Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе Тема: «Академия Воды»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шарапова Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

в подготовительной к школе группе

 Тема: «Академия Воды»

Разработчик –

 Шарапова  Ольга Владимировна,

воспитатель 1 квалификационной категории

2015 г.

Образовательная область – познавательное развитие.

В интеграции с образовательными  областями – социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель НОД – расширять и закреплять представление детей о свойствах воды.

Задачи:

1. Закреплять у воспитанников  умение делать причинно – следственные связи.

2. Развивать познавательный интерес воспитанников в процессе экспериментирования, обогащать словарный запас.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Ход НОД

1. Вступительное слово воспитателя.

- Здравствуйте, ребята,  меня зовут Ольга Владимировна. Я предлагаю вам взяться за руки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне, и у нас будет хорошее настроение. Спасибо  вам за ваши улыбки.

- Сегодня я приглашаю Вас в Академию. А что это за Академия, вы сейчас узнаете. Присядьте, пожалуйста, на стульчики.

(Воспитатель исполняет песню на мотив "Серенада Пьеро" "О воде").

Куплет:

Дождь водой по крышам стучит

И вода ручейками бежит.

Где - то из них появилась река,

Мы купаемся все там иногда.

Припев:

И в морях, океанах,

Ледниках и стаканах,

И в озёрах больших.

И на кухне из крана,

В родниках и фонтанах,

Даже в утренних туманах,

Это тоже конечно вода.

- Ребята, вы догадались,  в какую Академию мы отправимся? (Академия Воды)

- Ребята, подойдите ко мне.

- А вы знаете, чем занимаются в лабораториях Академии? (изучают, исследуют, проводят опыты).

- Правильно. Мы сегодня станем  исследователями.  И будем изучать свойства воды.

- Вы готовы? Тогда, вперёд!

  Вокруг себя  повернись,

   В Лаборатории окажись,

   В исследователей Воды превратитесь!

2. Беседа о правилах поведения в лаборатории.

- Ребята, а вы знаете, как себя должны вести исследователи в лаборатории?

- Ребята, в лаборатории надо работать аккуратно. Ещё как?

Не толкаться, шуметь и  мешать проводить опыты друг другу.

- Учёные – исследователи все свои  наблюдения записывают. Мы тоже свои наблюдения будем отмечать  в виде символов, которые лежат на столе около доски.

3. Лаборатория № 1

Проводится эксперимент с водой (свойство воды – вкус)

- Перед каждым из вас  стоят стаканы  с жидкостью (воспитатель  берёт в руки стакан с водой).

- Ребята, возьмите в руки стакан. Сделайте небольшой глоток. Попробовав воду, что вы можете сказать о ней? (Есть ли у нее вкус?) (нет)

- Когда человек очень  хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: "Какая вкусная вода!", хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

- Положите  в стаканчик с водой одну ложку белого вещества из баночки. Помешайте воду ложкой. Сделайте небольшой глоток.  Что-нибудь изменилось? (да, она стала солёная).

- Правильно, молодцы. Т. е. вода приобрела солёный …….. (вкус).

- Поставьте стакан  теперь уже с солёной водой на место и возьмите другой. Чуть пригубите из этого стакана. Положите в него 2 ложки другого белого вещества.  Помешайте воду ложкой. Сделайте небольшой глоток.  Что теперь вы можете сказать о воде из стакана? (она стала сладкой).

- Т. е. вода приобрела сладкий ……..(вкус).

- Поставьте  стаканчик на место и возьмите следующий. Положите в него  кусочек лимона.  

Помните лимон ложкой и  аккуратно помешайте.  Сделайте небольшой глоток.  Что теперь вы можете сказать о воде из стакана? (вода в стакане стала кислой).

- Т. е. вода приобрела   ……..(кислый вкус).

- В одном стакане вода солёная, в другом, сладкая, в третьем - кислая. Ребята, вспомните, пожалуйста, какая вода по вкусу была в первом стакане? (без вкуса, безвкусная, пресная).

- Молодцы.  А почему она была без вкуса?  (потому, что она была чистая).

- Ребята, можно  назвать воду чистой, после добавления  в неё других веществ (например, соли, сахара или лимона?) (нет)

- А какую воду можно назвать чистой? (безвкусной)

- Какой вывод можно сделать?  Можно сделать вывод, что (чистая вода не имеет вкуса)?

- Ребята, молодцы, мы с вами выяснили, что у чистой воды нет вкуса.

- Молодцы, ребята. Эксперимент окончен. Давайте подойдём к столу, внимательно посмотрим на картинки и выберем символ свойства чистой воды без вкуса  (дети подходят к столу, выбирают символ, располагают его на доске).

4. Валеологическая пауза

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы.

- Ребята, давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр, встанем на небольшом расстоянии друг от друга ко мне лицом.

(Проводится разминка Вперёд четыре шага»)

5. Лаборатория № 2

Проводится эксперимент с водой (свойство воды – цвет)

  Уважаемые учёные! Есть ещё одно свойство воды. Давайте выясним, какое?

Приглашаю вас в  следующую лабораторию.

- Подойдите, пожалуйста,  к окну.

- Перед вами НА ПОДОКОННИКЕ стоят 3 стакана с водой.

- Возьмите в руки  стакан  с водой.    Внимательно посмотрите на воду в стакане. Что вы можете сказать о воде? (прозрачная, чистая).

- Почему вы решили, что вода в стакане  прозрачная?  (потому, что мы видим дно стакана).

-  Возьмите шприц  с белой жидкостью и вылейте её в стакан с прозрачной водой.

- Перемешайте  обе  жидкости круговыми движениями руки.

-  Что изменилось?  Видно ли теперь дно в этой воде?  (вода изменила цвет, стала белой,  в белой воде дна стакан не видно).

- Молодцы, ребята. Поставьте стакан. Возьмите следующий стакан с чистой водой.

- Возьмите шприц с коричневой жидкости, перемешайте.

- Что произошло с водой в этом стакане?  (стала коричневой).

- Молодцы. Поставьте стаканчик на место и возьмите другой с прозрачной водой. Вылейте из шприца  зелёную жидкость в стакан с водой, перемешайте.

-  Что произошло с водой в этом стакане?  (стала зелёной). Видно ли дно в этой воде?  (нет)

- Ребята, вспомните, пожалуйста, какая вода была в стаканах перед добавлением других жидкостей?  (прозрачная, бесцветная).

- Что произошло с водой после добавления этих жидкостей, растворов?  (вода стала разного цвета)  (она окрасилась в белый, зелёный и  коричневый цвета)

- Можно назвать чистой воду зелёного, коричневого, белого цветов и других цветов? (нельзя)

- А какую воду можно назвать чистой?  (прозрачную)

- Какой вывод можно сделать из опытов?  (дети отвечают, что чистая вода не имеет цвета).

- Правильно, ребята. Вот мы и открыли ещё одно свойство воды: «Чистая вода не имеет цвета»

- Молодцы, ребята, второй эксперимент подошёл к концу. Давайте подойдём к столу  у магнитной доски, внимательно посмотрим на картинки и выберем символ для этого свойства чистой воды  и расположим его на доске «Чистая вода не имеет цвета» (дети подходят к столу, выбирают символ, располагают его на доске).

6. Игра «Учёные - водолазы»

- Ребята, а вы знаете, что, исследования воды проводятся не только в помещениях.

Для исследования моря и морской воды, учёные выходят в море на кораблях.

- Ребята, вы готовы к новым открытиям? Тогда в путь!

- Вокруг себя обернитесь,

 На корабле окажитесь.

- Вот мы и на корабле.

- Чтобы спуститься в море, оденьте снаряжение.

       Надеваем гидрокостюм  – правая нога, левая нога, рука левая, правая, голова.

Надеваем маску.

Закрепляем  на спине баллон с кислородом.

Надеваем на ноги ласты.

- Мы отправимся гулять,  (идём в сторону ковра вперёд спиной)

  Дно морское изучать!

- Прыгаем в воду!

-  Опускаемся  в море. Ребята, ложитесь на спину головой к морской звезде.

 - Закройте глаза.

(фоновая музыка)

- Глаза открывайте,

   Вверх их поднимайте,

Море сверху изучайте.   (Динамическая заливка светом на потолке «Морское дно» под музыкальное сопровождение)

Сколько водорослей разных,

 Звёзд, медуз и рыб прекрасных,

 Ламинарии, ежи

 И ракушки хороши!

К исследованию моря приступаем,

По дну морскому  мы шагаем,

Глубины моря изучаем.

Свои пробирки открываем,

Воды со дна в них набираем.

Пробирки закрываем

И на место убираем.

Чтоб  продолжить опытами заниматься

Пора наверх нам возвращаться (подниматься).

Быстро гидрокостюм снимаем

 И в лабораторию возвращаемся.

7. Лаборатория № 3

 Проводится эксперимент с водой (свойство воды – запах)

- Перед вами на столе стаканы с водой. Возьмите стакан с водой. Понюхайте в стаканчике воду.

- Какая вода в этом стаканчике? (дети - нюхают, отвечают, что вода без запаха)

- Молодцы. Теперь я добавлю в  стаканчик другую жидкость.

- Что изменилось? (дети нюхают жидкость, отвечают, вода стала пахнуть чесноком)

- Как можно ещё сказать? (у воды появился запах)  

- Молодцы. Поставьте этот стакан с водой на место и возьмите другой стакан с водой без запаха.

- Каждому из вас я капну в стакан с водой несколько капелек  другой жидкости.

- Что теперь скажете? (дети нюхают, отвечают, что вода стала  приятно пахнуть).

Т. е. у воды  опять появился..............( приятный запах)  

- Хорошо. Поставьте стаканчики на место и возьмите следующий стаканчик с  водой.

- Понюхайте воду. Какая вода в вашем стаканчике? (чистая, без запаха)

- Молодцы. Теперь я добавлю в  стаканчик другую жидкость. Что теперь скажете? (дети нюхают жидкость, отвечают, что и эта вода стала пахнуть).

- Молодцы, ребята. Вспомните, какая вода была в стакане до того, как я добавила в неё  другую жидкость? (чеснок)  (дети отвечают, что вода была чистая, без запаха).

- Ребята.  Можно ли назвать чистой воду с запахом?  (нет)

- А какую воду можно назвать чистой? (дети отвечают вывод: «Чистой водой можно назвать воду без запаха»)

- Подскажите, какое же свойство воды мы с вами сейчас узнали? (чистая вода не имеет запаха).

-  Молодцы, ребята, вот и  третий эксперимент подошёл к концу. Давайте подойдём к столу и подберём символ для этого свойства  чистой воды (дети подходят к столу, выбирают символ, располагают его на доске).

- Ребята, молодцы. Скажите, пожалуйста, что мы с вами делали в лабораториях? (проводили исследования чистой воды).

- Посмотрите на символы и скажите, пожалуйста, что мы узнали о чистой воде?

 Основной вывод:   чистая вода не имеет вкуса, цвета и запаха.

8. Презентация «Запасы чистой воды».

- Ребята, приглашаю вас  на стулья. Обратите внимание  на экран.

1 слайд. Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса.  Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что на нашей планете воды больше, чем суши.

2 слайд. В морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная.  Жить в такой воде могут только морские обитатели.

3 слайд. Людям и многим другим существам  употреблять такую воду не возможно.

4 слайд.  Пресной воды намного меньше, чем солёной и с каждым годом её становится всё меньше.

5 слайд. Большие запасы пресной воды находятся в айсбергах.

6 слайд. Под собственной тяжестью  края ледяных гор обламываются и оказываются в воде. Эти  громадные айсберги много лет дрейфуют в океане.

7 слайд. Для того,  чтобы иметь запас воды, человек научился создавать искусственные водохранилища с пресной водой.

8 слайд. Фильм «О плотине и водохранилище»

9 слайд. – Ребята, как  называют сооружение, которое перекрывает течение реки? (плотина)

 10 слайд. -  Как называется водоём, созданный человеком для хранения большого количества пресной   воды?

(водохранилище)

11 слайд  -  чистой воды на нашей планете очень мало.  

                  -   А что это значит, что её нужно беречь.

    - Вправо, влево повернись.

     В группе снова очутись

9. Подведение итогов.

- Ребята, вы сегодня были настоящими исследователями. И я хочу вам вручить медаль "Исследователи воды". Она будет вам напоминать о нашей встрече.

Спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».

Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

Конспект образовательного мероприятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе тема «Круговорот воды в природе»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1.   Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»;2.   Продолжать формировать представления о образование таких природных явлений как облак...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема: «Свойства воды».

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой....

Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»

Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов...

Конспект организованной – образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» по опытно-исследовательской деятельности (подготовительная к школе группа). Тема: «Академия чудес»

Познавательная непосредственная опытно - исследовательская деятельность в игровой форме. С детьми проводятся несколько занимательных экспериментов...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Волшебные воды двух океанов»

Образовательная задача:- Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.- Провести сравнительный анализ разной степени солености воды;- Закрепить способы наблюдения: умение выявлять свойс...