Роль воспитателя в формировании экологического сознания дошкольников
консультация по теме
Материал представляет собой консультацию для воспитателей, где раскрываются принципы, методы формирования экологического сознания у дошкольников с учетом возраста воспитанников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Роль воспитателя в формировании экологического сознания дошкольников
От руководящей роли взрослого в процессе воспитания зависит очень многое. Не исключением является и процесс экологического воспитания детей. Воспитатель является носителем знаний об окружающем мире и примером культуры отношения и поведения в окружающей среде.
Слайд 2
- Экологическое воспитание – познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
- Экологическая культура – воспитание осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют наше непосредственное окружение.
- Сознание (по С.И.Ожегову) – способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности; способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах
Слайд 3
Светлана Николаевна Николаева выделяет три аспекта личности воспитателя, которые определяют результат его деятельности – продвижение детей по пути начал экологической культуры:
- Понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;
- Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании
- Общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.
Экологическая культура и сознание ребенка не может складываться без:
- Осознания существующей в настоящее время экологической ситуации
- Грамотного введения в суть проблем и способов их разрешения (педагогическое руководство)
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания.
Условно можно выделить четыре группы методов.
Слайд 4
Метод создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ
Это главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений:
Слайд 5
- Отслеживание объектов (их роста и развития), понимание результатов выращивания
- Опытническая деятельность
- Моделирующая деятельность
- Забота о вещах, практическая деятельность (их починка и обновление)
Слайд 6
Метод наблюдения – чувственного познания природы
Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.
Организация длительных наблюдений (циклов)- это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их потребностей.
Наблюдение – это главный способ формирования у детей конкретных (сенсорных)представлений о природе, является основой образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, продуктивной, речевой (коммуникативной).
Слайд 7
Метод отраженной природы
Занимает значительное место в системе экологического воспитания.
- Работа с календарем природы
- Знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства (картины, музыкальные и литературные произведения, предметов народного промысла с природными орнаментами)
- Игровые обучающие ситуации
Слайд 8
Словесно-литературный метод
В экологическом воспитании слово выполняет три важные функции
- В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого и ребенка происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней.
- Через монолог (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний
- Беседа, простроенное в определенной логике общения речевое взаимодействие с детьми. Беседа помогает создать целостное восприятие изучаемого объекта или темы, позволяет обобщить знания, понимания и представления.
Важно!
Воспитатель должен быть:
- Наблюдательным (к среде, к интересам и пытливости своих детей)
- Неравнодушным
- Грамотным
Должен обеспечивать реализацию основных принципов развивающего взаимодействия
- Создание климата взаимного доверия, психологической безопасности.
- Создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей.
- Наличие положительной мотивации. Принуждение– враг творчества.
- Восхищение каждой новой идеей.
Слайд 9
Принципы реализации программы экологического воспитания
- Постепенное в течении учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному усвоению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями;
- Первоочередное использование непосредственно природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое изучение растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые наглядно продемонстрировать;
- Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений, от объектов и явлений природы – к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по экологическому сходству
- Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности: сенсорное обследование объектов и явлений природы, проведение опытов, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных, продуктивная деятельность (рисование, лепка, изготовление игрушек из природного материала)
- Подача познавательного материала и организация деятельности с помощью приемов вызывающих у детей положительные эмоции, переживание, разнообразие чувств, с использованием сказок, сказочных персонажей, кукол, игрушек, всех видов игр.
Общенаучные принципы обучения
- Научности и доступности
- Систематичности. Связь теории и практики
- Сознательности и активности
- Наглядности
- Прочности
- Открытости
- Интеграции
Слайд 10
Учет возрастного подхода при подборе методов взаимодействия с детьми.
Младший возраст
- Совместные со взрослыми наблюдения (выявление сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма)
- Игры – экспериментирования
- Наблюдения за трудом взрослых
- Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками (животные, картинки, природный материал)
- Образные игры – имитации
- Игровые ситуации (с игрушками, персонажами кукольного театра)
- Продуктивная деятельность
- Чтение
Слайд 11
Средний возраст
- Наблюдение за природными объектами и явлениями природы
- Игровое моделирование
- Экспериментирование
- Проблемно-игровые ситуации
- Труд в природе
- Рассматривание иллюстраций, художественных картин
- Просмотр видеофильмов
- Чтение художественной литературы о природе
- Праздники, развлечения, экскурсии (парк, сквер, водоем)
Слайд 12
Старшая группа
- Целевые прогулки, экскурсии в природу
- Обсуждение правил безопасного поведения в природе
- Труд
- Экологические игры
- Ведение календарей (погоды, природы, года)
- Рассматривание
- Сбор коллекций
- Изготовление поделок (+книг, журналов, карт, выставок, моделей)
- Чтение (+пословицы, поговорки, загадки о природных явлениях, народные приметы)
- Проектная деятельность
Слайд 13
Подготовительная группа
- Экспериментирование (лаборатория природы, опыты)
- Эвристические беседы (доказывание суждений)
- Знакомство с познавательно-справочным материалом (энциклопедии, справочники, иллюстрированные альбомы, карты с изображениями обитателей, глобусом
- Сбор коллекций
- Ведение экологических дневников (наблюдения, эксперименты, задания, игры, подтверждение народных примет, знакомство с художественным словом)
- Труд в природе
- Выставки для малышей (рисунков , коллекций, гербариев)
- Наблюдения
- Рассматривание пейзажных картин
- Слушание музыкальных поэтических произведений
- Преобразующая фантазийная деятельность («Путешествие к таинственной планете», «Путешествие на машине времени», «Изобретение»..)
- Проекты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
«Взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников как средство формирования экологического сознания дошкольников разновозрастной группы»
В 2014-2015гг я прошла в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии профессиональную переподготовку и выполнила итоговую аттестационную работу. Хочу поделиться полученными знаниями. До...
Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"
Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...
Методическая разработка на тему "Экологическая игра как метод формирования экологического сознания дошкольников"
Методическая разработка воспитателя...
Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников
Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...
Экологические акции в детском саду как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников
VI Межрегиональный открытый экологический фестиваль "Будущее в руках живущих"На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стало залогом выживания челове...
Экологическая тропа в детском саду как проектная деятельность и одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В это период закладываютс основы личности, в том числе позитивное отношение к природе,окружающему миру....