«Взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников как средство формирования экологического сознания дошкольников разновозрастной группы»
статья

Данилова Нина Викторовна

В 2014-2015гг я прошла в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии профессиональную переподготовку и выполнила итоговую аттестационную работу. Хочу поделиться полученными знаниями. Доцент кафедры дошкольного образования Макарова Татьяна Егоровна на занятиях большое внимание уделяла исследовательской работе. Приведу строчки из ее работ:

«Педагог современного образовательного учреждения выполняет разнообразные виды деятельности. Прежде всего, он обучает и воспитывает, но наряду с этим он также осуществляет методическую, управленческую, организаторскую и т.п. деятельность. В связи с возросшей ролью образования, которая стоит на пути совершенствования, обновления педагог все чаще выступает в роли исследователя».

Перед педагогом, который включается в научный поиск, возникают вопросы:

-«Что значит быть исследователем?»

-«Каждый ли способен на это?»

-«Какие качества личности, знания, умения необходимы исследователю?»

Перед началом исследовательской работы нам предлагались тесты «Изучение профессиональной готовности воспитателя к исследовательской и экспериментальной работе», «Самооценка методологической культуры учителя». Предлагаю их вашему вниманию (раздать тесты).

Для того чтобы успешно осуществлять исследовательскую деятельность, педагог должен овладеть специальными знаниями и умениями, т.е. педагог должен овладеть методологической культурой.

Начинающему исследователю необходимо представить себе процесс научного поиска, знать его характерные особенности, видеть тот путь, которым ему предстоит идти, чтобы, добиться желаемых результатов.

Процесс педагогического исследования можно условно представить в виде ряда взаимосвязанных этапов, на каждом из которых стоят специфические задачи.

 

 

 

Таблица 1

Этапы и сроки исследовательской работы.

 

п/п

Этап

Содержание деятельности

Результат

Сроки

1

Первый этап

Изучение и анализ специальной литературы по проблеме экологического сознания детей дошкольного возраста

Составление списка литературы по проблеме

Ноябрь -декабрь 2014г

2

Второй этап

Изучение опыта работы воспитателей Кошкинского района

Разработка перспективных планов

Январь-февраль 2015г

3

Третий этап: Начало опытно-эксперимен-тальной работы

1. Подбор методик, анкет для родителей с целью выявления уровня развития их экологического сознания

Материалы результатов анкетирования

Февраль-март 2015г

2. Проведение беседы с родителями       с предварительным анкетированием     на тему «Берегите природу».

Беседа, анкетирование

3. Проведение конкурса листовок «Берегите природу!»

Выставка листовок

4.Анкетирование  родителей 

«Книга в семье»

Результаты анкетирования

4

Четвертый этап: Продолже-ние опытно-эксперимен-тальной работы

1.Составление программ, методик, выбор форм, методов, приемов, средств работы и т.п.

Диагностика детей

Январь-апрель 2015г

2. Конкурс для родителей «Кормушка для птички»

Выставка поделок

3. Конкурс для родителей «Превратим в игрушки мусор»

Выставка поделок

4. Проведение акции «Не оставим без дворца ни синичку, ни скворца!»

Выставка поделок

5.Участие в акции  «Чистое село»

Уборка территории

6. Проведение праздника «День птиц»

Экологический праздник

7. Участие в акции «День Земли»

Экологическая акция

8. Интеллектуально-творческая игра   «В гармонии с природой» 

Игра с родителями

5

Пятый этап: Завершение опытно-эксперимен-тальной работы

Повторное изучение воспитанников детского сада с целью выявления их уровня сформированности экологического сознания.

Сравнительный анализ

Диагностика, анкетирование, экскурсия

 

Май 2015г

6

Завершаю-щий этап

Оформление научного исследования

Педагогичес-кий исследователь-ский проект 

Июнь 2015г

 

Слайд1

Вашему вниманию представляется мой доклад

 по теме итоговой аттестационной работы: «Взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников как средство формирования экологического сознания дошкольников разновозрастной группы».    Научный руководитель к.п.н., доцент Борзенкова О.А.

Слайд2 Проблема исследования представлена на слайде.

На современном этапе развития общества вопрос формирования экологического сознания дошкольников приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с экологической безответственностью людей,  необходимо больше уделять вниманию экологического сознания  детей уже с первых лет их жизни. Началом формирования экологического сознания личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго         остаются в памяти человека.

Слайд3

Цель и задачи исследования представлены на слайде:

Цель:  разработать систему работы педагога дошкольного образования с семьей воспитанников по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы

Задачи исследования:

1. На основе психолого-педагогической и методической литературы выявить теоретические основы формирования экологического сознания дошкольников разновозрастной группы.

2. Выявить условия взаимодействия педагога с семьей воспитанников по формированию экологического  сознания дошкольников разновозрастной группы.

3. Определить особенности взаимодействия педагога с семьей воспитанников по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы.

4. Разработать систему работы педагога дошкольного образования         с семьей воспитанников по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы работы педагога дошкольного образования.

Слайд4

Объект исследования является организация образовательной деятельности дошкольников разновозрастной группы (образовательная область «Познание») при формировании целостной картины мира.

Предмет исследования: условия взаимодействия воспитателя                с семьей воспитанников по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы

Слайд5

Методологическая основа  исследования представлена на слайде

Исследования по психологии  С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, Б. Т. Лихачев,  И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный и др.

Существенный вклад в решение проблемы экологического сознания дошкольников на современном этапе внесли такие исследователи, как:      Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, О.Ю. Тютюник,  А.М. Федотова,  И.А. Хайдурова и другие.

Слайд6

В ходе работы были применены теоретические и эмпирические методы исследования.

Методы исследования:

  • теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы)
  • эмпирические (анкетирование, анализ, обобщение, педагогический эксперимент).

 

Слайд7

Рабочая гипотеза исследования представлена на слайде: если систематически и целенаправленно осуществлять взаимодействие педагога с семьей воспитанников, то это будет способствовать формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы.

Слайд8

За последнее время были созданы много программ экологической направленности. Одной из первых в данной области выступила программа Н.Н.Вересова «Мы - земляне», которая  ставит целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Разработана и действует во многих ДОУ парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог.

Слайд9

Взаимодействие детского сада и семьинеобходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно.

Слайд10

Здоровье, полученное от природы, только на 5 % зависит от родителей, на 45% от образа жизни, а на 50 % – от условий, нас окружающих.

 Следуя из этого утверждения, становится ясно, как важно человеку заботиться о природе, даже если думать эгоистически только из выгоды для себя. Мы должны выработать в себе и окружающих нас людях грамотное экологическое поведение, а для этого необходимо сформировать уже  с детских лет экологического сознания дошкольников.             

 Слайд11 

В моей работе я  опиралась на определение С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, которые отмечают, что экологическое сознание это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.

 

 

Слайд12

В работе с родителями по формированию экологического сознания детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Слайд 13 Система работы педагога дошкольного образования                              с семьей воспитанников  представлена на слайде.     

 При формировании экологического сознания дошкольников используется большое разнообразие средств и методов экологического образования, при условии их целенаправленного выбора и при взаимодействии педагога и семьи

Слайд14

Нами проводился эксперимент. Его цель представлена на слайде:

проверить на практике уровень сформированности экологического сознания дошкольников разновозрастной группы

 

Слайд15

Исследовательская работа представлена  в виде констатирующего, формирующего, и контрольного эксперимента. Цели, которых представлены на слайде.

В начале исследования был проведен констатирующий эксперимент. Цель:– выявить формы взаимодействия воспитателя и семьи по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы.

Проводилось анкетирование родителей на тему «Книга в семье» для вовлечения родителей в формировании экосознания детей.

Далее проведена диагностика уровня сформированности экологического сознания детей подготовительной группы по методике                                     Т. А. Серебряковой

Для диагностики уровня сформированности экосознания дошкольников разновозрастной группы предлагались 5 заданий. Они подробно рассмотрены в нашей работе     

По критерию правильности мы оценивали выполнение всех 5 заданий

На втором этапе проводился формирующий эксперимент, цель подобрать и апробировать разные формы взаимодействия воспитателя с семьёй.

Мы провели с родителями природоохранные акции: «Превратим  в игрушки мусор» (поделки из бросового материала), «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «День Земли» и «Чистое село» (уборка территории детского сада и села) и другие. Участвовали в районном экологическом конкурсе     «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца!» в интеллектуально-творческой игре «В гармонии с природой», провели экскурсию в природу с родителями и детьми и многое другое.

По окончании этого этапа было проведено повторное анкетирование родителей и  проведена повторная  диагностика уровня сформированности экосознания детей подготовительной группы по тем же показателям и  с помощью тех же заданий, что и на первом этапе.

Слайд16,17,18

При повторном анкетировании родителей получены следующие результаты, которые представлены на слайдах

 

Слайд19

В конце года был проведен контрольный эксперимент.

Цель-  проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий

Результаты первичной и повторной диагностики экосознания дошкольников представлены на слайде.

На основании результатов контрольного эксперимента, мы выяснили, что средние показатели уровней сформированности экологического сознания детей подготовительной группы повысились, благодаря тому, что мы подключили к образовательному процессу семью

Слайд20

Таким образом, экспериментально доказано, что систематическое и целенаправленное взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников способствует формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы.

Слайд 21

Практическая значимость исследования представлена на слайде:

разработана система работы педагога дошкольного образования с семьей  воспитанников по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы

Слайд 22  Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_dlya_zashchity_.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговая аттестационная работа по программе профессиональной переподготовки «Взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников как средство формирования экологического сознания дошкольников разновозрастной группы» Выполнил: слушатель программы профессиональной переподготовки Данилова Нина Викторовна Научный руководитель к.п.н., доцент Борзенкова О.А. Самара 2015

Слайд 2

Проблема исследования На современном этапе развития общества вопрос формирования экологического сознания дошкольников приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность

Слайд 3

Цель исследования : разработать систему работы педагога дошкольного образования с семьей воспитанников по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы Задачи исследования : 1. На основе психолого-педагогической и методической литературы выявить теоретические основы формирования экологического сознания дошкольников разновозрастной группы. 2. Выявить условия взаимодействия педагога с семьей воспитанников по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы. 3. Определить особенности взаимодействия педагога с семьей воспитанников по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы. 4. Разработать систему работы педагога дошкольного образования с семьей воспитанников по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы. 5. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы работы педагога дошкольного образования.

Слайд 4

Объект исследования - организация образовательной деятельности дошкольников разновозрастной группы (образовательная область «Познание») при формировании целостной картины мира. Предмет исследования : условия взаимодействия воспитателя с семьей воспитанников по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы.

Слайд 5

Методологическая основа исследования Исследования по психологии: С. Д. Дерябо , В. А. Ясвин , Б. Т. Лихачев, И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный и др. Существенный вклад в решение проблемы экологического сознания дошкольников на современном этапе внесли такие исследователи, как: Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, О.Ю. Тютюник , А.М. Федотова И.А. Хайдурова и др.

Слайд 6

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы) эмпирические (анкетирование, анализ, обобщение, педагогический эксперимент).

Слайд 7

Рабочая гипотеза Если систематически и целенаправленно осуществлять взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников, то это будет способствовать формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы.

Слайд 8

Экологические программы Н.Н.Вересов «Мы- земляне» С.Н. Николаева «Юный эколог»

Слайд 9

Взаимодействие детского сада и семьи– необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно.

Слайд 10

Здоровье, полученное от природы, только на 5 % зависит от родителей, на 45% от образа жизни, на 50 % – от условий, нас окружающих.

Слайд 11

Экологическое сознание – это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием. С.Д. Дерябо , В.А. Ясвин

Слайд 12

Работа с родителями: родительские собрания конференции беседы консультации Традиционные формы Нетрадиционные формы деловые игры прямой телефон круглый стол дискуссии

Слайд 13

Система работы педагога дошкольного образования с семьей воспитанников НОД экологические сказки анкетирование родителей листовки и экологические газеты конкурсы экологической направленности, экологические праздники, детские экологические движения, ролевые экологические игры, экскурсии, экологические тропы, экологический мониторинг, экологические проекты, эколого-краеведческая и исследовательская деятельность детей и т.д.

Слайд 14

Педагогический эксперимент Цель: проверить на практике уровень сформированности экологического сознания дошкольников разновозрастной группы

Слайд 15

Педагогический эксперимент констатирующий эксперимент Цель: выявить формы взаимодействия воспитателя и семьи по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы. формирующий эксперимент Цель: подобрать и апробировать разные формы взаимодействия воспитателя с семьёй. контрольный эксперимент Цель : проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий

Слайд 16

Результаты анкетирования родителей Диаграмма 1. Приобретение книг экологического содержания

Слайд 17

Диаграмма 2. Чтение экологических книг

Слайд 18

Диаграмма 3. Вопросы ребенка об экологии

Слайд 19

Результаты первичной и повторной диагностики детей

Слайд 20

Заключение Подтвердилась гипотеза нашего исследования о том, систематическое и целенаправленное взаимодействие воспитателя с семьей воспитанников способствует формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы.

Слайд 21

Практическая значимость исследования разработана система работы педагога дошкольного образования с семьей воспитанников по формированию экологического сознания дошкольников разновозрастной группы

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в формировании экологического сознания дошкольников

Материал представляет собой консультацию для воспитателей, где раскрываются принципы, методы формирования экологического сознания у дошкольников с учетом возраста воспитанников....

Взаимодействие с родителями - необходимое условие формирования экологического сознания дошкольников

Презентация для доклада на семинаре по экологическому воспитанию, создане на основе деятельности нашего детского сада....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Статья. Современные игровые технологии как средство формирования экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть красоту о...

Проектная деятельность как средство формирования экологического сознания детей дошкольного возраста

Экологическое образование дошкольников, развитие познавательных способностей через природоведческую тематику с использованием современных активных форм обучения. .....

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Семинар «Формирование экологического сознания дошкольников как средство воспитания патриотизма в условиях реализации ФОП ДО»

laquo;Формирование экологического сознания дошкольников как средство воспитания патриотизма в условиях реализации ФОП ДО»...