Конспект непосредственно образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
этот материал поможет воспитателям познакомить детей с народными куклами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_oznakomlenie_s_narodnoy_kukloy.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№2 «Радость»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Знакомство с народной куклой»
Разработал: Воспитатель Елкина Светлана Анатольевна
Г. Юхнов
Старшая группа
Тема: «Знакомство с народной куклой».
Задачи:
- расширять и углублять представления детей о народных традициях;
- познакомить детей с историей народной куклы;
- развивать память, речь, образное восприятие, активизировать творческую деятельность;
- воспитывать у детей любовь к родине, уважение и интерес к народным традициям и обычаям своей страны, интерес к русскому фольклору.
Материал: народные куклы: «Зерновушка», «Десятиручка», «Пеленашка»; сундучок или корзина, заготовки из материи – основание куклы, цветные лоскуты, разноцветные ленточки на каждого ребенка.
Предварительная работа: Объяснить детям что такое «Красный угол» избы; «свивальник»; «оберег».
( В группе оборудован уголок народной избы: бутафорская печь, стол, самовар, прялка, выделен «Красный угол». Дети сидят на ковре полукругом. Звучит фрагмент русской народной мелодии. В группу входит Марья-искусница в народном костюме и с сундучком в руках).
Марья-искусница: - Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, ребятушки милые! Я Марья-искусница, повсюду хожу, сказки, были и небылицы за собой ношу, разные рукоделья и уменья перенимаю их в сундучок волшебный собираю! Сегодня я хочу вас пригласить в избу русскую. А поможет нам в нашем путешествии мой сундучок. Он непростой, а волшебный, обращаться с ним надо бережно, а то захлопнется и ничего не покажет и не расскажет. (Аккуратно ставит сундучок на пол перед детьми).
Марья-искусница: - Хотите узнать, что в сундучке? Тогда попробуйте отгадать загадку:
Что все это значит
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла)
Марья-искусница: - О какой игрушке говориться в загадке?
(Ответы детей)
Марья-искусница: - Молодцы вы верно отгадали загадку!
А как вы думаете из какого материала изготавливают куклу?
(Ответы детей)
(Марья-искусница достает из сундука куклу «Зерновушку»)
Марья-искусница: - Посмотрите какая необычная кукла спряталась в сундучке. В старые, старые времена, когда не было на свете ваших мам, пап, у деток не было таких красивых и разных кукол как у вас сейчас. Мамы, бабушки, или старшие сестренки и братишки делали куколок сами, из того, что было под рукой. Все детские куклы изготавливались без иголок. В старину считалось, что такая кукла оберегает малыша от всего плохого, что может произойти с ним.
(Показывает куклу, дает ее потрогать, подержать в руках)
- Как вы думаете, из чего сделана кукла, что у нее внутри?
(Ответы детей)
Марья-искусница: - Эту куколку называют «Зерновушка». Для того, чтобы в доме было сытно и богато, хозяйка дома делала эту куклу «Зерновушку». Делала ее после того как собрали урожай. Она брала мешочек, наполняла его зерном, собранным с поля. Затем куклу наряжали в красивую одежду, и давали поиграть с ней детям, а потом, когда дети с ней наигрались, бережно хранили на самом видном месте дома – «Красном углу». Весной зерно из этой куколки доставали и сеяли на поле. Урожай был богатым! Кукла «Зерновушка» - это главная кукла в семье, это оберег на сытость и достаток (на хозяйственность). Чем больше кукла - тем богаче семья. (Марья-искусница помещает куклу в «красный угол» избы).
Марья-искусница:- А давайте посмотрим, что еще есть в сундуке.
(Дети достают еще одну куклу и внимательно рассматривают ее)
- Посмотрите какая необычная кукла.
- Чем она отличается от куклы «Зерновушки»?
- Сколько рук у этой куклы?
- Как вы думаете, для чего этой кукле столько рук?
(Ответы детей)
Марья-искусница: - Эту народную куклу называют «Десятиручка» изготавливали таких кукол для помощи в делах, и дарили молодой хозяйке, чтобы женщина успевала делать дела по дому, и все у нее ладилось. На каждую руку нужно загадать желание-дело, в котором кукла должна помочь. Например: - быстро готовить обед, или наводить порядок в доме, постирать белье и т.д.
Марья-искусница: - ну а мы с вами, что-то засиделись, давайте немного поиграем. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Физкультминутка
«Лебедушка»
Вдоль по реченьке (волнообразные движения руками)
Лебедушка плывет (машут крылышками -руками, ходят изображая плавание)
Выше бережка (поднять руки вверх, затем присесть, руки сложить перед грудью)
Головушку несет (покачивание головы влево - право)
Белым крылышком помахивает (машут крылышками-руками)
На цветы водичку стряхивает (наклон вперед, изображают зачерпывание воды в ладошки)
(Повторить игру 2 раза)
Марья-искусница: - Ну вот, немного отдохнули, а теперь Дима, посмотри в сундучок, не осталось ли там еще что-нибудь.
(Ребенок достает полено завернутое в платок)
А это тоже кукла, а называют ее «Пеленашка», эту куколку делали сами дети из маминого платка, а в избе у печки всегда можно было найти полено. Дети брали полено и заворачивали его в платочек, а потом перевязывали ленточкой или веревочкой, которую называли – свивальник, чтобы платочек не разворачивался.
(Марья-искусница во время своего рассказа одновременно и показывает, как это делали дети в старину)
Марья-искусница: - А хотите, я и вас научу делать куклу «Пеленашку» давайте пойдем и сядем за столы.
Марья-искусница: - Посмотрите внимательно и расскажите, что находится у вас на столах?
Дети: - Разноцветные лоскутики-квадратной формы, ленточки, белые валики.
Марья-искусница: - Мы берем и расстилаем лоскутик, с уголка на уголок (по диагонали)кладем валик, затем накрываем его нижним уголком лоскутика, потом правым, а затем левым. Берем ленточку – свивальник и перевязываем нашу куколку, чтобы она не разворачивалась.
(Дети выполняют задание, Марья-искусница во время работы поет народную протяжную песню «Со вьюном я хожу»)
Марья-искусница: - Вы молодцы все справились с эти нелегким делом. Посмотрите и мои куклы тоже радуются вашему успеху.
- А кто помнит, как называется вот эта кукла? (Показывает куклу «Зерновушку»)
- Из чего ее делали? (Из зерна)
- А как зовут эту странную куклу? (Показывает куклу «Десятиручку»
- А она для чего нужна? (Чтобы хозяйка успевала делать дела по дому)
- А как называются ваши куколки? («Пеленашка»)
Марья-искусница: - Молодцы! Вы все хорошо потрудились. А в народе говориться: «Делу время – потехи час». Пойдемте и поиграем в русскую народную игру «Анюта»
Русская народная игра «Анюта»
Все игроки стоят в кругу взявшись за руки. Мальчик и девочка в центре круга. Мальчику завязывают глаза. Он ловит девочку по голосу. Мальчик поизносит слова: «Анюта!» Девочка отвечает: «Я тут!» Зовет и ловит до тех пор пока не поймает. Если водящий долго не может поймать игрока, круг сужается. Когда поймает, все скандируют: «Ура-ура-ура!» Игра повторяется снова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспектнепосредственно-образовательной детельности по физической культуре на тему: "Весёлые воробушки"
Цель: Учить детей прыжкам через предметы (шириной 15-20 сантиметров). Закреплять ходьбу между предметами; ходьбу по кругу; ходьбу по гимнастической скамейке. Продолжать развивать интерес к...
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават
План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Образовательная область: Познавательно-конструктивная деятельность на тему: «Моя малая Родина»
Данная разработка направлена на обогащение знаний детей о Санкт- Петрбурге через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города....
Непосредственно образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития Старшая группа Образовательная область: «Художественное творчество» (Аппликация) Тема образовательной деятельности: «Бабочка» Тема недели: «Насекомые»
1.Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки; 2.Развивать мелкую моторику ребенка. 3.Развивать умение располагать комочки по силуэту; 4. Воспитывать аккуратность при в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"
Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...