Проект
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Проект по развитию познавательной активности у детей в процессе эксперниментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 25 «Умка»

Обсуждено на заседании                                                              «Утверждаю»

Методического совета        Заведующий МБДОУ

«___»_________2014г.                                                                № 25 «Умка»        

Протокол №_______                                                                ________(Н.В.Астапова)        

Проект:

«Почемучки»

Автор: Воспитатель Кузьмина Е.С.

Саяногорск 2014г.

Описание проекта

  1. География проекта (населенные пункты, где будет проходить работа по проекту): Республика Хакасия, г. Саяногорск, МБДОУ д/с № 25 «Умка».
  2. Сроки реализации проекта: сентябрь 2014г. – май 2015г.
  3. Целевые группы, на которые направлена реализация проекта: дети средней группы МБДОУ д/с № 25 «Умка», родители.

  Актуальность проекта: Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней, к сожалению, на сегодняшний день детское экспериментирование в  дошкольном учреждении недостаточно широко внедряется педагогами в образовательный процесс. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

-  Расширять представление детей о свойствах окружающего мира;

-  Знакомить с различными свойствами воды, песка, камней;

-  Учить детей делать выводы на основе опытов;

- Участвовать в посильной практической деятельности;

- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Ожидаемые результаты:

  1. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных задач.
  2. Умение использовать разные способы и приемы познания.
  3. Интерес к экспериментированию у детей.
  4. Способность анализировать результаты экспериментирования.

Программа реализации педагогического проекта:

1. Изучение педагогической литературы по проблемам проекта;

2. Изучение положительного педагогического опыта, использования экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей.

3. Разработка плана работы с детьми .

Основные формы работы с детьми:

1. Непосредственно-образовательная деятельность.

2. Продуктивная деятельность.

3. Эвристические беседы, рассматривание календаря природы с применением условных изображений.

4. Кружок по обогащению знаний детей об экспериментировании «Мир открытий».

Система работы с родителями:

1.  Создание мини – лаборатории.

2.  Беседа за круглым столом: «Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования».

3.  Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Механизм оценки результатов:

Мониторинг знаний и умений детей.

Методическое обеспечение:

Литература, наглядные материалы, мониторинг.

Материал:

Книги по теме проекта, образцы разных материалов: пластик, резина, древесина, металл и разные виды бумаги (тонкая, плотная, одноцветная, цветная, салфетная, оберточная), галька, морские камушки, сыпучие материалы, лупы, мерные стаканы (мензурки, пипетки), одноразовые перчатки, дидактические игры, «Что из чего сделано», «Найди пару».

Тематический план.

Месяц

Тема НОД

Содержание

Сентябрь

Пополнение мини-лаборатории предметами и материалами для экспериментирования

Октябрь

Почему песок сыплется?

Выделить свойства песка и глины при помощи лупы: сыпучесть и рыхлость.

Ноябрь

Играем с красками

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).

Декабрь

Поиск воздуха

Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Январь

Цветные сосульки

Закреплять с  детьми представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).

Февраль

Мир бумаги

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).

Март

Узнай все о себе шарик

Познакомить с резиной, её качествами и свойствами.

Апрель

Посадим лук

Уточнить представление о луке как овоще, полезном для здоровья. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук. Учить сажать луковички и в землю и в воду, зарисовать лук в банке. Рассказать, что для роста зелени нужна вода. Работа с дневником наблюдения.

Май

Хитрые семена

формировать представления о внешнем виде семени гороха (круглое, зеленое или желтое, крепкое, гладкое, бугристое). Учить прослеживать действия посадки.

Литература:

1.        Альбуханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности.// Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности.-М.: Наука, 1989.-С.110-134

2.        Альбуханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980.-335с.

3. Бабаева, Т.И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников/ Т.И. Бабаева.-М.: Детство-Пресс, 2012.-С. 7-13.

4. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание.// Вопросы психологии.1994.-№3.-С.88-93.

5. Крулехт М.В. Педагогическая технология сотрудничества детского сада и семьи в целостном развитии личности ребенка// Альманах Детство№1, 1998, С.71-81.

6. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека.// Вопросы психологии. 1984.-№3.-С.25-32.

7.  Кряжев П.Е. Социологические проблемы личности.-М,1971.-193с.

8. Кудрявцев В.Г. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 1995.№9-10.-с.52-59, с.62-70.

9. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками.// Вопросы психологии. 1982.-№4.-С.18-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...