Выступление на МРО ""Познавательно- исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте" (центр "Познание")
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Колина Галина Фёдоровна

Представлен материал, в котором расскрываются особенности познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Представлена наполняемость центра "Познание" с учетом возрастных особенностей детей и их потребностей. К данному материалу прилагается презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_po_prs.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МРО: «Познавательно- исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте» (центр «Познания»).

В старшем дошкольном возрасте познавательно- исследовательская деятельность детей усложняется. Работа педагога направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. 

Содержание деятельности изменяется от познания окружающих ребенка вещей к вещам более отвлеченным, не входящим в его непосредственный опыт. В старшем возрасте действия ребенка все более определяются внутренними целями, замыслами (слайд2).

Материал по познавательно- исследовательской  деятельности должен предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя.

Дети могут ежедневно сделать свой выбор и организовать свою познавательную деятельность в центре познания, который расположен вблизи окна, имеет свободный доступ к оборудованию. Материал систематически пополняется, меняется в зависимости от изучаемого  свойства (слайд 3)

 В центре живет мудрая сова.  Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует побуждению интереса к экспериментированию (слайд4).

К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапозон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных объектов.

Это,  прежде всего,  оборудование для исследования свойств воды и песка: емкости разной вместимости: мелкие стаканы, наборы прозрачных сосудов разных форм и объемов), груши, палочки, воронки, пипетки, водяные мельницы, формочки для льда, пищевые и непищевые красители, сито, ложки, лопатки,ёмкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения (слайд 5,6).

Материал для изучения свойств воздуха (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки для опытов с воздушным потоком, воздушный змей,  флюгер (слайд7).

Для изучения свойств магнита  (разные магниты, металлические и неметаллические предметы)  (слайд8).

Для изучения свойств   света, цвета и звука-зеркала, изготовленный с детьми телефон.

Наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, преломляющая призма, светофильтры и др), позволяющие установить причинно- следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта (слайд 9).

Для развития поисково - познавательной деятельности, и знакомства со свойствами материалов, в центре  располагаются образцы  из которых делают предметы (ткани, металл, пластмасса, дерево, бумага, стекло)  (слайд10 ).

Предлагаются доступные для ребенка инструменты и приборы (Микроскоп, компас, лупа, весы, термометр), простые механизмы (система шестеренок, рычагов), действия с которыми стимулируют ребенка к открытию новых свойств окружающих предметов, установлению причинно- следственных связей между вещами и событиями  (слайд 11).

    Игровые компьютеры, электронные и механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор (слайд12)

  Для детей старшего дошкольного возраста необходимы материалы разных типов. При этом объекты для исследования в действии должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции камней, ракушек, плодов растений) (слайд 13 ).

Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма.

 Образно- символический материал  отражает  многообразие природного и рукотворного мира. Он предоставляет возможность исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, поиска их места в системе связанных с ними предметов и явлений. Это картинки для иерархической классификации предметов (установления родовидовых отношений): виды животных, транспорта, профессий) (слайд 14

Серии картинок для выстраивания временных рядов: раньше- сейчас (история транспорта, жилища, одежды, электроприборов) (слайд 15 ).

   Для знакомства детей с предшественниками предметов и вхождение в атмосферу прошлого,  в  группе создан мини -музей «Бабушкин сундучок»; изготовлен макет крестьяинской избы с утварью того времени (слайд 16,17 ).

Старших дошкольников мы знакомим с движением тел и его основными компонентами, шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, с массой тел при помощи весов, с агрегатными изменениями вещества и пр. Поэтому, в центре представлены наглядно-графические модели пространства (глобус, географические карты, иллюстрированные планы местности, календари природы) (слайд 18 )

Общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, погодных явлений) (слайд19).

Здесь же находятся дневнеки наблюдений, алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта (слайд 20-22 ).

Нельзя не  дооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение  иллюстрированных изданий познавательного характера (атласов, энциклопедий, книг о мире животных и растений, книг об истории  рукотворных предметов ), расширяют образный мир ребенка и формируют у детей умение самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию (слайд 23).

Подобранный материал по познавательно- исследовательской деятельности позволяет в полной мере решать программные задачи.

                                                    Колина Г.Ф- воспитатель МКДОУ №8 г. Сим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...

Презентация " Выступление на педагогическом совете на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»"

В этой работе я подвела итог познавательно-исследовательской деятельности, проводимой с детьми моей группы, начиная со среднего возраста и заканчивая выпуском в школу....

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Начало работы над темой:  сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы:  май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...

План по самообразованию воспитателя старшей  группы на 2022-2023гг. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого ра...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Цель: выработать стремление к внедрению инноваций в исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность....

План по самообразованию в старшей группы на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста».

Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития. Помочь раскрыть перед д...