например, как герои сказки «Репка» каждый день делали зарядку и без труда собрали свой урожай; – сочинение сказки на заданный сюжет в микро группах или по цепочке; – сочинение детьми собственных сказок (на занятие – индивидуально или в микро группах и дома с родителями); – красочное оформление своих произведений; – проведение мероприятия, например «Вечера сказок»; - организация выставки лучших работ. | Алгоритм составления сказки: - определение места, где будут происходить события; - выбор основных героев (положительного и отрицательного); - выбор волшебства (придумывание волшебника, волшебной силы, волшебных слов или волшебного предмета); - определение взаимодействия (борьбы) героев за обладание волшебным предметом для реализации своих целей; здесь важно определить мотив, который позволяет персонажам начать действия, это может быть тайна (найти спрятанное, установить истину), общение (договориться, объяснить, разрешить спор), помощь (помочь, спасти, освободить, защитить, вылечить) и др.; - разрешение конфликта, можно использовать усиление (у положительного героя появляется помощник) или ослабление (волшебный предмет потерялся) действий для создания равновесия между героями, при решении конфликта не должен страдать окружающий мир. |
Создание условий для развития творческих способностей ребенка
- Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, одобряющим тоном.
- Говорите с малышом короткими фразами.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
- Поощряйте любопытство и воображение ребенка.
- Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток малыша. (Не следует говорить, что его произведение можно улучшить: "Это неплохо, но могло быть гораздо лучше, если бы...")
- Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны - терпение.
- Старайтесь отвечать на вопросы так, чтобы ребенок понял ответ. Если ребенок не выслушивает до конца, значит либо он устал, либо не понимает вашего ответа. Прервите себя и измените тему разговора.
- Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. При этом установите четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать "перечень" ограничений своего поведения.
- Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).
- Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
- Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, если он не понят своими сверстниками.
- Постарайтесь уменьшать социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников. Постарайтесь создать творческую атмосферу в том коллективе, где находится ребенок.
- В ходе сочинения дети видят, как из одного и того же начала могут рождаться разные истории. Особенно если каждый ребенок расскажет свою сказку, и все сказки будут начинаться одними и теми же словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"
Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...
Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...
Сообщение из опыта работы "Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников"
Сообщение из опыта работы...
Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»
Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...