Знакомством с мелом и каменным углем
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №55 комбинированного вида
Фрунзенского района города Санкт-Петербурга
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшей группы
составил воспитатель ГБДОУ № 55
Фрунзенского района С-Пб
Сторублевцева Г.И.
тема: «Знакомство с мелом и каменным углём»
- здоровьесберегающие
- личностно-ориентированные
- исследовательской деятельности
- интегрированного обучения
Программное содержание: познакомить детей со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, назвать их свойства и особенности. Развивать их сенсорные ощущения. Поддерживать интерес детей к опытнической работе. Дать детям представление о том, как добывают каменный уголь и мел, как они используются человеком. Познакомить детей с крупнейшими месторождениями каменного угля и мела. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Материалы к занятию:
1. Посылка с каменным углем и мелом, загадками про мел и уголь;
2. Диктофон с записью звукового письма;
3. Указка;
4. Подносы с каменным углем и мелом, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей), молоток;
5. Глобус, квадратики белые и черные — символы угля и мела;
6. Схема добычи каменного угля;
7. Клей, салфетки, кисти для клея, подставка для кистей, доски для рисования, альбомные кисти, пастель,
8. Цветные кружочки: красные и зеленые (для игры).
Предварительная работа: Знакомство и работа с моделью Земли – глобусом. Работа с лупой. Цикл занятий по темам: «Почва», «Природные камни».
Игровые приемы:
1. Игра «Живое не живое».
2. Сюрпризный момент: посылка со звуковым письмом от хозяйки Медной горы.
3. Загадывание загадок о каменном угле и меле.
4. Опыты с каменным углем и мелом.
5. Рассаз воспитателя по схеме шахты.
6. Работа с глобусом.
7. Рисование картины родной природы мелками, пастелью, углем.
Ожидаемый результат:
- повышение уровня интеллектуально-личностного развития детей;
- повышение познавательного интереса детей к практическим опытам с камнями.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, скажите мне, что нас окружает?
Дети. Нас окружают предметы.
Воспитатель. А еще что? (Природа).
— Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).
— Какие признаки живой природы вы знаете? (Дышит, размножается, растет, двигается, питается).
— Давайте с вами поиграем.
Игра «Живое не живое»
Воспитатель. Я буду называть разные слова, а вы — поднимать соответственно круги, если живое — то круг зеленого цвета, если неживое — то круг красного цвета.
— Дети, а к нам пришла интересная посылка со звуковым письмом, давайте его послушаем:
«Здравствуйте дорогие дети!
Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мои загадки, которые находятся в конверте. Желаю удачи!
Хозяйка Медной горы».
Воспитатель. Ребята, в письме говорится о конверте. Давайте его откроем и прочтем, что там написано (загадывает загадку о каменном угле).
С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластами,
Что б наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землею огоньки — это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)
Воспитатель. Вот он какой — этот каменный уголь. (Показывает детям).
— Каменный уголь — это камень и относится он к неживой природе.
— Дети, а теперь садитесь все за столы.
— Посмотрите, у вас на столах стоят подносы — найдите на них каменный уголь. Возьмите каменный уголь, рассмотрите его, расскажите о нем: какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый.
— А как вы узнали, что он твердый? (Надо надавить на него пальцем или сжать в руке).
— Как вы думаете, каменный уголь прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. (Ударяет по куску каменного угля молотком: каменный уголь рассыпался на несколько мелких кусочков).
— Да, ребята, каменный уголь твердый, но не настолько прочный, как, например, мрамор. От удара он рассыпается на мелкие куски.
— Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь? (Он пачкается). Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Внешний вид угля довольно разнообразен. Он может быть бурым или черным, блестящим или матовым. Возьмите лупу и рассмотрите каменный уголь. Что вы там видите? (Он бугристый, как дерево...).
— Каменный уголь — это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что происходит с водой?
Дети. Пошли круги, пузырьки, вода мутнеет. В каждом предмете есть воздух, в пористых предметах - больше.
Воспитатель. И при опускании в воду он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.
— Уголь утонул, а почему? (Каменный уголь — тяжелый).
— Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой).
— Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? Так, растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется).
— Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей.
Нужен ли человеку каменный уголь? Для каких целей? Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах и железных дорогах, для получения электроэнергии. Применяется при выплавки чугуна, стали. Из каменного угля получают краски и лаки.
— Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а так же и глубоко под землей. Для его добычи под землей стоят шахты — глубокие, темные колодцы. Закройте глаза. Вот так темно и ничего невидно и в шахтах. (Детям показывается схема шахты). В стволах шахт устанавливают подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение. Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд шахтеров — очень тяжелый. Их нелегкий труд облегчают разные машины.
— У нас есть места, где находится много каменного угля, целые залежи. Это в Донецке, в Новокузнецке, на реке Печоре, недалеко от Москвы — тульское угольное месторождение.
Воспитатель. Ребята подойдите к нашему глобусу и покажите город, в котором мы живем. Какой это город? Давайте отметим на глобусе и те места, где добывают большое количество каменного угля.
Дети работают с глобусом — наклеивают значки каменного угля.
Воспитатель. Ребята, а в конверте еще одна загадка.
«Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Опусти комочек в речку — утечет как молоко (Мел)»
Воспитатель. Дети, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его. Какого он цвета?
Дети. Белый.
Воспитатель. Мел такой же блестящий, как и каменный уголь? (Нет, он матовый).
— Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. (Мел твердый). — Ребята, мел твердый, но он мягче каменного угля. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел? (Мел оставляет след).
— Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.
— Так чем же похожи мел и уголь? (Оба хрупкие, оба пачкают руки). — А теперь попробуйте провести полоску камнем. Такой ли след он оставляет? (Нет он царапает, не пишет так, как мел).
— Дети, давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Осторожно опустите мел в воду.
— Какая была вода? (Чистая и прозрачная).
— Что произошло с водой? (Она помутнела).
— Почему она помутнела? (Потому что в ней растворяется мел). — А давайте осторожно опустим камень. Что происходит с водой? С камнем?
— Да, мел растворяется. Мел — это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это — полузатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов.
— Давайте рассмотрим мел под лупой, что вы видите? (Маленькие дырочки, травинки...)
— А как вы думаете, как мел используется человеком? (Для того чтобы рисовать на доске, на асфальте).
Воспитатель. Мел, ребята, нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве для известкования почв и подкормки животных, в промышленности — для производства цемента и извести. Мел добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, используют для получения соды, стекла. С помощью мела очищают сахар от примесей. Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств. Мел — составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление художественных красок, пастели, школьных мелков.
Мел залегает на разных глубинах. Его можно встретить на отмелях рек и глубоко под землей. Очень большие залежи мела в Брянской, Белгородской, Ульяновской, Саратовской области, а также за пределами России: во Франции, Великобритании. Давайте отметим эти места на глобусе. (Дети наклеивают значки мела).
Воспитатель. Сегодня мы узнали много нового, интересного про каменный уголь и мел. А сейчас я предлагаю вам нарисовать любую картину родной природы теми материалами, с которыми вы сегодня познакомились: это — либо мелки, либо пастель, либо уголь. Лучшие работы поместим на выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе На тему: «Знакомство с различными видами углов».
Познакомить детей с различными видами углов....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знакомство с каменным углем и мелом"
Цель: создание условий для развития интереса к явлениям неживой природы посредством знакомства детей со свойствами каменного угля и мела.Задачи: Образовательные:×...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»
Цели: расширять знания о природе, познакомить со свойствами каменного угля и мела. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности, развивать...
«ЗНАКОМСТВО С КАМЕННЫМ УГЛЁМ И МЕЛОМ»
Конспект занятия по ознакомлению с неживой природой детей выпускной группы...
природные ресурсы родного края. Конспект занятия "Знакомство с камешками, углем и мелом"
Знакомство со свойствами и качествами угля....
«Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Подземные богатства Земли. Знакомство с каменным углем и мелом»...
Конспект интегрированной экспериментально исследовательской деятельности В средней группе « Знакомство со свойствами угля и мела»
Занятие проводилось в раках муниципальной инновационной площадки....