Развитие творческих способносте средствами музейной педагогики.
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
На ребенка обрушивается огромное количество информации, возрастает актуальность воспитания детей на лучших образцах художественно-литературного искусства. Глубина восприятия увиденного и последующая творческая деятельность прямо пропорциональны, поэтому, чем более сильным будет воздействие произведений искусства на ребенка, тем больше возможностей для развития его творческого потенциала. Все увиденное и услышанное ребенок осмысливает и свое понимание окружающей жизни, и отношение к ней выражает в рисунке, игре, рассказе. Задача педагогов – познакомить детей с лучшими произведениями искусства и с их помощью развить творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_sredstvami_muzeynoy_pedagogiki.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
С.Е. Воронецкая
МАДОУ №6, г. Армавир
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики
От того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А. Сухомлинский.
Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, установления элементарных отношений с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром.
Сейчас, когда на ребенка обрушивается огромное количество информации, возрастает актуальность воспитания детей на лучших образцах художественно-литературного искусства. Глубина восприятия увиденного и последующая творческая деятельность прямо пропорциональны, поэтому, чем более сильным будет воздействие произведений искусства на ребенка, тем больше возможностей для развития его творческого потенциала. Все увиденное и услышанное ребенок осмысливает и свое понимание окружающей жизни, и отношение к ней выражает в рисунке, игре, рассказе. Задача педагогов – познакомить детей с лучшими произведениями искусства и с их помощью развить творческие способности.
Именно поэтому я решила углубленно работать с детьми над развитием творческих способностей средствами музейной педагогики. Музей любого профиля, в том числе и художественный, является уникальным образовательным учреждением.
Термин «музейная педагогика», прочно вошедший в научный оборот, соответствует современному пониманию социокультурной функции музея. В контексте теории музейной коммуникации посетитель музея сегодня является не пассивным объектом воздействия ушедшей культуры, он – равноправный субъект общения, диалога в ней.
Именно в дошкольном возрасте формируются различного рода практические, умственные и художественные способности. В их развитии важное место занимает общение детей с искусством, в процессе которого предусматривается решение воспитательных, развивающих и образовательных задач.
Исходя из актуальности данной проблемы, я поставила перед собой цель – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:
- Развивать у дошкольников целостное художественное восприятие произведений искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, использовать полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.
- Повышать компетентность родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников средствами музейной педагогики.
- Совершенствовать систему взаимодействия с педагогами детского сада по развитию творческих способностей
детей.
Создание методического и дидактического сопровождения образовательного процесса является неотъемлемой частью работы воспитателя. В нашем ДОУ разработаны перспективные планы по курсу «Путешествие в прекрасное» на основе программы «Синтез искусств» авт. О.А. Куревина по образовательной программе «Детский сад 2100», автор А.А.Леонтьев.
Целью курса «Путешествие в прекрасное» является создание целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Путь познания мира в данном контексте: от окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мира – к искусству как образу внешнего мира. Таким образом, ребенок – центр мироздания, открывающий красоту мира и искусства через свое внутреннее «я».
С помощью новых технологий я решила найти пути взаимодействия с детьми, которые с одной стороны сохраняют преимущество детского творчества, а с другой – помогают ребенку овладеть средствами музейной педагогики. Самое главное – не дать пропасть желанию ребенка творить, не навязывать какой-то определенный стереотип. Ребенок должен самовыразиться в цвете, линии, форме.
Опыт показал, что творческие результаты можно получить лишь в том случае, если использовать адекватные возрасту формы и методы работы, создать атмосферу, благоприятствующую раскрепощению, поощряющую проявления индивидуального восприятия и мышления, осмысления художественного образа. Для этого проводилась большая предварительная работа, в которой активное участие принимали воспитатели. На прогулках дети с воспитателями наблюдали за меняющимися сезонными явлениями, отмечали их отличие и неповторимость, учились видеть красивое. Из чего же складывается это понятие – «видеть красивое»? Наверное, из «сыпкого дождика» Паустовского, из картин Васнецова и Шишкина, из стихотворений Пушкина и Бальмонта, из музыки Чайковского и Шопена. Это те истоки, из которых человек выпивает однажды глоток живительной воды и детям тоже надо дать этот живительный глоток. Затем на занятиях мы предлагали детям вспомнить их ощущения, впечатления, мысли, чувства, и нарисовать свою любимую картину природы.
Для развития наблюдательности и эмоциональной отзывчивости на занятиях применяла игровые приемы: «Кто больше увидит в одном облаке изображений»; «Кто больше подберет эпитетов к надвигающейся туче»; «О чем шумит листва». Материал для этой работы находится вокруг нас, и он дает возможность детям эмоционально воспринимать мир природы, как в жизни, так и в произведениях искусства.
Знакомя детей с произведениями искусства, даю им различные практические задания, включающие рисование запомнившегося предмета по памяти, используя различные техники исполнения. Эта работа направлена не на буквальное копирование, а на переживание художественного образа, что предполагает момент творческой импровизации.
Практика показывает, что дети способны воспринимать сюжет произведения лишь в том случае, если они уже сталкивались с этим в своем жизненном опыте. Стараюсь подбирать произведения с учетом доступности для ребенка, разнообразной тематики и различными манерами письма разных художников.
Смоделированные проблемные и игровые ситуации, образные сравнения, включение поэтического слова при восприятии произведений искусства, помогают детям, погрузится в сюжет.
Музыка является выразительным средством, исключительным по силе своего воздействия на ребенка. Для некоторых занятий были тщательно отобраны музыкальные произведения. Музыка помогала точнее и богаче создать художественный образ, давала простор для творческой деятельности. Рассматривая пейзаж за окном, предлагала выбрать из двух – трех прозвучавших фрагментов тот, что соответствует настроению природы и объяснить почему.
Как я уже отмечала, дети воспринимают те произведения, содержание которых соотносится с их жизненным опытом. Поэтому наиболее доступным их пониманию жанром является пейзаж. Я научила детей наблюдать за окружающей природой, восхищаться ее разнообразием и неповторимостью. И вновь переживать разнообразные эмоциональные состояния, любуясь природой в художественном произведении.
В обучении детей восприятию портретной живописи использую «модельные» дидактические игры и упражнения. Эти игры направлены на умение видеть и анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих. Дети учатся «читать» настроение людей по их мимике, выражению лица. Интересно проходит игра «Отгадай настроение друга». Дети показывают друг другу мимикой свое настроение, которое способны передать.
В процессе игровой деятельности дошкольники активно осваивают и музейную информацию. Именно в игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами. В своей деятельности применяю целый спектр музейно-образовательных игр: «О чем говорят вещи», «Живая скульптура», «Видящие руки», дающих стимул воображению и творческой импровизации.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить проблему развития творчества, поэтому:
я обновила формы и содержание обучающих занятий.
Пересмотрела приемы и методы обучения дошкольников.
Интегрировала некоторые виды детской деятельности в единое пространство.
Однако любая работа, даже очень интересная по ознакомлению с произведениями искусства, не дает детям такой «пищи» для души и ума, как посещение музея.
Одной из новых форм обучения является использование на занятиях информационных технологий. Я успешно внедряю информационно – коммуникативные технологии в практику моей педагогической деятельности. Используя детские мультимедийные издания, компьютерные программы и игры: «Дизайн для детей», «Форма», «Жанры живописи», «Учимся рисовать», я не только расширяю кругозор детей, но и учу их быть активными, даю возможность проверить свои знания в игровой форме.
По-настоящему эффективной работа по развитию творческих способностей может быть только в том случае, если не только в детском саду, музее, но и дома внимание детей постоянно обращается на интересные явления в природе и окружающей жизни. В этом отношении чрезвычайно важна помощь родителей. Общение с родными для ребенка важнее всего, именно эти впечатления стремится он отобразить в рисунке.
По результатам бесед, опросов родителей, анкетирования на тему «Искусство в жизни ребенка», занятий с детьми, пришла к выводу, что современные семьи нуждаются в помощи по вопросам музейной педагогики. Собранные данные позволили разработать содержание сотрудничества с родителями воспитанников.
Я постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу различные пути вовлечения их в процесс творческого развития детей. Стараюсь научить родителей умению наблюдать вместе с детьми, помогать им творчески видеть окружающий мир, вместе с ними переживать и размышлять. При этом необходимо, чтобы родители с вниманием и пониманием относились к детским фантазиям, помогали, развивали и обыгрывали их.
С работами детей родители знакомятся на постоянно действующих выставках: сезонные: «Веселая зима», «Весенняя капель», «Осенние фантазии»;тематические: «Вредные привычки», «Рисуем спорт», «Салют победы»; персональные: «Мир фантазий», «Любимый край».
Опыт моей работы показал, что систематическая работа по развитию творчества средствами музейной педагогики привела к положительным результатам. Работы детей стали интересными, разнообразными, с яркой, сочной гаммой. В самостоятельном рисовании дети используют сюжеты картин, которые видели в музеях, с удовольствием иллюстрируют страницы художественных произведений, с увлечением рассказывают о своих рисунках, героях, объясняют выбор цвета, материалов.
Я знаю, конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Можно и не быть художником, но любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества. Творческая свобода, обретенная на занятиях искусством, перейдет в другие сферы деятельности, научит искать нестандартные решения самых разных проблем.
Я хочу, чтобы лица моих воспитанников радостно сияли, музыка радовала их слух, произведения искусства радовали глаз, тело было пластичным, руки ловкими и умелыми. Хочу, чтобы они были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
Используемая литература
1. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики., М. 2007г.
2. Интернет - ресурсы:
- Рыжова Н.А. Музейная педагогика А ДОУ.
- Мини- музей в ДОУ как средство воспитания и образования детей дошкольного возраста.
3. Трунова О.Б. Секреты музейной педагогики (из опыта работы) Д/В - №4, 2006г.
4. Музейная педагогика (из опыта работы под ред. А.Н. Морозова, О.В. Мельникова).
5. Рыжова Н.А., Ларионова Х.Б., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. Д/В- №22, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей средствами экспериментальной деятельности"
Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интерес...
Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельности.
Данная статья посвящена аспектам развития творческого потенциала личности ребёнка....
« Развитие личности дошкольника средствами музейной педагогики »
В помощь старшим воспитателям материалы тематического контроля организации работы в ДОУ по музейной педагогике...
Развитие творческих способностей средствами театрального искусства средний дошкольный возраст
Развитие творческих способностей средствами театрального искусства...
Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»
Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятел...
" Проектная деятельность. Тема: «Развитие речи детей средствами музейной педагогики»"
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...