Выступление на МРО ""Познавательно- исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте" (центр "Познание")
учебно-методический материал по окружающему миру на тему
Представлен материал, в котором расскрываются особенности познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Представлена наполняемость центра "Познание" с учетом возрастных особенностей детей и их потребностей. К данному материалу прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_po_prs.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МРО: «Познавательно- исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте» (центр «Познания»).
В старшем дошкольном возрасте познавательно- исследовательская деятельность детей усложняется. Работа педагога направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Содержание деятельности изменяется от познания окружающих ребенка вещей к вещам более отвлеченным, не входящим в его непосредственный опыт. В старшем возрасте действия ребенка все более определяются внутренними целями, замыслами (слайд2).
Материал по познавательно- исследовательской деятельности должен предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя.
Дети могут ежедневно сделать свой выбор и организовать свою познавательную деятельность в центре познания, который расположен вблизи окна, имеет свободный доступ к оборудованию. Материал систематически пополняется, меняется в зависимости от изучаемого свойства (слайд 3)
В центре живет мудрая сова. Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует побуждению интереса к экспериментированию (слайд4).
К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапозон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных объектов.
Это, прежде всего, оборудование для исследования свойств воды и песка: емкости разной вместимости: мелкие стаканы, наборы прозрачных сосудов разных форм и объемов), груши, палочки, воронки, пипетки, водяные мельницы, формочки для льда, пищевые и непищевые красители, сито, ложки, лопатки,ёмкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения (слайд 5,6).
Материал для изучения свойств воздуха (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки для опытов с воздушным потоком, воздушный змей, флюгер (слайд7).
Для изучения свойств магнита (разные магниты, металлические и неметаллические предметы) (слайд8).
Для изучения свойств света, цвета и звука-зеркала, изготовленный с детьми телефон.
Наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, преломляющая призма, светофильтры и др), позволяющие установить причинно- следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта (слайд 9).
Для развития поисково - познавательной деятельности, и знакомства со свойствами материалов, в центре располагаются образцы из которых делают предметы (ткани, металл, пластмасса, дерево, бумага, стекло) (слайд10 ).
Предлагаются доступные для ребенка инструменты и приборы (Микроскоп, компас, лупа, весы, термометр), простые механизмы (система шестеренок, рычагов), действия с которыми стимулируют ребенка к открытию новых свойств окружающих предметов, установлению причинно- следственных связей между вещами и событиями (слайд 11).
Игровые компьютеры, электронные и механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор (слайд12)
Для детей старшего дошкольного возраста необходимы материалы разных типов. При этом объекты для исследования в действии должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции камней, ракушек, плодов растений) (слайд 13 ).
Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма.
Образно- символический материал отражает многообразие природного и рукотворного мира. Он предоставляет возможность исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, поиска их места в системе связанных с ними предметов и явлений. Это картинки для иерархической классификации предметов (установления родовидовых отношений): виды животных, транспорта, профессий) (слайд 14
Серии картинок для выстраивания временных рядов: раньше- сейчас (история транспорта, жилища, одежды, электроприборов) (слайд 15 ).
Для знакомства детей с предшественниками предметов и вхождение в атмосферу прошлого, в группе создан мини -музей «Бабушкин сундучок»; изготовлен макет крестьяинской избы с утварью того времени (слайд 16,17 ).
Старших дошкольников мы знакомим с движением тел и его основными компонентами, шарообразностью Земли, суточными и сезонными изменениями, с массой тел при помощи весов, с агрегатными изменениями вещества и пр. Поэтому, в центре представлены наглядно-графические модели пространства (глобус, географические карты, иллюстрированные планы местности, календари природы) (слайд 18 )
Общепринятые системы условных графических обозначений (наборы карточек с изображением дорожных знаков, погодных явлений) (слайд19).
Здесь же находятся дневнеки наблюдений, алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта (слайд 20-22 ).
Нельзя не дооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение иллюстрированных изданий познавательного характера (атласов, энциклопедий, книг о мире животных и растений, книг об истории рукотворных предметов ), расширяют образный мир ребенка и формируют у детей умение самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию (слайд 23).
Подобранный материал по познавательно- исследовательской деятельности позволяет в полной мере решать программные задачи.
Колина Г.Ф- воспитатель МКДОУ №8 г. Сим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...
Презентация " Выступление на педагогическом совете на тему: «Познавательно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»"
В этой работе я подвела итог познавательно-исследовательской деятельности, проводимой с детьми моей группы, начиная со среднего возраста и заканчивая выпуском в школу....
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Начало работы над темой: сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2022-2023гг. Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого ра...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Цель: выработать стремление к внедрению инноваций в исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность....
План по самообразованию в старшей группы на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста».
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития. Помочь раскрыть перед д...