"Исследовательский проект "Шестиногий народец"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Исследовательский проект "Шестиногий народец" помогает воспитанникам исследовать жизнь насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shestinogiy_narodets.docx | 944.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»
«Шестиногий народец»
Познавательно - исследовательский проект
Подготовила: воспитатель
М. А. Савельева
г.Нефтеюганск
Цель проекта: формирование навыков правильного поведения в природе, бережного отношения к насекомым.
Задачи проекта:
- развитие потребности в приобретении новых знаний о насекомых;
- формирование осознанно- действенного отношения к насекомым, желание их беречь;
- формирование познавательных умений - наблюдения, экспериментирование, анализирование результатов; отражение результатов наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности;
- углубление и систематизация знаний детей о насекомых: муравьях, бабочках, пчёлах, шмелях, жуках, местах их обитания, характерных особенностях.
Участники: дети, воспитатели, родители
1 этап Постановка проблемы, определение цели и задач исследования:
Проблема исследования: во время летних прогулок детей выяснилось, что можно увидеть на участке много насекомых- муравьёв, жуков, бабочек, шмелей. Детей заинтересовали в первую очередь муравьи, так они первые появились на участке с наступлением тепла и вели себя активно. Дети ловили муравьёв и лишали их привычных природных условий жизни. Возникла необходимость уточнить и обогатить знания детей о пользе насекомых и условиях их обитания.
Гипотеза исследования:
Выдвигалась вместе с детьми в процессе наблюдения за насекомыми. Предполагалось понаблюдать за насекомыми в природных условиях, узнать о них из различных энциклопедических источников.
В соответствии с проблемой и гипотезой дети вместе с воспитателем, для дальнейшего исследования проблемы, поставили
Задачи:
- Ознакомление с внешним видом насекомых-муравьёв, жуков, бабочек, шмелей.
- Изучение жизни насекомых, значения их для животного и растительного мира природы.
- Приобщение к художественной литературе о насекомых.
Результаты исследования:
-составление правил поведения в природе;
-праздник насекомых;
-создание альбома «Наши маленькие помощники»;
2 этап Организация исследования в рамках проекта
1. «Исследовательский фартук»- сбор, анализ, систематизация информации о насекомых, об их внешнем виде, сезонных изменениях в их поведении, значении насекомых для растительного и животного мира:
- наблюдение за жизнью насекомых на территории детского сада;
- экспериментальная деятельность;
- чтение х/ произведений о насекомых: Т.Шорыгина «Удивительный мир шестиногих», «Катя и божья коровка»; Л.Толстой «О муравьях»; В.Зотов «Лесная мозаика»; А.Плешаков «Зелёные страницы»; В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»;
- загадывание загадок, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о насекомых;
- составление рассказов о насекомых;
- беседы «Кто такие насекомые?», «Бывают ли насекомые детишками?», «Где дом у насекомых?»,
- рассматривание иллюстраций о насекомых;
2.Творческая познавательная деятельность детей:
- рисование насекомых: «В траве сидел кузнечик», «Я самая красивая» техника-монотипия
-лепка: «Муравьи- санитары леса».
- изготовление муравейника-папьемаше;
- дидактические игры « Кто где живёт», Хорошо- плохо», «Кто лишний», «Кому что по вкусу»; «Кто больше назовёт».
- подвижные игры «Медведь и пчёлы», «Наш муравейник», « Сороконожка идёт по дорожке»;
-музыкальные этюды «Стрекоза замёрзла», «Муравей», «Кузнечик».
- Презентация результатов исследовательской деятельности.
Используемая литература:
Л. Пенькова «Под парусом лето плывёт по земле», Л.Селихина Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет», Т.Шорыгина «Зелёные сказки», Н.Иванова «Игровое обучение детей 5-7 лет -методические рекомендации»,А.И.Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду». Издательство «Учебная литература» 2007г., дошколёнок №4 (апрель2009), Т.А.Куликовская «Что мы знаем о насекомых?-издательство ГНОМи Д-2009г.
Исследовательская деятельность
Цель: расширить представления детей о пчеле, особенностях её внешнего вида и поведения; развивать навыки исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к насекомым.
Ход: воспитатель читает о насекомых, показывает красочные иллюстрации.
- Дети, как вы думаете все насекомые полезные?(Ответы детей).
- А может быть пчела не полезная? Она больно жалится, зачем она нужна?
- Если она собирает и переносит нектар, у неё должны быть какие-то приспособления? (Ответы детей).
Начинается исследование.
Дети выбирают следующие методы - подумать, спросить у другого человека, прочитать в книге.
Воспитатель напоминает о том, что нужно собрать как можно больше сведений о пчеле по теме исследования: «Трудолюбивая пчела».
Во время проведения исследования воспитатель предлагает детям следующий алгоритм: рассмотреть картинку, на которой изображена пчела, описать её внешний вид, как она собирает и переносит пыльцу.
После того, как дети зарисовали всё, что они знают о пчеле, обратиться за информацией в книгу:
«…для того чтобы накопить килограмм мёда, пчёлам необходимо собрать нектар с 19 миллионов цветов. В среднем в день рабочая пчела посещает семь тысяч цветов!» (автор Ю.Дмитриев).
В конце исследования дети делают сообщение о пчеле, и обязательно формулируют вывод: пчела – трудолюбивое насекомое.
Воспитатель спрашивает детей о том, нужно ли оберегать пчёл, полезные ли они насекомые? Дети самостоятельно приходят к выводу, что в природе не бывает лишних существ. Все друг с другом связаны: идёт дождь - растут цветы- пчёлы собираю нектар- люди едят мёд.
Ты сачком их не лови!
Насекомые хлопочут,
Наполняя жизнью сад:
Там кузнечики стрекочут,
Тут комарики звенят.
Каждый занят важным делом:
Золотистая пчела
На цветок душистый села,
Сок медовый собрала.
Вот в кустах возле тропинки
Деловитый муравей,
Уцепившись за травинку,
Доит усиками тлей.
Ты не трогай их, не надо,
Ты сачком их не лови!
Пусть живут с тобою рядом
Мотыльки и муравьи.
Мотивация: во время прогулок детей всегда интересовали насекомые, особенно муравьи и бабочки. Потому что их можно было найти в траве, и понаблюдать за ними в естественной среде обитания. У детей возникло желание узнать про жизнь муравьёв.
Тема исследования: «Куда спешит муравей?»
Цель: продолжать обогащать знания детей о муравьях, их среде обитания, о пользе, которую они приносят, развивать умения строить предположения, учить задавать вопросы, строить умозаключения, воспитывать бережное отношение к муравьям и другим насекомым.
Ход: воспитатель читает детям интересную информацию о муравьях: « Муравьи – очень организованные насекомые, у них есть стражники, работяги и царица, которую они оберегают и кормят».
- Ребята, как вы думаете куда всё время спешат муравьи? (Предположения детей).
Дети решили провести своё собственное исследование о жизни муравьёв.
Они выбрали следующие методы исследования: подумать, что они знают о муравьях, спросить по мере необходимости у других, прочитать в книге.
Исследование началось. Воспитатель напоминала детям о порядке исследования: описать внешний вид муравьёв, отмечая особенности строения туловища, челюстей. Предлагала вспомнить то, что читали о муравьях и когда наблюдали за ними на улице. Дети отмечали значками знакомые сведения, обсуждали друг с другом информацию, делились знаниями.
Воспитатель предлагает применить следующий метод исследования: спросить у кого-нибудь о муравьях и напоминает, что вопросы могут быть самыми разными: «Для чего муравью такие челюсти? Есть ли у муравьёв враги? Где проводят зиму муравьи?». После этого приступают к чтению отрывка из энциклопедии о муравьях: « Муравейник- сложное архитектурное сооружение со множеством переходов, этажей, входов и выходов. Под землю муравьи делают проходы на глубину более 2-х метров…»
После сбора информации ребёнок делает сообщение о муравьях. Остальные дети, уточняют, задают вопросы, дополняют его.
В заключение воспитатель подводит детей к выводу: муравьи – очень трудолюбивые насекомые. Поэтому они всегда куда-то торопятся: ищут себе пропитание, новое жильё, охраняют своё жилище.
В конце исследования дети строят муравейник, заполняют его муравьями.
Воспитатель вместе с детьми придумывают
Правила поведения в природе:
Охраняйте муравейники, потому что муравьи санитары леса.
Берегите зелёный наряд земли, и вы поможете насекомым, которые там живут.
Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь ловил вас?
Значит и вам не следует ловить мотыльков, бабочек, стрекоз и других насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект "Шестиногий народец"
Данная разработка поможет воспитателям организовать работу по ознакомлению с насекомыми....
Сборник игр к проекту "Шестиногий народец" "Шестиногие малыши"
Свои игры я условно назвала «Шестиногие малыши», ведь все они основаны на образах самых маленьких представителей животного мира — насекомых. Главная задача игр — научить детей самостоятельно находить ...
Системные паутинки к проекту "Шестиногий народец"
Работая над проектом "Шестиногий народец", я составила сборник системных паутинок, который помог наглядно и последовательно раскрыть мир насекомых детям....
Проект "Шестиногий народец"
Экологическое воспитание направлено на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации активной жизненной позиции по отношению к природе. В...
Познавательно-исследовательский проект «Шестиногий народец». Старшая группа.
Цель проекта: формирование навыков правильного поведения в природе.Задачи проекта:1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характ...
Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Шестиногий народец»
Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Шестиногий народец»Данный проект будет интересен и полезен педагогам ДОУ, родителям...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «ШЕСТИНОГИЙ НАРОДЕЦ»
Цель и задачи проектаЦель: создание условий для развития познавательных способностей, исследовательских умений у детей среднего дошкольного возрас...